ОГЛАВЛЕНИЕ

IV. Содружество Независимых Государств
§ 1. Цели и принципы
Начало СНГ было положено соглашением о его создании, подписанным Россией, Беларусью и Украиной 8 декабря 1991 г. 21 декабря в результате специального протокола его участниками стали также Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан,
' ICJ Reports. 1988. P. 91. " Консультативное заключение о 'H.a.мибtlи//ICJ Reports. 1971. P. 45.
114 Глава VI. Право международных организаций
Молдова, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина. В январе 1993 г. был принят Устав международной организации — СНГ,' который подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыр-гызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан.
Система отношений стран СНГ отличается особой сложностью, что определяет трудности их правового регулирования. Приходится строить сообщество на обломках когда-то единой централизованной системы. Приняты сотни решений, заключено свыше 200 соглашений, которые пока далеки от эффективности. В таких условиях особое значение имеет Устав СНГ и деятельность предусмотренных им органов.
Целями Организации является широкое сотрудничество во всех сферах взаимодействия государств. Оно призвано обеспечить всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие членов в рамках общего экономического пространства, интеграции. В качестве главных целей указываются обеспечение прав и свобод человека в соответствии с международным правом, содействие гражданам государств-членов в свободном общении и передвижении в рамках СНГ.
Организация призвана обеспечить сотрудничество в обеспечении мира и безопасности, содействовать сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации оружия массового поражения, а в конечном счете достижению всеобщего и полного разоружения. Одна из основных целей — мирное разрешение споров и конфликтов между членами.
В качестве принципов Устав указывает общепризнанные принципы международного права, а также верховенство международного права в межгосударственных отношениях. Установлен приоритет обязательств по Уставу в отношении соглашений в рамках Содружества (ст. 5), но не в отношении договоров вне этих рамок. Тем не менее в силу принципа добросовестного выполнения обязательств государства-члены не должны заключать договоров, противоречащих ранее заключенному договору, каковым является Устав.
Членом Организации может стать государство, которое принимает вытекающие из ее Устава обязательства и получает на это согласие всех членов. Предусмотрена также возможность ассоциированного членства для государств, желающих участвовать лишь в некоторых видах деятельности Организации.
' БМД. 1994. № 1.
IV. Содружество Независимых Государств 115
В случае нарушения членом Устава, систематического невыполнения обязательств по соглашениям в рамках СНГ либо решений органов Содружества могут применяться меры, допускаемые международным правом. Как известно, право международных организаций в таких случаях допускает приостановление и прекращение членства. Заслуживает внимания то обстоятельство, что невыполнение решений органов поставлено на один уровень с невыполнением соглашений.
В Уставе ничего не говорится о правовом статусе Организации, но собственно в этом и нет особой необходимости. В соответствии с правом международных организаций СНГ и без того обладает международно-правовой субъектностью. Сказанное подтверждается Конвенцией о Межпарламентской Ассамблее, которая является органом СНГ и по логике вещей не должна обладать более высоким статусом, чем основная организация Содружества. В Конвенции говорится, что Ассамблея вправе заключать международные договоры в рамках своей компетенции (ст. 12). Явно нестандартное для такого рода органа полномочие.
§ 2. Основные направления деятельности
На первом месте среди основных направлений сотрудничества стоит согласованная политика в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, а также строительства вооруженных сил. Члены согласились поддерживать безопасность в рамках Содружества. В этих целях предполагается создание коллективных сил.
В случае угрозы миру или безопасности незамедлительно приводится в действие механизм консультаций с целью устранения угрозы, включая миротворческие операции. В Уставе говорится именно о консультациях, а это значит, что решения об использовании вооруженных сил могут приниматься не только Советом глав государств, но и по соглашению заинтересованных государств, что подтверждает ч. 2 ст. 12. Особое внимание уделено сотрудничеству в области охраны внешних границ государств-членов.
Политическое сотрудничество, естественно, включает предотвращение конфликтов и разрешение споров. На просторах СИГ эти конфликты имеют свою специфику. Поэтому на первое место поставлено обязательство членов принимать все меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, а также оказывать друг другу помощь в этом деле. Нерешенный на двусторонней основе спор может передаваться в Совет глав государств. Более того, этот Совет
116
Глава VI. Право международных организаций
вправе на любой стадии спора, угрожающего миру или безопасности СНГ, рекомендовать сторонам методы его урегулирования.
Весьма многопланово сотрудничество в экономической, социальной и правовой областях. Предусмотрено формирование общего экономического пространства, причем на базе рыночной экономики. Существенное значение имеет координация социальной политики, учитывая социальную напряженность в связи с проведением реформ. Предусмотрена координация кредитно-финансовой политики, поощрение инвестиций и их защита. Особое значение имеет развитие транспорта и связи, а также энергетических систем. Предусмотрено также сотрудничество в области экологии, науки, техники, образования, культуры, спорта.
Выделено сотрудничество в области права, в частности, за- • ключение договоров о правовой помощи и сближение законодательства. Предусмотрены консультации в случае противоречия между законодательством государств-членов. .
§ 3. Органы
Устав предусматривает создание ряда органов. Высшим из них является Совет глав государств, решающий наиболее важные вопросы. В соответствии со сложившимся в советский период разделением труда Совет глав правительств координирует деятельность органов исполнительной власти не в политической, а лишь в экономической и социальной областях.
Решения в обоих органах принимаются консенсусом. Но любое государство может заявить о незаинтересованности в том или ином вопросе, и в таком случае его согласие не требуется. Оба органа вправе создавать рабочие и вспомогательные органы. Это право активно используется. Создано бесчисленное множество самых различных органов.
Внешнеполитическая деятельность координируется Советом министров иностранных дел на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств.
Исполнительным и координирующим органом служит Коор-динационно-консультативный комитет. Он не только обеспечивает обслуживание других органов и всех мероприятий, но также вносит свои предложения, содействует реализации достигнутых соглашений в экономической области. Состоит Комитет из полномочных представителей, по два от каждого члена, а возглавляется Координатором Комитета, назначаемым Советом глав государств. Находится он в Минске.
V. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе 117

Перечисленные органы являются главными органами Организации. Второй эшелон образуют органы Совета глав государств. Таким органом по вопросам военной политики и военного строительства является Совет министров обороны. Руководство Объединенными вооруженными силами и коллективными силами по поддержанию мира в Содружестве осуществляется Главным командованием Объединенных вооруженных сил. Совет командующих Пограничными войсками занимается вопросами охраны внешних границ Членов.
В отличие от перечисленных органов Экономический суд не является органом Совета глав государств, а занимает самостоятельное положение. Его задача обеспечить выполнение экономических обязательств в рамках СНГ. Он разрешает споры, возникшие при исполнении экономических обязательств. Вместе с тем члены могут подчинить его юрисдикции и иные споры. Суд осуществляет официальное толкование соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам.
Комиссия по правам человека является консультативным органом, призванным наблюдать за выполнением обязательств в этой области.
Предусмотрено создание органов отраслевого сотрудничества. Немало их уже создано в различных областях взаимодействия членов. Отраслевым сотрудничеством занимаются и особые межгосударственные организации. В качестве примера можно указать Евроазиатское объединение угля и металла.
Помимо органов Организации Устав предусмотрел существование Межпарламентской Ассамблеи. Конвенция о Межпарламентской Ассамблее 1995 г. определила ее как межгосударственный орган СНГ (ст. 1).
Таким образом, Организация СНГ обладает развитым и, я бы сказал, усложненным механизмом с большим числом различного рода органов и организаций, бесчисленными соглашениями и решениями. Недостаточно только решимости государств-членов придать этой системе необходимую энергию и эффективность.
V. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
Решением Будапештского совещания 1994 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе было преобразовано в организацию. Решение определило следующие цели Организации: решительно использовать нормы и стандарты для создания области общей безопасности; обеспечить реализацию всех обяза-
118 Глава VI. Право международных организаций
тельств СБСЕ; служить форумом консультаций, принятия решений и сотрудничества; усилить превентивную дипломатию; повысить способность в урегулировании споров и конфликтов и в осуществлении миротворческих операций; упрочивать безопасность гьутем контроля за вооружениями, за разоружением; развивать деятельность в области прав человека. Особого внимания заслуживает такая цель как развитие сотрудничества в целях утверждения прочной рыночной экономики.
Была усовершенствована сложившаяся в рамках СБСЕ система органов. Высшим органом является Совещание глав государств и правительств. Совету министров, состоящему из министров иностранных дел, принадлежит главная роль в принятии решений и в управлении Организацией. Руководящий совет обсуждает и формулирует политику, решает общие вопросы бюджета. Он также служит форумом для обсуждения экономических вопросов. Заседает в Праге сессионно.
Постоянный совет — постоянно действующий орган политических консультаций и принятия решений. Состоит из постоянных представителей государств-участников в Вене. Общая ответственность за исполнительную деятельность возложена на действующего председателя, которому оказывает помощь "тройка" представителей. Генеральный секретарь — главное административное лицо. Верховный комиссар по национальным меньшинствам делает рекомендации органам Организации и государствам в своей области. Существует также Бюро демократических учреждений и прав человека.
ОВСЕ поддерживает тесный контакт с Парламентской Ассамблеей, учрежденной в 1991 г. Ассамблея является самостоятельным органом, обсуждает вопросы, относящиеся к ведению ОВСЕ, и принимает по ним рекомендации.
Таким-образом, ОВСЕ имеет все признаки международной организации, за исключением одного, но весьма существенного. Она учреждена не международно-правовым, а политическим соглашением. Это чисто политическое образование, не обладающее международной правосубъек^ностью. Вместе с- тем она обладает правосубъектностью по внутреннему праву участников. Еще в 1993 г. было принято решение о правоспособности, привилегиях и иммунитетах. Участники обязались принять меры к тому, чтобы законодательные органы предоставили правоспособность и иммунитеты учреждениям СБСЕ.
Таким образом, преобразование Совещания в Организацию не внесло изменения в политический статус. В Будапештском документе подчеркивается: "Изменение названия СБСЕ на ОВСЕ ни-
V. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе 119
чего не меняет ни в природе обязательств СБСЕ, ни в статусе СБСЕ и ее учреждений". В обоснование подобного решения участники ссылались на необходимость сохранить гибкость Организации. Но главное заключалось в трудности ратификации договора с подобным содержанием, в парламентах ряда участников. В общем можно сказать, что ОВСЕ является организацией, находящейся в процессе становления.



ОГЛАВЛЕНИЕ