<< Предыдущая

стр. 9
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

представлять собой комплексный закон, не имеющий сво-
их общих положений. Первоначально в ходе дискуссии
о хозяйственном праве высказывались даже утверждения
о том, что невозможно выработать общие понятия хозяй-
ственного права (*58).

Однако в процессе развития науки хозяйственного пра-
ва общие понятия этой отрасли права были разработаны.

(**57) О. А. Красавчиков. Экономическая реформа, социалистическая
законность и кодификация хозяйственного законодательства.-
<Ленинские принципы социалистического хозяйствования и
правовые проблемы экономической реформы>. Свердловск, 1969,
стр. 19; А. А. Пушкин, К. П. Сафронова, В. А. Попов. Развитие
хозяйственного законодательства.- <Советское государство и
право>, 1970, № 10, стр. 95.

(**58) О. С. Иоффе. Правовое регулирование хозяйственной деятель-
ности в СССР. Л., 1959, стр. 30.

-45-

К ним относятся такие понятия, как хозяйственный ор-
ган, хозяйственная компетенция, хозяйственные обяза-
тельства, хозяйственные санкции и др. Все эти общие по-
нятия должны быть закреплены в Хозяйственном кодек-
се, они существенно отличаются от общих понятий граж-
данского и административного законодательства.

Общие положения гражданского законодательства не-
применимы для регулирования хозяйственных отноше-
ний в целом, они относятся только к имущественной сто-
роне этих отношений. Между тем в хозяйственных отно-
шениях неразрывно сочетаются имущественные и плано-
во-организационные элементы. Нормы гражданского
законодательства неприменимы для регулирования хозяй-
ственных отношений по вертикали и внутрихозяйствен-
ных отношений. Естественно, что такие нормы не могут
претендовать на то, чтобы быть определяющими при ре-
гулировании социалистического хозяйствования.

Кроме того, в действующем гражданском законода-
тельстве общие нормы сформулированы в абстрактном ви-
де, что предопределяется их назначением не только для
отношений с участием граждан, но и для отношений меж-
ду социалистическими организациями. При таком подхо-
де оказывается невозможным определить общие положе-
ния, характерные именно для социалистического хозяй-
ствования, для плановых хозяйственных отношений
между социалистическими организациями. Ведь при кон-
струировании таких общих положений плановые хозяйст-
венные отношения надо увязать с бытовыми сделками
граждан, с наследованием и т. п. Естественно, что такая
увязка может быть осуществлена лишь в очень абстракт-
ных формулировках. Между тем для социалистического
хозяйствования необходимо конкретное формулирование
общих положений, относящихся к регулированию социа-
листических хозяйственных отношений. Лишь при таком
подходе общие положения будут оказывать эффективное
воздействие на регулирование хозяйственных отношений.
Такие общие положения могут быть закреплены только
в обобщающем нормативном акте хозяйственного законо-
дательства, они не могут быть сформулированы в граж-
данском законодательстве.

Общие положения гражданского законодательства не-
приемлемы для регулирования хозяйственных отношений
еще и потому, что они частично формулируются в рес-

-46-

публиканском законодательстве. Ведь они содержатся не
только в Основах гражданского законодательства, но и в
Гражданских кодексах союзных республик (*59). Следова-
тельно, при применении к хозяйственному законодатель-
ству общих положений гражданского законодательства
оказалось бы, что к хозяйственным отношениям, которые
по своему характеру требуют общесоюзного регулирова-
ния, применялись бы общие правила, сформулированные
в республиканских законах. Такое положение совершен-
но недопустимо, поскольку и по сложившейся практике
и в свете задач дальнейшего совершенствования социали-
стического хозяйствования основные вопросы регулирова-
ния хозяйственных отношений, определения порядка осу-
ществления хозяйственной деятельности и руководства
ею должны решаться в общесоюзном законодательстве.
Задачи совершенствования социалистического хозяйство-
вания не могут быть решены, если не только отдельные
институты хозяйственного законодательства, но даже его
общие положения будут регулироваться республиканским
законодательством.

Что касается предложения о применении к хозяйст-
венным отношениям общих положений административно-
го законодательства, то это не только неверно, но и не-
возможно, поскольку таких общих положений вовсе не
существует. Ведь у нас нет ни Основ административного
законодательства, ни Административных кодексов (кро-
ме Административного кодекса Украинской ССР), в ко-
торых определялись бы общие положения административ-
ного законодательства. Существует лишь ряд норматив-
ных актов, регулирующих принципы административной
ответственности, порядок наложения административных
штрафов и т. д.(*60) Но правила, содержащиеся в этих
нормативных актах, относятся к регулированию админи-
стративных правонарушений и по своему характеру не-
применимы к хозяйственным отношениям.

(**59) О. С. Иоффе, выдвигая предложения об издании Кодекса граж-
данских законов СССР. отмечает, что во вводной частя к этому
Кодексу нужно оговорить, что <на регулируемые им отноше-
ния распространяются, если специально не предусмотрено иное,
нормы Общей части ГК союзных республик> (О. С. Иоффе.
План и договор в социалистическом хозяйстве, стр. 31).

(**60) Сборник законодательных и нормативных актов об администра-
тивной ответственности. М., 1972.

-47-

Таким образом, общие понятия, общие положения хо-
зяйственного законодательства не могут быть заимствова-
ны из административного или гражданского законодатель-
ства, они должны определяться в основном нормативном
акте хозяйственного законодательства в соответствии с
природой хозяйственных отношений, регулируемых его
нормами.

Задача этого основного закона в том и состоит, чтобы
определить общие принципы правового регулирования хо-
зяйственных отношений, юридически закрепить важней-
шие институты хозяйственного права. Обобщающий закон
должен определять положения, общие для всего народного
хозяйства. Что же касается положений, относящихся к от-
дельным отраслям народного хозяйства и видам хозяйст-
венной деятельности, то они в Обобщающем законе могут
быть определены лишь в основных чертах.

Следовательно, правовое регулирование отдельных от-
раслей народного хозяйства и видов хозяйственной дея-
тельности и после издания Обобщающего закона долж-
но будет осуществляться текущим хозяйственным зако-
нодательством, не поглощаемым им. Не должны включать-
ся в Обобщающий закон нормы подвижные, мобильные,
быстро меняющиеся. Такие нормы, как и сейчас, должны
содержаться в постановлениях правительства, в норматив-
ных актах органов хозяйственного руководства.

Издание Обобщающего закона не решит всех проблем
совершенствования хозяйственного законодательства. Но
с его принятием будет создана законодательная осно-
ва для последующего развития хозяйственного законода-
тельства. После издания кодекса (основ) нормативные
акты по регулированию хозяйственных отношений будут
издаваться на основе и в соответствии с положениями ко-
декса как основного закона регулирования хозяйственной
жизни. Это будет иметь важное значение для упорядоче-
ния хозяйственного законодательства, введет в единое рус-
ло нормотворческую деятельность в области хозяйственно-
го законодательства, создаст четкий порядок, позволяющий
избежать дублирования, повторений и противоречий в за-
конодательстве, значительно сократит объем нормативно-
го материала и приведет хозяйственное законодательство
в единую стройную систему.

Изложенное показывает, что теоретической основой
кодификации хозяйственного законодательства должна

-48-

быть концепция хозяйственного права как самостоятель-
ной отрасли права. Наука хозяйственного права разрабо-
тала систему расположения нормативного материала, ко-
торая была использована в проекте основных положений
Хозяйственного кодекса. Этот проект состоит из разделов,
которые подразделяются на главы и статьи. Всего в
проекте 13 разделов, 70 глав, 587 статей. Разделы проек-
та таковы: общие положения, участники хозяйственных
отношений, имущество хозяйственных органов, планиро-
вание хозяйственной деятельности, общие положения о
хозяйственных обязательствах, хозяйственные санкции,
хозяйственные обязательства, связанные с выполнением
научно-технических работ, хозяйственные обязательства
в области строительства, хозяйственные обязательства в
области снабжения и сбыта, хозяйственные обязательства,
связанные с перевозками грузов, хозяйственные обяза-
тельства, возникающие при кредитовании и расчетах,
иные хозяйственные обязательства, защита хозяйствен-
ных прав.

Такая система Хозяйственного кодекса в основном бы-
ла одобрена при обсуждении проекта. Вместе с тем были
высказаны и некоторые замечания. Заслуживает внима-
ния замечание о нецелесообразности включать в наиме-
нование разделов, посвященных регулированию отдельных
видов хозяйственной деятельности, слова <хозяйственные
обязательства>. Действительно, содержание этих разделов
проекта гораздо шире, в них регулируются не только
хозяйственные обязательства, но и вопросы правового по-
ложения хозяйственных органов, планирования, органи-
зации хозяйственной деятельности и ответственности за
ее результаты. Поэтому представляется правильным отка-
заться от этого наименования и назвать данные разделы в
соответствии с их содержанием (<Снабженческо-сбытовая
деятельность>, <Грузовые перевозки> и т. п.).

В проекте основных положений Хозяйственного кодек-
са пет деления норм па общую и особенную части. Одна-
ко первые разделы проекта по существу составляют его
общую часть. Речь идет не только о разделе <Общие поло-
жения>, но и о разделах <Участники хозяйственных отно-
шений>, <Имущество хозяйственных органов>, <Планиро-
вание хозяйственной деятельности>, <Общие положения
о хозяйственных обязательствах>, <Хозяйственные санк-
ции>, <Защита хозяйственных прав>. Во всех этих разде-

-49-

лах содержатся общие правила регулирования всех хозяй-
ственных отношений, общие положения для всего народ-
ного хозяйства. Они не выделяются в единую общую
часть Хозяйственного кодекса, поскольку в таком объеди-
нении нет необходимости, это означало бы лишь введе-
ние вместо трехзвенного членения (раздел, глава, статья)
четырехзвенного членения нормативного материала (часть,
раздел, глава, статья), т. е. привело бы к усложнению
структуры Хозяйственного кодекса.

Традиционное деление на общую и особенную части,
вполне уместное и обоснованное в теоретических разра-
ботках и при систематизации отрасли законодательства в
целом, вовсе не обязательно в структуре кодекса. Заме-
тим, кстати, что во многих кодексах нет деления норма-
тивного материала на общую и особенную части. Так,
Гражданский кодекс РСФСР состоит из 8 разделов, кото-
рые подразделяются на главы (в некоторых разделах гла-
вы отсутствуют). Первый раздел называется <Общие по-
ложения>, но в нем содержатся далеко не все положе-
ния общего характера, многие из них включены в каче-
стве глав в другие разделы (например, в раздел II <Пра-
во собственности> и в раздел III <Обязательственное пра-
во>). Кодекс законов о труде РСФСР не знает деления и
на разделы, он подразделяется на 18 глав. Первая глава
называется <Общие положения>, но и в этом кодексе поло-
жения общего характера содержатся также и в других
главах.

Представляется, что структура Хозяйственного кодек-
са, принятая в проекте его основных положений, себя
оправдывает. При оценке этой. структуры необходимо
учесть и то, что раздел о защите хозяйственных прав яв-
ляется последним, завершающим разделом Хозяйственно-
го кодекса. В случае же выделения общей части, включаю-
щей все положения общего характера, этот раздел приш-
лось бы перенести в первую часть кодекса. Между тем речь
в нем идет по существу о хозяйственно-процессуальных
вопросах, в связи с чем и целесообразно помещение это-
го раздела именно в конце кодекса. При обсуждении про-
екта высказывались предложения и об исключении этого

раздела и создании Хозяйственно-процессуального кодек-
са СССР. Эти предложения представляются в принципе
правильными, в дальнейшем целесообразно будет разрабо-
тать и проект Хозяйственно-процессуального кодекса. Од-

-50-

нако на данном этапе, когда проект Хозяйственного ко-
декса в первом варианте уже разработан, было бы целесо-
образно сохранить в нем данный раздел с тем, чтобы в про-

<< Предыдущая

стр. 9
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>