ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 3. Жилые помещения. Жилищные фонды
§ 1. Понятие жилого помещения. Виды жилых помещений и их назначение
Для жилищного права важнейшее значение имеет категория "жилое помещение" ("жилое строение"). Раскрытие ее содержания важно для правильного применения законов и нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения, в частности для организация государственного учета жилых помещений (строений).
Жилым признается помещение, предназначенное для проживания граждан и отвечающее установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям.
Понятие "жилое помещение", "жилое строение".употребляется в законодательстве в нескольких смыслах: в одних случаях — в качестве родового понятия, охватывающего все виды жилых помещений: (квартиры, жилые дома и т. п.), которые могут быть объектом договора найма жилого помещения^ в других случаях — как часть жилого дома, например, жилое помещение (квартира, комната в многоквартирном доме)^ в третьих — в качестве учетной категории наряду с жилым домом^. .
Жилой дом — самостоятельный объект, имеющий свои признаки. Жилым домом называют постройку (строение), предназначенную для проживания людей и отвечающую соответствующим строительным, техническим, противопожарным, санитарно-гигиеническим требованиям. Иногда термин "жилой дом" употребляется в более широком значении и охватывает также земельный участок, на котором находится дом, подсобные хозяйственные постройки, многолетние зеленые насаждения (иногда в качестве равнозначного используется термин "домовладение"^.
^ См., например: Ст. 673 ГК РФ.
^ См., например: Ст. 1,5 Закона РФ "О товариществах собственников жилья".
^ См.: Бронер Д. Л. и др. Статистика жилищного и коммунального хозяйства. М., 1979. С. 91.
* См.: Басин Е. В. и др. Современная жилищная политика России. Комментарий к Закону "Об основах федеральной жилищной политики". С. 15.
§ 1. Понятие жилого помещения. Виды жилых помещений
С точки зрения права жилым домом строение является с момента, когда строительство дома завершено, он принят в эксплуатацию приемочной комиссией и зарегистрирован в установленном порядке именно в качестве жилого дома уполномоченными на то специальными организациями, осуществляющими государственный учет жилищного фонда, — бюро технической инвентаризации (БТИ) и др.
На практике встречаются строения смешанного типа, в которых наряду с жилыми имеются также нежилые помещения: административные, лечебные, коммунально-бытовые и т. п. Жилые помещения, расположенные в таких домах, входят в состав жилищного фонда.
В составе жилых помещений (жилых домов) особо выделяются квартиры и жилые комнаты, которые непосредственно служат жилищем для граждан.
Квартирой считается предназначенная и используемая для проживания отдельная жилая площадь, которая имеет отдельный выход на улицу, во двор, на лестничную клетку или в общий коридор и отдельную кухню.
Комната — это обособленная постоянными стенами часть квартиры. По своему назначению комнаты подразделяются на жилые (спальни, гостиные и др.) и вспомогательные (коридоры, кухня, ванная комната, туалет, кладовые).
Жилой комнатой считается обособленная постоянными стенами часть помещения, предназначенная и используемая для жилья^ ^
Это деление жилых помещений имеет исключительно важное значение, так как согласно ст. 52 ЖК РФ и ст. 673 ГК РФ предметом договора найма жилого помещения может быть лишь изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом либо одна или несколько комнат). Не могут быть самостоятельным предметом договора найма часть комнаты или комната, связанная с другой комнатой общим входом (смежные комнаты), подсобные помещения.
Для характеристики жилого помещения важно также отметить выделение внутри помещения: 1) полезной (общей) площади, т. е. площади всех жилых комнат квартиры и имеющихся в ней вспомогательных помещений — коридоров, кухни, ванной комнаты и др., и 2) жилой площади, которая вклю-
Глава 3. Жилые помещения. Жилищные фонды
чает только площадь жилых комнат, в том числе площадь спальных и столовых комнат, комнат для игр, учебы и отдыха, а также площадь утепленных террас и веранд, оборудованных для проживания.
В законе употребляется также понятие "вспомогательная площадь", под которой имеется в виду площадь кухонь, коридоров, ванных комнат, теплых уборных, прихожих, внутренних кладовых и т. п.^
В Москве с ноября 1995 г. введен особый порядок подсчета жилой и общей площади. Общая площадь квартир определяется как сумма площадей их помещений, встроенных шкафов, а также лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых. Общая площадь жилых зданий определяется как сумма общих площадей квартир этих зданий. Жилая площадь квартир определяется как сумма площадей жилых комнат без учета площади встроенных шкафов и темных комнат (кладовых)^
Согласно ст. 130 ГК РФ здания (в том числе жилые дома, жилые помещения) относятся к недвижимости (недвижимому имуществу). Закон об основах федеральной жилищной политики к недвижимости в жилищной сфере относит: земельные участки и прочно связанные с ними жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями, приусадебные хозяйственные постройки, зеленые насаждения с многолетним циклом развития; жилые дома, квартиры; иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания; сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы (ст. 1).
Жилые помещения довольно разнообразны. В соответствии со ст. 6 указанного Закона недвижимость в жилищной сфере, в частности жилищный фонд, либо ее часть может находиться в частной (граждан, юридических лиц), государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений, а также в коллективной собственности и переходить из одной формы собственности в другую в порядке, установленном законодательством.
Жилые помещения (строения) делятся также на следующие группы:
' См.: Броне? Д. Л. и др. Статистика жилищного и коммунального хозяйства. С. 86. " См.: Там же. С. 92—93.
' См.: Брокер Д. Л. и др. Статистика жилищного и комунальноги хозяйства. С. 92—93.
^ См.: Распоряжение мэра г. Москвы от 9 ноября 1995 г. № 592-РМ//Мос-ковская правда. 1995. 1 дек.
§ 1. Понятие жилого помещения. Виды жилых помещений 49
— помещения (строения) квартирного типа. В таких жилых помещениях вся или преобладающая часть площади занята квартирами; — строения типа общежития;
— строения дачного типа, приспособленные для постоянного, круглогодичного проживания (летние дачи к ним не относятся)^
В соответствии с законодательством жилые дома как недвижимое имущество подлежат государственной .регистрации.
Жилое помещение — это не любое помещение или строение, используемое для проживания, а только функционально предназначенное для проживания, пригодное по санитарным и техническим характеристикам к постоянному проживанию.
Вместе с тем согласно Закону об основах федеральной жилищной политики в состав жилищного фонда включаются не только жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания, но вообще все жилые помещения независимо от форм собственности, включчя жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, "пригодные для проживания" (см. ст. 1 Закона).
Исходя из этого жилые помещения можно подразделить на два основных вида: 1) предназначенные для постоянного пользования, т. е. рассчитанные на длительный период их использования, и 2) временного характера, т. е. построенные для использования в течение относительно непродолжительного временит
Основным объектом, по поводу которого возникают жилищные отношения, являются жилые помещения постоянного пользования. Такие жилые помещения составляют большинство помещений, входящих в жилищный фонд. Вместе с тем некоторые жилые помещения изначально предназначе-
' См..: Брокер Д. Л. и др. Указ. соч. С. 91.
" Жилые помещения в широком смысле классифицируются также по следующим видам: 1) жилые дома; 2) квартиры в многоквартирных жилых домах; 3) жилые комнаты; 4) иные помещения, предназначенные для проживания и признающиеся жилыми в соответствии с национальными традициями народов, населяющих Российскую Федерацию, закрепленными законодательством субъектов Российской Федерации. (См.: Ст. 5 проекта ЖК РФ // Российская газета. 1994. 8 окт.)
Глава 3. Жилые помещения. Жилищные фонды
ны для временного использования их в качестве таковых, например общежития, дома маневренного жилого фонда, гостиницы, служебные жилые помещения и т. п^
Эти помещения предназначаются для кратковременного проживания (пребывания) в них граждан в связи с учебой, работой, отдыхом, лечением, командировкой и т. п.
Включение в состав жилищного фонда всех жилых помещений, пригодных для проживания, создает правовую базу для регулирования жилищных отношений, возникающих в связи с пользованием жилыми помещениями временного характера, для усиления правовых и социальных гарантий жилищных прав проживающих в этих помещениях граждан в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Граждане, проживающие в общежитиях, гостиницах, других жилых помещениях, используемых для временного проживания, должны, по нашему мнению, пользоваться в принципе такой же защитой своих жилищных прав, как и граждане — наниматели жилых помещений государственного, муниципального, общественного и иных жилищных фондов.
В практике нередко возникает вопрос, следует ли относить к жилым помещениям такие помещения (строения), как сборно-разборные домики, бытовки, вагоны и т. п.
Встречаются случаи, когда граждане проживают, иногда в течение продолжительного времени, в вагончиках, иных сборно-разборных сооружениях и постройках и т. п. В настоящее время эти и другие подобные сооружения и постройки не включаются в состав жилищного фонда. Между тем встречаются случаи, когда в таких сооружениях и постройках граждане проживают многие годы, будучи прописанными в них, производят оплату этого проживания по правилам оплаты за жилье и коммунальные услуги и т. п. Суды, по общему правилу, не относят эти помещения к жилым и применяют по делам о выселении из этих помещений нормы, регулирующие имущественный, а не жилищный наем. Эта практика
^ В юридической литературе предлагается классифицировать жилые помещения в зависимости от оснований предоставления их в пользование граждан. По этому признаку различаются жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма; жилые помещения, предоставляемые по договору коммерческого найма или по договору аренды; жилые помещения в домах жилищно-строительных и жилищных кооперативов; жилые помещения, находящиеся в собственности граждан; служебные и специализированные жилые помещения; жилые помещения, предоставляемые гражданам по иным основаниям. (См.: Толстой Ю. К. Жилищное право. М., 1996. С. 22.)
§ 1. Понятие жилого помещения. Виды жилых помещений
Глава 3. Жилые помещения. Жилищные фонды
нашла закрепление в постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 г. Так, по одному гражданскому делу было установлено, что ответчик Д. с семьей более десяти лет проживал в сборно-разборном вагоне, был прописан в нем и производил оплату за жилье и коммунальные услуги. Однако по иску организации, на балансе которой находился вагон, ответчик Д. был выселен судом на основании норм ГК, регламентирующих отношения по имущественному найму (а не по жилищному найму), без предоставления другого жилого помещения. Между тем конкретные обстоятельства дела позволяют сделать вывод, что между Д. и организацией фактически сложились жилищные отношения, связанные с пользованием вагоном для проживания. Разрешение подобных дел судами по правилам об имущественном найме не обеспечивает надлежащую правовую защищенность жилищных прав и интересов проживающих в этих помещениях граждан.
Такое обыкновение правоприменительной практики судов вызывает сомнение, поскольку она не соответствует положениям ст. 1 Закона "Об основах федеральной жилищной политики", ст. 288 ГК РФ, согласно которым критерием для включения строения в состав жилищного фонда является прежде всего назначение помещения: возможность и пригодность помещения для проживания граждан в нем. Этот критерий, применяемый только в жилищном законодательстве, имеет исключительно важное значение, им охватываются не только те случаи, когда по замыслу строителей или по проекту помещение предназначено в качестве жилого помещения, но также и такие случаи, когда оно длительное время фактически используется в качестве жилого с соблюдением установленного порядка.
Вместе с тем некоторые помещения изначально непригодны (или не могут быть признаны пригодными) для проживания, например подвальные помещения, поскольку они явно не отвечают санитарным и техническим требованиям, предъявляемым законом к жилым помещениям.
При решении вопроса об отнесении жилых домов и жилых помещений к числу непригодных принимается во внимание степень физического износа строения (помещения), сохранности его конструкций, место расположения строения, уровень благоустройства и др. В частности, считаются непригодными для постоянного проживания бараки, аварийные дома (дома, грозящие обвалом), а также каменные дома с физическим износом свыше 70 процентов, деревянные — с износом свыше 65 процентов. К числу непригодных относят-
ся также жилые дома, расположенные в пределах санитарно-защитных, пожарно-взрывоопасных зон промышленных предприятий; в опасных зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, могущих угрожать застройке и эксплуатации зданий; на территориях, ежегодно затапливаемых паводковыми водами.
Принятие решения о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его принадлежности входит в компетенцию администрации района, города, района в городе. При вынесении решения принимаются во внимание заключение санитарно-эпидемиологических, строительных и иных организаций, органов пожарной безопасности, а также другие материалы.
По своему функциональному назначению наибольшую часть государственного и муниципального жилищного фонда составляют жилые дома (жилые помещения) социального использования — это: жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенные на условиях договора найма и предоставляемые в пределах нормы жилой площади, жилые помещения в коммунальных квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них (ст. 12 Закона об основах федеральной жилищной политики). Такие дома обычно имеют необходимые вспомогательные (подсобные) помещения, инженерное (санитарно-техническое, противопожарное и другое) оборудование и являются в настоящее время наиболее распространенным и благоустроенным типом жилища. Значительную группу образуют жилые дома с небольшими отдельными квартирами, предназначенными для проживания малосемейных и одиноких граждан, которые не всегда склонны заниматься ведением домашнего хозяйства. В таких домах помимо квартир имеются помещения общественного пользования либо эти помещения строятся в непосредственной близости к таким жилым домам.
Что касается использования жилых помещений в качестве служебных или общежитий, других специализированных жилых помещений, то это назначение жилищного фонда является не главным, а вспомогательным. Служебные жилые помещения и специализированные жилые помещения имют сравнительно небольшой удельный вес в общем объеме.
Российское законодательство предусматривает возможность признания жилыми домами также строений, расположенных на садовых, дачных и иных земельных участках, если эти строения отвечают нормативам, предъявляемым к Жилым домам.
3 Жилищное право
§ 2. Жилищный фонд, видь.1 жилищных фондов 53
§ 2. Понятие жилищного фонда и виды жилищных фондов
Находящиеся на территории Российской Федерации жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.
Понятие "жилищный фонд" содержится в Законе об основах федеральной жилищной политики: "Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания" ( ст. 1).
Необходимо отметить, что понятие "жилищный фонд" не означает, что собственником жилищного фонда является один субъект — государство. Жилые дома и жилые помещения могут принадлежать разным субъектам. Кроме Российского государства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований жилые дома и жилые помещения могут находиться в собственности отдельных юридических лиц — жилищных, жилищно-строительных и других кооперативов, хозяйственных товариществ, акционерных обществ, общественных и других организаций, а также граждан. Здесь термин "фонд'* — главным образом учетная категория.
Таким образом, для жилищного фонда страны характерна множественность субъектов — собственников отдельных частей этого фонда.
Современный жилищный фонд — сложный инженерный комплекс, оснащенный разнообразными теплоэнергетическими устройствами, автоматическими средствами управления и эксплуатации, широкой сетью коммуникаций, лифтовым, сантехническим, противопожарным и другим инженерным оборудованием.
В зависимости от форм собственности утверждены проекты строительства следующих видов жилых домов:
— для индивидуального и частного строительства — одноэтажные, мансардные, двухэтажные и трехэтажные, отдельно стоящие либо блокированные;
— для кооперативного и коллективного строительства — малоэтажные жилые дома высотой до четырех этажей, сблокированные, секционные:
— для коммерческого строительства — малоэтажные (до четырех этажей) и многоэтажные (от пяти этажей и выше)
Глава 3. Жилые помещения. Жилищные фонды
дома различных конструктивных систем и архитектурно-планировочных решений;
— для социального жилья — малоэтажные дома до пяти этажей в основном из местных строительных материалов'.
Вместе с тем часть жилищного фонда страны составляют жилые дома, возведенные до Октябрьской революции; многие из этих домов морально и физически изношены, представляют собой ветхие деревянные строения, имеют низкий уровень благоустройства. В зависимости от места расположения, назначения дома и других условий в составе жилищного фонда различаются жилые дома городского типа и жилые дома сельских населенных пунктов. Для жилых домов городского типа характерной является многоэтажность и связанная с этим капитальность конструкции, а также оснащенность жилых домов средствами благоустройства, инженерным оборудованием. Чем крупнее город, тем больше в нем капитального жилого фонда, жилых домов средней и повышенной этажности. В составе жилищного фонда увеличивается доля многоквартирных домов и коттеджей, предназначенных для их продажи или сдачи внаем на коммерческих началах. Расширяется сфера и увеличивается число вторичных сделок с жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан и юридических лиц, созданных как частные организации.
Жилые дома поселков городского типа, приближаясь по своему характеру к домам городов, характеризуются меньшей этажностью и компактностью их расположения.
Для большинства жилых домов сельского типа характерны одноэтажность, расположение на отдельных усадебных участках, наличие при доме надворных построек. В сельских населенных пунктах все больший удельный вес занимают современные жилые дома усадебного типа, имеющие все необходимые коммунальные удобства городской квартиры и полностью учитывающие специфические особенности жизни граждан в сельской местности, в первую очередь ведение личного подсобного хозяйства.
§ 3. Виды жилищного фонда
Жилые помещения по различным основаниям (принадлежности, правовому режиму, формам использования и т. д.) могут быть подразделены на различные жилищные фонды.
' См.: Свой дом, своя квартира. Федеральные законы, нормативные документы, комментарии. С. 3.
§ 3. Виды жилищного фонда
Так, ЖК РСФСР (ст. 5) включает в состав жилищного фонда; 1) государственный жилищный фонд, 2) общественный жилищный фонд, 3) фонд жилищно-строительных кооперативов, 4) индивидуальный жилищный фонд. Кроме того, в жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям.
Несколько иначе определяет состав жилищного фонда Закон об основах федеральной жилищной политики. В ст. 7 Закона называются следующие виды жилищных фондов: частный жилищный фонд, государственный жилищный фонд, муниципальный жилищный фонд, общественный, коллективный жилищный фонд.
Важным моментом в классификации, данной в Законе, является выделение на первое место частного жилищного фонда, что, несомненно, свидетельствует о возрастающей роли этого фонда в развитии жилищной сферы.
Надо отметить, что приведенные выше нормы о составе жилищного фонда нуждаются в существенной корректировке, данная ими классификация видов жилищных фондов была произведена до введения в действие новой Конституции и нового Гражданского кодекса и нуждается в уточнении. Так, вряд ли является последовательным и юридически безупречным выделение наряду с частным жилищным фондом общественного жилищного фонда, который представляет собой разновидность частного фонда, поскольку находится в частной собственности отдельных организаций.
Вряд ли правильным является выделение в качестве самостоятельного вида жилищного фонда жилищного фонда в коллективной собственности, т. е. находящегося в общей совместной или долевой собственности, поскольку общая собственность не является особой формой собственности.
Таким образом, жилищный закон содержит укрупненную классификацию жилищных фондов. Вместе с тем почти каждый из названных выше фондов в свою очередь подразделяется на отдельные составные части (жилищные фонды) с особыми правовыми режимами. Так, в составе частного жилищного фонда выделяются: 1) фонд, находящийся в собственности граждан, и 2) фонд, находящийся в собственности юридических лиц.
В составе государственного жилищного фонда выделяются: 1) жилищный фонд, находящийся в ведении местной администрации, и 2) ведомственный жилищный фонд.
Кроме того, в Законе об основах федеральной жилищной политики государственный жилищный фонд подразде-
Глава 3. Жилые помещения. Жилищные фонды
ляется на две следующие группы: 1) ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации, и 2) фонд, находящийся в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В настоящее время все большее значение приобретает деление жилищного фонда в зависимости от назначения жилых помещений, а именно различаются: 1) жилищный фонд социального использования — это жилые помещения, предоставляемые гражданам для проживания на режиме социального пользования, и 2) жилищный фонд, используемый на коммерческих началах, т. е. для использования по договору найма жилого помещения с целью извлечения прибыли.
Закон не запрещает перевода жилых помещений из одного жилищного фонда в другой; при этом, однако, такой переход не должен ограничивать, нарушать права граждан. В этой связи очень важно, что ст. 9 Закона об основах федеральной жилищной политики содержит гарантии сохранения всех жилищных прав граждан, в том числе право на приватизацию жилья, при передаче ведомственного жилищного фонда в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников государственных и муниципальных предприятий, учреждений, переходящих в иную форму собственности либо при ликвидации этих предприятий, учреждений.
§ 4. Частный жилищный фонд
Частный жилищный фонд — это совокупность жилых домов (жилых помещений), находящихся в собственности граждан, а также в собственности юридических лиц, созданных в качестве собственников.
В состав жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, входят: индивидуальные жилые дома; приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома; квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом; в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир; квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством (ст. 7 Закона об основах федеральной жилищной политики). По терминологии, употребляемой ЖК РСФСР (ст. 5),
§ 4. Частный жилищный фонд 57
жилые дома и квартиры, находящиеся в собственности граждан, именуются индивидуальным жилищным фондом.
В состав частного жилищного фонда входит также жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц, созданных в качестве частных собственников, построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе квартиры в жилищных, жилищно-строительных кооперативах с не полностью выплаченным паевым взносом (ст. 7 Закона об основах федеральной жилищной политики). В настоящее время согласно законодательству собственниками жилых домов (жилых помещений) могут быть коммерческие и некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником), общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (см. ст. 213 ГК РФ). В их числе хозяйственные общества, товарищества, коллективные предприятия и т. д„ которые приобретают в свою собственность жилые помещения и другое имущество по основаниям, указанным в Законе об основах федеральной жилищной политики.
1. Жилые дома (жилые помещения), находящиеся в собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд)
Статья 10 ЖК РСФСР, устанавливая основные жилищные права и обязанности граждан, указывает, что граждане вправе иметь в собственности жилой дом (часть дома). Закон определяет также порядок пользования жилыми домами, принадлежащими гражданам.
Дома, принадлежащие гражданам на праве собственности, по своей экономической природе представляют собой предметы личного, индивидуального потребления длительного пользования. Они предназначены для проживания граждан.
В городах гражданам обычно принадлежат небольшие жилые дома, предназначенные для удовлетворения их жилищных потребностей. Большая часть жилых домов граждан находится в сельской местности. В настоящее время одним из главных источников пополнения жилищного фонда граждан является строительство новых жилых домов на праве собственности за счет собственных средств с привлечением государственного кредита, безвозмездных субсидий и других средств. Важным источником пополнения частного индивидуального жилищного фонда является также приватиза-
Глава 3. Жилые помещения. Жилищные фонды
ция гражданами квартир, находящихся в домах государственного и муниципального жилищных фондов (см. гл. II).
В состав жилищного фонда, принадлежащего гражданам, входят также жилые дома, йостроенные или приобретенные на основании гражданско-правовых сделок — договоров купли-продажи, мены, дарения и др.
Раньше в законодательстве существовали серьезные ограничения по количеству жилых домов, которые могли принадлежать гражданам, по их размерам. Предусматривалось, что в собственности гражданина или у совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей может быть только один жилой дом или его часть. Были установлены предельные размеры жилого дома, который может находиться в личной собственности граждан, количество этажей (в один или в два этажа) и количество комнат (от одной до пяти). Законом об основах федеральной жилищной политики установлен принципиально новый подход, а именно: частная собственность на недвижимость и ее часть в жилищной сфере не ограничивается по количеству, размерам и стоимости (ст. 6 Закона). Этот принцип закреплен также в ст. 213 ГК РФ.
"В собственности граждан... — говорится в ст. 213 ГК РФ,— может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам... Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан... не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Кодекса".
Гражданин — собственник жилого помещения имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, Пользоваться и распоряжаться им, в том числе сдавать внаем, в аренду, отдавать в залог, в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные и иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.
Закон устанавливает и ограничения принудительного изъятия недвижимости в жилищной сфере.
Принудительное лишение собственника принадлежащего ему жилого помещения (равно как и иного имущества).не может производиться иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение такого имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (см. ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).
§ 5. Государственный жилищный фонд
Глава 3. Жилые помещения. Жилищные фонды
2. Жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц
Как сказано выше, составной частью частного жилищного фонда являются жилые дома (жилые помещения в других строениях), находящиеся в собственности юридических лиц, созданных в качестве частных собственников (частные юридические лица).
Юридические лица вправе приобретать жилые дома, другие жилые помещения по всем основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (по договорам купли-продажи, мены, дарения и т. д.); довольно часто право собственности на жилые помещения у частных юридических лиц возникает путем их долевого участия в жилищном строительстве либо других форм вложения своих средств в это строительство или приобретения жилья. Наконец, юридические лица могут строить жилье и самостоятельно, оформив надлежащим образом предварительно свое право на соответствующий земельный участок (право собственности, право долгосрочной аренды либо право наследования).
Особенностью права собственности частных юридических лиц на жилые помещения является то, что если гражданин —собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания членов его семьи либо сдавать жилое помещение для проживания других лиц на основании договора, то частные юридические лица могут иметь жилье в собственности только для сдачи его в пользование гражданам на основании договора найма.
Чаще всего юридические лица приобретают жилые помещения в собственность для предоставления их своим работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в получении жилья).
§ 5. Государственный жилищный фонд
Государственный жилищный фонд — это совокупность жилых домов и других жилых помещений, находящихся в государственной собственности.
В нашей стране, где в течение нескольких десятилетий развитию государственной собственности придавалось приоритетное значение, где в конституциях было записано, что государственной собственностью является "основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах'^, удельный
Ст. 6 Конституции СССР 1936 г.
вес государственного жилищного фонда в структуре основных производственных фондов пока остается довольно высоким. Определенные коррективы в это состояние вносят, во-первых, повышение роли и значения частного (в особенности индивидуального) жилищного фонда, а во-вторых, осуществляемый в стране процесс приватизации государственного жилищного фонда.
Вместе с тем отметим, что в результате передачи жилых помещений в собственность граждан многие государственные и муниципальные жилищные организации ослабили внимание и заботу о поддержании жилых домов (жилых помещений) в надлежащем состоянии, а граждане — собственники приватизированных квартир зачастую не могут ввиду отсутствия денежных сбережений производить ремонт таких домов.
Государственная собственность на жилищный фонд подразделяется на федеральную собственность, т. е. собственность Российской Федерации, и собственность отдельных субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Закона об основах федеральной жилищной политики государственный жилищный фонд состоит из двух частей:
1) ведомственный жилищный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности;
2) фонд, находящийся в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности.
Если раньше государственный жилищный фонд находился в собственности одного-единственного собственника — Советского государства, то теперь в соответствии с Законом об основах федеральной жилищной политики жилищный фонд находится в собственности многих собственников, а именно; на федеральном уровне собственником федерального жилищного фонда является Россия, а на уровне субъектов Российской Федерации собственниками жилищных фондов являются соответственно каждая республика, область, край, автономный округ, города Москва и Санкт-Петербург.
§ 5. Государственный жилищный фонд
62
Глава 3. Жилые помещения. Жилищные фонды
Одной из важных особенностей владения и управления государственной собственностью является то, что Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут выступать одновременно и как собственники жилья, и как субъекты, которые могут в определенных пределах устанавливать правила поведения для себя, наделять себя правомочиями собственников, т. е. как носители государственно-властных полномочий. Субъекты права государственной собственности определяют порядок и условия распределения жилых домов и жилых помещений, входящих в государственный жилищный фонд, могут устанавливать структуру органов управления этим фондом и т. д.; им как собственникам принадлежат права владения, пользования и распоряжения жилищным фондом. Важнейшей особенностью в реализации указанных правомочий является то, что фактическое пользование жилыми домами и жилыми помещениями, принадлежащими государству, осуществляют не органы государства, а отдельные граждане на основе найма либо по другому основанию. Более того, государство возводит жилые дома с одной целью — обеспечения граждан жильем.
Остановимся на характеристике отдельных видов государственного жилищного фонда.
1. Жилищный фонд, находящийся в федеральной собственности
Жилищный фонд, находящийся в федеральной собственности, — это ведомственный жилищный фонд) состоящий в хозяйственном ведении государственных федеральных предприятий или оперативном управлении государственных федеральных учреждений.
Таким образом, ведомственный жилищный фонд — это совокупность многих фондов, принадлежащих отдельным государственным предприятиям на праве хозяйственного ведения или учреждениям на праве оперативного управления.
Право хозяйственного ведения означает, что государственное предприятие владеет, пользуется и распоряжается переданным ему имуществом, в том числе жилыми домами (жилыми помещениями), в пределах, определяемых ГК РФ. Предприятие распоряжается принадлежащим ему имуществом (кроме недвижимого имущества) самостоятельно, за исключением случаев, установленных законами или иными правовыми актами (ст. 294—295 ГК РФ).
Право оперативного управления означает право государственного учреждения (а также казенного предприятия) осуществлять в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им (ст. 296—199 ГК РФ).
Ведомственный фонд, находящийся в федеральной собственности России, весьма значительный: во многих городах, где расположены федеральные промышленные предприятия, ведомственный фонд составляет более половины государственного жилищного фонда. В целом по объему ведомственный жилищный фонд составляет примерно 60% всего жилищного фонда страны. Он постоянно пополняется жилыми домами, которые возводятся государственными предприятиями, учреждениями, организациями за счет централизованных капитальных вложений, а также нецентрализованных фондов указанных предприятий и организаций.
Дома ведомственного жилищного фонда предназначены для определенной цели — обеспечения жилищных потребностей работников предприятий, учреждений, министерств, ведомств. Удовлетворение предприятием (учреждением, ве-. домством) своих работников жилыми помещениями имеет важное значение в деле создания надлежащих жилищно-бытовых условий рабочим и служащим, закрепления квалифицированных специалистов и борьбы с текучестью кадров.
В домах ведомственного жилищного фонда пользуются жилыми помещениями и граждане, оставившие работу на данном предприятии, в учреждении, организации в связи с уходом на пенсию. Кроме того, из ведомственного жилищного фонда могут обеспечиваться жилой площадью работники медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, непосредственно обслуживающих трудовой коллектив данного предприятия.
В домах ведомственного жилищного фонда проживают и некоторые другие категории граждан, получившие жилые помещения в соответствии с установленным порядком (инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших и т. д.).
В составе ведомственного жилищного фонда имеется несколько разновидностей фонда, на которые наряду с общими нормами, устанавливающими правовой режим ведомственного жилищного фонда, распространяются Ьсобые, специальные правила, касающиеся предоставления жилых помещений в этих домах и пользования ими. Это, например, дома, построенные предприятиями (организациями) с трудовым
§ 5. Государственный жилищный фонд
Глава 3. Жилые помещения. Жилищные фонды
участием рабочих и служащих; дома, построенные за счет средств предприятия, и др.
Особенностью пользования ведомственными ^килыми помещениями является то,что их наниматели по закону пользуются меньшим объемом жилищных прав, чем наниматель жилых помещений в домах, принадлежащих районной (городской) администрации: во многих случаях, осуществляя свои жилищные и гражданские права (например, при приватизации квартир), наниматели ведомственных жилых помещений должны получить согласие собственника (балансодержателя) жилья. Обмен жилых помещений в домах предприятий, учреждений, организаций также допускается с согласия их владельцев.
Вместе с тем значительная часть ведометвенного жилищного фонда находится в неблагополучном состоянии, многие дома нуждаются в капитальном ремонте либо в сносе ввиду их аварийного положения, так как организации, в хозяйственном ведении (либо в оперативном управлении) которых находятся ведомственные дома, зачастую не выделяют достаточных средств на их содержание и ремонт, игнорируют законные интересы и нужды жильцов этих домов. Поэтому назрела необходимость в принятии специальных нормативных правовых актов, усиливающих ответственность владельцев ведомственных жилых домов за их содержание и ремонт^.
Многие предприятия и ведомства, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилищный фонд, не располагают необходимой производственной базой для обеспечения надлежащей эксплуатации и сохранности жилых домов. Уровень благоустройства, инженерного оборудования ведомственного жилищного фонда в целом ниже, чем жилищного фонда, находящегося в собственности субъектов Федерации. Это препятствует проведению единой технической политики в области жилищного хозяйства.
Передача жилищного фонда в ведение государственных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления способствует ускорению процесса совершенствования системы управления, проведению единой технической политики в области жилищного хозяйства, устранению непроизводительных затрат, снижению себестоимости эксплуатации жилищного фонда, более рациональному использованию мощ-
' В Москве, например, этот вопрос предполагается решить в готовящемся проекте Закона о жилищно-коммунальном обслуживании (см.: Московская правда. 1995.22 дек.).
ностей, созданию в первую очередь в крупных городах единых жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных служб. Оно позволяет планомерно и комплексно решать вопросы расширения жилищного фонда, застройки городов, улучшения жилищного-бытового обслуживания населения.
2. Жилищный фонд, находящийся в собственности субъектов Российской Федерации
Жилищный фонд субъектов Российской Федерации имеет главной задачей обеспечение жилыми помещениями населения, проживающего на территории республик, края, области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также работников тех государственных предприятий и учреждений, которые находятся в управлении и подчинении органов субъектов Российской Федерации. Последнее относится в равной мере и к ведомственному жилищному фонду, находящемуся в хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений регионального (т. е. на уровне субъектов Федерации) подчинения. Жилищным фондом, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации, распоряжаются соответствующие местные государственные органы исполнительной власти субъектов Федерации.
Предприятиям разрешено использовать средства из фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства для долевого участия в совместном строительстве жилых домов и учреждений культурно-бытового назначения.
Статья 24 ЖК РСФСР предусматривает порядок распределения жилой площади в домах, построенных за счет средств, переданных в порядке долевого участия: в этих случаях жилая площадь распределяется между участниками строительства пропорционально переданным ими средствам. ЖК РСФСР предусматривает также порядок заселения жилых помещений, освободившихся в домах, о которых говорится в ст. 23 и 24.
§ 6. Муниципальный жилищный фонд
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона об основах федеральной жилищной политики муниципальный жилищный фонд — это фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований,
§ 6. Муниципальный жилищный фонд
65
Глава 3. Жилые помещения. Жилищные фонды
в том числе в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.
Основным источником образования муниципального жилищного фонда явилась передача в собственность муниципальных образований — городских, сельских поселений и других населенных пунктов жилых домов (жилых помещений), которые раньше находились в ведении местных Советов, т. е. были объектами права государственной собственности^.
Муниципальная собственность как самостоятельный вид (форма) собственности выделилась сравнительно недавно, хотя эта собственность была и ранее известна российскому законодательству. Еще в ГК РСФСР 1922 г. в числе видов собственности прямо была названа и муниципальная собственность. Однако в последствии, в ГК РСФСР 1964 г., эта собственность не упоминалась, поскольку она вошла в состав государственной (и частично в состав колхозно-кооперативной) собственности.
Муниципальный жилищный фонд как часть муниципальной собственности хотя и имеет в силу публичного характера его структуры определенное сходство с государственным жилищным фондом, однако представляет собой самостоятельный вид (форму) собственности, самостоятельный вид жилищного фонда страны. Конституционные основы муниципальной собственности даны в гл. 8 Конституции РФ ("Местное самоуправление"). Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного назначения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Статья 132 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
^ От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в законе (ст. 125, 215 ГК РФ).
Жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются за муниципальными предприятиями и учреждениями (школами, больницами, клубами и т. д.)
^ См., например, Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений. В п. 35 Примерных правил определение "жилищный фонд местных Советов народных депутатов" заменено на "муниципальный жилищный фонд".
во владение, пользование и распоряжение в соответствии с правилами, установленными ГК. Конституционное положение о том, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в том числе муниципальным жилищным фондом, означает, что указанные органы распоряжаются входящими в состав этой собственности жилыми домами в соответствии с волей и интересами населения района, города, поселка. К ведению органов местного самоуправления относятся, в частности, и такие вопросы, касающиеся жилищно-коммунального хозяйства, как: энерго-, водо-, теплоснабжение населенных пунктов, их планирование и застройка, благоустройство, коммунальное хозяйство и др. Вместе с тем Конституция РФ устанавливает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ).
Любое не противоречащее закону и находящееся в его пределах решение органа местного самоуправления не требует ни предварительного согласия, ни последующего утверждения государственным органом и не может быть отменено в административном или судебном порядке^
Муниципальный жилищный фонд — один из основных объектов права муниципальной собственности, предназначенный для удовлетворения потребностей населения данной территории в жилище. Объекты муниципального жилищного фонда, как и государственного, подлежат пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности, который ведут органы по управлению муниципальным имуществом. Муниципальный жилищный фонд подлежит приватизации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о приватизации жилищного фонда.
§ 7. Общественный жилищный фонд
Общественный жилищный фонд включает жилые дома и жилые помещения в других строениях, находящиеся в собственности отдельных общественных организаций (см. ст. 5 ЖК РСФСР, ст. 7 Закона "Об основах федеральной жилищ-
См.: Конституция Российской Федерации. С. 559.
§ 7. Общественный жилищный фонд
67
Глава 3. Жилые помещения. Жилищные фонды
ной политики"), он представляет собой разновидность частного жилищного фонда.^
Вместе с тем правовой режим общественного жилищного фонда во многом сходен с правовым режимом государственного жилищного фонда. Такое сходство объясняется главным образом тем, что в период действия административно-командных методов руководства общественным жилищным фондом практически распоряжались не сами собственники — кооперативы и другие общественные организации, а государственные и партийные органы города, района, другого административно-территориального образования. Поэтому следует признать правильным то, что новое жилищное законодательство России делает различие в правовом регулировании общественного и государственного жилищных фондов, наделяя собственников общественного жилищного фонда самостоятельным правом распоряжаться принадлежащими им на праве собственности жилыми домами.
Общественные организации осуществляют деятельность на основании своих уставов, при широком участии членов этих организаций в решении жилищных вопросов. Например, перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые производится по решению общего собрания (собрания уполномоченных) членов данной общественной организации, тогда как в государственном и муниципальном фондах такой перевод осуществляется лишь по решению соответствующих органов исполнительной власти.
Отдельные общественные организации имеют значительные по объему жилищные фонды. Часть их жилых домов имеет средства благоустройства: водопровод, центральное отопление, газ, горячее водоснабжение, канализацию. Вместе с тем уровень благоустройства жилых домов, принадлежащих общественным организациям, особенно в небольших городах и в сельской местности, серьезно отстает от уровня благоустройства жилых домов государственного и муниципального жилищных фондов.
Важнейшей особенностью общественного жилищного фонда является то, что жилые дома и жилые помещения общественного жилищного фонда предназначены для обес-
' Проект нового Жилищного кодекса (опубликованный в "Российской газете" 8 октября 1994 г.) не называет общественный жилищный фонд среди других видов жилищного фонда. По смыслу ст. 7 проекта ЖК РФ жилые дома и жилые помещения, находящиеся в собственности общественных организаций, входят в состав жилищного фонда, принадлежащего на праве частной собственности юридическим лицам.
печения жильем рабочих, служащих соответствующих организаций, членов творческих союзов и т. д.
§ 8. Жилищный фонд в коллективной собственности
Закон "Об основах федеральной жилищной политики" (ст. 7) выделяет в качестве самостоятельного вида "жилищный фонд в коллективной собственности" — жилые дома и жилые помещения, находящиеся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.
В ст. 8 указанного Закона, а также в ст. 290—291 ГК РФ установлены особенности правового режима данного жилищного фонда. При объединении в многоквартирных домах собственников квартир и иных жилых помещений и других частей недвижимости в жилищной сфере, находящихся в частной (граждан, юридических лиц), государственной, муниципальной собственности, собственности общественных организаций, образуются товарищества собственников жилья для управления жилым домом и другими объектами недвижимости в жилищной сфере — кондоминиумы. В кондоминиуме в коллективной (общей совместной или общей долевой) собственности находятся межквартирные лестницы, лифты, коридоры, крыши, технические подвалы и другие-места общего пользования, вне-квартирное инженерное оборудование и придомовые территории.
Сособственники кондоминиума имеют право управления многоквартирным домом, включая контроль издержек и цен на услуги, выбора эксплуатирующих и ремонтных организаций.
Порядок строительства, содержания, ремонта жилых домов, квартир и иных жилых помещений, объединенных в кондоминиумы, регулируется договором между участниками коллективной собственности в соответствии с законодательством.^
§ 9. Изменения в составе жилищного фонда
Жилые помещения используются в соответствии с их назначением, т. е. для проживания граждан (см. ст. 288 ГК РФ).
В законах содержатся важнейшие положения по вопросу о допустимости использования жилых домов и жилых
' О собственности в многоквартирных домах и о кондоминиумах см. гл. 22.
§ 9. Изменения в составе жилищного фонда
Глава 3. Жилые помещения. Жилищные фонды
помещений для нежилых целей. Причем этот вопрос решается неодинаково для нужд промышленного и непромышленного характера.
Установлено, что предоставление помещений в жилых домах для нужд промышленного характера запрещается (ч. 2 ст. 7 ЖК РСФСР) \ В законе не говорится, что в данном случае имеются в виду только жилые помещения, поэтому следует сделать вывод, что запрещается предоставлять для нужд промышленного характера не только жилые, но и нежилые помещения в жилых домах. Это сделано прежде всего в целях охраны здоровья граждан от вреда, причиняемого промышленными предприятиями, а также в целях предотвращения физического воздействия этого вреда на жилые дома (жилые помещения).
В ЖК РСФСР не содержится прямого запрещения использования жилых домов для нужд непромышленного характера, так как в настоящее время это сделать не везде возможно, а иногда такое запрещение может создать определенные неудобства для жильцов. В ст. 4 указывается, что нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера, не входят в жилищный фонд. Аналогичная запись содержится и в ст. 288 ГК РФ, согласно которой размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.
После перевода жилого ттомещения в нежилое изменяется правовой режим данного помещения: вместо жилищных отношений по поводу указанного помещения возникают арендные и иные имущественные отношения.
Из сказанного следует, что в жилых домах для нужд непромышленного характера могут предоставляться только нежилые помещения и, прежде всего, те, которые в порядке, установленном ст. 6 ЖК РСФСР, переведены из жилых в нежилые как непригодные для проживания граждан на основании решений соответствующих органов исполнительной власти.
Соответствующее положение содержится в ч. 2 п. 2 ст. 16 проекта ЖК РФ, которая предусматривает, что "размещение в жилых помещениях организаций и их подразделений непромышленного характера допускается только пос-
ле перевода этих помещений в нежилые в порядке, предусмотренном Кодексом и законодательством субъектов Российской Федерации".
В дополнение к сказанному следовало бы указать в новом Жилищном кодексе, что предоставление нежилых помещений в жилых домах для нужд непромышленного характера, для размещения разного рода организаций и предприятий, возможно лишь при том непременном условии, что такое использование помещений не будет нарушать нормальное, спокойное проживание граждан в данном жилом доме, не будет оказывать прямо или косвенно отрицательного воздействия на их здоровье. Такой вывод вытекает из действующего законодательства, в частности из Закона об охране здоровья населения, который обязывает государственные органы, предприятия, учреждения, организации проводить мероприятия по предупреждению, снижению интенсивности и устранению шума в жилых зданиях. Это относится также к инженерному оборудованию жилых домов. Поэтому, на наш взгляд, в законодательстве необходимо прямо предусмотреть специальную норму, которая устанавливала бы, что вопрос о выделении помещения для нужд непромышленного характера в жилом доме должен решаться с обязательным учетом мнения граждан, проживающих в этом доме. Это право вытекает из ст. 5. Закона об основах федеральной жилищной политики, закрепляющей право граждан на участие в управлении жилищным фондом по месту жительства с целью защиты своих экономических и социальных прав и интересов.
' Аналогичное положение содержится в ст. 288 ГК РФ и в п. 2 ст. 16 проекта ЖК РФ, в которых говорится, что размещение в жилых домах промышленных производств не допускается.



ОГЛАВЛЕНИЕ