ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава XI. Международное космическое право
§ 1. Понятие международного космического права
Международное космическое право — совокупность норм, определяющих статус космического пространства, включая небесные тела, а также регулирующих деятельность государств по использованию космоса. Это сверхновая отрасль международного права. Ее проблемы разрабатывали В. С. Верещетин, Г. П. Жуков, Е. П. Каменецкая, Ф. Н. Ковалев, Ю. М. Колосов, И. И. Чеп-ров и др.
Начало формирования международного космического права было положено запуском первого искусственного спутника Земли, осуществленного СССР в 1957 г.' Открылась совершенно новая сфера деятельности человека, имеющая большое значение для его жизни на Земле. Стало необходимым правовое регулирование, в котором главная роль принадлежит международному праву. Создание международного космического права интересно в том отношении, что демонстрирует способность международного сообщества быстро откликаться на потребности жизни, используя широкий арсенал нормотворческих процессов.
Начало положено было обычной нормой, появившейся сразу же после запуска первого спутника. Она сложилась в результате признания государствами права мирного пролета над их территорией не только в космосе, но и на соответствующем участке воздушного пространства при запуске и приземлении. На этом основании появился термин "моментальное право".
На деятельность государств в космосе автоматически распространились основные принципы международного права: запрещение угрозы силой или ее применения, мирное разрешение споров, суверенное равенство и др. Следующим этапом "быстрого правового реагирования" явились резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, среди которых особое место заняла Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1963 г. Ее положения обрели статус общепризнанных обычных норм международного права.
Все это подготовило почву для договорного регулирования, в котором центральное положение занимает Договор о принципах
' Ковалев Ф. Н., Чепров И. И. На пути к космическому праву. М., 1962; Колосов Ю. М. Борьба за мирный космос. М., 1968.
150 Глава XI. Международное космическое право
деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г., закрепивший принципы международного космического права.' Еще до этого Московский договор 1963 г. запретил испытания ядерного оружия в космосе.
За этим последовал целый ряд соглашений: о спасении космонавтов; об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами; о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство; о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Отдельную группу составляют многочисленные соглашения о научно-техническом сотрудничестве в космосе.
Еще одно направление в формировании международного космического права — учреждение международных органов и организаций. ООН создала Комитет по мирному использованию космического пространства с Правовым подкомитетом, в котором, по мнению проф. В. С. Верещетина, происходит основной процесс разработки норм международного космического праваЛ Созданы. организации для регулирования космической связи, Международная организация спутниковой связи (ИНТЕЛСАТ), Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Учреждены и региональные организации.
Международное космическое право создается международным сообществом в целом, но решающая роль принадлежит космическим державам, которые взяли на себе обязательство делиться результатами с другими странами. Несмотря на бурное развитие международного космического права, немало вопросов остаются нерешенными. Среди них и такой важный, как определение границы между воздушным пространством, входящим в территорию государств, и космосом.
§ 2. Статус космического пространства
Космическое пространство является открытым международным пространством. Это пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми в соответствии с международным правом, не подлежит национальному присвоению каким бы то ни было образом. Попытка ряда экваториальных стран распространить свой суверенитет на расположенные над ними участки геостационарной орбиты не нашла признания.
' СДД. Вып. XXV. " Курс международного права в 7 томах. Т. 5. С. 222.
§ 3. Ответственность за космическую деятельность 151
Небесные тела и их природные ресурсы являются общим наследием человечества. Их исследование и использование осуществляются на благо и в интересах всех стран, а результаты являются достоянием всего человечества.
Вся деятельность в космосе должна осуществляться в интересах поддержания мира и безопасности, а также развития сотрудничества. Запрещен вывод на орбиту любых объектов .с ядерным и любым иным оружием массового уничтожения (химическим, бактериологическим, радиологическим и др.). Луна и иные небесные тела используются исключительно в мирных целях. Запрещено создание на них военных сооружений, испытание оружия и т. п. Между тем, в США все еще жива программа создания противоракетных систем космического базирования вопреки Договору с СССР 1972 г. об ограничении систем противоракетной обороны, запрещающего испытание и развертывание подобных систем.
Одним из принципов международного космического права является принцип защиты окружающей среды, который обладает существенной спецификой применительно к космосу. Вся деятельность должна осуществляться так, чтобы избегать вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды в результате доставки внеземного вещества. К сожалению, деятельность государств привела к значительному засорению космического пространства остатками отслуживших аппаратов, исчисляемых многими тысячами.
§ 3. Ответственность за космическую деятельность
По понятным причинам международное космическое право уделяет особое внимание ответственности за космическую деятельность. Договор о космосе 1967 г. установил общее правило, согласно которому государство несет ответственность за всю национальную деятельность, независимо от того, осуществляется она правительством или физическими и юридическими лицами. Оно должно обеспечить соответствие этой деятельности международному праву. Даже в том случае, если такая деятельность осуществляется международной организацией, солидарную ответственность несут и государства-члены.
Вопросам ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, посвящена Конвенция 1972 г. Она установила абсолютную ответственность запускающего государства за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли
152 Глава XI. Международное космическое право
или воздушному судну в полете (ст. 2)} Следовательно, государство несет ответственность за ущерб независимо от наличия его вины. Это один из примеров международной ответственности за источник повышенной опасности.
Если ущерб причинен не на поверхности Земли, а в космосе или воздушном пространстве, космическому объекту одного государства таким же объектом другого, то последнее несет ответственность лишь при наличии вины. Когда в запуске участвует несколько государств, все они несут солидарную ответстренность. Конвенция не относится к случаям ответственности за ущерб гражданам запускающего государства, а также иностранцам, участвующим в запуске.
Вопросы ответственности решаются на межгосударственном уровне даже в том случае, если ущерб причинен физическим и юридическим лицам. Претензия о возмещении ущерба передается по дипломатическим каналам, а в случае недостижения урегулирования — передается в Комиссию по рассмотрению претензий. Каждая из сторон назначает по одному члену, которые избирают третьего. Комиссия выносит определение рекомендательного характера, если стороны не договорились об ином.
Вопросы ответственности за ущерб, причиненный деятельностью в космосе, имеют большое значение. Она способна оказать воздействие на окружающую среду, привести к потерям жизни и собственности и др. Государства и ООН ведут регистрацию космических объектов. Сами объекты должны нести знаки национальной принадлежности и номера.
§ 4. Статус космонавтов и космических аппаратов
Международное космическое право придает особое значение деятельности космонавтов, рассматривая их как "посланцев человечества в космосе".' Соответственно все государства обязаны оказывать им помощь в случае аварии. При вынужденной посадке они подлежат немедленному возвращению в государство регистрации аппарата. В космическом пространстве и на небесных телах космонавты оказывают помощь друг другу.
Космонавты, независимо от гражданства, находятся под юрисдикцией и контролем государства регистрации космического аппарата. Право собственности на космические объекты и их части, обнаруженные на территории других государств, сохраняется и
§ 4. Статус космонавтов и космических аппаратов
они подлежат возвращению за счет государства регистрации. Сказанное относится ко всем видам космических аппаратов, космическим станциям, геофизическим спутникам.
Особенно широко используемы и многочисленны спутники связи, имеющие большое экономическое и военное значение. Они породили немало сложных вопросов: о распределении частот, о защите радиосвязи, об исключении помех и др. Сложно обсуждалась проблема геостационарной орбиты; расположенные на ней аппараты способны распространять свое действие на 40 процентов территории Земли. Поэтому орбита стала переполненной. На Всемирной радиоконференции 1983 г. было решено, что каждая национальная радиоадминистрация может иметь спутники только в определенном пространстве и диапазоне частот.
Особенно остро проходила выработка правил, относящихся к прямому радио- и телевещанию. Декларация Генеральной Ассамблеи по этому вопросу 1982 г. одобрила следующие принципы: консультации между передающими и принимающими государствами; предварительное извещение будущих принимающих государств и консультации с ними.
Относительно аппаратов дистанционного зондирования Земли имеется резолюция Генеральной Ассамблеи 1986 г. Суть ее в том, что зондирование не должно наносить ущерб законным интересам и правам государства — объекта зондирования. Эта деятельность должна осуществляться в интересах всех стран. Полученные данные сообщаются Генеральному секретарю ООН.
СДД. Вып. XXIX.



ОГЛАВЛЕНИЕ