<< Предыдущая

стр. 30
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Важным направлением развития правового регулирова-
ния имущественного статуса производственных единиц яв-
ляется признание за производственными единицами воз-
можности реализовывать свои правомочия по оперативно-
му управлению закрепленным за ними имуществом вне
рамок объединения.

Предоставление производственным единицам права за-
ключения от имени объединения хозяйственных договоров
означает в первую очередь их право распоряжаться за-
крепленными за ними материальными и финансовыми ре-
сурсами путем вступления в правовые отношения с внеш-
ними организациями. Поскольку такие отношения уста-
навливаются от имени объединения, в них непосредст-
венно реализуется право оперативного управления
объединения как такового. Но одновременно (опосредо-
ванно через реализацию права оперативного управления
объединения) осуществляются и правомочия производст-
венной единицы как имущественно обособленного звена
народного хозяйства.
Здесь обнаруживается новая сторона взаимосвязи пра-

-159-

вомочий оперативному управлению на различных уровнях,
по-новому проявляется производность прав одних звеньев
от прав других: если в рамках предприятий она выража-
ется в том, что правомочия структурных подразделений
выступают в качестве способа осуществления правомочий
предприятий, то в объединениях появляется и обратное
соотношение (осуществление прав производственных еди-
ниц путем реализации прав объединения).

Постановление от 2 марта 1973 г. № 139 не содержит
конкретных указаний по вопросу о том, какие договоры
могут заключаться производственными единицами, а По-
ложение о производственном объединении относит опреде-
ление перечня и видов таких договоров к компетенции са-
мого объединения. Здесь многое зависит от специфики
деятельности каждого конкретного объединения, и опыт
показывает, что вопрос о централизации либо децентрали-
зации заключения договоров в различных объединениях
решается по-разному. Однако необходимо учитывать, что
наряду со специфическими факторами, обусловливающими
дифференцированный подход к решению указанного воп-
роса, имеются факторы, с необходимостью предполагаю-
щие заключение определенных видов договоров именно
производственными единицами. Круг таких -договоров
предопределяется кругом объектов, находящихся в опера-
тивном управлении производственных единиц. В частно-
сти, закрепление за производственной единицей средств
специальных фондов (материального поощрения, социаль-
но-культурных мероприятий и жилищного строительства,
развития производства и др.) обусловливает необходи-
мость заключения производственными единицами догово-
ров, связанных с использованием указанных средств по
предусмотренному законодательством их целевому назна-
чению (на приобретение подарков для поощрения работ-
ников, медикаментов для врачебно-санаторных учрежде-
ний, путевок в санаторно-курортные учреждения, па
строительство и капитальный ремонт жилых домов и объ-
ектов культурно-бытового назначения, на осуществление
мероприятий по развитию производства и др.). Хотя такие
договоры заключаются от имени объединения, однако, как
уже отмечалось в литературе, производственные едини-
цы действуют не по доверенности объединения, не по его
полномочию, а в силу своей предусмотренной законом хо-
зяйственной правосубъектности в, в частности, предостав-

-160-

ленных им прав по распоряжению закрепленным за ними
имуществом (*113).

В производственных объединениях органически сочета-
ются на базе специализации, разделения труда и коопери-
рования различные виды деятельности (промышленное
производство, научные исследования, опытно-конструктор-
ские работы, проектирование и т. д.). Одновременно с про-
изводственными объединениями, создаваемыми в промыш-
ленности, развиваются объединения типа агропромышлен-
ных, промышленно-торговых, научно-производственных
и т.п., в которых многоотраслевой характер объединяемых
производств и видов деятельности проявляется особенно
ярко.

По действующему законодательству правовой режим
имущества, используемого в каждой из этих сфер деятель-
ности, имеет известные, подчас существенные разли-
чия.

Различны не только объем правомочий хозорганов
(равно как и их вышестоящих органов) в отношении за-
крепленного за ними имущества, но и сама структура этого
имущества и порядок его формирования. Так, для научно-
исследовательских, проектно-конструкторских и техноло-
гических организаций установлен особый порядок образо-
вания и использования фондов экономического стимулиро-
вания (*114).

Указанным организациям предоставлено право произ-
водить взаимный отпуск приборов, материалов, полуфаб-
рикатов и готовых изделий для выполнения научно-ис-
следовательских и опытных работ, а также передавать
безвозмездно другим организациям устаревшие и неис-
пользуемые оборудование, приборы и аппаратуру при ус-
ловии отказа вышестоящего органа от их перераспределе-
ния (п. 15 и 51 <д> Общего положения о научно-исследо-
вательских, конструкторских, проектно-конструкторских и
технологических организациях (*115)).

Промышленные предприятия такими правами не поль-
зуются. В совхозах, переведенных на полный хозяйствен-

(**113)В. В. Лаптев. Правовое положение объединений.-<Плановое
хозяйство>, 1973, № 6, стр. 92.
(**114) СП СССР, 1968, № 18, ст. 122.
(**115) <Экономическая газета>, 1970, № 52.

-161-

ный расчет, наряду с тремя фондами экономического сти-
мулирования, аналогичными соответствующим фондам в
промышленности (фонд материального поощрения, фонд
соцкультбыта, фонд расширения и укрепления хозяйства),
создается специальный страховой фонд. При этом все ука-
занные фонды, в отличие от порядка, установленного для
промышленности, создаются путем прямого отчисления от
массы прибыли. Совхозам предоставлены более широкие
права по использованию указанных фондов, в частности,
по направлению средств одних фондов на финансирова-
ние мероприятий, осуществляемых за счет других фон-
дов (*116). В отличие от промышленности и других отраслей,
где органам хозяйственного руководства предоставлены
широкие права по безвозмездной передаче с баланса под-
ведомственных предприятий оборудования другим органи-
зациям (*117), безвозмездная передача основных фондов
(кроме зданий и сооружений) государственных сельско-
хозяйственных предприятии вышестоящими органами
допускается лишь в случае реорганизации, разукрупне-
ния хозяйства или передачи части земельных угодий либо
отдельных производственных подразделений другим хо-
зяйствам(*118).

До создания объединений, когда каждому виду дея-
тельности соответствовала определенная форма ее органи-
зации (промышленное предприятие, совхоз или иное сель-
скохозяйственное предприятие, научно-исследовательский
институт и т. д.), и соответствующее хозяйственное обра-
зование выступало в качестве субъекта права оперативно-
го управления имуществом, обслуживающим данный вид
деятельности, такая дифференциация не вызывала практи-
ческих трудностей. В условиях же объединений она за-
труднительна, поскольку единым субъектом права опера-
тивного управления на все закрепленное за объединени-
ем имущество выступает объединение в целом, независимо
от вида деятельности, в сфере которой тот или иной комп-
лекс имущества функционирует.

В результате на практике правовой режим имущества
различных подразделений, входящих в состав объедине-
ния, нивелирован и подчиняется режиму имущества, уста-


(**116) СП СССР, 1967, № 10, ст. 55; 1971, № 2, ст. 14.
(**117) СП СССР, 1960, № 13, ст. 101.
(**118) СП СССР, 1971, № 2, ст. 14.

-162-

новленному для той отрасли, в которой создается объеди-
нение. Между тем, если отмеченная выше дифференциа-

ция правового режима имущества по отраслям и не всегда
оправдана, то в ряде случаев она имеет объективное обос-
нование в специфике обслуживаемого данным имуществом
вида деятельности. И эта специфика не утрачивается о
того, что в рамках объединения соответствующая дея-
тельность осуществляется не предприятиями, а производ-
ственными единицами. В то же время надо учитывать
что конечный результат деятельности объединений как
интегрированных производственно-хозяйственных комп-
лексов является плодом усилий всех их подразделений,
находящихся в тесной производственной связи. Поэтому
было бы неправильным и механическое перенесение в
объединения всех тех особенностей, которыми характери-
зуется правовой режим имущества (в частности фондов
экономического стимулирования) в различных отраслях,
представленных в данном объединении его производствен
ными единицами. Сказанное свидетельствует о необходи-
мости дальнейшего упорядочения имущественного статус.
объединений и их подразделений с учетом всех взаимо-
действующих факторов.

В литературе, как юридической, так и экономической,
давно поставлен вопрос о необходимости расширения прав
хозорганов по распоряжению закрепленным за ними иму-
ществом. Эта проблема, рассматривавшаяся до последнего
времени применительно к предприятиям, приобрела осо-
бую) актуальность в связи с созданием объединений. Поми-
мо общих соображений в пользу такого развития законо-
дательства (*119), здесь необходимо учесть еще два важных
обстоятельства.

Прежде всего наделение объединений дополнительны-
ми правами по хозяйственному распоряжению своим иму-
ществом диктуется их характером как крупных производ-
ственно-технических комплексов с высокой степенью кон-
центрации производства и централизации управления им.
Сосредоточение в рамках объединений в крупных масшта-
бах материальных и финансовых ресурсов, имеющее
целью обеспечить маневренность и более эффективное их
использование, само по себе диктует необходимость предо-

(**119) 3. М. Заменгоф. Правовой режим имущества хозяйственных ор-
ганов, стр. 144-166.

-163-

ставления объединениям и более широких прав по распо-
ряжению ими по сравнению с теми правами, которыми
хозорганы наделены в отношении имущества, находящего-
ся в их оперативном управлении по действующему зако-
нодательству. Кроме того, нельзя не учитывать особое по-
ложение объединений, в деятельности которых сочетаются
оперативно-хозяйственные функции и функции управ-
ления входящими в объединение и подчиненными ему
предприятиями и организациями. В качестве органов хо-
зяйственного руководства производственные объединения
и управления промышленных объединений наделены ря-
дом прав по распоряжению в порядке планово-регулирую-
щей деятельности имуществом предприятий, которыми
сами предприятия не обладают.

Так, управлению промышленным объединением предо-
ставлено право разрешать предприятиям и организациям,
входящим в состав объединения, передавать безвозмездно
с баланса на баланс другим государственным предприя-
тиям, организациям и учреждениям демонтированное, а
также излишнее и неиспользуемое оборудование, транс-
портные средства и другое имущество (за исключением
числящегося на балансе капитального строительства, а
также оборудования, полученного для комплектации) в
случае отказа вышестоящего органа от перераспределения
этого имущества в системе министерства (п. 35 <г> Об-
щего положения об объединениях). Некоторые права уп-
равления объединения прямо в Общем положении не за-
фиксированы, но вытекают из общего смысла содержащих-
ся в нем и в других актах хозяйственного законодательст-
ва норм. Так, очевидно, в случае централизации в
управлении объединения в установленном порядке работы
по материально-техническому снабжению предприятий и
организаций объединение должно быть наделено некоторы-
ми правами, аналогичными правам территориальных орга-
нов материально-технического снабжения, в частности,
правом заимствовать у отдельных предприятий с согласия
их руководителей сырье, материалы, топливо и комплек-
тующие изделия для оказания временной помощи другим
нуждающимся в этом предприятиям (такое право предо-
ставлено управлениям материально-технического снабже-
ния в районах РСФСР Положением об этих управлениях,
утвержденным приказом Госснаба СССР от 25 июня
1970 г. № 580).

-164-

Права производственных объединений (комбинатов)
по распоряжению имуществом подчиненных предприятий
тюка законодательно не определены. Однако в соответст-

<< Предыдущая

стр. 30
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>