ОГЛАВЛЕНИЕ

278
Глава 15. Налоговое регулирование в жилищной сфере
Глава 15. Налоговое регулирование в жилищной сфере
§ 1. Основные положения о налогообложении
Вопросы правового регулирования налогообложения, включая и жилищную сферу, относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни России.
Налоги — это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи юридических и физических лиц, установленные органами государственной власти для зачисления в государственную бюджетную систему с определением их размеров и сроков уплаты^.
Собственник недвижимости в жилищной сфере уплачивает налоги на недвижимость в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации о налогах^.
Общие принципы построения налоговой системы в России, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, льготы по налогам, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов определены Законом РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации"от 27 декабря 1991 гЛ
Налоги подразделяются на федеральные налоги, налоги республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов и местные налоги.
Применительно к жилищной сфере действуют следующие налоги.
На федеральном уровне: налог на прибыль предприятий и организаций; подоходный налог с физических лиц; налог с имущества, переходящего в порядке наследования, дарения. На уровне республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов,
' См.: Финансовое право. Учебник /Под ред. Н. И. Химичевой. М., 1995. С. 225. ^ См.: Ст. 26 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г.//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 3. Ст. 99. ^ См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № II. Ст. 527.
городов Москвы и Санкт-Петербурга: налог на имущество предприятий.
Местные налоги: на имущество физических лиц; на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Федеральные налоги и налоги республик, краев и областей устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Среди местных налогов выделяется налог на имущество физических лиц, который устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается повсеместно, при этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Другие местные налоги могут устанавливаться решениями районных и городских представительных органов власти.
В целях развития и стимулирования жилищного строительства гарантируются налоговые льготы в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации о налогах:
гражданам, осуществляющим строительство или приобретающим жилье за счет собственных средств, а также за счет целевых кредитов;
предприятиям, учреждениям и организациям, оказывающим помощь своим работникам в жилищном строительстве; предприятиям, эксплуатирующим жилищный фонд; на инвестиции в строительство, реконструкцию и ремонт жилищного фонда, а также в развитие производства строительных материалов и предметов домоустройства^
Гражданам, осуществляющим индивидуальное строительство собственными силами, при вынужденной потере ими работы, в том числе после увольнения из Вооруженных Сил, устанавливается оплата труда на срок до двух лет в порядке, определенном законодательством Российской Федерации для безработных, участвующих в общественных работах. Гражданам из числа военнослужащих, беженцев, а также проживающим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, и в иных случаях, предусмотренных законодательством, могут предоставляться дополнительные льготы в жилищной сферой
См.: Ст. 27 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г. //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 3. Ст. 99. ' См.: Там же. Ст. 28.
§ 2 Налоги на недвижимость в жилищной сфере граждан
следствий, переселившиеся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, независимо от того, являются ли они ее гражданами в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
От уплаты налога также освобождаются: — инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дисклокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения лиц, выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
— граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986—1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации в других работах на Чернобыльской АЭС;
— военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, вклю-
282
Глава 15. Налоговое регулирование в жилищной сфере
чая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;
— лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших в 1986—1987 гг. службу в зоне отчуждения;
— граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988—1990 гг. в работах по объекту "Укрытие";
— младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
— рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения.
Кроме того, от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются:
— граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 г. из зон отчуждения, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в сястоянии внутриутробного развития;
— граждане, переселенные (в том числе выехавшие добровольно) из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, сроком на 5 лет со дня эвакуации (переселения);
— граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
— граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
— гражданке, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 г. и последующие годы сроком на 5 лет со дня эвакуации (переселения);
— граждане, переселившиеся после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону
§ 2. Налоги на недвижимость в жилищной сфере граждан
284
Глава 15. Налоговое регулирование в жилищной сфере
проживания с правом на отселение при условии получения ими права выхода на пенсию на льготных основаниях, связанных с проживанием в данной зоне и других зонах радиоактивного загрязнения (за исключением граждан, эвакуированных, в том числе выехавших добровольно, в 1986 г. из зоны отчуждения; переселенных, в том числе выехавших добровольно из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, и переселившихся в добровольном порядке без заключения контрактов и договоров с соответствующей администрацией после 1 января 1994 г. в зоны радиоактивного загрязнения). При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения не влечет за собой возникновения права на получение льгот;
— дети и подростки, страдающие болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей, и последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей.
Основанием для предоставления льгот лицам, перечисленным в настоящем подпункте, являются специальное удостоверение инвалида и удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
— граждане, ставшие инвалидами, получившими или перенесшими лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. К числу таких граждан относятся:
граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1957—1958 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", а также граждане, занятые на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-—1956 гг.;
граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1959—1961 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк";
граждане, эвакуированные (переселенные), а также выехавшие добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоак-
тивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состояниии внутриутробного развития, а также военнослужащие, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированные в 1957 г. из зоны радиоактивного загрязнения;
— лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия.
К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:
непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;
непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях внештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;
непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;
личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;
непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
Основанием для предоставления льготы является удостоверение, выданное Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации на основании заключения медико-социальной экспертной комиссии; члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Основанием для предоставления льготы является пенсионное удостоверение или справка о гибели военнослужащего;
военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
§ 2. Налоги на недвижимость в жилищной сфере граждан
Глава 15. Налоговое регулирование в жилищной сфере
— граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане или других странах, где велись боевые действия.
Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;
— родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Льгота предоставляется на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;
— специально оборудованные сооружения, строения, помещения (включая жилье), принадлежащие деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемые исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилая площадь, используемая для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, на период такого их использования.
Основанием для предоставления льготы является справка, выданная соответствующим органом, дающим разрешение на использование сооружений, помещений или строений под вышеназванные цели;
— лица, пострадавшие от радиационных воздействий; — солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы из числа военнослужащих —- на период прохождения действительной военной службы.
Перечень льгот согласно Закону РФ "О налогах на имущество физических лиц" от 9 декабря 1991 г. дан с учетом последующих изменений в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ, Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О налогах на имущество физических лиц» от II августа 1994 г. № 25-ФЗ, Законом РФ от 20 мая 1993 г.
№ 4995-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча)^ .
Уплата налогов производится равными долями в два срока, не позднее 15 сентября и 15 ноября, на основании платежного извещения, предъявленного налоговым органом. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, т. е. не позднее 15 сентября.
За просрочку платежей налогов гражданами начисляется пеня в размере 0,7 % с суммы недоимки за каждый день просрочки, а с 20 мая 1996 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. № 685 — в размере 0,3 %.
2. Налог с наследства и дарений применительно к жилищной сфере уплачивают физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения в соответствии с Законом РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения"от 12 декабря 1991 г^ с последующими внесенными в него изменениями от 22 декабря 1992 г., 6 марта 1993 г. и 27 января 1995 гЛ
К объектам налогообложения отнесены жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, паенакопления в жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативах.
Закон различает налогообложение имущества, переходящего по наследству, и имущества, переходящего в порядке дарения. Эти различия касаются необлагаемой части (стоимости) имущества, ставок, определения круга субъектов (плательщиков), льгот.
Более "мягкое" налогообложение установлено в отношении наследуемого имущества. Обязанность уплаты налога с наследуемого имущества установлена при превышении им стоимости 850-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а имущества, переходящего в порядке дарения, — 80-кратной минимальной заработной платы.
' См.: Налоговый вестник. 1996. № II. С. 43: ^ См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 12. Ст. 593. ' См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 4. Ст. 118; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 14. Ст. 486; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 5. Ст. 346.
§ 2. Налоги на недвижимость в жилищной сфере граждан 387
При налогообложении имущества, переходящего в порядке наследования, Закон выделяет три подгруппы налогоплательщиков: а) наследники первой очереди; б) наследники второй очереди; в) другие наследники. В зависимости от принадлежности к какой-либо из этих подгрупп установлены ставки налога. Они зависят также от стоимости наследуемого имущества. Так, при наследовании имущества стоимостью от 850-кратной до 1700-кратной минимальной заработной платы наследники первой очереди уплачивают налог в размере 5% от стоимости имущества, превышающей 850-кратную минимальную заработную плату, наследники второй очереди — соответственно 10%, а другие наследники — 20%. С увеличением стоимости имущества возрастают и ставки налога. Максимальные ставки установлены при наследовании имущества стоимостью свыше 2550-кратной минимальной заработной платы: для наследников первой очереди — в размере 127,5-кратной минимальной заработной платы + 15% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратную минимальную заработную плату; для наследников второй очереди — соответственно 255-кратной минимальной заработной платы 4- 30%, для других наследников — 455-кратной минимальной заработной платы + 40%.
Подобный принцип налогообложения применен и в отношении имущества, переходящего в порядке дарения. Налогоплательщики в этом случае разделены на две подгруппы: а) дети, родители и б) другие физические лица.
Дети и родители обязаны уплатить налог в размере 3% от стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, превышающей 80-кратную минимальную заработную плату, а другие физические лица — 10%. Максимальные ставки установлены в отношении имущества, превышающего 2550-кратную минимальную заработную плату, а именно: для детей и родителей — в размере 176,1-кратной минимальной заработной платы + 15% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратную минимальную заработную плату, для других физических лиц — 502-кратной минимальной заработной платы + 40%.
Закон предусматривает льготы — освобождение от налогов на недвижимость, которая переходит супругу или лицам, совместно проживавшим с дарителем или наследодате-лем на день открытия наследства или оформления договора дарения, при наследовании инвалидами 1 и 2 групп, а также имущества лиц. Погибших в связи с исполнением государственного долга.
288 Глава 15. Налоговое регулирование в жилищной сфере
Налогообложение производится на основании документов, представленных в налоговые органы. Исчисление налога возложено на налоговые органы, которые вручают налогоплательщикам соответствующие извещения.
3. Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 7 декабря 1991 г. (с последующими изменениями)' предусматривается уменьшение совокупного годового дохода гражданина, который являлся покупателем жилья или застройщиком квартиры, дачи, садового домика в отчетном году, на сумму произведенных им с этой целью затрат, включая суммы, направленные на погашение кредитов, полученных в банках и других кредитных учреждениях на эти цели, в пределах 5000-кратного размера установленной законом минимальной месячной оплаты труда, учитываемой за трехлетний период, а также суммы, направленные на погашение кредитов, полученных на эти цели. Эти суммы не могут превышать размер совокупного дохода физических лиц за указанный период. Предоставление такого вычета физическим лицам повторно не допускается.
Это положение не применяется в случаях, когда оплата указанных расходов за физических лиц производится предприятиями, учреждениями и организациями за счет своих средств.
Предоставление льготы гражданам на сумму затрат по приобретению (строительству) жилья не ставится в зависимость от наличия права собственности на покупаемое жилье или степени готовности строящегося жилья к сдаче в эксплуатацию. При этом гражданин должен представить в налоговую инспекцию следующие документы:
декларацию о полученных в отчетном году доходах с отметкой бухгалтерии предприятия или налогового органа;
заявление с просьбой о предоставлении льготы по подоходному налогу с приложением копий документов, подтверждающих произведенные расходы (договор купли-продажи, договор между застройщиком и физическим лицом на покупку права быть владельцем жилья путем внесения соотве-ствующих финансовых и материальных средств, квитанция к приходному кассовому ордеру, подтверждающая внесение гражданином средств по договору, или иные документы).
' Закон РФ '"О подоходном налоге с физических лиц" от 7 декабря 1991 г. (в редакции Федерального закона от 10 января 1997 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц»). См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 3. Ст. 355.
§ 3. Налоги на недвижимость с юридических лиц
Глава 15. Налоговое регулирование в жилищной сфере
§ 3. Налоги на недвижимость в жилищной сфере с юридических лиц
1. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы установлен Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" от 22 декабря 1992 гЛ Плательщиками его являются юридические лица — предприятия и организации всех организационно-правовых форм. Сюда же относятся предприятия с иностранными инвестициями, филиалы предприятий, а также другие обособленные структурные подразделения, осуществляющие свою деятельность на территории, подведомственной местному органу власти.
Закон определяет предельную ставку налога в размере, не превышающем 1,5% от объема реализации произведенной продукции (работ, услуг). Установление конкретных ставок налога и порядка его исчисления отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
При исчислении суммы данного налога расходы, рассчитанные исходя из норм, установленных местными органами власти на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия, подлежат вычету непосредственно из самих сумм начисленного налога.
В случае недостаточности суммы исчисленного налога на покрытие указанных расходов предприятия и организации не будут являться плательщиками этого налога.
Из наименования данного налога видно, что он носит целевой характер — на содержание жилищного фонда.
2. В Законе РФ "О налоге на имущество предприятий" от 13 декабря 1991 г.^ предусматриваются льготы, освобождающие от налога имущество предприятий, учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства (ст. 4).
Кроме того, ст. 5 этого же Закона установлено, что стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей на-
' См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 4. Ст. 118, ^ См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 12. Ст. 599 (изм. и доп.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 34. Ст. 1976- 1993. № 4. ст. 118 № 14. Ст. 486).
логообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сфер, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
3. Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 г.^ установлены льготы при исчислении налога на прибыль (ст. 7) применительно к жилищной сфере. Определено, что облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий домов престарелых и инвалидов, других домов жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий.
Неисполнение налогоплательщиками — юридическими и физическими лицами своих обязанностей по уплате налогов своевременно и в полном объеме обеспечивается мерами государственного принуждения. В этих случаях применяются меры административной и уголовной ответственности, а также финансовые санкции.
' См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № II. Ст. 525.



ОГЛАВЛЕНИЕ