<< Предыдущая

стр. 18
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

..
1.
5
О вы, кто верует!
Когда вы встретите неверных,
Что в боевом строю враждебно движутся
на вас,
Не обращайте тыла к ним.
< .>
..
99
1.
9
(О вы, неверные мекканцы!)
Если просили вы себе победы,
То вот сейчас она пришла к вам.
И если бы сейчас вы удержались (от атаки),
То это лучше было бы для вас.
Но если вы (к сражению) вернетесь.
Тогда и мы (к нему) вернемся,
И вам нисколько не поможет ваша рать,
Сколь многочисленна она бы ни была, –
Господь ведь – с теми, кто уверил.
<.>
..
3.
6
И тратят нечестивые свое добро,
Чтоб уклонить (людей) с пути Аллаха.
Но предстоит им скоро издержать его.
Потом же их охватит скорбь и сожаленье;
И вслед за тем – им побежденным быть!
И будут собраны неверные в Аду.
<.>
..
3.
8
Скажи неверным:
Коль (от нечестия) себя они удержат.
Их прошлое им будет прощено.
Но коль (к нечестию) вернутся –
Так ведь для них уж есть пример
(наказанных народов).
3.
9
Борьбу ведите с ними до того мгновенья,
Пока не будет больше смут и угнетенья,
И правосудье воцарит, и вера в Бога
Объемлет все и вся (на сей земле)
<.>
..
4.
1
И знайте: из всего, что вам достанется
в трофеях,
Вы одну пятую (добра) должны отдать Аллаху,



100
Посланнику Его и родственникам близким,
Сиротам, беднякам и тем, кто держит путь,
< .>
..
4.
5
О вы, кто верует!
Когда сойдетесь с (вражеским) отрядом,
Храните стойкость и Аллаха призывайте
непрестанно,
Чтоб преуспеть (на поприще своем).
< .>
..
5.
9
И пусть неверные не думают, что взяли
верх. –
Им не ослабить (верных)!
6.
0
И наготове против них держите
Всю вашу мощь и конные войска.
Чтоб устрашать врагов Аллаха
И ваших недругов страшить;
И, кроме них – других,
Которых вы не знаете еще,
Но о которых ведает Аллах.
И что бы вы ни издержали на пути Аллаха,
Сполна за то вам возместится,
И вам не нанесут обид несправедливых.
< .>
..
7.
4
Те, кто уверовал и к вам в изгнание
переселился
И на пути Господнем воевал,
И те, кто им приют и помощь предоставил,
Они есть те, кто истинно уверил,
И им по праву низойдет прощение Господне
И самый щедрый дар Его.
7.
5
А те, которые уверили потом
И к вам в изгнание переселились,


101
И вместе с вами за Господню веру воевали,
Они (в правах) – одни из вас.
Носители же кровного родства
(В своих правах) друг другу ближе,
(Как значится в Писании Господнем),
Господь, поистине, о всякой вещи знающ!

Сура 9
Покаяние
<.>
..
4
.
Помимо тех язычников,
С которыми скрепили вы союз,
И после этого они его ни в чем не нарушали
И никому не помогали против вас.
Вы соблюдайте с ними обязательства свои
До истечения их срока –
Ведь любит Бог благочестивых.
5
.
Когда ж запретные четыре месяца пройдут,
То убивайте многобожников неверных
Везде, где б вы их ни нашли:
Захватывайте (в плен) их, осаждайте
(их дома)
И ставьте им засады.
Но если обратятся они к Богу,
И будут соблюдать молитву,
И будут милостыню править,
Тогда откройте им дорогу.
Господь прощающ, милосерд.
6
.
А если средь язычников есть тот,
Кто у тебя убежища попросит,
То дай ему приют,
Чтоб он имел возможность (в нем)
Услышать Божье Слово.
Потом сопроводи его в то место,
Что будет безопасным для него.


102
Так должно быть – они ведь те,
Кто никаких познаний не имеет.
< .>
..
1.
2
А если, заключив союз,
Они нарушат свои клятвы
И станут возводить хулу на вашу веру,
Вы дайте бой вождям неверия и зла –
Ведь клятв для них не существует,
А это, может быть, удерживать их будет.
< .>
..
1.
4
Сражайтесь с ними –
Их вашими руками Бог накажет,
Позором и бесчестием покроет,
Поможет вам их победить
И исцелить сердца благочестивых.
< .>
..
2.
8
О вы, кто верует!
Ведь многобожники, поистине, нечисты.
И пусть они не приближаются теперь
К Запретной (для греха) Мечети,
Когда минует этот год.
А если бедность вас пугает –
Обогатит вас от щедрот Своих Аллах,
Если на то Его желанье будет.
Поистине, Всезнаюш Он и мудр!
< .>
..
9.
1
Но нет вины на тех, кто слаб, иль болен,
Иль кто (из скудного достатка своего)
Расходовать не может (на пути Господнем),
Коль они искренни пред Богом
и посланником Его.
И никаких нег оснований
Быть против всех, кто делает добро, –
Аллах прощающ, милосерд!
< .>
..

103
9.
3
Есть основание винить лишь тех,
которые богаты,
Но просят у тебя оставить их,
Довольствуясь сидеть с такими, кто остался.
Бог наложил печать на их сердца,
И потому они не знают,
(В чем – благочестие, в чем – зло?)

Коран. Дамаск; Москва, 1995

Вопросы и задания к тексту 2
1. Какие качества, по мнению Аль-Фараби Абу Насра должны быть прису-
щи правителю добродетельного города?
2. В каких случаях происходят войны в добродетельном городе?
3. Каковы признаки невежественного города?
4. В чем причина деградации и упадка государства по мнению Аль-Фара-
би?
5. Сравните сословную структуру идеального государства Платона и «5
частей» добродетельного города Аль-Фараби Абу Насра. В чем сход-
ство, в чем отличия?

Текст 2
Аль-Фараби Абу Наср
Гражданская политика
Коллективный город – это такой город, каждый житель кото-
рого полностью волен делать то, что пожелает. Его жители равны.
Их законы абсолютно не отдают предпочтения одному человеку
перед другим. Их власть по отношению друг к другу и по отноше-
нию к [жителям других городов] распространяется только на со-
вершение того, что способствует увеличению их свободы. Среди
них встречаются различные нравы, разные заботы, желания, на-
слаждения бесчисленными вещами. Их жители образуют бесчис-
ленное количество сходных и отличных друг от друга групп.
В этом городе, который объединяет в себе все эти города,
сочетается низменное и возвышенное, встречаются какие угодно
руководства, о которых мы упоминали [выше]. Его обитатели не
имеют никаких [отношений] к своим главам, управляющим ими,
ибо [его обитатели] сами назначают их своими главами, и те, кто

104
ими руководит, делает это только по воле подчиненных. Их руко-
водители [подчиняются] воле подчиненных, а поскольку последние
не подчиняются их приказу, то [в этих городах] нет в действитель-
ности ни руководителя, ни подчиненного.
Восхваляемыми и почитаемыми [людьми] у них являются все
те, кто предоставляет жителям города свободу, те, кто удовлетво-
ряет их желания и прихоти, те, кто охраняет им эту свободу и
удовлетворяет их разнообразные желания по отношению друг к
другу и к их внешним врагам, и те, кто ограничивается в своих
желаниях только предметами необходимости. <...> В этом городе
могут быть такие главы, которые снискали уважение его жителей
либо тем, что удовлетворили их желания, либо тем, что их предки
прославились своим руководством и за ними сохранилось право
их отцов на руководство. <...> В данном случае жители находятся
под властью руководителя, и все невежественные желания и цели
этого города принимают самую полную форму, и такой город
является [самым] восхитительным и счастливым из невежествен-
ных городов и своим внешним видом напоминает цветастое и
красочное одеяние и в силу этого оказывается любимым кровом
каждого, ибо любой человек в этом городе может удовлетворить
свои желания и устремления. Потому-то народ стекается [в этот
город] и оседает там. Его размеры безмерно увеличиваются. В
нем рождаются люди разных родов, имеют место браки и половые
связи разного вида, здесь рождаются дети самого разного рода.
воспитания и происхождения. Этот город состоит из многообраз-

<< Предыдущая

стр. 18
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>