<< Предыдущая

стр. 14
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

оценив [предварительно] их умственных способностей, а лишь ис-
ходя из симпатий дают высокую должность, то человек, который
не может управлять даже сотней людей, назначается главой де-
партамента, чтобы управлять тысячью человек. Того, кто не мо-
жет управлять даже тысячью человек, назначают на должность в
департамент, чтобы управлять десятью тысячами людей.
Почему же так получается?
Отвечаю: потому что назначаются в департамент следующим
образом: дают высокий пост и большое жалованье за красивую
внешность и только за это назначают на службу. Поэтому того,
кто не может управлять тысячью человек, назначают служить в
департаменте, чтобы управлять десятью тысячами человек. Эта
должность в десять раз превышает его способности. Поэтому
метод его управления будет состоять в том, что он целыми
днями будет заниматься делами, но день ведь нельзя удлинить в
десять раз. Он управляется с делами согласно объему своих
знаний. Знаний у него не прибавилось в десять раз, но дел по
должности прибавилось в десять раз. Он лишь может сделать
одно дело из десяти, а девять дел оставит несделанными. И если
бы даже этот чиновник день и ночь непрерывно занимался дела-
ми департамента, то все равно эти дела по-прежнему останутся
несделанными, будто ими и не занимался никто.
В чем же причина этого? А в том именно, что большие люди –
ваны, гуны – не понимают, что нужно, исходя из почитания муд-
рости, назначать управлять [государственными] делами способ-
ных. [Древние совершенномудрые ваны] почитали мудрых, для
управления страной назначали способных, [и тогда в государстве]
царил порядок. <...>


75
Если нынешние большие люди – ваны, гуны – действительно
хотят, чтобы в их государствах был порядок, и желают сохранить
престол и не утратить [поддержку] простолюдинов, то почему же
они не исследуют вопрос о том, что почитание мудрости является
основой управления?
Кроме того, почитание мудрости как основа управления раз-
ве является лишь убеждением одного учителя Мо-цзы? Это путь
совершенномудрых ванов, и о нем записано в книгах древних
совершенномудрых ванов. <...>
Именно такие убеждения совершенномудрых ванов позволяли
им не утрачивать [Поднебесную], исходя из почитания мудрости,
назначать способных управлять [страной].
Поэтому древние совершенномудрые ваны прежде всего изу-
чали, [как], следуя почитанию мудрости, выдвигать способных уп-
равлять [страной]. И не добавляли к этому ничего другого, поэто-
му вся Поднебесная получала от их управления пользу. <...>
Причина именно в том, что большие люди – ваны, гуны –
понимали ясно, что почитание мудрости позволяет осуществлять
мудрое управление. Не будет того, чтобы среди народа голодный
не получил бы пищи, раздетый и мерзнущий не получил бы
одежды, уставший не имел бы отдыха, находящийся на распутье
не получил бы наставления.
Поэтому древние совершенномудрые ваны могли судить о
том, что почитание мудрости позволяет осуществлять [мудрое]
управление государством и добиваться следования образцу неба.
Так же как и небо не различает бедных и богатых, знатных и
низких, дальних и близких, родных и чужих. Если видит мудрого,
то возвышает и почитает его, а на ничтожных людей ван смотрит
косо и снимает их с должностей. <...>
Если нынешние большие люди – ваны, гуны – хотят управлять
Поднебесной, держать в повиновении чжу-хоу, то как можно до-
биться всего этого, не прислушиваясь к [голосу] справедливости?
Они рассчитывают держать в страхе правителей царств и народ,
пользоваться безграничной властью.
Нынешние большие люди – ваны, гуны – думают добиваться
повиновения и власти путем устрашения народа смертью. Народ
рождается с большим желанием и умирает с большой ненавистью,
потому что он не получает того, чего желает, а получает то, что
постоянно ненавидит. От ревности до наших дней не было ни
одного [примера], чтобы таким путем можно было управлять Под-
небесной, держать в повиновении правителей царств. Однако
нынешние большие люди – ваны и гуны – хотят править Поднебес-
ной, держать в повиновении правителей царств, стремятся полу-

76
чить престол, создать себе славу, которая бы дошла до потомков.
Но почему же они не размышляют о том, что почитание
мудрости – основа управления страной? Это было высшим [мери-
лом] в поступках совершенномудрых людей».

Глава «Почитание единства»
< .>
..

Часть вторая
Учитель Мо-цзы говорит: «В древности, когда появились люди,
не было управления и наказаний... беспорядок в Поднебесной был
такой же, как среди животных. [Люди] поняли, что причина хаоса
в Поднебесной возникает из-за отсутствия главы правления. По-
этому избрали Поднебесной мудрого и достойного и сделали его
сыном неба, чтобы он управлял делами и устанавливал справед-
ливость, единую для всей Поднебесной...»
Ныне в Поднебесной служилые и благородные великие люди –
ваны и гуны, если только они желают сделать богатой свою
страну, умножить ее население, упорядочить управление и нака-
зания, утвердить свой престол, должны почитать единство...

Глава «Всеобщая любовь»
Части первая и вторая
<...> Мо-цзы говорит: «Чтобы навести порядок в стране, нуж-
но знать причину беспорядков. Если знаешь причину беспорядков,
то, устранив эту причину, приведешь страну к процветанию и
спокойствию; если же не знаешь причины беспорядков, то невоз-
можно навести порядок в стране...»
Если рассмотреть, откуда начинаются беспорядки, то оказы-
вается, что беспорядки возникают оттого, что люди не любят друг
друга. Слуга и сын непочтительны к государю и отцу. Что такое
беспорядок? Это то, что сын любит себя, но не любит отца,
поэтому во имя своей выгоды он наносит ущерб отцу; младший
брат любит лишь себя и не любит старшего брата, поэтому, он
наносит ущерб своему брату, чтобы обеспечить выгоду себе...
Ныне правители царств знают лишь о любви к своему царству
и не любят другие царства, поэтому всеми силами страны стре-
мятся нанести удар другой стране. Ныне главы семейств знают
лишь о любви к своей семье, но не любят другие семьи, и
поэтому, не брезгуя ничем, всеми силами семьи стремятся раз-
грабить другую семью... Если отсутствует взаимная любовь меж-

77
ду людьми, то непременно появляется взаимная ненависть; если
правитель и его подчиненные не питают взаимной любви, то нет
милости и верности; если между отцом и сыном нет взаимной
любви, то нет родительской любви и почитания родителей; если
между братьями нет взаимной любви, то нет согласия между
ними; если между людьми Поднебесной нет взаимной любви, то
сильный непременно подчиняет слабого, богатый непременно
оскорбляет бедного, знатный непременно кичится перед просто-
людином, хитрый непременно обманывает простодушного...

Глава «Против нападений»
<.>
..

Часть вторая
На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного по-
знаем скрытое...
За бесчисленные смерти простолюдинов, серьезные беды,
которые затрагивают как высших, так и низших, нападающее царство
получает пустующие земли, для заселения которых нет людей.
Таким образом, теряют то, чего не хватало, и дополнительно
получают то, чего и так избыток...

Глава «Против нападений»
<.>
..

Часть третья
Мо-цзы говорит: «Пытаться с помощью войны решать полити-
ческие споры между государствами, пытаться добиться мощи и
славы – это все равно что заставить всех людей Поднебесной
пить одно лекарство для лечения разных болезней, ибо пользы от
этого, может быть, будет лишь четырем-пяти человекам...» <...>
У простого люда три беды. Голодающие не имеют пищи, за-
мерзающие не имеют одежды, уставшие не имеют отдыха. От
этих трех бед народ испытывает огромные страдания. Но если
именно в такое время большие люди – ваны и гуны и сановники –
развлекаются колокольным звоном и барабанным боем, играют
на лютнях, цине, свирелях и шэнах, а также устраивают военные
смотры для показа оружия, то откуда же простой люд возьмет
средства для пищи и одежды? Поэтому я полагаю, что так не
должно быть. Мой замысел состоит в том, чтобы уничтожить это.
У конфуцианцев внушительная внешность и богатые украше-
ния, дабы совращать невинных людей. Они используют пение,

78
сопровождаемое игрой на музыкальных инструментах, и танцы
под барабан, дабы привлекать учеников... При всей своей учено-
сти они не могут помочь кому-либо.
Я считаю, что всему хорошему и полезному, что дошло до
нас из древности, нужно следовать, но создавать и новые полез-
ные и хорошие вещи. Я хочу, чтобы хорошего становилось все
больше.
Если крестьяне ослабят усердие в работе, то они будут бед-
ны. А бедность – это корень беспорядков в управлении.
Высшей драгоценностью называю то, что приносит пользу
простолюдину. Именно справедливость приносит пользу людям.
Поэтому утверждаю: справедливость – высшая драгоценность Под-
небесной.

Древнекитайская философия:
Собр. текстов: В 2 т. Т. 1. М., 1972



Раздел IV
АРАБСКИЙ ВОСТОК
Философская мысль Арабского Востока представлена фрагментами
Корана и трудов Аль-Фараби и Ибн-Хальдуна.
Коран (араб., букв. – чтение) – главная священная книга мусульман, ко-
торая завещана им посланником Бога (Аллаха) пророком Мухаммедом –
представляет собой крупный литературный памятник, уникальное собрание
проповедей, изречений, притч, молитв и заклинаний, а также установлений,
носящих ритуальный, обрядовый и политико-юридический характер. Эти
пророческие откровения Мухаммеда в Мекке и Медине (Западная Ара-
вия) в VII в. н. э. положили начало исламу – религиозному учению, ставше-
му впоследствии одной из мировых религий. Коран включает 114 сур (глав) – 90
длинных («мекканские», 610 – 622 гг.) и 24 коротких («мединские», 622 –
632 гг.). Все они состоят из рифмованных отрывков, или стихов (аят). После-
дняя сура была составлена сподвижниками Мухаммеда незадолго до его смер-
ти в 632 г. Структура текста Корана, равно как и его орфография и правила
чтения, была окончательно канонизирована лишь в 1923 г. в Каире с выхо-
дом его официального издания. Нормами и правилами Корана и поныне ру-
ководствуются отдельные исламские государства и сотни миллионов му-
сульман, живущих в различных регионах мира. В книге представлены тек-
сты, в которых поднимаются такие вопросы, как война и мир; истинность
веры в единого Бога и языческое многобожие «неверных»; бедность и богат-

79
ство; власть и руководство; человек, его достоинства и пороки; неотврати-
мость Судного дня. Коран оказал большое влияние на развитие мусульман-
ской культуры: философии, этики, права, языкознания, историографии, ре-
лигиозного фольклора, арабской прозы и поэзии. Осуществлены переводы
Корана практически на все языки мусульманского Востока, а также на евро-
пейские языки (латинский, французский, немецкий и др.). Первые переводы
Корана на русский язык относятся еще к первой четверти ХVIII в. На исходе
ХХ в. основные идеи ислама, выраженные в Коране, стали объектом острого
противоборства мусульманских религиозных течений (суннизм, шиизм) и
политических сил как в национально-государственных, так и в региональ-
ных рамках.
Аль-Фараби Абу Наср (870 – 950) – философ, ученый-энциклопедист
Востока, один из основоположников аристотелизма на Ближнем и Среднем
Востоке, называвшийся Вторым Учителем (Первый – Аристотель), – напи-
сал около 100 работ, посвященных проблемам науки, философии, социальным
вопросам. В «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» (пер-
вым вариантом работы, видимо, стала книга «Гражданская политика») Аль-
Фараби развивал идеи об идеальном социально-политическом устройстве.
В этом городе-государстве правитель является просвещенным монархом,
заботящимся о подданных. Здесь отсутствуют гнет и порабощение граждан,
между которыми утверждаются отношения дружбы и взаимопомощи. Пра-
витель отвечает высоким требованиям интеллектуального развития, полити-
ческого поведения и морали. Выступая против политиков-властолюбцев, аль-
Фараби указывал на то, что они управляют не ради блага людей, а чтобы
добиться «удовлетворения собственных страстей и наклонностей». Книга
«Афоризмы государственного деятеля» – одно из последних сочинений авто-
ра, посвященных политике; в нем весьма заметно влияние, которое на мыс-
лителя оказали такие крупнейшие философы Древней Греции, как Платон
(особенно его работа «Политик») и Аристотель.
Ибн-Хальдун (1332 – 1406) – арабский историк, философ, ученый и
политический деятель – родился в Тунисе, происходил из знатного рода, но
после внезапной смерти родителей от чумы вынужден был поступить на ра-
боту простым придворным писцом. Впоследствии он делает политическую
карьеру, служа личным секретарем и специальным эмиссаром султана Феса,
занимая различные посты при дворах правителей Туниса, Гранады, Биджайи.
В течение четырех лет находился в заточении в крепости. Преследуемый по
религиозным мотивам, бежал в Египет, где в Каире занимал должность су-
дьи и преподавателя в медресе. В конце жизни служил среднеазиатскому го-
сударственному деятелю и завоевателю эмиру Тимуру (Тамерлану). Умер в
Каире, где и был похоронен. Ибн-Хальдун написал ряд работ. Основной труд,
составивший ему славу, – «Большая история», или «Книга поучительных
примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их совре-
менников, обладавших властью великих размеров» (имеется и другой вари-

80
ант перевода названия книги). Введение к «Большой истории » – «Пролего-
мены» или «Мукаддима», считается энциклопедическим произведением, в
нем дана обобщающая характеристика арабского средневекового общества,
включая историю арабских государств, развитие права, науки, культуры. В
текстах, помещенных ниже, содержатся важные сведения о политической
жизни арабского средневековья. Имя Ибн-Хальдуна менее известно в Запад-
ной Европе и России, чем имена Бокля, Вико или Гельвеция, хотя он не
уступает этим мыслителям по глубине социально-политического анализа и
предвидения. Арабский мыслитель внес весомый вклад в сокровищницу
историко-философских и политических знаний своей исторической эпохи.

Вопросы и задания к тексту 1
1. Почему проблема распределения воинских трофеев (добычи) так остро
стояла в раннем исламском обществе? Объясните смысл аята 42 (41).
2. На основе текста 9-й суры («Покаяние») проанализируйте отношение
ислама к вопросам войны и мира. Свидетельствуют ли аяты 5, 12 дан-

<< Предыдущая

стр. 14
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>