ОГЛАВЛЕНИЕ


5.2. Ответственность органов государственной службы и порядок обжалования решений должностных лиц.
Государственные налоговые инспекции несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков — предприятий, учреждений и организаций, основанных на любых формах собственности, и за проведение в них документальных проверок по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других платежей по мере возникновения необходимости, но не реже одного раза в два года.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами государственных налоговых инспекций своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканные государственными налоговыми инспекциями, подлежат возврату, а убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными действиями государственных налоговых инспекций и их должностными лицами, возмещаются в порядке, установленном законом.
Жалобы предприятий любой организационно-правовой формы на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций подаются в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются не позднее одного месяца со дня поступления жалобы. Решения по жалобам могут быть обжалованы в течение одного месяца в вышестоящие государственные налоговые инспекции.
В случае несогласия предприятия с решением Государственной налоговой службы Российской Федерации оно может быть обжаловано этим предприятием в органы Арбитражного суда РФ.
При несогласии граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налоговых инспекций обжалуются в судебном порядке.
Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия должностных лиц государственных налоговых инспекций.
Обжалование действия должностных лиц государственных налоговых инспекций, связанных с наложением административного взыскания, производится в соответствии с законодательством РФ и республик, входящих в состав РФ, об административных правонарушениях.
В целях обеспечения полноты внесения налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, усиления ответственности налогоплательщиков за соблюдение норм налогового законодательства Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», порядком применения положений настоящего Указа Президента Российской Федерации, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 сентября 1994 г. № 672, определено, что:
• налогоплательщик подлежит в обязательном порядке постановке на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации (далее — «налоговые органы») по месту его регистрации. При этом банки и иные кредитные учреждения открывают расчетные (текущие) счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, а иных счетов, включая валютные, ссудные, депозитные и другие, при предъявлении ими документа (справки), удо-
152
153
стоверяющего об уведомлении налогового органа о намерении налогоплательщика открыть в банке соответствующие (кроме расчетного и текущего) счета, и в пятидневный срок сообщают в этот налоговый орган об открытии налогоплательщику вышеуказанных счетов.
В случае выявления органами Государственной налоговой службы Российской Федерации фактов открытия банками и иными кредитными учреждениями расчетных (текущих, валютных, ссудных, депозитных и др.) счетов без уведомления налогового органа на руководителей предприятий, организаций, учреждений, банков, других кредитных учреждений, а также на физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица, налагаются административные штрафы в размере 100-кратного установленного законодательством Российской Федерации размера минимальной месячной оплаты труда.
В случае обнаружения фактов повторного невыполнения коммерческим банком и другим кредитным учреждением установленного порядка открытия налогоплательщикам расчетного или иных счетов налоговые органы и органы налоговой полиции сообщают об установленных фактах в Центральный банк Российской Федерации для принятия мер в порядке надзора, предусмотренных Законом РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». Выявление налоговым органом факта повторного нарушения предприятием, организацией, учреждением порядка открытия указанных счетов является основанием для принятия в установленном порядке решения о ликвидации коммерчес-. кого банка, предприятия, организации, кредитного или иного учреждения и взыскании полученных ими доходов в пользу государства;
• положения данного пункта Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» отменен Указом от 21 марта 1995 г. №291;
• налогоплательщики обязаны ежеквартально представлять в налоговые органы информацию о всех открытых ими счетах (включая валютные, ссудные, депозитные и др.) в банках и иных кредитных учрежде-
ниях как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, наименование и местонахождение банков и иных кредитных учреждений, в которых открыты эти счета;
• суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в иностранной валюте, выявленные в результате проверок налоговых органов, вносятся в бюджеты в иностранной валюте, а при ее отсутствии или недостаточности — в рублях с применением курса рубля к иностранным валютам, котируемого Центральным банком Российской Федерации на день выявления факта сокрытия или занижения дохода (прибыли);
• в случае отсутствия в течение 10 календарных дней рублевых средств на расчетных, текущих и иных счетах (кроме ссудных и депозитных) предприятий, учреждений и организаций налоговые органы вправе взыскивать в бесспорном порядке недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, с текущих валютных счетов предприятий, учреждений и организаций в пределах остатков денежных средств на них или с последующих поступлений сумм в иностранной валюте, эквивалентной всей сумме в рублях, подлежащей списанию в бесспорном порядке, либо недостающей его части с применением курса рубля к иностранным валютам, котируемого Центральным банком Российкой Федерации на дату направления налоговым органом инкассового поручения на списание средств с текущих валютных счетов, в порядке, устанавливаемом Государственной налоговой службой Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации.
При этом настоящий порядок не распространяется на средства юридических лиц, накапливаемые на валютных счетах для выполнения обязательств по контрактам с иностранными партнерами, заключенным до вступления в силу настоящего Указа, а также по контрактам с иностранными партнерами, заключаемыми в соответствии с кредитными соглашениями.
При наличии средств на депозитном счете налоговые органы выставляют предприятиям, учреждениям и организациям требование о переводе этих средств с депозитного счета на их расчетный счет и в случае невыполнения этого требования в течение 10 календар-
154
155
ных дней списывают эти средства с депозитного счета в указанном выше порядке;
• налоговые органы имеют право в случаях отсутствия или запущенности ведения учета объектов налогообложения определять суммы налогов, подлежащих внесению плательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным плательщикам;
• налоговые органы обязаны в недельный срок информировать Министерство финансов Российской Федерации о случаях неуплаты предприятиями налогов и иных обязательных платежей в течение трех месяцев со дня наступления сроков их уплаты.
По получении такой информации Министерство финансов Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом по управлению государственным имуществом Российской Федерации принимает необходимые меры для возбуждения дела о признании предприятия несостоятельным (банкротом);
• банки и другие кредитные учреждения обязаны информировать налоговые органы о совершении физическими лицами (включая нерезидентов) операций на сумму, эквивалентную 10 тыс. долл. США и выше. При установлении случаев неисполнения этих обязанностей Центральный банк Российской Федерации обязан принять меры в порядке, предусмотренном Законом РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»;
• при несоблюдении работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяются следующие меры финансовой ответственности: "
за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм — штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа;
за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности — штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы;
за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов — штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.
На руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты труда.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении штрафов, предусмотренных настоящим пунктом, производится органами Государственной налоговой службы Российской Федерации по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.
Суммы штрафов зачисляются в федеральный бюджет.
В целях осуществления первоочередных мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», по обеспечению полноты внесения налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, Государственная налоговая служба Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации установили следующее.
Постановка на учет в налоговом органе. Плательщики налоговых и иных обязательных платежей в бюджеты — юридические лица, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица (далее — «налогоплательщики»), подлежат учету в органах Государственной налоговой службы (далее — «налоговые органы»).
156
157
Учет налогоплательщиков осуществляется путем их включения в Государственный реестр налогоплательщиков, обеспечивающий идентификацию хозяйствующих субъектов, ведение которого осуществляется налоговыми органами.
Предприятия, организации, учреждения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят регистрацию в органах местного самоуправления, встают на учет в налоговом органе по месту учреждения (месту регистрации), определяемому местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа предприятия (дирекции).
Предприятия, организации, учреждения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят регистрацию в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации, органах исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, встают на учет по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа этого предприятия, организации, учреждения.
Филиалы, представительства и другие обособленные подразделения юридических лиц, являющиеся налогоплательщиками и которые в соответствии с законодательством Российской Федерации освобождены от регистрации, встают на учет в налоговом органе по месту нахождения своего постоянно действующего исполнительного органа.
Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят регистрацию в органах местного самоуправления, встают на учет в налоговом органе по месту своей регистрации — месту своего постоянного жительства.
Компании, фирмы, любые другие организации (включая товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, иностранные физические лица — предприниматели подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности в Российской Федерации. Постановка на налоговый учет указанной кате-
гории плательщиков производится на основании письменного заявления и документов, подтверждающих их регистрацию в стране постоянного местопребывания.
Банки и иные кредитные учреждения, а также их филиалы, на которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги, встают на учет в налоговом органе в общеустановленном порядке.
При постановке на налоговый учет или переучете налогоплательщиков каждому субъекту хозяйственной деятельности (кроме физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) присваивается идентификационный номер налогоплательщика, являющийся единым учетным номером в налоговой системе на всей территории Российской Федерации, который указывается во всех отчетных документах, представляемых в налоговые органы. При оформлении расчетно-платежных документов идентификационный номер не проставляется.
Присвоенный юридическому лицу, его филиалу, представительству и другому обособленному подразделению идентификационный номер налогоплательщика сохраняется за ним на все время его действия и в случае изменения места его нахождения. При ликвидации (реорганизации) юридических лиц, их филиалов, представительств и других обособленных подразделений идентификационные номера налогоплательщиков повторно другим не присваиваются.
Под «переучетом налогоплательщика» следует понимать присвоение каждому налогоплательщику, находящемуся на учете в налоговом органе, идентификационного номера.
Налоговый орган при постановке на учет налогоплательщиков, включая физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также филиалов, представительств и других обособленных подразделений юридических лиц выдает каждому из них справку, подтверждающую постановку их на налоговый учет и представляемую в банк или иное кредитное учреждение для открытия расчетного (текущего) счета для осуществления операций по основной деятельности. Банки и иные кредитные учреждения открывают расчетные (теку-
158
159
щие) счета этим налогоплательщикам только при представлении ими подлинника указанной справки.
ПОРЯДОК ОТКРЫТИЯ СЧЕТОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ
Каждое предприятие, учреждение, организация может иметь в банках или иных кредитных учреждениях расчетные (текущие) и бюджетный счета для осуществления операций по основной деятельности
Открытие расчетных (текущих) счетов
Предъявление налогоплательщиком документа, подтверждающего постановку на учет в налоговых органах
Открытие валютных, ссудных, депозитных и других счетов
Предъявление налогоплательщиком документа (справки), удостоверяющего намерение налогоплательщика открыть в банке соответствующие (кроме расчетного и текущего) счета, и в 5-дневный срок банки и кредитные учреждения сообщают в этот налоговый орган об открытии налогоплательщику вышеуказанных счетов
Рис. 5.8
Банкам и иным кредитным учреждениям открываются корреспондентские счета в расчетно-кассовых центрах Банка России при представлении подлинника справки налогового органа.
При открытии банками дополнительных корреспондентских счетов в банках или иных кредитных учреждениях справки налогового органа также представляются. Банки-нерезиденты открывают рублевые и валютные корреспондентские счета в российских уполномоченных банках без предъявления справки налогового органа.
Налогоплательщики, не являющиеся банками или иными кредитными учреждениями, при открытии ссудных, валютных, депозитных и иных счетов, а также при приобретении других обязательств банков представляют в банк справку (подлинник) налогового ор-
гана, удостоверяющую факт уведомления налогового органа о намерении налогоплательщика открыть в банке соответствующий счет (кроме расчетного (текущего) для осуществления операций по основной деятельности).
Банки и иные кредитные учреждения открывают эти счета налогоплательщикам только при представлении указанной справки (подлинника), которая хранится затем в юридическом деле клиента.
Налоговые органы выдают справки налогоплательщику только по его письменному заявлению.
Банкам и иным кредитным учреждениям, расчетно-кассовым центрам Банка России рекомендуется в оперативном порядке связываться с налоговыми органами, выдавшими эти справки, для проверки достоверности представленных документов.
Предприятиям, учреждениям, организациям, финансируемым за счет средств бюджетов всех уровней, бюджетные счета открываются в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и п. 1.10 письма Центрального банка Российской Федерации от 30 июня 1994 г. № 98 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве». Расходование бюджетных средств осуществляется предприятиями, организациями, учреждениями строго по целевому назначению.
При открытии бюджетных счетов предприятиям, учреждениям, организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета, согласно «Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации», представление справок о постановке на учет в налоговом органе не требуется.
Банки и иные кредитные учреждения в течение 5 рабочих дней после дня открытия налогоплательщику расчетного (текущего), ссудного, депозитного, валютного и иного счета направляют налоговому органу, выдавшему справку о постановке на налоговый учет или справку об уведомлении налогового органа о намерении налогоплательщика открыть ссудный, депозитный, валютный или иной счет, извещения об открытии расчетного (текущего), ссудного, депозитного, валютного и иного счета, а расчетно-кассовые центры Банка России, банки и иные
160
161
кредитные учреждения — об открытии корреспондентских счетов банкам и иным кредитным учреждениям. При этом днем открытия счета является день оформления открытия счета в установленном нормативно-правовыми актами Российской Федерации порядке и занесения банками или иными кредитными учреждениями в книгу регистрации счетов хозорганов и банков.
В случае выявления органами Государственной налоговой службы Российской Федерации фактов открытия банками и иными кредитными учреждениями расчетных (текущих), валютных, ссудных, депозитных и других счетов без уведомления налогового органа на руководителей предприятий, организаций и учреждений, банков, других кредитных учреждений, а также на физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица, налагаются административные штрафы в размере 100-кратного установленного законодательством Российской Федерации размера минимальной месячной оплаты труда.
О выявленных фактах открытия банками и иными кредитными учреждениями расчетных (текущих), валютных, ссудных, депозитных и других счетов без уведомления налогового органа органы Государственной налоговой службы Российской Федерации сообщают в Главные территориальные управления (Национальные банки) Банка России по месту расчетно-кассового обслуживания банка, кредитного учреждения. Главные территориальные управления (Национальные банки) Банки России в соответствии со ст. 33 Закона РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» направляют в банк, кредитное учреждение предписание, в котором указывается, что в случае повторного нарушения установленного порядка открытия счетов у банка, кредитного учреждения в соответствии со ст. 18 Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» может быть отозвана лицензия на проведение банковских операций.
В случае обнаружения фактов повторного невыполнения банком и другим кредитным учреждением установленного порядка открытия налогоплательщикам расчетного (текущего), валютного, ссудного, депозитного или иных счетов налоговые органы и органы
налоговой полиции сообщают об установленных фактах в Главные территориальные управления (Национальные банки) Банка России по месту расчетно-кассового обслуживания банка, кредитного учреждения. Главные территориальные управления (Национальные банки) Банка России направляют в Банк России соответствующие материалы для рассмотрения в порядке надзора, вплоть до отзыва лицензии на проведение банковских операций.
Выявление налоговым органом факта повторного нарушения предприятием, организацией, учреждением порядка открытия счетов является основанием для принятия в установленном порядке решения о ликвидации предприятия, организации, учреждения и взыскания полученных ими доходов в пользу государства.
Налоговые органы несут ответственность за достоверность представляемых справок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сверка сведений об открытых расчетных (текущих) и бюджетных счетах для осуществления операций по основной деятельности.
Налоговые органы обязаны обеспечить сохранность и конфиденциальность сведений налогоплательщика об открытых ему счетах в банках или иных кредитных учреждениях, а также в расчетно-кассовых центрах Банка России и их реквизитах в соответствии с требованиями, установленными законодательством российской федерации.
Информация налогоплательщика об открытых ему счетах в банках или иных кредитных учреждениях. Ежеквартально, начиная с отчета за IV квартал 1994 г., т.е. по состоянию на 1 января 1995 г., каждый налогоплательщик, филиал, представительство и другое обособленное подразделение юридического лица, состоящие на учете в налоговом органе, обязаны в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять сведения о расчетных (текущих) счетах, ссудных, депозитных и других счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории Российской Федерации, а также о счетах в иностранной валюте в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории Российской Федерации и за рубежом, в виде списка.
IL
162
163
Банки и иные кредитные учреждения представляют в налоговый орган в установленном настоящим пунктом порядке сведения об открытых им корреспондентских счетах в РКЦ Банка России и корреспондентских счетах в других банках или иных кредитных учреждениях, а также открытых им корреспондентских счетах в банках или иных кредитных учреждениях.
Эти сведения представляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета.
Налоговые органы обязаны обеспечить сохранность и конфиденциальность полученных от налогоплательщика сведений в соответствии с требованиями, установленным законодательством Российской Федерации.
Налоговые органы и банки, кредитные учреждения, РКЦ Банка России ежеквартально осуществляют сверку указанных открытых счетов.
Перечисление сумм сокрытого, заниженного дохода в иностранной валюте. Суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в иностранной валюте, выявленные в результате проверок налоговых органов, уплачиваются налогоплательщиками или взыскиваются налоговыми органами в установленном порядке инкассовыми поручениями (распоряжениями) налоговых органов на счет Государственной налоговой службы Российской Федерации № 74190001 во Внешторгбанке России в иностранной валюте, временно до особых указаний, а при ее отсутствии или недостаточности — в рублях с применением курса рубля к иностранным валютам, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату выявления сокрытого или заниженного дохода. При этом датой выявления со-' крытого или заниженного дохода считается дата утверждения акта проверки. В инкассовом поручении (распоряжении) в разделе «назначение платежа» налоговым органом делается запись «concealed income» (сокрытый доход) и проставляется код налоговой инспекции, выставившей поручение.
Сумма сокрытого или заниженного дохода в иностранной валюте перечисляется налоговыми органами в соответствующие бюджеты.
Порядок взимания в бюджеты недоимок по налогам и другим обязательным платежам, а также штрафов с текущих валютных счетов налогоплательщиков
юридических лиц при отсутствии рублевых средств. Для погашения недоимки плательщик в случае отсутствия средств на расчетном (текущем) счете должен самостоятельно через уполномоченный банк продать имеющуюся у него иностранную валюту в сумме, достаточной для полного расчета с бюджетами, в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1005 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве» и письмом Центрального банка Российской Федерации от 30 июня 1994 г. № 98.
Налоговые органы в случае отсутствия в течение 10 календарных дней рублевых средств на расчетных, текущих и иных счетах налогоплательщиков (кроме ссудных и депозитных) с момента возникновения недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и при наличии сведений у налогового органа об имеющихся денежных средствах на валютных счетах выставляют инкассовые поручения (распоряжения) на бесспорное взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов (пени) и иных санкций, предусмотренных законодательством, с текущих валютных счетов налогоплательщиков, имеющих задолженность по уплате налогов в пределах остатков денежных средств на них. Сумма задолженности в рублях пересчитывается в иностранную валюту по курсу Банка России на дату выставления инкассового поручения. При этом в инкассовом поручении (распоряжении) указывается получатель — Государственная налоговая служба Российской Федерации, банк —Внешторгбанк России и счет № 74190001, временно до особых указаний, а также в инкассовом поручении (распоряжении) указывается код налоговой инспекции, выставившей указанное инкассовое поручение (распоряжение), и вид платежа.
Государственная налоговая служба Российской Федерации не позднее следующего рабочего дня после зачисления платежей в бюджет в иностранной валюте на счет № 74190001 во Внешторгбанке России направляет соответствующей налоговой инспекции, на налоговом учете в которой находится налогоплательщик, от которого поступили платежи в бюджет в иностранной валюте, копии поступивших в Государственную
164
165
налоговую службу Российской Федерации от Внеш-торгбанка России выписок по счету № 74190001 с указанием назначения платежа и бюджетов, в которые должны быть зачислены поступившие суммы. Налоговая инспекция, получив копии указанных документов, делает соответствующие записи в лицевом счете плательщика и контролирует полное погашение недоимки по платежам в бюджеты всех уровней.
Государственная налоговая служба Российской Федерации обеспечивает ежемесячное перечисление валютных средств на валютные счета соответствующих бюджетов.
За невыполнение указанных выше требований руководители Государственной налоговой службы Российской Федерации и территориальных налоговых инспекций несут ответственность, установленную законодательством.
Порядок отражения возникающих суммовых разниц, как положительных, так и отрицательных, в связи с изменением курса рубля к иностранным валютам в ходе совершения этих операций будет сообщен Министерством финансов Российской Федерации дополнительно. В дальнейшем номер счета, на который будут зачисляться недоимки по налогам и штрафам в иностранной валюте при отсутствии рублевых средств, и порядок зачисления будет сообщен дополнительно.
Налоговый орган одновременно с выставлением инкассового поручения (распоряжения) на списание недоимки и иных обязательств платежей в бюджет, штрафов (пени) и иных санкций с текущего валютного счета налогоплательщика письменным заявлением отзывает инкассовое поручение (распоряжение) на списание указанных платежей к расчетному (текущему) счету из картотеки к внебалансовому счету № 9929 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» или представляет банку письменное распоряжение о возврате налогоплательщику неисполненного платежного поручения.
Банки и иные кредитные учреждения, получившие инкассовое поручение (распоряжение) на списание сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в иностранной валюте, а также недоимки и других обязательных платежей, штрафов (пени) регистрируют их в соответствии с порядком, предусмотренным в со-
вместном письме Государственной налоговой службы Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 28 февраля 1994 г. № НИ-4-13/ЗЗн, от 1 марта 1994 г. №3-1-07 и от 1 марта 1994 г. № 80. Банки и иные кредитные учреждения принимают к исполнению инкассовые поручения (распоряжения) налоговых органов на бесспорное взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым законодательством, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Налоговые органы при установлении фактов нарушения налогового законодательства и порядка, отражения возникающих курсовых разниц между банками или иными кредитными учреждениями пременяют санкции к ним в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При наличии у налогоплательщика на валютном счете средств для исполнения обязательств по контрактам, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг), заключенным до 24 мая 1994 г., или контрактам с иностранными партнерами, заключенными в соответствии с кредитными соглашениями, и имеющейся недоимки по платежам в бюджеты налогоплательщик вправе представить извещение в налоговый орган о том, что валютные средства, находящиеся на текущих (специальных) валютных счетах в уполномоченных банках Российской Федерации, необходимы для исполнения им указанных контрактов с указанием необходимой суммы для выполнения контрактов и реквизитов банков, в которых открыты счета на эти цели.
Под контрактом, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг), понимается либо контракт на импорт товаров (работ, услуг), заключенный с иностранным партнером, либо договор поручения или договор комиссии, заключенный с российской посреднической организацией, действующей по поручению налогоплательщика.
Под контрактом с иностранными партнерами, заключенным в соответствии с кредитным соглашением, понимается контракт, предусматривающий ввоз или вывоз капитала из Российской Федерации в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации
166
167
«О валютном регулировании и валютном контроле» и иных норм валютного законодательства.
К предприятиям, в случае установления налоговыми органами необоснованного расходования инвалютных средств на цели, не соответствующие выполнению обязательств по вышеуказанным контрактам, применяются санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговый орган при получении извещений проверяет достоверность и сверяет данные этих извещений с прилагаемыми контрактами, дополнениями и приложениями к этим контрактам, делает отметку на экземпляре извещения, который возвращается налогоплательщику вместе с контрактами, дополнениями и приложениями к ним. Один экземпляр извещения остается в налоговом органе. В случае возникновения спорных вопросов по срокам заключения контрактов налоговые органы совместно с налоговой полицией проводят необходимые организационные мероприятия по проверке подлинности сроков заключения и исполнения этих контрактов.
Спорные вопросы о правомерности списания инвалютных средств с текущих (специальных) валютных счетов решаются в установленном закнодательством Российской Федерации порядке между предприятием и налоговым органом, выставившим инкассовое поручение (распоряжение).
В целях погашения недоимки по платежам в бюджеты, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, и при отсутствии у налогоплательщика средств на расчетном (текущем) или валютных счетах и при наличии у налогоплательщика рублевых или валютных средств на депозитном счете налоговые органы выставляют предприятиям, учреждениям и организациям требование об обязательном переводе средств с депозитного счета на расчетный (текущий) или валютный счет этого предприятия, учреждения и организации по истечении срока действия депозитного договора, а также невозможности его пролонгации. В случае несоблюдения этого условия налоговый орган вправе обратиться с иском в суд или арбитраж о расторжении депозитного договора и перечислении средств на расчетный или валютный счет.
Совершение операций физическими лицами на сумму свыше 10 тыс. долл. В случае совершения физическим лицом (резидентом или нерезидентом) в банке разовой операции в рублях или иностранной валюте в наличной или безналичной форме (зачисление средств на счет по вкладу физического лица либо любая другая операция по поступлению денежных средств в пользу физического лица: снятие средств со счета по вкладу физического лица, покупка или продажа ценных бумаг или иностранной валюты) на сумму, эквивалентную 10 тыс. долл. США и выше, банк сообщает об этом в налоговый орган по месту налогового учета банка.
При этом при совершении физическим лицом операций на сумму, эквивалентную 10 тыс. долл. США и выше по курсу рубля к иностранным валютам, устанавливаемого Банком России на дату совершения операции, работник банка, обслуживающий эту операцию, заполняет форму в двухэкземплярах (второй экземпляр остается в делах банка) и при этом требует от лица, совершающего операцию, документ, удостоверяющий его личность.
Первые экземпляры указанной выше формы ежемесячно высылаются в налоговые органы не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, фельдъегерской связью, через центр спецсвязи Министерства связи Российской Федерации или по договоренности с налоговым органом курьером банка и сдаются под расписку должностному лицу налогового органа.
По согласованию с местным налоговым органом указанные данные могут банками передаваться на яагнитных носителях либо по каналам специальной связи.
Налоговые органы обязаны обеспечить сохранность и конфиденциальность указанной информации в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Работа с денежной наличностью. Работа с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций организуется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета Директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40.
168
169
При несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяются следующие меры финансовой ответственности:
• за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм взыскивается штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа.
Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами» предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами установлен 2 млн. руб. Указанная сумма является предельной по одному платежу. Вместе с тем платежи, произведенные одним юридическим лицом в адрес другого юридического лица в один день по нескольким денежным документам в порядке реализации одного договора (контракта) в размере до 2 млн. руб., следует рассматривать как единый суммарный платеж. Все расчеты между юридическими лицами сверх этой суммы производятся только в безналичном порядке, за исключением случаев, предусмотренных отдельными нормативными актами Российской Федерации:
• за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности взыскивается штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы:
• за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов взыскивается штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.
Под сверхлимитной кассовой наличностью понимается средняя величина, рассчитанная исходя из суммы и количества дней превышения лимита остатка денег в кассе.
Лимиты остатка денег в кассе устанавливаются обслуживающими банками всем предприятиям, учреждениям и организациям независимо от организацион-
но-правовых форм и сферы их деятельности, включая бюджетные, осуществляющим налично-денежные расчеты в соответствии с требованиями порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.
На руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты труда.
Исчисление суммы административного штрафа производится из расчета минимального размера оплаты труда, действовавшего на момент совершения указанного нарушения.
Банки систематически проверяют соблюдение предприятиями, учреждениями и организациями (далее — «предприятие») требований Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации. За неисполнение банками предписаний Банка России в части осуществления указанных проверок к ним применяются меры воздействия, предусмотренные Законом РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)».
Периодичность и круг предприятий, подлежащих проверке, определяются руководителем банка самостоятельно в зависимости от выполнения предприятиями требований порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью. Период, за который рассматривается состояние кассовой дисциплины, должен быть не менее трех месяцев.
При установлении налоговыми органами в ходе документальных проверок соблюдение налогового законодательства фактов нарушений условий работы с денежной наличностью независимо от даты их возникновения информируются банки, осуществляющие расчетно-кассовое обслуживание данных предприятий или соответствующие финансовые органы.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение штрафов производится органами Государственной налоговой службы Российской Федерации по сведениям, представляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соРтюдения предприятиями, учреждениями и организат ^ями порядка ведения кассовых операций и услови'' работы с денежной наличностью.
170
171
Учреждения банков и соответствующие финансовые органы, производящие проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями требований порядка ведения кассовых операций, направляют в налоговые органы по месту учета налогоплательщика представления с приложением копий справок по указанным проверкам.
В соответствии с п. 30 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» разработан порядок предоставления отсрочек и рассрочек органами Государственной налоговой службы.
Отсрочки и рассрочки уплаты штрафов за нарушения налогового законодательства Российской Федерации могут предоставляться налогоплательщику только в исключительных случаях, когда уплата штрафных санкций в установленные действующим порядком сроки может привести к прекращению его дальнейшей производственной деятельности.
Предоставление отсрочки и рассрочки уплаты штрафов производится в пределах текущего года и на срок не более шести месяцев.
Решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты штрафов за нарушение налогового законодательства независимо от уровней бюджета принимаются начальниками государственных налоговых инспекций по республикам, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу по обоснованным ходатайствам налогоплательщиков, или их вышестоящих органов, или соответствующих государственных органов исполнительной власти с учетом заключений по ним нижестоящих государственных налоговых инспекций, предъявивших эти штрафы.
Указанные решения, как и решения об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты штрафов, оформляются в виде писем в адреса налогоплательщиков и органов, заявивших ходатайства, и нижестоящих государственных налоговых инспекций.
Учет и контроль за полнотой и своевременной уплатой отсроченных и рассроченных штрафов за нарушение налогового законодательства осуществляется
государственной налоговой инспекцией, в которой налогоплательщик состоит на учете.
Ежемесячно государственные налоговые инспекции в установленные сроки представляют в вышестоящие налоговые органы отчет об отсрочках и рассрочках уплаты штрафов по ф. № 4-Н штраф.
Настоящий порядок введен в действие с 1 февраля 1994 г.
Налоговые органы предоставляют отсрочки и рассрочки по суммам, дополнительно начисленным к уплате в соответствии с подпунктами «а», «б» и «в» п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 27 декабр» 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российско1 Федерации» с последующими изменениями и допол нениями.
Предоставление отсрочки или рассрочки суммы штрафных санкций производится на ту ее часть, которая налогоплательщиком не может быть уплачена на момент принятия решения о наложении штрафа за нарушение налогового законодательства.
Исчисление срока предоставления органами Государственной налоговой службы Российской Федерации отсрочки и рассрочки уплаты штрафов за нарушения налогового законодательства Российской Федерации производится со следующего дня после календарной даты принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты штрафных санкций.
При определении срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты штрафных санкций за нарушения налогового законодательства, следует иметь в виду, что текущий год — это календарный год.
При разграничении понятий «вышестоящие органы» и «соответствующие государственные органы исполнительной власти» следует иметь в виду, что вышестоящими для налогоплательщика органами являются предприятия, учреждения и организации, по отношению к которым налогоплательщик находится в непосредственном или прямом подчинении. Соответствующими государственными органами исполнительной власти являются правительства республик в составе Российской Федерации, мэрии и администрации.



ОГЛАВЛЕНИЕ