ОГЛАВЛЕНИЕ

Справки
© 1998 г. М.М. ИВАНОВ*
ВИЗОВАЯ СИСТЕМА США
Правила выдачи американских въездных виз нередко ставят в тупик даже самый изощренный российский ум, привыкший побеждать в боях с отечественной бюрократией. Человек, впервые столкнувшийся с требованиями американских иммиграционных законов, практикой работы консульств и Службы иммиграции и натурализации, понимает, что американские иммиграционные правила и процедуры - это особый мир, где далеко не всегда применимы хрестоматийное знание юриспруденции и здравый смысл.
Законы США и ведомственные регламенты весьма строго и самым детальным образом регулируют вопросы въезда и пребывания иностранцев на территории страны. Неточности при заполнении анкет на получение визы, невнимание к установленным срокам пребывания, формам получения доходов на территории Соединенных Штатов и иные кажущиеся незначительными нарушения могут привести к необратимым последствиям, вплоть до насильственной высылки, лишения права въезда, крупных штрафов и даже тюремного заключения. Сообщения печати последних лет о печальной судьбе российских предпринимателей, допустивших незначительные нарушения иммиграционного законодательства США и коротающих вследствие этого свое время в американских тюрьмах, - яркое тому свидетельство.
Для людей, так или иначе связывающих свою жизнь с Соединенными Штатами, знание основных правил временного пребывания в этой стране жизненно важно. Правильный выбор категории неиммиграционной визы при поездке на работу или учебу в США позволит избежать возможных осложнений в будущем. Трудности при получении виз нередко приводят к тому, что въезжающий удовлетворяется любой категорией выданной визы и не обращает внимания, как закон регулирует данную визовую категорию. Решение о том, какой визы следует добиваться, а какой стараться избежать, должно приниматься с учетом долгосрочных намерений. Например, получение виз участника программы обмена может привести к запрету на работу в США в течение двух лет. В то же время иногда вместо такой визы можно получить не имеющую указанного ограничения студенческую визу.
Другой пример. Въезд для работы в американском филиале иностранной компании по неиммиграционной категории "специалист" приведет к большим
ИВАНОВ Михаил Маркович - кандидат экономических ваук, старший научный сотрудник ИСКРАН.
Ill
трудностям в получении статуса постоянного жителя США. Если стратегические планы въезжающего именно таковы, то ему следует оформляться более сложным путем, но по иной категории. Поскольку многие категории пересекаются, выбор всегда есть. Но без знания визового законодательства здесь не обойтись. Все эти вопросы регулируются одной из наиболее сложных отраслей американского законодательства - иммиграционным правом, комплексным институтом административного и международного права..
Обращающимся в государственные органы Соединенных Штатов по визо-вым и иммиграционным вопросам выдачи виз важно помнить, что в большинстве своем они призваны не оказывать услуги иностранцам, а следить за соблюдением закона. Сформировавшаяся под воздействием этой установки мен-тальность государственных чиновников должна учитываться при любых контактах с ними. Вместе с тем просителям иногда может показаться, что многолетнее общение с иностранцами формирует своего рода "антииностранные" настроения у работников консульских и иммиграционных служб. Однако следует помнить, что чиновники всегда действуют в рамках закона. В государственных органах существует четкая система слежения за законностью принимаемых решений, защищающая тех, кто обращается туда, вне зависимости от масштаба и характера их просьб.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЪЕЗДА И ВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ В США-Создание визовой системы США
Политика США по регулированию въезда иностранцев на свою территорию формировалась по мере становления американского государства. Обеспечение притока новых переселенцев, необходимого для экономического развития страны, регулирование качественных и количественных характеристик этого процесса стали основными задачами этой политики. Многочисленные законодательные акты, ведомственные регламенты, судебная практика, закрепляя принципы и методы иммиграционной политики, образовали правовую основу ее осуществления.
Иммиграционное законодательство^ США - один из наиболее сложных и детально разработанных разделов американского права' США - крупнейшая в мире чисто "иммиграционная" страна, развитие которой на протяжении веков было связано с притоком новых поселенцев и необходимостью государственного регулирования этого процесса. Сегодня в иммиграционном законодательстве четко выделяются два блока правовых актов и регламентов: регулирующих въезд и пребывание иностранцев, прибывающих в страну с временными визитами (неиммигрантов), и определяющих порядок въезда прибываю-
Статья первая.
^Термин "иммиграционное законодательство" включает не только правовые нормы, относящиеся к условиям и процедурам приобретения собственно иммиграционного статуса, но также к условиям и процедурам получения неиммиграционных виз и приобретения неиммиграционного статуса. Кроме того, в широком смысле термин "иммиграционное законодательство" охватывает также законы и регламенты, относящиеся к условиям и процедурам приобретения гражданства.
112
щих на постоянное место жительства (иммигрантов). Однако на протяжении многих лет такого разделения не было.
Прежде всего следует отметить, что до принятия в 1776 г. Декларации независимости, ознаменовавшей рождение американского государства, никакой политики по регулированию въезда иностранцев не существовало в силу отсутствия самого государства. Этот период был связан с ничем не ограниченным освоением новых земель Северной Америки.
Первый этап в развитии иммиграционной политики характеризовался началом законотворческой деятельности нового американского государства. В этот период никаких особых ограничений на интенсивность и структуру иммиграционных процессов не накладывалось. Единственным исключением был закон о враждебных иностранцах, принятый в 1798 г. и отмененный в 1800 г. Принятие этого закона было вызвано, в частности, страхом перед воинствующим атеизмом, принесенным французской революцией, и опасениями, что революционная Франция распространит свою власть на Америку. Избранный в 1800 г. президентом США Джефферсон отменил этот закон, однако им был создан первый прецедент узаконивания рестрикционных принципов в иммиграционном законодательстве.
Если не принимать во внимание закон 1798 г., можно сказать, что иммиграционная политика государства в этот период не была ограничительной. Однако интерес законодателя к решению проблем иммиграции на федеральном уровне был виден уже из факта принятия закона 1819 г., предписывавшего вести учет прибывающих в США иммигрантов.
Второй этап в развитии иммиграционной политики американского государства связан с возникновением первых серьезных антииммиграционных настроений, возникших в крупных прибрежных городах США в XIX в., куда в основном прибывали новые переселенцы из стран Европы и которые не могли вместить всех желающих. Этот же период был связан с организационным становлением оппозиционных иммиграции сил. Возникают партия "прирожденных американцев", "Орден объединенных американцев" и другие политические объединения, ставящие своей целью защиту Америки от засилья иностранцев.
Эти настроения проявились в законопроектах, содержащих положения, ограничивающие въезд иностранцев. Ни один из них не был принят, однако многие идеи вошли в законодательные акты в последующие годы (введение визовой системы, организация консульской службы, законодательно закрепленная возможность наложения запрета на въезд целым категориям иностранцев и т.д.).
В связи с началом гражданской войны приток новых переселенцев значительно уменьшился. Вместе с тем, потребность в рабочей силе была настолько острой, что в 1864 г. был принят специальный закон, поощрявший въезд в США иностранцев. Этот же закон дал президенту США полномочия в назначении комиссара по делам иммиграции. Иммиграционная политика государства, всемерно способствовавшая притоку рабочей силы из-за границы, в этот период находила противодействие только на местах. Это было связано с готовностью новых переселенцев выполнять любую работу, существенно сбивая уровень заработной платы. Однако период недолгого экономического процве^ тания закончился, уступив место возросшей безработице.
Третий этап в развитии иммиграционной политики американского государства начался в середине 70-х годов XIX в. и характеризовался введением "качественных" ограничений на въезд иностранцев. Открыто зазвучали голоса противников ничем не ограниченной иммиграции. Новые иммигранты рассматривались как источник бедности, беспорядка и преступлений. Первый правовой акт, запретивший въезд определенным категориям иностранцев, был принят в 1875 г. По этому закону на правительственных чиновников была возложена обязанность на основе весьма расплывчатых критериев проводить отсев прибывающих иммигрантов и не допускать в страну преступников и проституток. В 1882 г. был расширен список "нежелательных элементов", к которому добавились душевнобольные, умственноотсталые, а также те, кто мог стать "обузой для общества". Эти нормы права, приобретя более конкретные очертания, сохранились и в современном иммиграционном праве.
Одновременно активно начали выступать организации, выражающие экономические интересы наемных рабочих. Въезд иностранных работников естественным образом приводил к снижению уровня заработной платы; использование труда штрейкбрехеров из числа новых переселенцев вызывало резкое недовольство профсоюзов. В результате в 1885 и 1887 гг. конгресс принял законы, запретившие ввоз иностранцев для работы по контракту. Исключение делалось только для специалистов высокой квалификации, без которых не могла развиваться соответствующая отрасль экономики. Это положение также фактически сохранилось в современном законодательстве в виде требования проходить процедуру так называемой трудовой сертификации лицам, претендующим на те рабочие места, которые могут быть заняты американцами. Промышленный подъем 90-х годов лишь ненадолго смягчил укреплявшиеся рестрикционные тенденции в развитии законодательства.
В те же годы на развитие иммиграционного законодательства оказало существенное влияние распространение революционных идей в Европе. Так, в 1903 г. список лиц, которым запрещался въезд в США, был дополнен анархистами и "людьми, которые верят в то, что правительство должно быть свергнуто путем применения силы". Росту антииммиграционных настроений в эти годы способствовало убийство в 1901 г. президента США Уильяма Мак-кинли, совершенное анархистом с необычной для английского языка фамилией Чолгош. Все более активно стали звучать призывы оградить Соединенные Штаты от "европейской смуты".
Появление собственно визовоЙ системы относится к 1917 г. Совместным распоряжением государственного департамента и министерства труда от 26 июля 1917 г. было определено, что для въезда необходимо получить визу в консульстве США за границей. Эта система, введенная как временная мера в период первой мировой войны, была окончательно закреплена в 1924 г. Согласно закону 1924 г. в задачи американских консулов на местах входила, в частности, проверка иностранцев на предмет наличия законодательно закрепленных оснований для отказа на въезд в США. При этом права иммиграционных властей в стране никаким образом не ущемлялись. Такой порядок распространил на сферу иммиграционного контроля широко принятый в американском праве принцип разделения властей.
В 1940 г. был принят закон "О регистрации иностранцев", предусматривавший обязательный учет и представление данных о всех находившихся в
стране иностранцах. Этим же законом в очередной раз был расширен список "нежелательных лиц". Закон "Об общественной безопасности" 1941 г. дал право американским консулам на местах отказывать в выдаче визы любому иностранцу, если были "основания полагать", что его деятельность на территории США может представлять угрозу безопасности страны. Это положение закона сохранилось и в современном иммиграционном праве.
Закон "О внутренней безопасности" 1950 г. запретил въезд в США бывшим и настоящим членам коммунистических и тоталитарных партий. Был введен порядок, согласно которому любой законно въехавший в страну в прошлом иностранец мог был быть выслан из страны, если обнаруживались основания, по которым, согласно данному закону, въездная виза ему не могла быть выдана.
Следующий этап в развитии иммиграционной политики американского государства был связан с введением системы преференций, или предпочтений, при допуске иммигрантов в страну. Начало этого этапа было ознаменовано принятием в 1952 г. закона "Об иммиграции и гражданстве", известного как "Закон Уолтера-Маккаррена". Закон кодифицировал все основные положения иммиграционного законодательства; устранил расовые ограничения, установленные ранее для определенных категорий иммигрантов; ввел особый порядок въезда иностранцев-специалистов; облегчил процедуру перемены статуса (с неиммиграционного на иммиграционный) для иностранцев, временно находящихся на территории США.
Дальнейшее развитие иммиграционного законодательства было связано с модификацией системы предпочтений; вводом новых иммиграционных категорий; усилением внимания к проблемам, связанным с увеличивающимся потоком беженцев и с нелегальной иммиграцией; установлением санкций для работодателей, нанимающих на работу лиц без права на трудоустройство в США, и другими моментами, не имеющими прямого отношения к развитию системы собственно неиммиграционных виз.
1990-е годы отмечены более пристальным вниманием законодателя к вопросам нарушения иностранцами своего статуса. Закон 1996 г. "О реформе нелегальной иммиграции и ответственности иммигрантов" ужесточил ответственность за нарушение условий визового статуса. Запрет на въезд в течение трех лет налагается на лиц, чье непрерывное пребывание в США сверх разрешенного времени составило срок от 180 дней до одного года, и в .течение десяти лет - на тех, чье пребывание сверх разрешенного срока составило более одного года. Лица, депортированные из США, не могли въехать туда в течение десяти лет. Лица, которым было отказано во въезде, не могли въезжать в США в течение пяти лет. По новому закону существенно большие права получили инспекторы Службы иммиграции и натурализации, которым была предоставлена возможность принимать решения об отказе во въезде непосредственно в пунктах въезда. Кроме этого, закон 1996 г. поставил задачу разработки и введения автоматизированной системы контроля за въездом и выездом иностранцев.
Современное состояние визового законодательства определяется правовыми актами, в том числе кратко рассмотренными выше, основное место среди которых занимают закон 1990 г. "Об иммиграции" и закон "О реформе нелегальной иммиграции и ответственности иммигрантов".
Правительственные органы, регулирующие въезд и пребывание иностранцев в США
В целом иммиграционную политику американского государства определяет конгресс. Рядом полномочий в решении вопросов иммиграции и руководстве правительственными органами, непосредственно осуществляющими иммиграционную политику, обладает президент.
Основные федеральные органы исполнительной власти, занимающиеся вопросами въезда и пребывания иностранцев в США, - государственный департамент, Служба иммиграции и натурализации, министерство труда.
Особыми функциями наделен Национальный визовый центр, управляемый частной компанией по контракту с государственным департаментом. Ряд частных вопросов решает Федеральное бюро расследований и министерство здравоохранения.
Задача правительственных органов США - регулирование въезда и регламентация пребывания иностранцев в стране. Здесь уместно заметить, что в отношениях государства и иностранцев заложен некоторый антагонизм, обусловленный не только объективными социально-экономическими причинами. Он также является отзвуком многолетней "антииностранной" кампании, о которой говорилось выше.
Вторая половина XIX в. и первые десятилетия XX в. были отмечены поддерживаемым государством общественным движением, направленным против въезжающих в страну иностранцев. Отчасти оно носило экономический характер: в периоды подъема американской экономики дискриминация иностранцев существенно уменьшалась. Прочие причины враждебного отношения к иностранцам коренились и в желании отгородиться от европейской смуты и политических беспорядков, и в религиозной и национальной нетерпимости, и в механизмах психологической защиты, и вековом стремлении людей к социальной кастовости, в иных особенностях развития общественного сознания замкнутых социальных групп. Этим вызвано и возникновение особого раздела права, регламентирующего жизнь иностранцев в США, и разрастание соответствующей части государственного аппарата, контролирующего въезд и пребывание иностранцев на территории страны.
Государственный департамент, американское министерство иностранных дел, в частности, занимается делами иностранцев, желающих въехать в США и находящихся за пределами этой страны. Через .посольства и консульства это ведомство осуществляет большую часть международно-правовых функций Соединенных Штатов за рубежом. В функции посольств и консульств США за границей входит выдача въездных иммиграционных и неиммиграционных виз. Как уже говорилось, эти функции госдепартамент начал выполнять в 1917 г., когда впервые была установлена полномасштабная визовая система.
Сегодня безвизовый въезд разрешен гражданам ряда государств (Австралия, Австрия, Андорра, Бельгия, Бруней, Великобритания, Германия, Голландия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Лихтеншейн, Люксембург, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сан-Марино, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония) при условии, что они приез-
жают на срок не более 90 дней. Упрощенный порядок посещения США существует для жителей Канады, Мексики и близлежащих территорий и островов.
Американские консулы на местах наделены безусловным правом окончательного принятия решений по всем вопросам выдачи виз (так называемая концепция "консульского абсолютизма"). Решение консула не может быть пересмотрено никакими другими должностными лицами госдепартамента. При этом одним из оснований для решения может стать субъективное впечатление консульского работника, которое произвел на него претендент на получение визы. Для отказа во въезде достаточным основанием может служить наличие подозрений, что пребывание данного заявителя в США окажет негативное влияние на благосостояние и безопасность страны. Процедуры обжалования в вышестоящие или судебные органы при рассмотрении вопросов выдачи въездных виз консульством закон не предусматривает.
Служба иммиграции и натурализации (СИН) - это подразделение министерства юстиции^. В ее функции входит непосредственное претворение в жизнь иммиграционного законодательства в самой стране и на границе с ней. СИН проверяет всех иностранцев, въезжающих в США. Несмотря на имеющуюся у въезжающего визу, законно полученную им в посольстве США в родной стране, служба может отказать во въезде. В этом порядке заложен принцип двойного контроля за прибывающими иностранцами. СИН также следит за законностью пребывания иностранцев на территории страны, рассматривает заявки на продление сроков пребывания, изменение категории визы, иммиграционные петиции по всем категориям, заявки на получение статуса постоянного жителя и гражданина США.
В США Служба иммиграции и натурализации представлена четырьмя региональными офисами, решающими административные вопросы; четырьмя региональными сервисными центрами, рассматривающими преимущественно петиции всех категорий; и 60-ю отделениями, расположенными на всей территории страны. Все дела, не требующие собеседования с чиновником СИН, проходят через один из региональных центров, в зависимости от места жительства заявителя. Многие ходатайства простейшего характера (например, о продлении срока пребывания по деловой или туристической визе) могут быть поданы самостоятельно. Для этого достаточно обратиться в местное отделение службы и заполнить соответствующую форму. В более сложных случаях необходимы консультации или участие иммиграционного адвоката.
В структуру СИН входит Отдел по административным апелляциям, занимающийся рассмотрением жалоб, касающихся, в частности, отказов в одобрении иммиграционных петиций и других иммиграционных дел иностранцев.
Национальный визовый центр. В функции этой организации входит значительная часть работы по обработке иммиграционных дел. Национальный визовый центр (называвшийся до 1994 г. Центром по обработке иммиграционных виз) был открыт государственным департаментом в 1991 г. и управляется частной компанией. Он, в частности, занимается заявками на иммиграционные визы, подаваемыми иностранцами за пределами страны и подлежащими окончательному рассмотрению в консульствах США. После началь-
^СИН стала частью министерства юстиция в 1940 г.. до этого (с 1882 г.) функции СИН выполняли различные органы в составе министерства труда и министерства финансов. В настоящее время в СИН занято 26 тыс. человек. 117
ного одобрения петиции СИН Национальный визовый центр посылает заявителю необходимые формы и инструкции, а его дело пересылает в соответствующее консульское учреждение США за границей. Кроме этого, Национальный визовый центр отвечает за проверку потенциальных иммигрантов на предмет совершения ими уголовных и иных преступлений (через Систему консульского слежения и автоматической поддержки государственного департамента).
Министерство труда. В его функции в определенных законом случаях входит вынесение решения, не лишит ли въезжающий в США рабочего места кого-либо из постоянных жителей или граждан этой страны. Большинство иммиграционных петиций, основанных на трудоустройстве, должны сопровождаться одобрением министерства труда. Американский работодатель должен доказать, что, прежде чем отдать предпочтение иностранцу, он предпринял необходимые усилия по поиску нужного работника среди американцев. Этот процесс называется трудовой сертификацией.
При рассмотрении заявок на некоторые категории неиммиграционных виз, дающих право на трудоустройство, требуется прохождение процедуры трудовой аттестации. До подачи петиции работодатель подает в министерство труда так называемое "заявление об условиях труда", в котором он указывает необходимые данные о себе и принимает определенные обязательства, связанные с наймом иностранного работника.
Министерство публикует так называемые "Список А" (перечень профессий, в которых США испытывают особую нужду) и "Список Б" (перечень профессий, с избытком представленных на американском рынке труда), на которые ориентируются работодатели при подаче иммиграционных петиций по категориям, связанным с трудоустройством.
Министерство устанавливает также официальные уровни бедности, на основании которых принимаются решения о том, не станет ли потенциальный иммигрант обузой для общества. Кроме этого, на департаменты труда штатов возложены обязанности официального определения уровня безработицы, что требуется, в частности, для установления необходимого объема инвестиций по иммиграционной категории, связанной с созданием новых рабочих мест.
Федеральное бюро расследований (ФБР). Все потенциальные иммигранты в возрасте старше 16 лет, а в особых случаях и неиммигранты, проверяются на наличие их имен в Межштатной идентификационной базе данных Национального центра информации по преступлениям ФБР. Ведомство также отвечает за проверку и внесение в свою базу данных отпечатков пальцев иммигрантов.
Следует отметить, что функция государственных органов США в рассмотрении вопросов выдачи виз и решения иных иммиграционных дел заключается в осуществлении иммиграционной политики государства, непосредственном претворении на практике иммиграционного законодательства и слежении за соблюдением закона, а не в оказании услуг иностранцам. Практически никто не может воздействовать на ход и скорость рассмотрения дел в государственных органах, если для того нет чрезвычайных обстоятельств. Даже конгрессмены и сенаторы США, к которым нередко обращаются за помощью при решении иммиграционных вопросов, могут отправить в СИН или государственный департамент только письма с просьбой представить инфор-
мацию о состоянии дела, но никак не ходатайство об ускорении его прохождения.
Уважение общества к закону, воспитанная поколениями "законопослушни-ческая" ментальность американцев и особое отношение к государственной службе, реально действующая система правоприменения, организация многоступенчатого контроля за прохождением иммигационных дел составляют основу того, что любые попытки решить то или иное иммиграционное дело в обход формальных требований закона, в том числе подкуп иммиграционных чиновников, в лучшем случае не дадут никакого результата, а скорее всего приведут к серьезным неприятностям. Единственное, что можно сделать для успешного прохождения иммиграционных дел, это тщательным образом при помощи адвоката изучить легальные возможности получения искомых результатов и подготовить качественные документы.
Правовое определение статуса "иностранец"; различие между визой и статусом
Согласно американскому иммиграционному законодательству любое лицо, не являющееся гражданином США, считается иностранцем. В зависимости от своего правового статуса иностранцы делятся на три категории:
лица, которым разрешено временное пребывание на территории США {неиммиграить^',
постоянные жители США {легальные иммиграить^', нелегальные иностранцы (нелегальные иммигранть^.
Через определенный законом срок (три или пять лет) и при выполнении условий (определенные сроки пребывания в США, сдача экзаменов) постоянные жители могут могут натурализоваться, т.е. вступить в гражданство и утратить таким образом статус иностранцев.
Основное различие между неиммигрантами и легальными иммигрантами заключается в характере полученного ими разрешения на пребывание в США. Неиммигранты получают разрешение на временное, а иммигранты - на постоянное пребывание на территории страны. Характер разрешения соответствует декларируемому ими намерению оставаться в США либо временно, либо постоянно. Категория намерения - одна из базовых как в иммиграционном законодательстве, так и при решении практических вопросов выдачи разрешения на въезд консульской службой государственного департамента и допуске в страну при пересечении границы и продлении сроков пребывания в США Службой иммиграции и натурализации. Любой находящийся за пределами страны и желающий въехать в США человек должен получить соответствующий своему намерению тип визы (неиммиграционную или иммиграционную).
Различие межу визой и статусом. Виза дает обладателю возможность получить определенный ее категорией круг прав (привилегий) и обязанностей. Единственное даваемое визой право, которое можно реализовать немедленно, - это право въезда на территорию США в течение срока действия визы. Вместе с тем, это право небезусловное, так как инспектор СИН в пункте въезда обладает теми же полномочиями, что и американский консул за границей в том, что касается решения о возможности допуска в страну. Вос-
119
пользоваться прочими правами и выполнять соответствующие обязанности можно только после въезда в страну. Поэтому можно считать, что виза - это фактически только разрешение на въезд. Срок действия визы - это время, в течение которого обладателю визы разрешено въехать на территорию США.
Совокупность прав и обязанностей образует правовой статус. Статус, соответственно, может быть как неиммиграционным, так и иммиграционным. Длительность обладания неиммиграционным статусом определяется решением инспектора СИН, принимаемым в пункте въезда. Длительность обладания иммиграционным статусом пожизненная (в случае, если иммигрант не допустил правонарушений или нарушений условий своего статуса, ведущих к его потере, или не натурализовался, т.е. не принял гражданство США).
Лицо, уже находящееся в США в том или ином статусе, может продлить срок действия своего прежнего статуса или получить новый.
Неиммигранты
Как уже говорилось, начиная с 1917 г. каждый желающий въехать в Соединенные Штаты должен получить въездную визу. (Исключения существуют лишь для граждан нескольких развитых стран.) Визы выдаются только за пределами США консульскими учреждениями или посольствами США. Неиммигрантам разрешен лишь временный въезд на территорию США. Разрешение на въезд с целью временного пребывания называется неиммиграциовной визо^.
При получении большинства категорий неиммиграционных виз заявитель должен показать, что его пребывание на территории Соединенных Штатов будет временным, т.е. доказать отсутствие иммиграционного намерения. По закону бремя такого доказательства несет сам заявитель. Для этого он должен показать консульскому работнику, что обладает достаточными семейными и социально-экономическими связями в. родной стране. При отсутствии таковых заявитель может считаться потенциальным иммигрантом и на этом основании получить отказ в выдаче неиммиграционной визы.
Виза также не будет выдана^, если обнаружены предусмотренные законом основания для отказа во въезде:
серьезные инфекционные заболевания, психические расстройства, болезненное пристрастие к наркотикам и т.д.; совершение определенных уголовных преступлений;
приезд в США с целью шпионажа, саботажа, ведения террористической и любой иной незаконной деятельности, членство в тоталитарных партиях и т.д.;
попытки нелегального въезда и нарушение иммиграционного законодательства;
въезд без документов или с неправильно оформленными документами; многоженство и иные основания.
Ежегодно по неиммиграционным визам в США въезжает более 20 млн. иностранцев. ^По данным консульства США в Москве, при обращениях за неиммиграционными категориями виз получают отказ приблизительно 80% заявителей.
Существуют исключения из этих ограничений, применимые в случаях, когда въезжающий сможет доказать, что на основании определенных законом правил данные ограничения с него могут быть сняты. Кроме того, въехавшие в США иностранцы - в отличие от граждан США
- могут быть депортированы (подвергнуты насильственной высылке) с территории страны в определенных законом случаях.
Права и обязанности неиммигранта во время его пребывания в США определяются его статусом, соответствующим категории его визы. В зависимости от него он имеет право на один или несколько видов деятельности (учеба, стажировка, работа на определенного работодателя, отдых, лечение и т.д.). Категория визы дает или не дает право на работу и, соответственно, получение дохода.
Обладатель неиммиграционного статуса может: продлить действие своего статуса;
изменить свой текущий статус на иной неиммиграционный (процедура называется изменение статуса)',
переменить свой текущий неиммиграционный статус на иммиграционный, т.е. на статус постоянного жителя США (процедура называется перемена статуса)',
быть лишен своего статуса в случае нарушения условий статуса, совершения преступления или иных действий, являющихся основанием для депортации.
Въехавший в США по большинству категорий неиммиграционных виз иногда может быть обвинен в существовании "двойного намерения", если он, находясь там, попытается переменить свой неиммиграционный статус на иммиграционный. Под двойным намерением понимается факт декларирования намерения въехать в США временно (при подаче заявки и получении неиммиграционной категории визы и при въезде в страну), если в то же самое время имеется скрытое реальное намерение остаться там на постоянное жительство.
При подаче заявки основным заявителем к нему могут присоединиться члены его семьи. Обычно это супруг (супруга) и не состоящие в браке дети до 21 года. На большинство категорий неиммиграционных виз не устанавливается численных ограничений (квот) на въезд.
Основными документами, удостоверяющими статус временно пребывающего на территории США лица, являются;
виза, поставленная в паспорте иностранца (в случае, если он не изменял свой статус в США) и содержащая сведения о:
- ее обладателе;
- категории, указывающей на заявленную цель пребывания в США;
- дате выдачи и дате истечения срока действия;
- количестве разрешенных въездов в течение срока действия визы; карточка 1-94, являющаяся частью формы 1-94 Arrival/Departure Record
- записи о прибытии/отбытии, которую обладатель визы получает в пункте въезда в США, и указывающая на разрешенный срок пребывания в США в том или ином статусе;
форма СИН 1-797 Notice of Action/Approval Notice (уведомление об одобрении формы СИН 1-539 Application То Extend/Change Nonimmigrant
Status - заявки на продление срока пребывания/изменение статуса), указывающая на разрешенный срок пребывания в США в соответственно прежнем или новом статусе;
карточка социального страхования (social security card) с указанием того, имеет ли данный иностранец право на работу.
Нелегальные иммигранты
Нелегальными^ в широком смысле считаются иностранцы, находящиеся в США в нарушение иммиграционного законодательства. К этой категории относятся лица:
нелегально пересекшие границу (без прохождения процедуры контроля со стороны СИН);
въехавшие легально, но оставшиеся дольше разрешенного срока; проникшие на территорию страны по подложным документам, под чужим именем или иным мошенническим путем;
не имеющие права на въезд в США и въехавшие в результате сокрытия информации (например, в прошлом депортированные и вернувшиеся ранее разрешенного времени).
Первые две категории нелегальных иммигрантов считаются находящимися на территории США незаконно (unlawfully present), или "вне статуса" (out of status). Оставшиеся категории переходят в этот разряд, как только обнаруживается факт нарушения закона.
За подобные нарушения иммиграционного законодательства предусмотрены депортация, наказания в виде штрафов и лишения свободы (от шести месяцев до двух лет в случае повторных нарушений), а также запрет на въезд в будущем.
Контроль за недопущением в США нелегальных иммигрантов, а также их обнаружением возложен на Службу иммиграции и натурализации и американских работодателей. Последние обязаны нанимать на работу только имеющих на это право. В случае нарушения для работодателей установлена гражданская и уголовная ответственность.
Постоянные жители США
В отличие от неиммигрантов, пребывающих в США временно, иммигранты являются постоянными жителями Соединенных Штатов^ Они пользуются всеми гражданскими правами, предусмотренными в Билле о правах (свобода слова, печати, вероисповедания, право владения оружием, неприкосновенность личности, имущества, личных бумаг, соблюдение прав привлеченных к судебной ответственности и др.). Они обладают правом в любое время въезжать в страну, проживать на территории любого штата и имеют постоянное
^Сейчас количество нелегально проживающих в США оценивается приблизительно в 5 млн. человек, из них более 2 млн. — легально въехавшие неиммигранты, оставшиеся в США дольше разрешенного срока пребывания. Ежегодно в США въезжают и остаются нелегально примерно 275 тыс. человек, из которых более 112 тыс. депортируются.
^В США насчитывается приблизительно 10 млн. легальных иммигрантов. Ежегодно статус постоянного жителя получают более 1 млн. человек.
разрешение на работу и получение дохода. В отличие от граждан, постоянные жители США имеют ограничения в избирательных правах и праве занятия государственных должностей.
С точки зрения требований иммиграционных законов и возможностей, предоставляемых ими, постоянный житель США может:
в случае нарушения условий статуса или совершения преступления лишиться своего статуса;
отказаться от обладания статусом, подав соответствующее ходатайство в СИН;
в случае сохранения условий статуса обладать им неограниченно долго; в случае выполнения условий натурализации стать гражданином США. Свое намерение жить в США постоянно они декларировали во время обращения за получнием иммиграционной визы и/или статуса постоянного жителя. В отличие от граждан иммигранты должны сохранять постоянное место жительства в США. В случае невыполнения этого, а также других условий, они могут быть лишены статуса постоянного жителя.
Подать заявку на приобретение этого статуса можно, либо находясь в США по неиммиграционной визе, либо за их пределами, обратившись в американское консульство. Во втором случае после вынесения положительного решения потенциальный иммигрант получает иммиграционную визу. Эта виза дает ему право одноразового въезда в США (в течение определенного периода времени), где он получает собственно "грин кард", удостоверяющую его статус постоянного жителя^.
Классификация категорий неиммиграционных виз и их сравнительный анализ, условия и процедуры получения неиммиграционной визы и порядок въезда в США будут рассмотрены в ближайшем номере журнала.
^Официальное название — форма СИН 1-551 Alien Registration Receipt Caid (карточка регистрации иностранца).



ОГЛАВЛЕНИЕ