ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Территориальное верховенство государства
§ 1. Понятие территориального верховенства
Территориальное верховенство — важнейшее свойство государственного суверенитета. Оно означает высшую, полную и исключительную власть государства на своей территории. В Конституции России говорится, что суверенитет РФ "распространяется на всю ее территорию" (ч. 1 ст. 4).
Территориальное верховенство включает высшую власть (im-periwn) и суверенное владение (dominium). Последнее отлично от гражданского права собственности (также dominium). Оно состоит в праве распоряжаться государственной территорией и ее ресурсами, включая передачу той или иной части иностранному государству. Гражданское право собственности существует в рамках установленного государством закона. Приобретение права собственности на земельный участок не исключает его из государственной территории, даже если собственником становится иностранное государство.
Поскольку государство осуществляет исключительную власть в пределах своей территории, постольку оно несет и соответствующую ответственность за все, что на ней происходит. Оно обязано обеспечить законные интересы и права иностранных государств и их граждан. В противном случае наступает его международно-правовая ответственность. Суверенитет и международно-правовая ответственность взаимосвязанные явления.
Деятельность, осуществляемая в пределах государственной территории, в том числе и не запрещенная международным правом, не должна наносить ущерб другим государствам. Особое значение приобретает сегодня проблема "трансграничного ущерба", под которым донимается ущерб, причиняемый другому государству действиями, совершенными на территории или в ином месте под юрисдикцией или контролем данного государства. Прежде всего это касается ущерба, причиняемого окружающей среде. Этой проблеме посвящен проект статей, разрабатываемый Комиссией международного права ООН: об ответственности за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом.
Территориальный принцип всегда имел решающее значение для определения сферы действия государственной власти. Большое практическое значение этот принцип имеет для права. "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют
2 Глава 1 Территориальное верховенство государства
верховенство на всей территории Российской Федерации." (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ).
Территориальный принцип имеет и экстратерриториальный аспект^ Власть государства распространяется на его граждан в международных пространствах, например, в Антарктике. Морские, воздушные и космические корабли в международных пространствах рассматриваются как территория государства их флага.
Юрисдикция государства распространяется на деятельность его органов и должностных лиц, где бы она ни осуществлялась. Эти органы и лица обязаны соблюдать законы своей страны и за рубежом, в том числе и в отношении своих граждан, разумеется, не вступая в конфликт с местным правом. Это положение подтверждается судебной практикой.^
Экстратерриториальная юрисдикция осуществляется также в соответствии с персональным принципом, вытекающим из личного или персонального верховенства государства. В силу этого принципа действие определенных законов государства распространяется на его граждан, а также на постоянно проживающих в нем лиц без гражданства во время их нахождения за рубежом. Это относится даже к карательным отраслям права. В отличие от ранее принятого УК новый УК РФ предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности за действия, совершенные вне пределов РФ, российских граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в России (ч. 1 ст. 12).
Находит все более широкое признание такой принцип эктра-территориальной юрисдикции, как принцип защиты. Согласно этому принципу государство вправе привлекать к уголовной ответственности лиц, не являющихся его гражданами, за совершенные вне его территории преступления, направленные против существенных интересов самого государства или его граждан.
' Лукашук И. И. Экстратерриториальное действие национального закона и международное право// Функционирование международного права. М, 1992.
' Спецслужбы США, выполняя задание, причинили ущерб имению американского гражданина в Гондурасе. Пострадавший обжаловал эти действия в судебном порядке. Апелляционный суд США в октябре 1984 г. установил свою юрисдикцию в отношении данного иска, а также право истца на правосудие в случае нарушения его конституционных прав американскими чиновниками даже тогда, когда нарушение имело место на иностранной территории в процессе осуществления внешней политики государства (Harv. ILJ 1985 № 2 P. 553).
§ 1. Понятие территориального верховенства 3
Согласно новому УК РФ уголовная юрисдикция РФ распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Российской Федерации, совершивших преступление вне пределов РФ, в случаях, в частности, если преступление направлено против интересов РФ (ч. 3 ст. 12).'
Актуальность принципа защиты в связи с ростом международной преступности не вызывает сомнений. Однако порождают опасение случаи слишком широкого его истолкования, вступающего в противоречие с международным правом.^
Экстратерриториальная уголовная юрисдикция может осуществляться в соответствии с принципом универсальности. Согласно этому принципу любое государство вправе привлечь к уголовной ответственности лицо, совершившее вне его территории определенное международным правом преступление. Таким преступлением издавна почиталось пиратство. Ныне ряд универсальных конвенций содержат этот принцип.^
На основе международного договора специализированная юрисдикция государства может быть распространена и на международные пространства. В 1976 г. в США был принят закон о сохранении и регулировании рыбных запасов, который распространил юрисдикцию США в отношении регулирования рыбных запасов на 200-мильную прибрежную зону. В 1978 г. аналогичный закон приняла Япония. В 1984 г. Президиум Верховного Совета СССР
' Закон США 1986 г., посвященный обеспечению дипломатической безопасности и борьбе с терроризмом, установил уголовную юрисдикцию судов США в отношении любых лиц, совершивших за рубежом убийство американского гражданина или причинивших ему тяжкие телесные повреждения (Public Law № 99-399. 1986. Para. 2331).
' Такие случаи встречаются, особенно в практике США. Наиболее показательно, пожалуй, дело Норьеги. Против военного руководителя Панамы, генерала Норьеги, в США возбудили уголовное преследование по обвинению его в торговле наркотиками, в рэкете, в отмывании денег, добытых преступным путем Армия США вторглась в Панаму, захватила Норьегу, который в дальнейшем был осужден американским судом. Средства массовой информации США констатировали беспрецедентный характер акции и сочли, что она была продиктована политическими соображениями (Newsweek. 1988. Febr. 15. P. 21).
' В Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. говорится: "Лица, которым предъявлено обвинение в совершении актов, перечисленных в статье II настоящей Конвенции, могут предаваться компетентному суду любого государства — участника настоящей Конвенции, которое может приобретать юрисдикцию над личностью обвиняемых.." (ст. V).
4 Глава 1. Территориальное верховенство государства
издал Указ "Об экономической зоне СССР", согласно которому "СССР обеспечивает выполнение мер и правил, касающихся запасов анадромных видов рыб, за пределами своей экономической зоны на основе договоров между СССР и другими заинтересованными государствами". Примером такого рода договоров может служить соглашение с Японией 1985 г. о сотрудничестве в области рыбного хозяйства. Оно признало за советскими органами значительные полномочия в отношении японских судов в открытом море.
Различают следующие виды юрисдикции: а) предписывающая — власть издавать обязательные нормы; б) правопримени-тельная — власть подчинять физические и юридические лица правоприменительному процессу в судебном или административном порядке; в) юрисдикция принудительного осуществления — власть применять меры принуждения для обеспечения реализации норм.
В своей совокупности эти виды образуют полную юрисдикцию, осуществляемую только в сфере территориального верховенства. Неполная юрисдикция, будь то предписывающая или правоприменительная, может осуществляться как в сфере территориального верховенства, так и в определенной мере за ее пределами. Территориальное верховенство государства внутри страны осуществляется лишь в пределах предписывающей юрисдикции в отношении лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом. Эти лица обязаны соблюдать законы страны пребывания, но обладают иммунитетом от судебной и административной юрисдикции, от юрисдикции правоприменительных органов. Предписывающая юрисдикция распространяется на граждан за рубежом в силу личного верховенства государства. Юрисдикция принудительного осуществления может иметь место лишь в пределах государственной территории.'
§ 2. Государственная территория
Значение территории как материальной основы государства не нуждается в особых пояснениях. Не случайно на протяжении всей истории велись непрерывные войны за территорию. Защита территории — одна из главных задач государства. Согласно Конституции "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории" (ч. 3 ст. 4).
^ Лукашук И. И. Экстратерриториальное действие уголовного закона и международное право//РЕМП. 1993—1994. СПб., 1995.
§ 2. Государственная территория 5
Особое внимание охране государственной территории уделяет и международное право. Этому в значительной мере посвящено содержание его основных принципов — неприменения силы, территориальной целостности, нерушимости границ. Государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения.
Территория понимается также, как пространственная сфера действия государственного суверенитета, сфера территориальной юрисдикции государства.
В состав государственной территории входят: а) сухопутная территория (поверхность суши), включая острова; б) водная территория (акватория), включающая внутренние воды и территориальное море; в) земные недра; г) воздушное пространство, расположенное над перечисленными пространствами. Согласно Конституции, территория РФ "включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними" (ч. 1 ст. 67).
Согласно международному праву определенными суверенными правами и соответствующей юрисдикцией государство обладает на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне. В Конституции говорится, что РФ "обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ч. 2 ст. 67). В определении объема прав государства в отношении шельфа и экономической зоны главная роль принадлежит международному праву, а не закону. Суверенитет государства распространяется также на искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.
Важной частью государственной территории, источником природных богатств являются недра, находящиеся под ее сухопутной и водной территорией, а также недра континентального шельфа. Глубина недр не ограничена и теоретически распространяется до центра Земли.
К внутренним водам относятся определенные морские воды, а именно: воды портов; воды заливов, бухт, лиманов, берега которых полностью принадлежат данному государству; воды заливов, бухт, лиманов и проливов, исторически принадлежащих данному государству; воды рек, озер и иных водоемов, берега
6 Глава 1. Территориальное верховенство государства
которых принадлежат данному государству (см. ч. 4 ст. 5 Закона о Государственной границе РФ 1993 г.).
Воздушная территория представляет собой воздушное пространство в пределах государственных границ. Высотный предел воздушной территории не установлен. В литературе высказывается мнение, ч^о он достигает 100—110 км. Высотный предел воздушного пространства, находящегося под государственным суверенитетом, отграничивает его от космического пространства, подчиненного международному режиму.
Государство может односторонне или по договору ограничить свою территориальную юрисдикцию, передав определенные права другому государству. Наиболее часто встречающиеся случаи представляют соглашения о прямом и транзитном воздушном сообщении и о пребывании иностранных вооруженных сил. Соглашения о статусе своих вооруженных сил на территории других стран РФ заключила с рядом государств СНГ. По соглашению с Республикой Кыргызстан 1993 г. Россия получила в аренду места дислокации своих вооруженных сил на территории Кыргызста-на. В этих местах установлена юрисдикция России (ст. 14).
В состав государственной территории входят соответствующие участки международных и пограничных рек, а также пограничных водоемов (озер, каналов). В последние годы приобрела актуальность проблема использования несудоходных видов международных водотоков. Под последними понимается система как поверхностных, так и подземных вод, составляющих единую систему, стекающих в единое русло. Части такой системы находятся в разных странах. Комиссия международного права подготовила по этому вопросу проект статей и в 1994 г. представила его Генеральной Ассамблее ООН. Части упомянутых водотоков входят в состав территории государства, которое обязано использовать международный водоток таким образом, чтобы не наносить ощутимого ущерба другим государствам водотока.
Существуют и специальные понятия территории, например, таможенная территория. В принципе она совпадает с территорией государства, однако с некоторыми исключениями, например, в нее не входят свободные таможенные зоны и свободные склады в портах (ст. 3 Таможенного кодекса РФ).
Помимо государственной территории существуют территории международные, под которыми понимаются пространства, находящиеся вне сферы государственного суверенитета. Их режим определяется исключительно международным правом. Право пользования ими в равной мере принадлежит всем государствам.
§ 2. Государственная территория 7
К таким пространствам относится открытое море, материк Антарктида, воздушное пространство над ними, морское дно вне сферы действия государственного суверенитета, космическое пространство, а также небесные тела.
Учитывая особые климатические условия Северного Ледовитого океана, проблема принадлежности расположенных в нем островов, включая еще не открытые, была решена несколько необычным путем. В 1921 г. Канада декларировала, что все земли и острова к северу от канадской континентальной части находятся под ее суверенитетом. В 1926 г. было издано Постановление ЦИК и СНК СССР, объявившее советской территорией все земли и острова, расположенные к северу от побережья СССР до Северного полюса в рамках его арктического сектора. Исключение было сделано для архипелага Шпицберген, принадлежащего Норвегии на условиях Парижского договора 1920 г., к которому в 1935 г. присоединился СССР.
§ 3. Государственные границы
Государственная граница понимается как юридически обоснованная условная линия, определяющая пределы государственной территории. Поскольку граница определяет пределы не только поверхности, но также недр воздушного пространства, то фактически она напоминает нечто подобное воронке, обращенной узким концом к центру Земли. Внутри этой воронки находится опрокинутый конус государственной территории.
Значение границ, прежде всего, тем и обусловлено, что они определяют пределы территории. Юридическое оформление границы является одновременно и закреплением права на расположенную за ней территорию. Границы определяют сферу территориальной юрисдикции.
Взаимное уважение границ — необходимое условие мира. Международное право обязывает воздерживаться от любых посягательств на границы других государств, от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории любого государства. Границы могут изменяться в соответствии с международным правом, мирным путем и по соглашению. Этому посвящен принцип нерушимости границ.
Линия прохождения границы и ее режим закрепляются договорами пограничных государств. Известны также случаи, когда традиционная граница признается без договорного оформления, опирается на сложившиеся нормы обычного права. В спорах по поводу традиционных границ международные судебные органы,
8 Глава 1. Территориальное верховенство государства
как правило, выносят решения, подтверждающие такие границы. Так, в споре между Камбоджей и Таиландом по поводу храма Преах Вихеар Международный Суд ООН обосновал свое решение тем, что "обе стороны своим поведением признали установленную линию и тем самым согласились рассматривать ее как линию границы."' Протест государства может предотвратить признание фактической границы традиционной.
Закон "О Государственной границе Российской Федерации" 1993 г. исходит из необходимости договорного закрепления границ.^ При этом РФ руководствуется принципами обеспечения безопасности собственной и международной, взаимовыгодного сотрудничества с иностранными государствами, взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ, мирного разрешения пограничных вопросов (ст. 2). Закон подчеркивает, что законодательство о границе основывается на международных договорах. Более правильно было бы указать в качестве основания международное право в целом. Целый ряд статей Закона воспроизводит нормы международного права.
Детально позиция России в отношении границ раскрывается в Основах Пограничной политики РФ, утвержденных Президентом 5 октября 1996 г. и представляющих собой "систему официально принятых взглядов"^ Основы соответствуют международному праву, в частности, подтверждают принцип нерушимости границ. Оформление границы "осуществляется на основе универсальных принципов международного права". В соответствии с международным правом решается вопрос о границе с новыми независимыми государствами, образовавшимися на территории СССР. Она "совпадает с прежними границами административно-территориального деления СССР".
Принято различать сухопутные, водные и воздушные границы, а также границы недр. Последние два вида границ производны от двух первых, которым и посвящены основные правила их установления.
Сухопутные границы предпочитают проводить по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам. Ими могут быть реки, горы и т. п. Такие границы ясно различимы и вызывают меньше недоразумений. Их именуют естественными
' ICJ Reports. 1962. P. 31. ' ВСНД. 1993. № 17. ct. 594. ^ Российская газета. 1996. 6 нояб.
§ 3. Государственные границы 9
границами. Это название не имеет ничего общего с весьма распространенной в прошлом концепцией "естественных границ", сторонники которой считали, что границы должны проходить по естественным рубежам, созданным самой природой. Если государство не имеет таких границ, то оно может их добиваться, в том числе и при помощи силы.
Во многих случаях границы приходится проводить между условными точками без естественных ориентиров. При этом должны учитываться интересы местного населения. Известны также так называемые географические границы, совпадающие с меридианами и параллелями географической сетки. Такими являются границы арктического сектора России. Широко применялись такие границы при разграничении колониальных владений в Африке. Будучи проведенными без учета местных условий, они разделяли племена, резали естественные и хозяйственные комплексы. От отрицательных последствий подобного разграничения страны Африки страдают до сих пор. Немало конфликтов из-за колониального подхода к границам существует в современной Латинской Америке.
Водные границы на реках устанавливаются следующим образом: если .река судоходная, то по середине главного фарватера или по тальвегу (линия наибольших глубин); если же река несудоходная или ручей, то по их середине; в случае, если у реки имеется несколько рукавов — по середине главного рукава. На озерах и иных водоемах — по прямой линии, соединяющей выходы границы к берегам водоема. Проходящая по реке, озеру или иному водоему граница не перемещается при изменении очертания берегов или уровня воды и при отклонении русла реки.
После создания водохранилища или иного искусственного водоема граница остается на том же месте, где она проходила до затопления. Она лишь превращается из сухопутной в водную. По мостам и плотинам граница проходит в центре этих сооружений, независимо от линии водной границы.
Морские границы совпадают с внешними границами территориальных вод. В соответствии с международным правом Россия установила 12-мильную ширину этих вод.
Линия прохождения границы детально описывается в договоре и наносится на карту. Эта стадия называется делимитацией. После этого граница определяется на местности, устанавливаются пограничные знаки, составляются соответствующие документы. Это стадия демаркации границы. Практике государств известна также редемаркация, под которой понимается восстановление или
10 Глава 1. Территориальное верховенство государства
обновление ранее установленной границы. Если редемаркация ограничивается восстановлением границы, то она обычно проходит гладко. Но порою редемаркация связана с обменом участками, передачей их другой стороне, с приведением границы в соответствие с общими нормами международного права. В таких случаях могут возникнуть трудности. В качестве примера можно указать на историю договора РФ с КНР 1994 г. о линии границы на ее западном участке, который не нашел понимания у Государственной Думы.
Серьезные проблемы, связанные с границами, возникли после распада СССР. У новых государств нет материальных возможностей обустроить границы друг с другом. При определении границ между государствами, образовавшимися в результате ликвидации государства-предшественника, обычно бывшие административные границы превращаются в государственные.
Отмеченное обстоятельство, а также то, что новые государства не всегда в состоянии обеспечить безопасность своих "внешних" границ, побудили их обратиться к совместной охране границ. Этому посвящен целый ряд актов СНГ. В 1994 г. была принята Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников СНГ^ Декларация не только подтвердила решимость уважать эти принципы, но и закрепила долг каждого участника пресекать действия, направленные против границ других участников.
В 1995 г. Совет глав государств СНГ принял Концепцию охраны внешних границ Пограничными войсками государств-участников СНГ^. Документ закрепил деление границ на внутренние и внешние. Первыми являются границы между государствами СНГ. Здесь действует режим прозрачности границ. Внешние границы — это границы стран СНГ с сопредельными государствами, не входящими в СНГ.
В качестве главной цели пограничной политики на внешних границах указано обеспечение стабильности и безопасности государств СНГ. В числе принципов названы всестороннее сотрудничество по охране границ и взаимная ответственность государств за обеспечение надежной охраны своего участка внешней границы с учетом интересов безопасности остальных государств СНГ. В 1993 г. было утверждено Положение о Совете командующих пограничными войсками^ Цель Совета: координация усилий по-
1 БМД. 1994. № 7. С. 9—10. " Российская газета. 1995. 25 марта. ^ БМД. 1994. № 8, С. 14 и ел.
§ 4. Международные реки
II
гранвойск в области охраны внешних границ и экономических зон, а также по обеспечению стабильности в них. С рядом государств заключены двусторонние договоры в данной области'.
При помощи законодательства и международных договоров на границе устанавливается пограничный режим, призванный обеспечить безопасность государства, а также служить своеобразным фильтром, который открывает простор для правомерных связей и препятствует въезду и ввозу, противоречащим интересам государства. Пересечение границы разрешается на основе соответствующих документов только, в пунктах пропуска, определяемых национальным правом и международными договорами. Несанкционированное пересечение границы транспортными средствами, включая воздушные и морские суда, допустимо лишь в случае чрезвычайных обстоятельств, аварии, стихийных бедствий и др. Пограничный режим в РФ определен Законом о Государственной границе РФ (разделы III и IV).
В целях обеспечения пограничного режима в России устанавливается пограничная полоса шириной до 5 км, в которой погранвойска обладают особыми правами.
Для разрешения вопросов, связанных с поддержанием пограничного режима, для своевременного урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки границы Правительство РФ назначает пограничных представителей (пограничных комиссаров, пограничных уполномоченных). На основе договоров с соседними государствами они взаимодействуют с их представителями. Этот институт, введенный в практику СССР, оправдал себя и получил распространение.^ Не урегулированные на месте инциденты решаются по дипломатическим каналам.
§ 4. Международные реки
К международным относятся реки, протекающие по территории нескольких государств или разделяющие их территории. Соответствующие участки рек входят в состав территории прибрежных государств, но вместе с тем являются частями единой водной системы, чем и определяется специфика их правового
' По некоторым из них охрана внешней границы передается погранвойскам РФ. По договору с Арменией 1992 г., последняя делегирует вопросы охраны государственной границы с Турцией и Ираном погранвойскам РФ (БМД. 1995. № 6. С. 17).
" Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. утверждено Положение о пограничных представителях РФ(СЗ. 1995. № 21. Ст. 1971)
12 Глава 1. Территориальное верховенство государства
статуса. Принято различать собственно международные реки — судоходные реки, имеющие выход в море. Река, протекающая по территории нескольких государств и не имеющая выхода в море, может быть определена как трансграничная. В литературе она иногда именуется многонациональной. Такие реки либо несудоходны, либо судоходство носит местный характер.
Реки, разделяющие территории государств, называются пограничными. Существует общее понятие пограничных вод, под которыми понимаются участки рек и других водоемов, по которым проходит граница, а также воды в местах, где их пересекает граница.
Наиболее значительна роль международного права в определении статуса собственно международных рек. Первым прецедентом в этом плане явился Заключительный акт Венского конгресса 1815 г., содержавший принцип свободы судоходства по международным рекам Европы. Одновременно была признана юрисдикция прибрежных государств над соответствующими участками рек. Решающая роль в определении режима международных рек принадлежала крупным державам, в том числе и неприбрежным.
Крупные державы в 1885 г. установили свободу торгового судоходства по рекам Конго и Нигер. После Первой мировой-войны мирные договоры установили свободу судоходства по таким европейским рекам, как Одер (Одра), Неман, Висла и др. В 1921 г. Конвенцию о режиме Дуная разработали и подписали помимо придунайских государств Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, Греция. Непридунайские державы вошли и в состав международных дунайских комиссий.
Основы современного режима международных рек были заложены на Белградской конференции по Дунаю 1948 г. Решающую роль в этом сыграл СССР. Кроме придунайских государств в конференции приняли участие Великобритания, Франция и США, которые однако отказались подписать разработанную Конвенцию. Конвенция установила свободу невоенного судоходства для всех стран, включая свободу захода в порты. В органы управления Дунаем вошли представители лишь придунайских государств.
Режим трансграничных и пограничных рек определяется по взаимному соглашению прибрежных государств.
Если в прошлом режим международных рек касался только судоходства, то сегодня растущее значение приобретает регулирование использования рек в хозяйственных целях: для получения электроэнергии, для обеспечения нужд промышленности и сельского хозяйства. Здесь действует общий принцип: любые спо-
§ 4. Международные реки 13
собы использования не должны наносить ущерба законным интересам других прибрежных государств. Более того, прибрежные государства совместно и каждое в отдельности должны принимать меры, необходимые для сохранения реки.
Конкретно эти вопросы решаются в двусторонних соглашениях граничащих государств. Такого рода соглашения были заключены СССР и в порядке правопреемства перешли к образовавшимся на его территории государствам. В качестве примера можно привести соглашение с Румынией о сотрудничестве в области водного хозяйства на пограничных реках 1986 г^ Соглашение подтверждает право каждой из сторон самостоятельно осуществлять хозяйственные мероприятия на пограничных водах на территории своего государства. Вместе с тем стороны обязались не предпринимать односторонних действий на пограничных водах и их притоках по возведению гидротехнических сооружений или иных действий, способных причинить ущерб другой стороне. Каждая сторона будет использовать не более половины согласованной величины водных ресурсов. Стороны обязаны предпринимать меры по предотвращению загрязнения пограничных вод, а также по предотвращению изменения русла пограничных вод.
Сб. ДД. Вып. XLH. С. 54—58.



ОГЛАВЛЕНИЕ