<< Предыдущая

стр. 2
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Законы Хаммурапи, царя Вавилона
Введение
Когда высокий Анум1 , царь ануннаков2 , и Энлиль3 , владыка
небес и земли, определяющий судьбу страны, определили Марду-
ку4 , первородному сыну Эа5 , владычество над всеми людьми,
возвеличили его среди игигов, Вавилон назвали его высоким
именем, сделали его могучим среди частей света и основали в
нем вечное царство, фундамент которого прочен, как небеса и
земля, – тогда меня, Хаммурапи, знаменитого князя, почитающе-
го богов, чтобы справедливость в стране заставить сиять, чтобы
уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабо-
го, чтобы подобно Шамашу6 восходить над черноголовыми7 и озарять
страну, – Анум и Энлиль призвали меня для блага народа.
Я – Хаммурапи, пастырь, названный Энлилем, скопивший
богатство и изобилие, сделавший все для Ниппура8 , связи небес и
земли, знаменитый попечитель Экура9 , могучий царь, восстано-
вивший Эриду10 на своем месте, очистивший ритуалы Эабзу11.
Штурм четырех стран света, возвеличивший имя Вавилона,
удовлетворивший сердце Мардука, своего владыки, который дни
свои провел для Эсагилы12, царственный потомок, которого создал
Син13, обогативший город Ур14, смиренный богомолец, принесший
изобилие в Экишширгаль15.

Анум (Ан, Ану) – шумерский (позднее вавилоно-ассирийский) бог неба, глава верховной триады
1

богов, в которую входили также Энлиль и Энки. Главное место почитания – город Урук.
Ануннаки – в мифологии древнего Двуречья земные духи, в отличие от небесных духов –
2

игигов.
Энлиль (Эллиль) – шумерский бог воздуха, позднее бог земли. Главное место почитания –
3

город Ниппур.
Мардук – сначала местный бог Вавилона, затем верховное божество всего вавилонского
4

пантеона.
Эа (соответствует шумерскому Энки) – бог моря и подземных вод, а также бог мудрости,
5

дававший исцеление, и оракул.
Шамаш (соответствует шумерскому Уту) – бог солнца, правосудия и предзнаменований в
6

древнем Двуречье. Главные места почитания – Сиппар и Ларса.
Черноголовые – семиты.
7

Ниппур – город в центре Двуречья, соврем. Нуффар.
8

Экур – храм Энлиля в Ниппуре.
9

Эриду – шумерский город на самом юге Двуречья, соврем. Абу-Шахрейн.
10

Эабзу – храм бога Эа в городе Эриду.
11

Эсагила – центральный храм бога Мардука в Вавилоне.
12

Син – (соответствует шумерскому Нанна) – бог луны, сын Энлиля и внук Анума. Главное
13

место почитания – Ур.
Ур – шумерский город на юге Двуречья, соврем. холмы Эль-Мукайр.
14

Экишширгаль (Экишнугаль) – храм бога Сина в городе Ур.
15




8
Сообразительный царь, послушный Шамашу, могучий, укре-
пивший фундамент Сиппара16, одевший зеленью могилу Айи17, под-
нявший храм Эбарру18, подобно небесному чертогу.
Герой, помиловавший Ларсу19, обновивший Эбарру для Шама-
ша, своего помощника.
Владыка, давший жизнь Уруку20, проведший обильную воду
его населению, высоко поднявший главу Эанны21, скопивший бо-
гатство для Анума и Иштар22.
Защита страны, собравший рассеянное население Исина23,
заставивший течь богатство в храм Эгалмах.
Монарх (среди) царей, любимый брат Забабы24…
Бастион (против) врагов, которому Ирра25, друг его, дал дос-
тигнуть своих желаний…
Огненный буйвол, бодающий врагов, любимец Туту26…
Бог царей, знающий мудрость…, наполнивший житницы для
бога Ураша27, могучего.
Владыка, украшенный жезлом и короной, которого сделала
совершенным мудрая богиня Мама28, укрепивший границы города
Кеша, сделавший обильными чистые жертвоприношения для боги-
ни Нинту29.
Усердный, совершенный, определивший пастбище …, принося-
щий великие хлебные жертвы в храм Эанна.
Одолевший врагов…, радующий сердце Иштар.
Ясный князь, поднятие рук которого знает бог Адад30, успоко-
ивший сердце Адада, могучего в Бит-Каркаре31, установивший все


Сиппар – город в древнем Двуречье, соврем. Абу-Хабба.
16

Айя – богиня в древнем Двуречье, жена Шамаша.
17

Эбарра (Эбаббар) – храм Шамаша в Сиппаре.
18

Ларса – шумерский город в древнем Двуречье, столица главного противника Хаммурапи –
19

Рим-Сина, соврем. Сенкера.
Урук – шумерский город на юге Двуречья.
20

Эанна – храм Анума и Иштар в Уруке.
21

Иштар – (соответствует шумерской богине Инанна) – вавилоно-ассирийская богиня плодо-
22

родия и любви, а также войны. После образования рабовладельческой деспотии стала счи-
таться покровительницей царской власти. Культ ее был широко распространен в Аккаде и
Ассирии.
Исин – город в средней части Двуречья, столица небольшого государства.
23

Забаба (Замама) – главный бог шумерского города Киш; изображался в виде орла.
24

Ирра – бог чумы, главное место почитания – город Куту.
25

Туту (Набу) – вавилонский бог письма и мудрости. Главное место почитания – Борсиппа.
26

Ураш – божество древнего Двуречья, связанное с плодородием земли, пашни.
27

Мама – вавилонская богиня-мать.
28

Нинту – богиня плодородия в древнем Двуречье, отождествлялась с богиней Мама.
29

Адад – бог грома, молнии, дождя и бури в древнем Двуречье и Сирии.
30

Бит-Каркара – город в Двуречье (не путать с Каркаром в Сирии), центр культа бога Адада;
31

точное местоположение неизвестно.


9
нужное в храме Эугалгале32, царь, давший жизнь Адабу33, заботя-
щийся о храме Эмах34.
Повелитель царей, защитивший население города Мальгума35
от нужды, прочно основавший их жилища в изобилии; (тот, кото-
рый) богу Эа и богине Дамгальнунне36, возвеличивших его цар-
ство, навечно установил чистые жертвоприношения.
Первейший (среди) царей, покоривший селения (по) Евфрату
силою Дагана37, своего создателя, тот, который пощадил населе-
ние Мэра38 и Тутуля39.
Прославленный князь, осветивший лик богини Иштар, устано-
вивший чистые жертвоприношения богу Ниназу40, сохранивший
своих людей во время бедствия, мирно установивший их основа-
ние внутри Вавилона.
Пастырь людей, деяния которого нравятся богине Иштар, ус-
тановивший (статую) богини Иштар в храме Эулмаш, (что) посреди
площади Аккада, заставивший сиять истину, правильно руководя-
щий народами, возвративший в город Ашшур41 его добрую Ламас-
су42.
Подавивший ропот царь…
Я – прославленный, покорный великим богам потомок Суму-
лаэля43, могучий наследник Синмубаллита44, вечное семя царства,
могучий царь, солнце Вавилона, давший свет стране Шумера и
Аккада, царь, вынудивший к послушанию четыре страны света,
любимец богини Иштар.
Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить
людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны
истину и улучшил положение45 людей.


Эугалгал – храм бога Адада в Бит-Каркаре.
32

Адаб – город в древнем Двуречье, соврем. Бисмайя.
33

Эмах – храм богини Иштар в г.Аккаде.
34

Мальгум – древний город в Двуречье, на восток от р.Тигр, центр культа бога Энки; точное
35

местоположение неизвестно.
Дамгальнунна (Дамкина) – богиня древнего Двуречья, супруга Эа, мать Мардука.
36

Даган – западносемитский бог, почитавшийся в Сирии, Палестине и Двуречье.
37

Мэр (Маэр, Мари) – столица одноименного государства на среднем течении р.Евфрат.
38

Тутуль – город в древнем Двуречье, соврем. Хит.
39

Ниназу («владыка, знающий воду») – бог-лекарь в древнем Двуречье.
40

Ашшур – древняя столица Ассирии, соврем. Калаат-Шеркат.
41

Ламассу и Шеду – духи-хранители в ассиро-вавилонском пантеоне; их изображения в виде
42

крылатых быков ставились перед вход в храмы и дворцы.
Сумулаэль – один из царей I Вавилонской династии, предок Хаммурапи.
43

Синмубаллит – отец Хаммурапи, царя Вавилона (1812 – 1793 гг. до н.э.).
44

Буквально: «мясо (тело) людей я сделал хорошим».
45




10
Статьи законов
§ 1. Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на
него (обвинение в) убийстве, но не доказал его, (то) обвинитель
его должен быть казнен.
§ 2. Если человек бросил на человека (обвинение в) колдов-
стве и не доказал это, (то) тот, на которого было брошено (обви-
нение в) колдовстве, должен пойти к Реке46 и в Реку погрузиться;
если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом.
Если (же) Река очистит этого человека и он останется невредим,
(тогда) тот, который бросил на него (обвинение в) колдовстве,
должен быть казнен, (а) тот, который погружался в Реку, может
забрать дом своего обвинителя.
§ 3. Если человек выступил в суде для лжесвидетельства и
слово, которое он сказал, не доказал, (то) если это дело – дело о
жизни, человек этот должен быть казнен.
§ 4. Если (же) он выступил для свидетельства (по поводу)
зерна или серебра, (то) он должен нести наказание этого дела.
§ 5. Если судья будет судить судебное дело, постановит реше-
ние, изготовит документ с печатью, а потом свое решение изме-
нит, то этого судью должно изобличить в изменении решения, и
он должен уплатить сумму иска, предъявленного в этом судебном
деле, в 12-кратном размере, а также должен быть в собрании
поднят со своего судейского кресла и не должен возвращаться
и заседать с судьями на суде.
§ 6. Если человек украдет достояние бога или дворца, то
этого человека должно убить; а также того, кто примет из его
рук украденное, должно убить.
§ 7. Если человек купит из руки сына человека или из руки
раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хране-
ние либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо
вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот

<< Предыдущая

стр. 2
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>