ОГЛАВЛЕНИЕ

§ 6. Международное гуманитарное право в конфликтах немеждународного характера
Рост числа конфликтов немеждународного характера и отличающая их жестокость придают особое значение распространению на них определенных гуманитарных норм. Основные общепризнанные нормы относительно конфликтов немеждународного характера содержатся в ст. 3, общей для всех Женевских конвенций 1949 г. То обстоятельство, что положения ст. 3 являются общепризнанной обычной нормой, было подтверждено и Между-
§ 6. Гуманитарное право в конфликтах немеждународ. характера 313
народным Судом ООН в решении по делу "Никарагуа против США".
Статья 3 содержит, как в ней и подчеркивается, минимальные требования. Лица, которые не принимают участия в военных действиях, в том числе и прекратившие участие, должны пользоваться гуманным обращением. В этих целях запрещены посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность, взятие заложников, посягательство на человеческое достоинство, внесудебное осуждение или наказание. В статье указано, что применение ее положений не затрагивает юридического статуса сторон в конфликте, и потому участники вооруженного мятежа после захвата могут быть преданы суду.
Немеждународным конфликтам посвящен второй Дополнительный протокол 1977 г. Следует при этом учитывать, что в процессе его принятия ряд государств выразили обоснованное сомнение в существовании соответствующих обычных норм. Несмотря на многочисленные конфликты немеждународного характера, как их участники, так и иные государства практически не ссылаются на Протокол. В результате признание его положений в качестве обычных норм откладывается. Тем не менее, Комиссия международного права ООН включила в проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества в качестве военных преступлений нарушение ряда положений Протокола.
Новым шагом явилось принятие Советом Безопасности ООН устава Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии. Статья 5 признала серьезные нарушения Женевских конвенций в качестве преступлений также если они совершены в конфликтах немеждународного характера. В решении по делу Тадича трибунал заявил, что соответствующие положения Женевских конвенций являются обычными нормами и грубое их нарушение является преступлением также для конфликта немеждународного характера.
Второй Дополнительный протокол подчеркивает необходимость уважения прав человека и в немеждународных вооруженных конфликтах.
Во внутренние конфликты вовлекается значительное число подростков. Второй Дополнительный протокол предусматривает запрещение привлечения детей до 15 лет к участию в вооруженных конфликтах. Как известно, в Чечне это положение не соблюдалось. Если, тем не менее, такой подросток все же принимал участие и был задержан, ему предоставляются необходимые гарантии, включая возможность продолжить образование.
314 Глава XVI. Международное гуманитарное право
Принудительное перемещение населения может иметь место только по соображениям его безопасности. Учреждения и памятники культуры должны щадиться; это относится и к религиозным объектам. Во внутренних конфликтах такие учреждения и объекты зачастую подвергаются массовому разрушению.
Что же касается методов и средств ведения военных действий, то здесь, очевидно, следует руководствоваться соответствующими нормами, относящимися к международным конфликтам. Применение правительством Ирака в 1980 г. химического оружия против курдских селений вызвало широкий протест в мире.
Раненые и больные. Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца могут оказывать гуманитарную помощь жертвам конфликта. Поощряется участие гражданских лиц в сборе раненых и больных и в оказании им помощи. Если население страдает из-за отсутствия необходимого снабжения, то, с согласия государства, в таком снабжении может оказываться иностранная помощь на одинаковых для всего населения началах.
Стороны в конфликте обязаны принимать все необходимые меры к розыску и спасению раненых, которым обеспечивается гуманное обращение, включая медицинскую помощь. Медицинский персонал, служители церкви подлежат уважению и защите. Медицинские учреждения и транспорт не могут быть объектом нападения (вспомним захват дудаевцами больницы в Буденновске и превращение больных в заложников). Покровительство прекращается в случае использования медицинского учреждения или транспорта в военных целях. Для обозначения медицинского учреждения используются те же знаки, что и в международном конфликте.
Задержанные. В конфликте немеждународного характера употребление термина "военнопленный" неверно юридически и политически. Здесь речь идет о "задержанных", которые статусом военнопленного не обладают. Тем не менее за ними предусмотрены определенные права. Общие условия содержания и работы, которая может носить принудительный характер, должны в принципе соответствовать тем, которыми пользуется местное население.
Условия содержания мест заключения в общем аналогичны тем, что предусмотрены для лагерей военнопленных и интернированных в международных конфликтах: удаление от места боев, медицинская помощь. Допускается переписка, которая может быть ограничена. В момент окончания задержания принимаются меры к обеспечению безопасности освобождаемых.
^ 7. Международ, t-уманитар. право и миротворческие силы ООН 315
Мирное население. Мирное население подвергается особому риску во внутренних конфликтах. Дополнительный протокол уделяет этому внимание. Согласно Протоколу население не должно подвергаться нападению, запрещены действия, а также угрозы, преследующие цель запугивания населения. Не допустимы также нападения на объекты, необходимые для жизни мирных граждан, включая запасы продовольствия, места его производства, источники воды. Оговаривается недопустимость нападения на объекты, содержащие опасные силы, например, плотины, ядерные электростанции, очевидно, и нефтепромыслы.
§ 7. Международное гуманитарное право и миротворческие силы ООН
В соответствии со ст. 43 Устава ООН Совет Безопасности вправе применять вооруженные силы в целях пресечения агрессии. В качестве примера можно привести военные операции коалиционных сил против Ирака в 1990—1991 гг., осуществлявшиеся по мандату ООН. На такие акции распространяется действие норм международного гуманитарного права. В Положении о чрезвычайных силах ООН 1957 г. говорится: "Силы будут соблюдать принципы и дух общих международных конвенций, применяемых к поведению военного персонала".
От применения военной силы для подавления актов агрессии отличаются миротворческие операции. Под ними понимается установление присутствия ООН в месте конфликта с согласия всех сторон в конфликте обычно с участием военного и/или полицейского персонала. Миротворческие силы не являются участниками вооруженного конфликта, и на этом основании некоторые юристы утверждают, что международное гуманитарное право к ним неприменимо.
Тем не менее миротворческие силы вправе применять силу в порядке самообороны или при попытках силой препятствовать осуществлению их задания. К такого рода конфликтам международное гуманитарное право применимо. Прежде всего предоставляемые в распоряжение ООН национальные контингенты подчинены праву своего государства и не могут нарушать обязательные для своего государства международные нормы. В случае совершения военного преступления военнослужащий подлежит ответственности по национальному праву. Участие в операциях ООН не может освобождать от обязанности уважения гуманитарных норм. Если же миротворческие операции ограничивают-
316 Глава XVI. Международное гуманитарное право
ся поддержанием порядка, то к ним применимо не международное гуманитарное право, а правила полицейских операций.'
Другая сторона вопроса — защита персонала, участвующего в миротворческих операциях ООН. Естественно, уровень такой защиты не может быть ниже уровня защиты военного персонала воюющих сторон. Учитывая характер осуществляемых ими операций, им должен быть предоставлен более высокий уровень защиты, аналогичный тому, который распространяется на гуманитарные организации.
По этому вопросу имеется принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 г. Конвенция о безопасности персонала ООН. В соответствии с этой Конвенцией такой персонал в случае захвата подлежит немедленному освобождению. С находящимся в ожидании освобождения персоналом надлежит обращаться в соответствии с принципами и духом Женевских конвенций 1949 г. (ст. 8). Конвенция перечисляет виды преступлений против персонала ООН и обязывает участвующие государства сделать их наказуемыми по своему праву (ст. 9). В 1996 г. Комиссия международного права включила систематическое совершение преступлений против персонала ООН в число преступлений против мира' и безопасности человечества.
§ 8. Обеспечение норм международного гуманитарного права
Обеспечение уважения норм международного гуманитарного права имеет значительную специфику. Если при нарушении норм международного права возникает ответственность государств, то при нарушении норм международного гуманитарного права центр тяжести переносится на ответственность индивида. При этом, если в прошлом индивид мог быть привлечен к ответственности только по национальному праву, то со времени Нюрнбергского процесса он может быть судим непосредственно на основе международного права. Приговор Нюрнбергского трибунала определил, что индивиды несут международные обязанности, превышающие национальные обязательства повиновения. Тот, кто нарушает
' Правила применения силы полицией определены в таких документах, как Кодекс поведения должностных лиц правоохранительных органов (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 г.) и доклад VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 1990 г. — "Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами правоохранительных ор-
§ 8. Обеспечение норм международного гуманитарного права 317
законы войны, не может рассчитывать на иммунитет, действуя с разрешения государства, если государство при этом выходит за рамки своей компетенции по международному праву. Такая позиция была совершенно необходимым шагом в направлении обеспечения норм международного гуманитарного права. Тем не менее международная процедура носит дополнительный характер по отношению к национальной. Она предназначена для особых случаев. Основную массу военных преступлений в состоянии охватить только национальная система.
Национальные средства. Обычно, когда речь заходит об обеспечении уважения права, взоры людей обращаются к правоохранительным органам. Последним действительно принадлежит важная, но вовсе не решающая роль в обеспечении уважения закона. Главное в воспитании, в привитии уважения к человеку, его правам и интересам. Одна из причин подъема преступности в России и в других странах СНГ видится в том, что в советский период общество не было воспитано в духе уважения к человеческой личности. С легкостью убивающий, грабящий своих .сограждан, будет еще более жесток в ходе вооруженного конфликта. Чеченский опыт тому свидетельство. Напомним и о жестокости конфликта в бывшей Югославии.
Женевские конвенции и первый Дополнительный протокол к ним квалифицируют ряд серьезных нарушений содержащихся в них норм как военные преступления.'
В отношении таких преступлений установлена универсальная юрисдикция. Любое государство, во власти которого окажется обвиняемый, обязано организовать уголовное преследование либо выдать лицо другому государству. При менее серьезных нарушениях государствам следует предпринимать меры как уголовного, так и дисциплинарного характера. Конвенции обязали участников принять соответствующие законы.
УК РФ содержит ст. 356 "Применение запрещенных средств и методов ведения войны":
"1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации,— наказывается лишением свободы на срок до двадцати лет.
' Статьи 49, 50 первой Конвенции, ст. 50, 51 второй Конвенции, ст. 129, 130 третьей Конвенции, ст. 146, 147 четвертой Конвенции, ст. 85 Протокола.
318 Глава XVI. Международное гуманитарное право
2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет."
Принятие закона само по себе дела не решает. Необходимо воспитание соответствующего правосознания. Начинать надо со школы. Особенно важно воспитание военнослужащих. Чем выше воинское звание, тем значительнее должны быть знания международного гуманитарного права. Военачальник обязан сделать все от него зависящее для предупреждения нарушений норм международного гуманитарного права лицами, входящими в состав подчиненных ему вооруженных сил. Пренебрежение этой обязанностью само по себе рассматривается как наказуемое деяние.
Пока число случаев привлечения своих военнослужащих к уголовной ответственности за нарушение международного гуманитарного права ничтожно мало. В качестве примера можно указать на процесс американского лейтенанта У. Келли, который в 1971 г. был осужден военным трибуналом в соответствии с Единым законом о военной юстиции за массовые убийства мирных жителей вьетнамской деревни Сонгми.
Пленные могут быть судимы за совершенные ранее военные преступления и отбывать срок наказания также после завершения конфликта.,
Международные средства. Государство, нарушающее нормы международного гуманитарного права, несет международно-правовую ответственность. В связи с этим могут применяться предусмотренные международным правом санкции и контрмеры. Следует, однако, учитывать, что применение такой важной контрмеры, как репрессалии, в данном случае ограничено. Неправомерны репрессалии в отношении всех категорий жертв войны. Менее определен вопрос о допустимости применения запрещенных методов и средств ведения войны в ответ на их применение противником.
Государство, отказывающееся привлечь к уголовной ответственности лиц, нарушивших нормы международного гуманитарного права и находящихся в его юрисдикции, нарушает свои обязательства по международному праву, и к нему могут быть применены соответствующие меры воздействия.
Известно, что уставы Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов предусмотрели ответственность за военные преступления и преступления против человечности. Более подробно соответствующие преступления определены в проекте устава Международного уголовного суда, находящегося на рассмотрении Ге-
§ 8. Обеспечение норм международного гуманитарного права 319
неральной Ассамблеи ООН, а также в уставе трибунала для Югославии. Они разделены на две основные категории: а) серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г. (т. е. права Женевы); б) нарушения законов и обычаев войны (т. е. права Гааги).
Для конфликтов немеждународного характера особый интерес представляет устав трибунала для Руанды. Он определил следующий перечень преступлений в такого рода конфликтах, подчеркнув, что он не является исчерпывающим (ст. 4): преступления против жизни, физического и психического здоровья, включая пытки, причинение увечий, телесные наказания; коллективные наказания; взятие заложников; терроризм; грубое нарушение человеческого достоинства, в частности, изнасилование, принуждение к занятию проституцией и т. п.; грабеж; вынесение приговоров и их исполнение без предварительного рассмотрения дела законным судом; угрозы совершить любое из перечисленных действий.
Наиболее подробный перечень преступлений по международному гуманитарному праву содержит проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, представленный Комиссией международного права Генеральной Ассамблее ООН в 1996 г.
Трудно спорить с тем, что пока международное гуманитарное право недостаточно эффективно. Следует, вместе с тем, учитывать, сколь сложные отношения оно призвано регулировать. Поэтому даже небольшой прогресс означает ограничение значительных бедствий. Постепенно складывается положение, при котором каждый участник сражения начинает чувствовать, что за совершаемые преступления он реально может понести наказание. Что же касается государств, то им стало еще более сложно уходить от отрицательных последствий нарушения международного гуманитарного права.
Этому способствует и постепенное совершенствование международного механизма обеспечения норм международного гуманитарного права. Первый Дополнительный протокол предусматривает создание международной комиссии по установлению фактов, которая призвана устанавливать случаи серьезных нарушений международного гуманитарного права. Для создания такой комиссии требуется согласие и другой стороны. Пострадавшая сторона может обратиться с просьбой к МККК с тем, чтобы тот воздействовал на государство-нарушителя международного гуманитарного права. Наконец, можно обратиться и к ООН.
В решении по делу "Никарагуа против США" Международный Суд установил обепризнанность принципов международного
320 Глава XVI. Международное гуманитарное право
гуманитарного права, их общеобязательность. Они защищают не интересы той или иной стороны в конфликте, а общечеловечес-•кие ценности. Поэтому они возлагают обязанность содействовать их соблюдению на каждое государство. Первый Дополнительный протокол обязывает государства принимать меры как совместно, так и индивидуально, а также в сотрудничестве с ООН (ст. 89). В результате любое третье государство вправе принимать меры воздействия в отношении государства, серьезно нарушающего международное гуманитарное право.



ОГЛАВЛЕНИЕ