<< Предыдущая

стр. 21
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

домов и в основании городов и столиц, дающих цивилизованность.
< .>
..
<...> Владычество – благородная и приятная доля, охватываю-
щая все земные блага, удовлетворение телесных страстей и
духовные наслаждения. Из-за него чаще всего происходит взаим-
ное соперничество, и редко кто уступит его добровольно. Происхо-
дит борьба, ведущая к войне, битве и преобладанию. <...>
Это далеко от понимания людей. Они игнорируют это, ибо
забыли эпоху, когда устанавливалось государство в самом его
начале. Длительно время их жизни в условиях цивилизации, при
ней сменялись их поколения одно за другим, и не ведают они,
каково было творение бога в начале существования государства.
< .>
..
Причина этого в том, что в начальный период существования
государств людям трудно подчиняться им, если не заставить лю-
дей делать это силой принуждения. Это связано с чуждостью
государств и с тем, что люди не свыклись с владыкой. Но если
установилось главенство фракции, которой принадлежит владыче-
ство в государстве, и ее люди передали один другому владыче-
ство по наследству во многих следовавших одно за другим госу-
дарствах, то люди забывают то, что было в самом начале, за
этой фракцией устанавливается главенство, в догматах укрепля-
ется подчинение ей, и люди воюют за эту фракцию, как если бы
они воевали за вероучительные догмы. Тогда эта фракция не
нуждается уже в крупной группировке, и дело обстоит так, как
если бы эта власть была от бога, подобно Священному писанию,
которому «нет замены»...
Знай, что наряду с общим родством, связывающим группу, в
которую входит несколько племен, составляющих общую стоянку
или клан, существует еще и особое, частное родство группировок,
и оно крепче, чем общее родство... Частное родство тем крепче,
чем больше совместность жизни. Предводительство в каждой из



118
этих группировок принадлежит не ей в целом, а одной из ее
фракций. <...>
Знай, что дело государя осуществляется его людьми, т. е.
его группировкой, его соратниками. С ними он одолевает высту-
пающих против его государства, из них он выбирает, кого облечь
властью в своих владениях, в управлении государством, в сборе
причитающихся ему денег, ибо они его помощники в преоблада-
нии над другими, сообщники и соучастники во всех его делах.
Это – пока длится первый фазис государства.
Если же наступил второй фазис и кто-то один стал самоуправ-
но распоряжаться и себе одному присваивать величие, с легкос-
тью отталкивая всех, то они становятся его настоящими врагами
и он начинает нуждаться в близости кого-то другого, чужаков, на
которых он опирается в борьбе против бывших соратников, от-
страняя их от дел и от соучастия. Он наделяет чужаков властью
над теми. Они становятся ему ближе, чем кто-либо, и близость
эта теснее, и им первым почет влияние. Все это за то, что они не
щадят себя в оттеснении бывших государевых людей от дел и
степеней, к которым те привыкли, когда были соучастниками госу-
даря ... Держава – не тем, кто ее создавал, а слава – не тем, кто
ее добывал.
Знай, что [статьи] налогов в начале существования государ-
ства невелики по своим долям, а сумма налогов велика, тогда как
в конце существования государства доли велики, а сумма мала.
Причина этого в том, что государство, если оно следует религиоз-
ным установлениям, не требует ничего, кроме установленных сбо-
ров – садаки, т. е. добровольных пожертвований, хараджа, т. е.
поземельного налога, джизьи, т. е. подушной подати, – а размер
их невелик. Невелик также и размер закята, т. е. десятины, как
тебе известно. Это касается и десятины, выплачиваемой зерном
или скотом, и джизьи, и хараджа, и всех установленных сборов,
ибо они имеют границу, которую нельзя преступать. <...> А если
доли невелики и статьи немногочисленны, то подданные стремят-
ся к труду и желают его, и увеличивается освоение мира, и
умножается оно на радость людям по причине малого количества
податей. А если увеличивается освоение людьми мира, увеличи-
ваются количества, приходящиеся на каждую статью, и растет
каждая доля, а из-за всего этого увеличивается сбор налогов, их
сумма.


119
При длительном существовании государства, когда государи
следуют один за другим и характеризуются изнеженностью, и
утрачивается секрет примитивности и наивности и ее нрав, т. е.
снисходительность и воздержание, и появляется злобное влады-
чество и цивилизация, призывающая к утонченности, и государ-
ственные люди приобретают нрав изощренности и умножаются ее
привычки, [то умножаются] и нужды государственных людей по
причине того, что они погрязли в благополучии и роскоши, и тогда
они умножают статьи и увеличивают доли налогов на имущество
подданных, на землепашцев и земледельцев и на всех налогопла-
тельщиков. Они значительно увеличивают количество статей и их
доли, чтобы увеличивался сбор. Они устанавливают подати на
торговые сделки и въезд в города, как мы об этом пишем далее.
Эти новые налоги постепенно все более увеличиваются из-за
усиления склонности государства к роскоши и умножения нужд, а
следовательно, проистекающих из этого трат. И ложатся поборы
бременем на подданных и гнетут их, и постепенно становятся
установленным обычаем, ибо увеличения происходят понемногу, и
никто не понимает, кто именно их увеличил и кто их наложил.
Подданные теряют надежду, так как малой становится польза,
которую дает освоение мира. И если кто-то сравнит пользу и
поборы, а также плоды труда и выгоду, то многие вообще отвра-
тятся от труда, осваивающего мир. Сумма сборов становится
тогда недостаточной из-за недостаточности размеров долевых частей.
Возможно, государственные люди увеличат размеры статей, если
увидят эту нехватку в сборах, и насильно будут изымать недоста-
ющее, пока каждая доля и каждая статья не дойдет до такого
предела, за которым уже нет никакой пользы из-за множества
выплат и множества поборов и нет надежды на выгоду. Сумма
сборов постоянно уменьшается, а количество статей и размеры
долей налогов увеличиваются. И начинает убывать культура из-за
утраты надежд, а губительность всего этого сказывается на госу-
дарстве...
<...> После возникновения владычества разрушительные рос-
кошь и насилие окружают людей. Затем насилие превращается в
убийство из-за болезни, поражающей их сердца тогда, когда ук-
репляется то, чем владеет государь. Ревность государя превраща-
ется в страх за то, чем он владеет, и он начинает убивать их и



120
уничтожать, лишать их благополучия и роскоши, к которым многие
привыкли. <...>
Что касается порчи государства в связи с [порчей] финансов,
то знай, что государство в своем начале является примитивным,
как уже говорилось, и в нем царит нрав снисхождения к поддан-
ным, нет лишних трат, государство воздерживается от того, чтобы
считать каждый дирхем, не проверяет сборщиков налогов. Да и
нет тогда лишних трат, и государство не нуждается в большом
количестве денег.
Но затем происходит захват и становится то, чем владеют,
великим, разрастается и толкает к роскоши. Множатся траты, и
растут расходы власти и государственных людей, а затем это
охватывает и всех жителей столицы. Это приводит к увеличению
выплат войску и жалованья государственным людям. Умножается
расточительство и распространяется среди подданных, ибо люди
следуют религии своих владык и их привычкам. Власть видит
роскошь в столице и считает, что люди живут в благополучии. Она
нуждается в расходах на самое себя, на содержание войска.
Посему она прибегает к введению налогов на товары, продавае-
мые на рынках, чтобы увеличить сборы в казну.
Роскошь увеличивается, и податей уже не хватает, и государ-
ство начинает чинить несправедливости и насилие над теми под-
данными, что под его дланью, и тянется к деньгам подданных,
чтобы изъять их, будь о в форме подати или занятия торговлей, а
то и простого изъятия звонкой монеты. <...>
В этом фазисе увеличивается богатство сборщиков налогов
из-за множества податей в государстве, которые они собирают, а
также из-за того, что при этом растет их собственное влияние.
Они утаивают собранные деньги, и множатся доносы одних на
других, соперничество и ненависть. И постигает их одного за
другим несчастье – изымаются у них деньги, и уходит от них
богатство. И утрачивается то великолепие и пышность, которые
придавали они государству. Если же нанесен ущерб их благоден-
ствию, то оставляет их государство и обращается к богатым под-
данным.
Но в этом фазисе коснулась его немощь, и слабо оно уже для
того, чтобы чинить несправедливости и насилие. И тогда государь
стремится скрыть втайне дела посредством щедрой раздачи денег,
и он предпочитает деньги мечу, ибо уменьшилось богатство госу-


121
даря. И растет его нужда в деньгах – для трат и жалованья
войску, и не может он обогатиться, как того хочет. Государство
все более разрушается. Население провинций осмеливается выс-
тупать против него. Развязывается его узда, и постигает его
гибель... И если захочет кто-то вырвать его из рук владеющих им,
то сделает это, а нет, так останется оно, исчезая, пока не пропа-
дет, подобно огню в светильнике, когда кончается масло и гаснет
светильник.

Игнатенко А. А. Ибн-Хальдун. Приложение. М., 1980




122
СОДЕРЖАНИЕ


Введение ......................................................................................................... 3
Раздел I. Древний Вавилон ........................................................................... 5
Раздел II. Древняя Индия ............................................................................ 25
Раздел III. Древний Китай ........................................................................... 44
Раздел IV. Арабский Восток ....................................................................... 79




123
Пазий Дмитрий Григорьевич
Сачко Галина Владимировна
Сляднев Михайл Иванович
Прокопьев Александр Александрович



ИЗ ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ
МЫСЛИ ВОСТОКА

ПРАКТИКУМ

Часть I




Редактор Н.П. Мирдак

Компьютерная верстка Е.А. Ляшевской




Подписано в печать .
Формат 60х84 1/16. Бумага типографская № 2.
Печать офсетная. Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. .
Тираж 150 экз. Заказ . Цена договорная


Челябинский государственный университет
454021 Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129

Полиграфический участок Издательского центра ЧелГУ
454021 Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 57 б


124

<< Предыдущая

стр. 21
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ