ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава III. Права человека
§ 1. Права человека как отрасль международного права
Права человека — одна из главных отраслей современного международного права, определяющая ряд его характерных черт. Ее образуют принципы и нормы, закрепившие основные и производные права человека и тем самым определившие стандарты демократии в международной и национальных системах. На других языках эта отрасль называется "международное право прав человека" (international law of human rights). В русском языке "право прав" звучит не лучшим образом.
В литературе высказано предложение объединить права человека с международным гуманитарным правом, защищающим права человека в вооруженных конфликтах, и именовать это международным гуманитарным правом. Думается, однако, что это не совсем обоснованно. Права человека не ограничиваются защитой прав индивида, они определяют характер международного правопорядка и национальных правовых систем. Кроме того, в международной практике утвердилось понимание гуманитарного права как относящегося только к вооруженным конфликтам.
Нередко высказывается мнение, будто утверждение в международном праве прав человека делает индивида субъектом международного права. Однако объектом международного права являются только межгосударственные отношения, его механизм пригоден для регулирования только таких отношений^. Поэтому международное право создает непосредственно права и обязанности для государств. Из этого исходит и судебная практика^.
' Известный специалист в области прав человека В. А. Карташкин считает, что индивид стал субъектом международного права. Но тут же подчеркивает, чти международное право является межгосударственным правом (Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С. 100).
^ В 1993 г. суд канадской провинции Онтарио рассмотрел дело местной гражданки по обвинению ее в контрабандном ввозе сигарет. Обвиняемая ссылалась на международный договор как дающий ей право на беспошлинный ввоз товаров. В своем решении суд указал, что данный договор, как и любой иной международный договор, предоставляет права только участвующим государствам, но не индивидам (Can. YIL. 1993. P..395).
34 Глава III. Права человека
Применение норм к отношениям индивида находится в руках государств. В тех случаях, когда международные нормы касаются индивида, международное право обязывает государства обеспечить их реализацию. И только в исключительных случаях, когда государственный механизм не в состоянии этого сделать, международное право предусматривает непосредственное применение своих норм при помощи международных учреждений. Такими учреждениями являются международные уголовные суды, обладающие юрисдикцией в отношении военных преступлений и преступлений против человечности. Более широкой юрисдикцией общего характера обладают учреждения ЕС, но и они действуют через государства.
Международные акты не содержат признания индивида в качестве субъекта международного права. В тех редких случаях, когда этот вопрос затрагивается, индивид рассматривается как бенефициарий (пользователь) в отношении норм международного права, что же касается самих прав и свобод, то индивид, естественно, является их субъектом, для него они и существуют.' Дело в том, что общепризнанные нормы о правах человека носят характер общих принципов права, равно присущих как международному, так и внутригосударственному праву^ Онц отражают исторически достигнутый уровень демократии и гуманности общества на международном и внутригосударственном уровне.
Благодаря этому они обладают особыми юридическими качествами. Ни международный договор, ни внутригосударственный закон не могут ограничить права человека. Для обоснования такого статуса используется концепция естественных прав человека. В Конституции РФ она сформулирована так: "Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" (ч. 2 ст. 17). Соответственно "не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина" (ч. 2 ст. 55).
Это положение относится и к международным договорам. Достаточно сказать, что Устав ООН обязывает государства поощрять и развивать уважение к правам человека. Любой договор,
' Венская декларация и программа действий 1993 г. (РЕМП. 1993—94 С. 340).
^ В Сообщении Комиссии Европейских сообществ Совету и Европейскому парламенту говорится, что "основные права человека считаются неотъемлемой частью общих принципов, единых для правовых систем всех государств-членов, что, в свою очередь, образует основу права Сообществ..." (Doc. СОМ(95)567. 2211.1995. P. 5).
§ 2 Нормы о правах человека 35
умаляющий права человека, будет недействителен в силу ст. 103 Устава, определившей преимущественную силу обязательств по Уставу. Такие договоры неправомерны и в силу противоречия принципу уважения прав человека.
§ 2. Нормы о правах человека
В основе рассматриваемой отрасли международного права лежит принцип уважения прав человека, закрепленный Уставом ООН. Последний возложил на государства ответственность за обеспечение уважения к правам человека. Он исходит из того, что установление международного порядка, основанного на уважении прав человека, имеет важное значение для достижения иных его целей.
В развитие закрепленного Уставом принципа в 1948 г. была принята Всеобщая Декларация прав человека, определившая перечень и содержание основных прав человека. Следующим важнейшим шагом в этом направлении было принятие ООН в 1966 г. двух международных пактов — о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах.
Кроме того, принято значительное число конвенций, посвященных отдельным категориям прав человека. Особое внимание уделено правам наиболее нуждающихся в защите категорий населения, прежде всего, правам женщины и ребенка. Значительное число конвенций направлено на пресечение преступлений против прав человека — конвенции о запрещении геноцида и апартеида, о ликвидации всех форм массовой дискриминации, о запрещении рабства и др. Особый комплекс образуют многочисленные конвенции Международной организации труда.
Значительное число конвенций по правам человека заключено на региональном уровне. В рамках Организации африканского единства (ОАЕ), Организации американских государств (ОАГ), Совета Европы и СНГ. Устав СНГ в качестве одной из основных целей указывает обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) (ст. 2).^ В Декларации глав государств СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1992 г. участники обязались принять
БМД. 1994. № 1. С. 5.
36 Глава III. Права человека
меры с целью приведения национального законодательства в соответствие с обязательствами по соглашениям в области прав человека и, в частности, с документами СБСЕ. Было выражено намерение заключить Конвенцию СНГ по правам человека,^ Существенное значение имеют многочисленные соглашения по обеспечению социальных и экономических прав, например, о пенсионном обеспечении, о правах беженцев и вынужденных переселенцев и т. п.
Рассматриваемой отрасли международного права присущи принципы универсальности и недискримпнации. В силу первого принципа нормы о правах человека обязательны для всех государств и в отношении всего их населения. В силу второго — неправомерна дискриминация по каким бы то ни было признакам. Центральное место в отрасли занимают право на жизнь, право на мир. Вовлечение страны в международный и внутренний вооруженный конфликт является нарушением прав человека на жизнь и мир. Виновные несут за это индивидуальную ответственность. Принцип демократии и уважения прав человека требует мирного урегулирования конфликтов, которые неизбежно ведут к нарушению прав человека.
Различают гражданские и политические права, с одной стороны, и экономические, социальные и культурные права — с другой. Первые пригодны для немедленной реализации в государствах. Вторые нуждаются в определенных экономических, социальных и культурных условиях, которые существуют далеко не во всех странах. Кроме того, ряд государств, таких как США, заявили о неприемлемости для них Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Поэтому содержание этого Пакта нельзя целиком отнести к общепризнан-' ным нормам. Россия участвует в обоих пактах. С учетом различий между гражданскими и политическими правами, с одной стороны, и социальными, экономическими и культурными — с Другой, первые называют правами первого поколения, а вторые — второго.
В основной массе права человека носят индивидуальный характер, их субъектом является отдельный человек. Но существуют и коллективные права человека, принадлежащие крупным объединениям индивидов (народы, нации, национальные меньшинства^ коренные народы). Реализация этих прав является условием обеспечения прав индивидов, входящих в такие объ-
§ 3. Международный контроль за уважением прав человека 37
единения. Некоторые авторы относят коллективные права к третьему поколению прав человека^
Коллективными правами народа являются, прежде всего, право на самоопределение и право свободно распоряжаться своими естественными богатствами.
Серьезное значение имеет обеспечение прав национальных меньшинств, неуважение которых породило немало конфликтов. К этой категории относятся этнические, религиозные и языковые меньшинства. Принадлежащим к ним лицам должно быть обеспечено право совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, а также пользоваться родным языком (ст. 27 Пакта о гражданских и политических правах).
Значительное внимание международные акты уделяют защите прав коренных народов, прежде всего, в области сохранения естественной среды их обитания. Это нашло отражение и в Конституции РФ, в которой говорится: "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории" (ч. 1 ст. 9).
§ 3. Международный контроль за уважением прав человека
Система международного контроля за уважением прав человека чрезвычайно сложна и недостаточно организованна, что не может не сказываться на ее эффективности. Такое положение естественно, поскольку эта система представляет собой совершенно новое явление и находится в начальной стадии становления.
Контроль осуществляется ООП, прежде всего, Генеральной Ассамблеей, Экономическим и Социальным Советом, а также такими специализированными органами, как Комиссия по правам человека и Комиссия по правам женщин. В 1993 г. Генеральная Ассамблея учредила пост Верховного комиссара по правам человека, который представляет ООН ежегодно доклады о состоянии прав человека в отдельных странах и в мире в целом. Значительное внимание правам человека уделяют специализированные учреждения ООН, например, ЮНЕСКО. Наиболее отлажен контрольный механизм МОТ. На основе конвенций о правах человека созданы комитеты по
БМД. 1994. № 9. С. 9.
' Тузмухамедов Р. А. "Третье поколение прав человека" и права на-роднв//сгп 1986 № II.
38 Глава III. Права человека
контролю за их выполнением. Общей компетенцией в этом плане обладает Комитет по правам человека, созданный на основе Пакта о гражданских и политических правах. 18 членов Комитета избираются в личном качестве участвующими в Пакте государствами. Последние представляют Комитету доклады о принятых ими мерах по реализации прав человека. Комитет изучает доклады и сообщает государствам свои замечания.
Государство может сделать заявление о признании компетенции Комитета рассматривать сообщения о нарушении каким-либо из участников своих обязательств по Пакту. В 1991 г. СССР присоединился к Факультативному протоколу к пакту (вступил в силу для России с 1 января 1992 r.V Участник Протокола признает компетенцию Комитета рассматривать сообщения находящихся под его юрисдикцией лиц, являющихся жертвами нарушения данным государством прав, изложенных в Пакте. Комитет сообщает свои соображения этому государству. Условием обращения в Комитет является исчерпание лицом всех имеющихся внутренних средств правовой защиты.
Таким образом, 'на универсальном уровне применяются три основные меры контроля: рассмотрение периодических докладов государства, процедуры рассмотрения споров о толковании и осуществлении конкретных соглашений и рассмотрение индивидуальных петиций.
Это же в общем относится и к региональным системам контроля. Наиболее развитую из них представляет система Совета Европы^ Первой инстанцией выступает Европейская комиссия по правам человека. В Комиссию может обратиться любое государство-участник в отношении любого нарушения прав человека. Кроме того, участвующие государства признали право на подачу петиций индивидами и их объединениями. Комиссия принимает петиции к рассмотрению при условии исчерпания местных средств правовой защиты.
Комиссия, любое заинтересованное государство, а также индивидуальный петиционер после передачи доклада Комитету министров может представить дело на рассмотрение Европейского суда по правам человека.' Рассмотрение вопросов обеспечения выполнения решений по правам человека отнесено к компетенции Комитета министров Совета Европы.
§ 3. Международный контроль за уважением прав человека
В России в качестве одного из конституционных прав человека закреплено право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав человека в соответствии с международными договорами РФ, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46).
Правило исчерпания внутренних средств является нормой обычного международного права, что неоднократно подчеркивалось в решениях международных судов.^ Оно относится не только к случаю обращения в международные органы, но и применяется при оказании дипломатической защиты. Отсутствие такого правила привело бы к тому, что иностранцы оказались в привилегированном положении, при каждом удобном случае обращаясь к защите своего государства, игнорируя местные органы. Средства правовой защиты могут быть как судебными, так и административными.
Исчерпание местных средств предполагает своевременное обращение к ним, а также представление им соответствующих документов во всей полноте. Невыполнение этих требований служит основанием для отказа в защите.
Правило об исчерпании местных средств не действует, когда применение этих средств неоправданно затягивается (п. "с" ч. 1 ст. 41 Пакта о гражданских и политических правах). Это относится и к тем случаям, когда обращение к местным средствам с очевидностью будет бесполезным, в частности, при подчилении
суда исполнительной власти. * *"' " •˜ ^ ˜ ', j, ^ ^-
Международные средства контроля за соблюдением прав че-^ ловека нельзя рассматривать как кассационную инстанцию в от˜-ношении внутригосударственных решений. Их задача в другом. На конкретных случаях они демонстрируют должное отношение к правам человека и тем самым воздействуют на правотворчес-кую и правоприменительную политику государств. - *
В заключение остается подчеркнуть растущее значение прав человека для международного и регионального мира и безопасности, для предотвращения конфликтов как международных, так и внутренних, для экономического и социального развития государств. Предстоит приложить дальнейшие усилия к утверждению таких принципов обеспечения прав человека, как универсальность, неделимость, единство прав человека и демократии. Универсальность означает, что никакие правила национального,
' БМД. 1993. № 1.
" См.: Энтин М. Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. М., 1992.
' См.: решение Международного Суда ООН по делу ELSI//ICJ. Reports. 1989. P. 40
40 Глава III. Права человека
культурного или религиозного характера не могут ограничить общепризнанных прав человека. Неделимость требует ликвидации дискриминации экономических, социальных и культурных прав, принижения их уровня по сравнению с гражданскими и политическими правами. Третий принцип едва ли нуждается в пояснениях.



ОГЛАВЛЕНИЕ