<< Предыдущая

стр. 39
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

в стране НИР и ОКР. На базе указанного фонда
ВНТИЦентр <осуществляет,- как сказано в Инструк-
ции,- информационное обслуживание организаций и
предприятий> путем публикаций, распространяемых по
платной подписке, выдачи по запросам справок о зареги-
стрированных работах, выполнения тематических подбо-

(**62) См. Инструкцию, утв. постановлением Госкомитета Совета Ми-
нистров СССР по науке и технике от 14.VII 1972 г. № 352.-
<Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР>,
1973, № 6, стр. 4.

-244-

рок регистрационных и информационных карт, выполне-
ния за плату копий отчетов и пояснительных записок
в форме микрофильмов или полноразмерных бумажных
копий.

Указанная деятельность ВНТИЦентра недостаточно
четко регламентирована юридически, не отработан меха-
низм понуждения к выполнению возложенных на него
обязанностей. Можно утверждать, что происходит станов-
ление нового вида хозяйственного обязательства по ин-
формационному обслуживанию. Учитывая важность та-
кого обязательства, следует надлежащим образом регла-
ментировать взаимоотношения заинтересованных сторон,
придать им более четкую обязательственно-правовую
форму.

В названной Инструкции регулируются также отноше-
ния между организацией - исполнителем НИР и ОКР и
организацией, запрашивающей информацию об интересу-
ющих ее работах. Установлено, что организация-исполни-
тель обязана предоставить запрашивающей организации
необходимые информационные материалы, часть которых
(техническое описание, принципиальная схема и т. п.)
передается за плату по установленным ценам на копиро-
вание документов, а другая часть (конструкторская доку-
ментация и т. п.)-по договорам, заключаемым в уста-
новленном порядке между сторонами. По существу речь
идет о том, что в обоих случаях организация-исполнитель
обязана вступать в договорные отношения по передаче
информации, но в первом случае вид договора неясен
(как, собственно, и в случае копирования документов са-
мим ВНТИЦентром), а во втором-должен использо-
ваться, очевидно, договор па передачу научно-технических
достижений, о котором говорилось выше.

Научно-технический прогресс углубляет специализа-
цию производства, выдвигая одновременно проблему коор-
динации между специализированными хозяйственными
органами, для решения которой используются новые виды
хозяйственных обязательств. Так, в области материально-
технического снабжения и сбыта своеобразной реакцией
на углубление специализации промышленного производ-
ства и строительства можно считать появление особого
института комплектных поставок. Создана система особых
комплектующих организаций, которые обеспечивают пла-
нирование, организацию хозяйственных связей и поставку

-245-

в комплекте оборудования и других изделий, необходи-
мых для ввода в эксплуатацию строящихся и реконструи-
руемых объектов. Эти организации вступают в качестве
покупателей в договорные отношения с различными спе-
циализированными заводами-изготовителями, обеспечивая
поступление на стройки (перед которыми сами выступают
уже как поставщики) в полном комплекте всех необходи-
мых изделий. Для регулирования отношений по этим по-
ставкам используется договор поставки с такими сущест-
венными особенностями, которые дают основание приз-
нать наличие особого вида договора комплектной поставки.

В определенной степени те же процессы привели к воз-
никновению нового договора на организацию материаль-
но-технического снабжения. Необходимость комплексного
обслуживания потребителей возрастает в условиях углуб-
ляющейся специализации, ибо отдельному потребителю
становится практически невозможным или невыгодным
вступать в договорные отношения со множеством специа-
лизированных заводов-изготовителей. Ему проще и надеж-
нее иметь дело с одним снабженческо-сбытовым партне-
ром, который берет на себя по договору обязанности осу-
ществить весь комплекс снабженческо-сбытовых опера-
ций: обеспечить поставку транзитом и отпуск продукции
со своего склада по нарядам, в которых он указан в каче-
стве поставщика, реализацию фондов, переданных клиен-
том, централизованную доставку продукции потребителю,
подготовку материалов к производственному потреблению
(раскрой, нарезка и т. п.), реализацию излишков, поддер-
жание запасов потребителя на согласованном уровне, снаб-
жение в порядке оптовой торговли, отпуск продукции вза-
имообразно в случае необходимости. В подобном договоре
можно заметить элементы уже известных договорных ви-
дов, а также новые элементы, что в целом составляет но-
вое хозяйственное обязательство.

В условиях научно-технической 'революции, когда рез-
ко возрастает значение оптимизации руководства экономи-
ческими процессами, ведутся поиски новых методов хо-
зяйственного руководства и соответствующих им правовых
форм. Воздействие научно-технической революции на сис-
тему хозяйственных обязательств в этом направлении по-
рождает наиболее принципиальные изменения в данной
системе, поскольку приводит в ряде случаев к появлению
принципиально новых типов хозяйственных обязательств.

-246-

Известно, например, что объективным следствием НТР
является концентрация производства, которая в нашей
стране приводит к созданию хозрасчетных промышленных
и производственных объединений, превращению центров
хозяйственных систем в непосредственного участника эко-
номических процессов, усилению интеграционных тенден-
ций в рамках хозяйственных систем, внедрению хозрасчет-
ных начал в руководство экономикой и т. п.

Подобные явления создают условия для использования
хозяйственного обязательства в качестве правовой формы
хозяйственного руководства, в результате чего возника-
ют определенные виды хозяйственно-управленческих обя-
зательств.

В настоящее время можно выделить среди них группу
денежных обязательств, опосредствующих движение де-
нежных средств в рамках хозяйственных систем в связи с
созданием различных резервов и фондов в распоряжении
центра системы, и группу обязательств, опосредствующих
выполнение планово-организационных функций без дви-
жения имущества. Последние получили особое распростра-
нение в области снабжения и сбыта, где они успешно ис-
пользуются для организации хозяйственных связей по по-
ставкам.

К этой группе следует отнести и хозяйственный дого-
вор, который заключает Союзглавприбор с промышленны-
ми объединениями Минприбора и в рамках которого сто-
роны согласовывают номенклатурный план производства,
обеспечивают размещение заказов и загрузку производст-
ва на подчиненных объединению предприятиях и гаран-
тируют реализацию изготовленной продукции. В частно-
сти, если по выданным нарядам Союзглавприбора продук-
ция не находит сбыта, главк оплачивает стоимость про-
дукции, изготовленной в соответствии с согласованным
планом.

Совершенствование хозрасчетных методов управления
хозяйством приводит к внедрению хозрасчета во внутри-
хозяйственные отношения, что в свою очередь вызывает
к жизни различные виды внутрихозяйственных обяза-
тельств как правовых форм таких отношений. Концен-
трация производства путем создания производственных
объединений, в состав которых входят звенья, лишенные
прав самостоятельного предприятия, усиливает значение
внутрихозяйственных обязательств для регулирования

-247-

отношений в рамках подобного единого хозяйственного
комплекса. Таким образом, научно-техническая революция
оказывает воздействие на всю систему хозяйственных обя-
зательств, во всех ее подсистемах.

Это воздействие находит отражение в нормотворческой
деятельности. В силу определенных обстоятельств такая
деятельность воплощается преимущественно в норматив-
ных актах министерств и ведомств, которые пытаются
оперативно откликнуться на потребности практики и юри-
дически регламентировать новые хозяйственные обяза-
тельства или приспособить известные правовые формы к
новым отношениям. Несовершенство законодательной
техники, отсутствие общих норм хозяйственного законо-
дательства об обязательствах и четко закрепленной сис-
темы хозяйственных обязательств приводит к тому, что
подобное ведомственное законодательство порождает не-
ясные для практики вопросы, связанные с применением
норм об ответственности за нарушение обязательств, по-
рядком заключения и исполнения договоров и др. Ко-
дификация норм хозяйственного обязательственного права
должна в значительной мере устранить эти недостатки.

Систему обязательств как правовых форм хозяйствен-
ных отношений нельзя, по нашему мнению, непосредст-
венно закрепить в законодательном кодификационном ак-
те, перевести прямо в систему институтов обязательствен-
ного права. Да это и не нужно, потому что к каждой из
них предъявляются свои требования. Научно обоснован-
ная система хозяйственных обязательств как правовых
форм хозяйственных отношений должна в первую очередь
полно и адекватно отражать реальные правовые явления,
вскрывать определенную закономерную взаимосвязь меж-
ду ними, служить инструментом познания. Научно обо-
снованная система правовых норм, закрепляемых в нор-
мативном акте, должна в первую очередь обеспечить удоб-
ство пользования ими в правоприменительной деятельно-
сти, в частности обозримость, легкость нахождения,
соотносимость и совместимость со смежными и взаимосвя-
занными нормами. Обе системы не следует противопостав-
лять как взаимоисключающие хотя бы потому, что научно
обоснованная кодификационная система должна опирать-
ся в принципе на систему реальных обязательственных
форм. Чтобы законодательство не оторвалось от хозяйст-
венной практики, обе системы должны быть в принципе

-248-

равновеликими по объему, вернее, законодательство долж-
но охватывать весь объем реально складывающихся хозяй-
ственно-обязательственных отношений. Поскольку система
правовых норм более статична, чем реальная хозяйствен-
ная жизнь, абсолютного соответствия (совпадения) обеих
систем достичь невозможно. Приемы, обеспечивающие
полноту охвата элементов, в каждой системе специфичны.

В системе обязательственных форм это достигается пу-
тем группировки отдельных форм (элементов) в подсисте-
мы, каждая из которых допускает охват неограниченно-
го множества входящих в ее состав элементов (соответст-
венно реальным хозяйственным отношениям). В кодифи-
кационной системе необходимая полнота достигается,
во-первых, сходным образом - закреплением совокупности
норм как родового правового института, допускающего не-
обходимое видовое разнообразие, и, во-вторых, более аб-
страктно - допуская возможность возникновения обяза-
тельств из фактов, прямо не предусмотренных законода-
тельством, но по смыслу его порождающих права и обя-
занности.

При систематике, проводимой в кодификационных це-
лях, по-видимому, будут мало пригодны критерии (при-
знаки), используемые обычно для группировок обяза-
тельств в научно-познавательных целях. В самом деле,
какую пользу принесет выделение в кодификационном
акте группы хозяйственных обязательств, объединенных
сходным признаком <передачи имущества>? Сюда попадут
договоры поставки, договоры снабжения через присоеди-
ненную сеть, контрактация, купля-продажа, аренда, ссу-
да и т.д. Трудно представить какие-либо полезные общие
нормы (кроме норм общей части обязательственного
права), применяемые к каждому из договоров данной
группы либо подгруппы, выделенной по признаку переда-
чи права собственности (оперативного управления) или
права пользования.

Основой кодификационной классификации должен, по-
видимому, служить не групповой и типовой, а видовой приз-
нак, посредством которого выделяется отдельный институт
обязательственного права, а не совокупность таких инсти-
тутов.

Иными словами, система хозяйственных обязательств
как совокупность правовых форм хозяйственных отноше-
ний, закрепленных в кодификационном (систематизиро-

-249-

ванном) нормативном акте, должна состоять в основном
из таких первичных элементов, как вид обязательства,
образующий отдельный самостоятельный институт обя-
зательственного права (поставки, перевозки и т. п.).
Дальнейшая систематизация законодательного матери-
ада должна проводиться как путем определенного рас-
положения институтов (видов) обязательства, их по-
следовательности, так и путем определенной группировки
самих институтов. Но группировке этой не следует при-
давать чрезмерного значения. Стремление во что бы то
ни стало распределить все институты (виды) по груп-

<< Предыдущая

стр. 39
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>