стр. 1
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Министерство образования Российской Федерации

Челябинский государственный университет




Д.Г. ПАЗИЙ Г.В. САЧКО М.И. СЛЯДНЕВ А.А. ПРОКОПЬЕВ



ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ
МЫСЛИ ВОСТОКА
ПРАКТИКУМ

Часть I




Челябинск
2001


1
ББК Т(о)31я73-1
П 691



Пазий Д.Г., Сачко Г.В., Сляднев М.И., Прокопьев А.А.
П 691 История общественно-политической мысли Востока: Практикум.
Ч. I / Под ред. Д.Г. Пазия; Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2001. 123 с.

ISBN 5-7271-0515-3



Содержатся фрагменты текстов первоисточников по истории об-
щественно-политической мысли стран Востока, вопросы и задания к
ним.
Предназначается студентам очной формы обучения специальнос-
ти «Регионоведение».

Авторы-составители: Д.Г. Пазий (предисловие, разделы I, II, IV),
Г.В. Сачко (раздел III),
М.И. Сляднев (раздел IV),
А.А Прокопьев (раздел IV).


Печатается по решению редакционно-издательского совета
Челябинского государственного университета


Рецензенты: кафедра истории, социологии и права Челябинского
государственного педагогического университета;
доктор исторических наук, профессор А.Л. Худобородов


0504010000 - 019
П Без объявл. ББК Т(о)31я73-1
4К8(03) - 01



ISBN 5-7271-0515-3 © Челябинский государственный
университет, 2001


2
ВВЕДЕНИЕ
Ex Oriente lux!

Сегодня мы наблюдаем повсеместно стремительный рост интере-
са к Востоку. Такой интерес на рубеже тысячелетий отнюдь не случа-
ен. Кризис западной цивилизации, отягощенный глобальными пробле-
мами современности заставляет обратиться к поиску корней, первоис-
токов. История, как известно, начиналась с Востока, и взоры вновь
обращаются на Восток. Восток, в данном случае, не просто географи-
ческое, а историко-культурное, социологическое, цивилизационное
понятие. Глубинные основы этой цивилизации нашли отражение в об-
щественно-политической и философской мысли ученых, политиков и
философов.
Первые представления о власти, государстве и политике возник-
ли в странах Древнего Востока. Это одни из ранних попыток человека
определить смысл своего бытия, найти цивилизованные формы совме-
стного существования в рамках общества. Первоначально, в строгом
смысле слова, это не были собственно философско-политические идеи,
а представляли собой поучения и наставления о законопослушном
поведении и справедливом правлении. Политические идеи тесно пе-
реплетались с верованиями, обычаями, традициями, моралью и суще-
ствовали в религиозно-мифологической форме. Все суждения об уст-
ройстве общества и правлении на Востоке сводились к необходимос-
ти достижения гармонии и порядка.
Однако знакомство студентов с первоисточниками крайне затруд-
нено из-за их отсутствия в библиотеках. Не спасают и хрестоматии,
экземплярность которых крайне мала. Изучение идей мыслителей Во-
стока вынуждено органичивается, большей частью, чтением соответ-
ствующих глав в учебниках. Тем не менее, непосредственное обраще-
ние к первоисточнику не может заменить даже самого удачного ком-
ментария к нему, поскольку знакомство с ним передает дух эпохи, об-
раз мыслей и представлений людей того времени о политике, власти и
государстве.
Настоящий практикум, где содержатся фрагменты произведений
мыслителей Востока, в определенной мере и призван решить эту про-
блему.


3
Вопросы и задания практикума ориентируют студента на актив-
ное, творческое усвоение первоисточников, а не просто запоминание
текстов. Практикум рассчитан прежде всего на работу с текстами на
семинаре и для самостоятельной подготовки к семинарским заняти-
ям. Вопросы и задания при этом указывает преподаватель. Данное учеб-
ное пособие можно использовать как хрестоматию при самостоятель-
ном изучении истории социально-политической мысли Востока. В этом
случае, прежде чем читать сам текст, внимательно ознакомьтесь с воп-
росами и заданиями к нему, его предваряющими. Это поможет вычле-
нить в тексте наиболее значимые проблемы, зафиксировать на них вни-
мание. По прочтению текста следует ответить на проблемные вопро-
сы. Это будет хорошей формой самоконтроля и показателем успешно-
сти усвоения материала.
Фрагменты оригинальных текстов в пособии располагаются в хро-
нологическом последовательности, что создает предпосылки для срав-
нительного анализа воззрений различных эпох и культур Востока.




4
Раздел I
ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН
Для изучения общественно-политической мысли Древнего Вавилона
взяты фрагменты двух документов: законы Эшнунны (текст 1) и законы
Хаммурапи (текст 2).
Законы Эшнунны – маленького государства, расположенного недале-
ко от Вавилона, – датируются ХХ в. до н.э. Они старше приводимых ниже
законов Хаммурапи и являются одним из древнейших среди известных
историкам памятников законодательства.
Законы Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) – шестого царя Вавилон-
ской династии – найдены французской археологической экспедицией в 1901
г. в Сузах (столица Элама), хранятся в Луврском музее в Париже. Законы
высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был
увезен эламитами из Вавилона в XII в. до н.э. Кодекс законов содержит
282 статьи, но на столбе сохранилось только 247 статей, 35 статей выскоб-
лены, очевидно, по приказу эламского царя-победителя. Впоследствии
недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дублика-
тов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала
(669 – ок. 630 гг. до н.э.) в Ниневии. Клинописный текст состоит из трех
частей: введения, собственно законов и заключения. В первой и после-
дней частях Хаммурапи характеризует себя и свое правление, указывает
цель составления законов. В верхней части лицевой стороны столба изоб-
ражен Хаммурапи стоящим в молитвенной позе перед сидящим богом сол-
нца и правосудия Шамашем, вручающем ему законы.
Законы Хаммурапи – ценнейший источник по истории Древнего Во-
стока, позволяющий выяснить наиболее характерные черты древневосточ-
ных обществ на примере вавилонского.

Вопросы и задания к тексту 1
1. Изучите Законы из Эшнунны (текст 1) и выявите, какие основные соци-
альные группы были в этом государстве. Составьте перечень должнос-
тей, упоминаемых в тексте.
2. Кто считался в Эшнуннах вором?
3. На основе изучения законов из Эшнунны дополните список:
Предметом купли и продажи может быть:
Шерсть


5
4. Пользуясь текстом Законов из Эшнунны заполните пропущенное:
На раба могут быть наложены путы (каннум), ....................(...........),
аббугум (клейма).

Текст 1
Законы из Эшнунны
<.>
..
§ 15. Из рук раба или рабыни тамкар1 или корчемница не
должны принимать серебра, шерсти, кунжутного масла и прочего.
§ 16. Сыну человека2 не выделенному и рабу нельзя давать
взаймы.
<.>
..
§ 33. Если кто-либо соблазнит рабыню, а сына ее отдаст
дочери свободного человека, и когда он вырастет, его увидит
господин его, то он может забрать его, и его должны ему приве-
си
т.
<.>
..
§ 40. Если человек купит раба, рабыню, вола или любую
другую покупку, а продавца не сможет установить, то именно он –
вор.
<.>
..
§ 49. Если человек будет схвачен при краденом рабе или
краденой рабыне, то он должен пригнать раба за раба, рабыню за
рабыню.
§ 50. Если наместник службы реки или какое-либо должност-
ное лицо захватит сбежавшего раба, сбежавшую рабыню, сбежав-
шего вола или сбежавшего осла, принадлежащих дворцу или муш-
кенуму, и не приведет их в Эшнунну, а задержит в собственном
доме, если он дал пройти семи дням и одному месяцу, то дворец
потребует у него покражу в судебном порядке.
§ 51. Раб или рабыня из Эшнунны, на которых наложены
каннум, машканум и аббутум3 , не могут выходить за ворота
Эшнунны без ведома своего господина.
§ 52. На раба или рабыню, охраняемых при гонце и вошедших
в ворота Эшнунны, должны быть наложены каннум, машканум и
аббутум, и он должен охраняться для своего господина.
Вестник древней истории. 1952. № 3

Тамкар – богатый торговец или ростовщик, находившийся в то же время на службе царя.
1

«Человек» или «сын человека» (иначе авилум) – представитель полноправного населения.
2

Каннум, машканум, аббугум – путы, колодки и клейма.
3




6
Вопросы и задания к тексту 2
1. Какова природа царской власти?
2. Каковы функции царя?
3. Что ставит себе в заслугу Хаммурапи?
4. Какова цель составления Законов?
5. Каковы аргументы и обоснование неизменности Законов Хаммурапи?
6. Чем обосновывается и оправдывается неограниченная власть царя?
7. Какие отрасли хозяйства были развиты в старовавилонском царстве?
8. Каковы пути попадания в долговую кабалу?
9. Какими мерами Хаммурапи хотел защитить бедных от произвола бога-
тых и ограничивал действия заимодавцев?
10. Кто становился рабами?
11. Как, в соответствии с Законами Хаммурапи охранялась собственность
рабовладельцев?
12. Каким образом наказывали рабов в отличие от свободных?
13. Каковы принципиальные различия в наказании проступка и преступле-
ния против раба и свободного?
14. Как наказывалась халтурная работа?
15. Каковы правовые основы брака согласно Законам Хаммурапи?
16. Каковы этические принципы отношений между супругами? Что гла-
сят Законы по вопросу супружеской неверности?
17. Что ждет царя, который посмеет нарушить Законы Хаммурапи?
18. Составьте таблицу с перечнем способов наказания свободных по следу-
ющей схеме:
Наказание За что
1. Убийство
2. ...............
3. ...............
Чем можно объяснить различия в тяжести и способах наказания?
19. Изобразите схематически процедуру суда над вором.
20. Выпишите из введения и заключения положения, восхваляющие царя и
его качества.
21. Составьте сравнительную таблицу древневавилонских и шумерских бо-
гов и божеств.
22. Составьте таблицу профессий и должностей в вавилонском царстве.
23. Составьте таблицу эпитетов и качеств, которыми обладал Хаммура-
пи согласно его собственным утверждениям.




7
Текст 2

стр. 1
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>