ОГЛАВЛЕНИЕ


§ 4. Режим военной оккупации
Понятие оккупации. В ходе вооруженного конфликта одна из воюющих сторон может обрести контроль над частью или всей территорией другой, т. е. оккупировать ее. Оккупация не наделяет оккупанта суверенными правами. Он не вправе аннексировать или передать другому государству .эту территорию. Ее судьба решается лишь при окончательном мирном урегулировании. Не следует также забывать, что согласно Уставу ООН завоевание не является законным методом приобретения территории. После
оккупации Кувейта в ходе войны 1990—1991 гг. Ирак попытался аннексировать его территорию, объявив ее своей 19-й провинцией. Эта аннексия не была признана ни одним государством. Во имя обеспечения на оккупированной территории необходимого порядка сам факт оккупации (даже незаконной) возлагает на население некоторые обязанности в отношении оккупанта, а последний несет ответственность за уважение прав населения.
Основной критерий оккупации носит фактический характер — установление реальной власти над территорией. Четвертая Гаагская конвенция 1907 г. установила, что территория считается оккупированной, когда она реально становится подвластной армии противника. Оккупация распространяется лишь на ту часть территории, на которой эта власть установилась и реально осуществляется. Согласно общей для всех четырех Женевских конвенций 1949 г. ст. 2 режим оккупации применяется и в том случае, если территория занята без вооруженного сопротивления.
Существуют разные виды оккупации. Международное гуманитарное право распространяет свое действие прежде всего на военную оккупацию, т. е. на временное занятие территории войсками противника в ходе вооруженного конфликта. Другим видом оккупации, также имеющей связь с вооруженным конфликтом, является послевоенная оккупация, как средство обеспечения выполнения государством, несущим ответственность за агрессию, своих обязательств. Примером может служить оккупация территории Германии и ее союзников войсками антигитлеровской коалиции на основе соглашений. Международное гуманитарное право применяется и к оккупации такого рода.
Иной вид оккупации имеет место при освобождении территории союзника от вражеской оккупации. Устанавливая временный контроль над освобожденной территорией, союзная армия руководствуется нормами международного гуманитарного права. Еще один вид оккупации — занятие воюющей стороной территории нейтрального государства. И в этом случае применяется международное гуманитарное право.
Действие режима оккупации во времени. Оккупация начинается с установления фактического контроля над территорией, с созданием оккупационной администрации. Однако даже при кратковременном занятии территории войсками неприятеля они обязаны соблюдать соответствующие правила оккупации.
Оккупационный режим прекращается с момента утраты фактического контроля над территорией. Если же оккупация сохраняется и после прекращения военных действий, то согласно четвертой Гаагской конвенции соответствующие нормы междуна-
II—3493
306
Глава XVI. Международное гуманитарное право
родного гуманитарного права подлежат применению в течение года после общего прекращения военных действий. Это положение было обоснованно изменено первым Дополнительным протоколом, установившим, что международное гуманитарное право должно применяться до прекращения оккупации. Думается, что это изменение внесено с учетом опыта многолетней оккупации Израилем восточного берега р. Иордан.
Прекращение оккупации не ликвидирует связанные с ней юридические отношения. Особенно часто возникают вопросы, связанные с возмещением причиненного оккупацией ущерба и уголовной юстиции. После прекращения иракской оккупации в 1991 г. Кувейт предъявил требования о возмещении ущерба. Для обеспечения этих требований Совет Безопасности разрешил ограниченный экспорт иракской нефти, главным образом для целей удовлетворения индивидуальных претензий. После освобождения территории Кувейта существенной проблемой с точки зрения уважения прав человека стала массовая внесудебная расправа с чченами палестинской общины, обвиняемыми в пособничестве врагу.
Управление оккупированной территорией. Управление осуществляется оккупационной администрацией с учетом соответствующих норм международного гуманитарного права, по возможности сохраняя действие местных законов. Оккупационные власти обязаны разрешить деятельность местных судей и чиновников, но не могут принудить их к этому. Возникает сложная проблема. С одной стороны, подобная деятельность соответствует интересам населения, с другой — может быть основанием для обвинения в сотрудничестве с оккупационными властями. Оккупант вправе создавать и собственные "неполитические военные суды".
Оккупационная власть может использовать в своих целях государственные здания, но право собственности на них не приобретает. В отношении недвижимой государственной собственности, лесов, сельхозугодий, оккупационная власть является лишь временным управляющим и должна обеспечивать их сохранение.
Правовое положение населения оккупированной территории. В пределах возможного оккупационные власти обязаны уважать основные права человека, а также права, определенные международными нормами по гуманитарным вопросам. Мирному населению должен быть предоставлен определенный уровень защиты с учетом, разумеется, интересов безопасности оккупационных сил. Оккупирующее государство обязано, во взаимодействии с местными властями, обеспечить население в максимально воз-
§ 4. Режим военной оккупации 307
можной мере медицинским обслуживанием, включая санитарную службу. Медицинские учреждения могут быть временно реквизированы для лечения раненых, но такое изъятие компенсируется созданием необходимых учреждений для мирного населения. Оккупационные власти следят за обеспеченностью населения питанием и в случае необходимости принимают соответствующие меры. Допускается помощь под эгидой Комитета Красного Креста.
Население не может принуждаться к деятельности, имеющей военное значение. Допускается набор добровольцев. Однако по законам своего государства такого рода добровольцы квалифицируются как предатели. Вторая мировая война дала тому множество примеров.
Допускается привлечение лиц старше 18 лет к принудительному труду, если это необходимо для оккупационных войск, коммунальных служб, для обеспечения населения едой, медицинским обслуживанием, жильем, одеждой. Работающие должны получать справедливую оплату и не могут быть вывезены за рубеж (депортированы).
Допускается реквизиция частной собственности для нужд оккупационных сил, но с учетом местных возможностей. Изъятое подлежит оплате наличными или путем выдачи расписки. Разрушение собственности запрещено, кроме случаев абсолютной военной необходимости.
Движение сопротивления на оккупированной территории. Едва ли есть смысл напоминать об общеизвестных фактах, о роли вооруженного сопротивления во время Второй мировой войны. Сегодня эта роль настолько значительна, что зачастую легче оккупировать иностранную территорию, чем удержать ее длительное время под своим контролем.
Согласно третьей Женевской конвенции 1949 г. лица из милицейских и добровольческих отрядов, включая организованное движение сопротивления, действующих на оккупированной территории, имеют право на статус военнопленных. Правомерность партизанской борьбы была признана еще четвертой Гаагской конвенцией 1907 г. Для признания комбатантами партизаны должны удовлетворять ряду требований. Партизан должен принадлежать к организованному отряду во главе с лицом, ответственным за своих подчиненных перед своим правительством, лицом, обеспечивающим дисциплину и соблюдение норм международного гуманитарного права (см. ст. 43 первого Дополнительного протокола 1977 г.). Партизаны должны открыто носить оружие перед началом и во время сражения.
308 Глава XVI. Международное гуманитарное право
Организованное сопротивление, не имеющее соответствующей связи с вооруженными силами, например, боевые группы, действующие в городах, находятся в ином положении. Их участники могут привлекаться к уголовной ответственности. К смертной казни они могут быть приговорены лишь за шпионаж, за серьезное повреждение военных объектов (диверсия) и за убийство при условии, что такая мера наказания была предусмотрена правом государства, которому принадлежит оккупированная территория. Запрещены коллективные наказания и взятие заложников.
§ 5. Нейтралитет
Понятие нейтралитета. Нейтралитет — один из древнейших институтов права войны. Однако в современном международном праве он обрел немало новых черт. Как институт международного гуманитарного права он рассматривается прежде всего в качестве инструмента, призванного защитить население государства от бедствий, связанных с вооруженным конфликтом.
После вступления в силу Устава ООН, поставившего применение силы вне закона и обязавшего государства сотрудничать в поддержании мира и безопасности, в литературе начали высказываться взгляды, отрицающие возможность нейтралитета.' Однако жизнь не подтвердила этих умозрительных выкладок. И в ира-но-иракской войне, и при конфликте вокруг Фолклендских островов большинство государств -оставались нейтральными. Даже в случае применения вооруженных сил против Ирака на основе полномочий Совета Безопасности участие в подавлении агрессии принимали лишь несколько государств. Правда, на другие государства резолюции Совета Безопасности возложили определенные обязательства по ограничению их отношений с агрессором. Такие случаи получили наименование "ограниченный нейтралитет".
Имеются случаи "дружественного нейтралитета". Так, в первые годы Второй мировой войны США придерживались "дружественного нейтралитета" в отношении торговли с Великобританией и одновременно ограничивали торговлю с Германией, что не отвечало нормам о нейтралитете, требующим равного отношения к воюющим.
' Британский профессор Дж. Шварценбергер писал, что в случае вооруженного конфликта вопреки положениям Устава о коллективной безопасности "третьи государства обязаны сплотиться с жертвой агрессии против правонарушителя или агрессора".
§ 5. Нейтралитет 309
Известны случаи постоянного нейтралитета, Бельгия была постоянно нейтральным государством на основе договора до 1914 г. Нарушение Германией нейтралитета Бельгии послужило одним из официальных оснований вступления Великобритании в Первую мировую войну.
На основе внутреннего законодательства Швейцария, Австрия и Мальта являются постоянно нейтральными государствами, признанными в качестве таковых другими странами. О своем нейтралитете объявил Туркменистан.
В прошлом решающими были формальные моменты, нейтралитет начинался с наступлением юридического состояния войны. Ныне решающим является наличие вооруженного конфликта, независимо от юридического состояния войны. Правила нейтралитета подлежат применению, коль скоро международный конфликт достигает такого уровня, при котором приобретает значение позиция третьих государств. Нейтралитет в отношении конфликта немеждународного характера не имеет места, поскольку это внутреннее дело соответствующего государства и здесь действует принцип невмешательства.
Нейтралитет в сухопутной войне. Основная обязанность нейтрального государства состоит в воздержании от оказания активной помощи любому из воюющих и в соблюдении единых стандартов в отношениях с ними. Статус нейтрального довольно детально определен Гаагскими конвенциями 1907 г. в отношении войны на суше и на море. Соответствующие положения стали обычными нормами международного гуманитарного права. В отношении воздушной войны аналогичные нормы не были созданы и в дальнейшем. Она регулируется по аналогии с сухопутной и морской войной. Нейтральная территория неприкосновенна. Она не может быть театром военных действий или объектом нападения, а также использоваться в иных военных целях. Запрещена транспортировка через нее войск и военного снабжения.
Нейтральное государство не обязано прекращать торговлю с воюющими сторонами, в том числе и военными материалами. В случае введения ограничений на торговлю, они должны в равной мере относиться ко всем воюющим. Нейтральное государство не вправе иметь на своей территории вербовочные пункты воюющих сторон, но не обязано запрещать своим гражданам добровольно вступать в их вооруженные силы. Как известно, на этом основании значительные контингенты добровольцев, а также квазидобровольцев из разных стран, включая СССР, участвовали в гражданской войне в Испании в конце 30-х гг. на стороне республиканского правительства. В случае пленения граждан нейтраль-
310
Глава XVI. Международное гуманитарное право
ного государства, участвовавших в военных действиях противника, они могут рассчитывать на такой же режим, как у иных пленных. Не существует обязанности нейтрального государства запрещать своим гражданам участвовать в конфликтах в качестве наемников. Однако наемники, в отличие от добровольцев, не считаются комбатантами и в случае пленения могут привлекаться к уголовной ответственности.
При необходимой самообороне военные действия нейтрального государства не рассматриваются как враждебный акт. Перешедшие границу в поисках убежища иностранные войска подлежат интернированию.
Нейтралитет и военные действия на море. В данном случае существуют две основные проблемы: а) права воюющих сторон в отношении морской торговли нейтрального государства и б) права нейтрального государства в отношении судов воюющих сторон, находящихся в пределах его юрисдикции.
Издавна признается право воюющих государств на досмотр нейтральных торговых судов в целях предотвращения провоза военной контрабанды. Принято различать: абсолютную военную контрабанду, т. е. военные материалы; условную контрабанду, т. е. материалы двойного назначения, пригодные для использования и в военных, и в мирных целях; и неконтрабанду. Предметы первых двух категорий могут быть захвачены, если предназначены для противника. Третья категория захвату не подлежит. Почта не подлежит захвату. В случае, если почта окажется в руках воюющего государства, она должна быть отправлена по адресу как можно скорее.
Перевозящее контрабанду нейтральное судно может быть захвачено в открытом море или в территориальных водах воюющих государств. Контрабандный груз подлежит конфискации на основе решения специального, призового суда. Само нейтральное судно может быть конфисковано как приз, если контрабанда составляла более половины всего груза.
Концепция военной контрабанды в значительной мере устарела. В годы мировых войн ее заменил режим морской изоляции. Любой груз, включая еду, считался контрабандой, если направлялся противнику.
В вооруженных конфликтах на море применяется морская блокада, т. е. изоляция портов или береговой линии противника. Блокада должна быть эффективной, т. е. способной реально воспрепятствовать проходу судов. Нейтральные суда при приближении к зоне блокады могут быть досмотрены, а в случае нарушения блокады — захвачены. Как уже говорилось, в годы мировых войн
§ 5. Нейтралитет 311
блокада была заменена режимом морской изоляции. После 1945 г. были случаи объявления блокады, но ни один из них не отвечал соответствующим требованиям. Так, во время войны с Пакистаном Индия в 1971 г. объявила блокаду портов противника. Однако количество выделенных для этого кораблей было весьма далеко от требований эффективной блокады. Широкомасштабная блокада была организована Соединенными Штатами в отношении Кубы в целях не допустить доставку советских ракет. Блокада была предпринята в мирное время и не может быть признана правомерной, поскольку представляла нарушение принципа неприменения силы или угрозы силой.
Блокада применяется в качестве международных экономических санкций. В 1990 г. Совет Безопасности уполномочил применение военно-морских сил для прекращения экспорта нефти из Ирака.
На морскую акваторию распространяется режим, общий для всей территории государства. Если речь идет о территориальном море нейтрального государства, то оно не может быть театром военных действий. В случае захода преследуемого военного корабля противника в воды нейтрального государства преследование приостанавливается.
Военные корабли воюющих государств могут находиться в водах нейтрального государства не свыше 24 часов, причем в одном порту — не более трех кораблей. Продление срока пребывания может иметь место в случае потребности в ремонте в пределах, необходимых для достижения судном своего порта. В случае превышения кораблем допустимого срока, его команда подлежит интернированию, а корабль делается непригодным для выхода в море.
В последние годы ряд государств объявили запрет на заход в их порты кораблей с ядерным оружием или даже с ядерным двигателем. Такое запрещение может быть отнесено и к периоду вооруженного конфликта.
Нейтралитет и военные действия в воздушном пространстве. Как уже отмечалось, специальных конвенций о ведении военных действий в воздушном пространстве нет. Ведущие державы, в военном могуществе которых авиации принадлежит особая роль, не торопились регламентировать ее деятельность. Поэтому, как и в других случаях, действия авиации в нейтральном воздушном пространстве регулируются общими нормами международного гуманитарного права.
Воюющие обязаны уважать неприкосновенность воздушного пространства нейтрального государства. В случае входа самоле-
Глава XVI. Международное гуманитарное право
та воюющего государства в воздушное пространство нейтрального государства последнее обязано принять имеющиеся в его распоряжении меры для удаления его или принуждения его к посадке с последующим интернированием находящихся на его борту лиц. Интернирование применяется и в случае вынужденной посадки. Даже подобранный нейтральным кораблем в открытом море экипаж потерпевшего аварию самолета подлежит интернированию.
Нейтральное государство не вправе поставлять авиационную технику воюющим государствам, однако оно не обязано запрещать такие поставки частным фирмам.
Контроль воюющих государств в отношении гражданской авиации нейтральных государств аналогичен тому, который осуществляется в отношении нейтральных морских судов. Гражданскому самолету может быть предложено приземлиться для проверки. Самолет может быть конфискован, если он занят деятельностью, не совместимой с нейтралитетом.
Граждане нейтральных государств и их собственность на территории воюющих государств. Находящиеся на территории воюющего государства граждане нейтрального государства в соответствии с международным гуманитарным правом не могут претендовать на особые привилегии по сравнению с местными гражданами. За ними признаются права мирного населения. Следует, однако, учитывать, что возможность их дипломатической защиты со стороны своего нейтрального государства имеет существенное значение.
Нейтральная собственность во время вооруженного конфликта подвергается той же опасности, что и местная. За ее повреждение в ходе военных действий воюющее государство ответственности не несет. Исключениями являются повреждение или уничтожение реквизированной собственности, а также, если ущерб причинен в нарушение международного гуманитарного права.



ОГЛАВЛЕНИЕ