<< Предыдущая

стр. 2
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

-6-

Такая концепция и была взята за основу при внедрении
хозяйственного расчета в управление производством.
Речь идет о принятых в марте 1973 г. решениях по
совершенствованию управления промышленностью путем
создания объединений. Хозрасчет развивается и в деятельности
промышленных министерств союзных республик при
организации их работы на условиях, установленных для
промышленных объединений.

Теоретические концепции, послужившие основой развития
хозрасчета в управлении производством, были развиты в
правовом аспекте в науке хозяйственного права.
Напротив, ученые, отрицающие хозяйственное право как
отрасль права, обычно возражали против развития хозрасчета
в управлении, трактуя хозяйственное управление
только как властно-организационную, но не экономическую
деятельность(*5). Но такой подход не дает возможности
теоретически обосновать хозрасчет в управлении производством,
он не мог быть использован при осуществлении мероприятий по
совершенствованию управления промышленностью.
Разработанные же наукой хозяйственного права юридические
основы хозяйственного расчета в управлении производством
были восприняты хозяйственным законодательством, нашли
отражение в нормативных актах, определяющих правовое
положение объединений и регулирующих хозяйственные
отношения в промышленности.

Другой важный момент, получивший закрепление в
новейшем хозяйственном законодательстве, состоит в
трактовке хозяйственного договора как инструмента
планирования, средства совместного принятия плановых
решений. Такая трактовка хозяйственного договора
последовательно разработана в науке хозяйственного права,
она прямо вытекает из признания хозяйственного договора
институтом хозяйственного права, из понимания
хозяйственно-договорных отношений как отношений
хозяйственно-правовых, сочетающих планово-организационные
и имущественные элементы. Повышение роли хозяйственного
договора как инструмента планирования способствует
преодолению цивилистических догм, согласно которым договору
во всех случаях должен предшествовать план, т. е. договор лишь

(**5) С. Н. Братусь. Хозяйственная реформа и советское право.-
<Ученые записки ВНИИСЗ>, вып. 10. М., 1967.

-7-

уточняет и конкретизирует план, но сам не формирует его.
Между тем расширение хозяйственных прав предприятий
и объединений означает передачу им некоторых плановых
функций, осуществлявшихся вышестоящими органами
хозяйственного руководства. В результате предприятия и
объединения становятся не только объектами, но и
субъектами планирования.

При этом роль директивного планирования не только
не снижается, но, наоборот, повышается, поскольку в плане
определяются основные показатели развития народного
хозяйства, а не решаются мелкие вопросы без достаточного
знания деталей хозяйственных отношений между звеньями
социалистической экономики. Практика показывает
необходимость отказа от привычных представлений о том,
что план всегда должен предшествовать договору. В ряде
случаев весьма положительные результаты дает заключение
хозяйственных договоров до утверждения плана. При
таком подходе план утверждается на основе заключенных
хозяйственных договоров, что дает возможность учесть в
нем действительные потребности народного хозяйства и
населения. Так, при проведении оптовых ярмарок
предприятиями легкой промышленности после утверждения
планов производства отказы торговых организаций
заключать договоры на предусмотренные в плане изделия
вызывали необходимость вносить изменения в план.
Проведение же оптовых ярмарок по товарам культурно-
бытового назначения и хозяйственного обихода в 1972 г.
до утверждения плана на 1973 г. позволило учесть в плане
спрос населения на соответствующие товары (*6)

Права промышленных предприятий и производственных
объединений в области планирования производства
товаров народного потребления были значительно расширены
постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР
<О некоторых мерах по совершенствованию планирования
и экономического стимулирования производства товаров
легкой промышленности> от 22 апреля 1974 г.
№ 291(*7). Данное постановление предоставило право
указанным предприятиям и объединениям самим устанавливать
объемы производства товаров, предназначенных для

(**6) Р. Локшин. Планирование выпуска товаров народного
потребления.- <Плановое хозяйство>, 1972, № 10 стр. 10-12
(**7) СП СССР, 1974, № 10, ст. 45.

-8-

продажи населению, в натуральном выражении (кроме
тканей и товаров детского ассортимента) на основе заказов
торгующих организаций и договоров поставки товаров в
пределах выделенных ресурсов сырья и установленных
объемов поставки товаров в розничных ценах. Таким
образом, предприятия и объединения ограничены только
выделенным им сырьем и объемом поставки в рублях, а
объем производства в номенклатуре и ассортимент они
планируют сами по согласованию с торгующими
организациями. Это повышает роль хоздоговора как
инструмента планирования, дает возможность учесть в плане
запросы потребителей.

Роль хозяйственного договора как инструмента планирования
ярко проявляется и при заключении договоров промышленными
объединениями со снабженческо-сбытовыми и оптовыми
торговыми организациями в соответствии с п. 80 Общего
положения о всесоюзном и республиканском промышленных
объединениях (*8). Практика заключения таких договоров
между промышленными объединениями системы Минприбора
н снабженческо-сбытовой организацией - Союзглавприбором
была в виде опыта введена с 1971 г., а затем получила
распространение и в деятельности других снабженческо-
сбытовых организаций, в частности, Союзглавхима. Договоры
заключаются до утверждения плана п предусматривают
номенклатурную программу производства, согласовываемую
сторонами. Данная программа включается в план производства
промышленных объединений, а изготовленные в соответствии
с договором изделия должны быть приняты и реализованы
снабженческо-сбытовой организацией. В случае изменения
номенклатурных программ при утверждении государственного
плана развития народного хозяйства соответствующие
изменения вносятся и в договор. Заключение таких договоров
ставит планирование на договорную основу и способствует
изготовлению продукции, которая необходима для народного
хозяйства и населения. Вместе с тем вводится ответственность
во взаимоотношениях между промышленными объединениями
и снабженческо-сбытовыми организациями, которые принимают
на себя определенные обязательства (*9). И в этом случае хозяйст-

(**8) СП СССР, 1973, № 7, ст. 32.

(**9) Особые условия поставки продукции приборостроения.-
<Материально-техническое снабжение>, 1971, № 8, стр. 93.

-9-

венный договор кладется в основу разработки плана.
Разумеется, такой подход возможен лишь при трактовке
договора как инструмента планирования, средства
совместного принятия плановых решений. Необходимо
отметить также развитие законодательства об
ответственности в хозяйственных отношениях. Речь
идет как об отношениях по горизонтали, так и по вертикали.
Известно, что эффективность ответственности снижается,
поскольку она нс увязана с планово-хозрасчетным
механизмом оценки деятельности предприятий и объединений.
В результате этого предприятие или объединение, не
выполняющее хозяйственный договор, может выполнить
план, а его коллектив получить установленные премии. В
целях повышения ответственности по хозяйственным договорам
намечается введение такого порядка оценки хозяйственной
деятельности, при котором будет учитываться выполнение
обязательств по хозяйственным договорам поставки. В случае
невыполнения договорных обязательств будут снижаться
отчисления в поощрительные фонды предприятий и
объединений, что заставит их коллективы почувствовать
результаты своей плохой работы. Таким образом,
невыполнение обязательств по хозяйственным договорам
поставки будет прямо и не посредственно влиять на
поощрение коллективов. Это означает возрастание роли
хоздоговора как регулятора экономических отношений
между предприятиями и организациями, значительное
усиление эффективности ответственности за невыполнение
хозяйственных обязательств.

Такой результат достигается путем установления прямой и
неразрывной связи между выполнением плана и реализацией
обязательств по хозяйственному договору, ответственность
за неисполнение хозяйственно-договорных обязательств
рассматривается при таком подходе как ответственность за
невыполнение плана. Если коллектив поощряется за
выполнение плана, значит поощрение должно уменьшаться
при невыполнении обязательств по хозяйственному договору,
который используется как инструмент планирования.
Единство ответственности за выполнение плана и договора
полностью соответствует единству хозяйственных отношений
по горизонтали и вертикали, неразрывному сочетанию в этих
отношениях планово-организационных и имущественных
элементов. Оно адекватно отражается хозяйственно-правовой
концепцией, применение

-10-

которой позволяет решить важнейшую задачу повышения
ответственности в хозяйственных отношениях.

С этих же позиций решается в законодательстве и
вопрос об обязательности предъявления претензий при
нарушении хозяйственных обязательств. Предприятия и
организации не всегда используют свое право на взыскание
имущественных санкций, причиной чего является нежелание
портить отношения со своими контрагентами.
Борьбе с такими тенденциями будет способствовать Положение
о порядке предъявления и рассмотрения претензий
предприятиями, организациями и учреждениями и
урегулирования разногласий по хозяйственным договорам,
утвержденное постановлением Совета Министров СССР от
17 октября 1973 г.(*10) В нем предусматривается, что
организация, права которой нарушены, не только может, но и
должна предъявить претензию к нарушителю. Таким образом,
применение мер ответственности в хозяйственных отношениях
становится не только правом, но и обязанностью
соответствующего хозяйственного органа.

Применительно к отношениям но поставке это получило
закрепление в законодательстве не только в части
предъявления претензий, по и взыскания имущественных
санкций. Постановлением Совета Министров СССР от
25 июня 1974 г. № 518(*11) в Положения о поставках продукции
и товаров были внесены дополнения, согласно которым
взыскание санкций, установленных этими Положениями,
особыми условиями и договорами поставки, является
обязанностью сторон по договору. Такое понимание
имущественных санкций основывается на хозяйственно-
правовой концепции, согласно которой права хозяйственных
органов являются одновременно и их обязанностями,
причем нс только перед государством, по и перед контрагентом
(см. 2 гл. II). Из цивилистичсской же трактовки
имущественных санкций вытекает, что их предъявление
является только правом соответствующей организации.

Плодотворность хозяйственно-правовой концепции проявляется
и в том, что она исходит из необходимости установления
неразрывной связи между ответственностью в

(**10) СП СССР, 1973, № 23, ст. 128.
(**11) СП СССР, 1974, № 14, ст. 84.

-11-

хозяйственных отношениях по горизонтали и вертикали.
Все чаще в законодательстве предусматривается имущественная
ответственность за нарушения обязанностей в области
хозяйственного руководства. Так, в п. 75 и 76 Положения о
поставках продукции производственно-технического
назначения (*12) установлена ответственность за несвоевременное
распределение фондов и несвоевременную выдачу нарядов.
В п. 44 Общего положения о всесоюзном и республиканском
промышленных объединениях указывается на обязанность
управления объединения определить источники и размеры
возмещения имущественного ущерба, причиненного
предприятиям при изменении плана. Большой интерес
представляет возложение па вышестоящие хозорганы
ответственности по обязательствам подчиненных звеньев,
если эти обязательства не выполнены по вине вышестоящих
органов.

В п. 54 Положения о поставках продукции производственно-
технического назначения предусматривается ответственность
вышестоящих органов в случаях, когда по их вине у
предприятия-заказчика отсутствуют средства для оплаты
поставленного имущества, относящегося к основным фондам.
В этом случае речь идет по существу не об ответственности в
собственном смысле, а о возложении на вышестоящий орган
выполнения обязанности заказчика, не выполненной по вине
вышестоящего органа.

Несколько иной, хотя и близкий к этому случай
предусматривается в п. 5 постановления Совета Министров
СССР <Об утверждении Правил о договорах подряда на
капитальное строительство> от 24 декабря 1969 г.(*13)
В нем указывается, что имущественные санкции и суммы

<< Предыдущая

стр. 2
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>