<< Предыдущая

стр. 3
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

человек – вор, его должно убить.
§ 8. Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла,
либо свинью, либо ладью, то, если это божье или если это двор-
цовое, он может отдать это в 30-кратном размере, а если это
принадлежит мушкенуму, – он может возместить в 30-кратном
размере; если же вору нечем отдать, то его должно убить.
§ 9. Если человек, у кого пропало что-либо, схватит пропав-
шую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках будет
схвачена пропавшая вещь, скажет: «Мне, мол, продал продавец, я

В тексте с детерминативом бога.
46




11
купил, мол, при свидетелях», а хозяин пропавшей вещи скажет:
«Я, мол, представлю свидетелей, знающих мою пропавшую вещь»,
то покупатель должен привести продавца, продавшего ему вещь, и
свидетелей, при ком он купил; также хозяин пропавшей вещи
должен привести свидетелей, знавших его пропавшую вещь. Су-
дьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, при которых была
произведена покупка, и свидетели, знающие пропавшую вещь,
должны рассказать перед богом то, что они знают, но тогда
продавец – вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен
получить свою пропавшую вещь обратно; покупатель должен взять
отвешенное им серебро из дома продавца.
§ 10. Если покупатель не приведет продавца, продавшего
ему, и свидетелей, при которых он купил, а только хозяин пропав-
шей вещи приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то
покупатель – вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи
должен получить свою пропавшую вещь.
§ 11. Если хозяин пропавшей вещи не приведет свидетелей,
знающих его пропавшую вещь, то он лжец, взводит напраслину;
его должно убить.
<.>
..
§ 14. Если человек украдет малолетнего сына человека, его
должно убить.
§ 15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца,
или рабыню дворца, или раба мушкенума, или раню мушкенума,
то его должно убить.
§ 16. Если человек укроет в своем доме беглого раба или
рабыню, принадлежащих дворцу или мушкенуму47, и не выведет их
на клич глашатая, то этого хозяина дома должно убить.
§ 17. Если человек поймает в степи беглого раба или
рабыню и доставит его господину его, то господин раба должен
дать ему 2 сикля48 серебра.
§ 18. Если этот раб не назовет своего господина, то должно
привести его во дворец, исследовать его дело и возвратить его
господину его.
§ 19. Если он удержит этого раба в своем доме, и потом раб
будет схвачен в его руках, то этого человека должно убить.
§ 20. Если раб бежит из рук схватившего его, то этот человек
должен поклясться богом господину раба и будет свободным от
ответственности.

Неполноправному свободному человеку.
47

Сикль – (1/60 мины) единица веса, равная 8,4 г.
48




12
§ 21. Если человек сделает пролом в доме, то перед этим
проломом его должно убить и зарыть49.
§ 22. Если человек совершит грабеж и будет схвачен, то его
должно убить.
§ 23. Если грабитель не будет схвачен, то ограбленный чело-
век должен клятвенно показать перед богом все пропавшее у
него, а община и рабианум50, на земле и в пределах которых
совершен грабеж, должны возместить ему, что у него пропало.
< .>
..
§ 25. Если в доме человека вспыхнет огонь и человек,
пришедший тушить его, обратит свой взор на пожитки хозяина
дома и возьмет себе что-нибудь из пожитков хозяина дома, то
этого человека должно бросить в этот огонь.
§ 26. Если редум или баирум51, которому приказано выступить
в царский поход, не пойдет или, наняв наемника, пошлет его в
замену себя, то этого редума или баирума должно убить; наня-
тый им может забрать его дом.
< .>
..
§ 34. Если декум или лубуттум52 возьмет пожитки редума,
причинит вред редуму, отдаст редума в наем, предаст редума на
суде более сильному или возьмет себе подарок, который дал
редуму царь, то этого дедума или лубуттума должно убить.
§ 35. Если человек купит у редума крупный или мелкий скот,
который дал редуму царь, то он теряет свое серебро53.
§ 36. Поле, сад и дом редума, баирума или приносящего
доход54 не могут быть отданы за серебро.
< .>
..
§ 40. Надитум55, тамкар или обязанный другой повинностью
могут отдать свое поле, свой сад и свой дом за серебро. Покупа-
тель должен нести повинность, связанную с полем, садом или
домом, которые он купил.
< .>
..
§ 42. Если человек арендует поле для обработки и не выра-
стит на нем хлеба, то его должно изобличить в том, что он не

Дома в Вавилоне были, как правило, глиняными.
49

Рабианум – староста общины.
50

Редум и баирум – воины, несшие царскую службу и получившие за это участок земли и
51

другое имущество в пользование.
Декум или лубуттум – командные должности в армии.
52

Имущество, получаемое от царя за службу не могло быть продано. 1 Анум (Ан, Ану) – шу-
53

мерский (позднее вавилоно-ассирийский) бог неба, глава верховной триады богов, в кото-
рую входили также Энлиль и Энки. Главное место почитания – город Урук.
Приносящий доход – т. е. несущий повинность.
54

Надитум – жрица.
55




13
делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину
поля хлеб, как его соседи.
§ 43. Если он не обработает поле и бросит его, то он
должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи, а поле, которое
он бросил, должен вспахать, взборонить и вернуть хозяину поля.
<.>
..
§ 53. Если человек поленится укрепить плотину своего поля и,
вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине
произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля
общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, дол-
жен возместить хлеб, который он погубил.
§ 54. Если он не может возместить хлеб, то должно отдать
его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны
разделить между собой люди возделанной земли общины, хлеб
которых унесла вода.
<.>
..
§ 60. Если человек даст садоводу поле для насаждения сада,
а садовод насадит сад и будет растить сад в течение 4 лет, то
на пятый год хозяин сада и садовод делят между собой поровну;
хозяин сада должен выбрать и взять свою долю первым.
<.>
..
§ 99. Если человек даст человеку серебро в порядке товари-
щества, то прибыль или убыток, который будет, они должны перед
богами разделить поровну.
<.>
..
§ 102. Если тамкар ссудит шамаллума56 серебром беспроцен-
тно, а тот потерпит убыток там, куда отправится, то он должен
вернуть тамкару основную сумму.
§ 103. Если на пути неприятель отнимет у него все, что он
вез, то шамаллум должен поклясться богом и быть свободным от
ответственности.
§ 104. Если тамкар даст шамаллуму хлеб, шерсть, масло или
любое другое имущество для продажи, то шамаллум должен под-
считать серебро и вернуть тамкару. Шамаллум должен получить
документ с печатью о серебре, которое он отдает тамкару.
§ 105. Если шамаллум будет небрежен и не возьмет докумен-
та с печатью о серебре, которое он отдал тамкару, то серебро, на
которое не дано документа с печатью, не причисляется к счету.
<.>
..


Шамаллум – мелкий торговец, одновременно выполняющий и поручения тамкара.
56




14
§ 109. Если в доме корчемницы сговариваются преступники
и она не схватит этик преступников и не приведет ко дворцу,
то эту корчемницу должно убить.
§ 110. Если надитум или энтум57, не живущая в обители,
откроет корчму или войдет в корчму для питья сикеры (вина), то
эту свободную женщину должно сжечь.
< .>
..
§ 114. Если человек не имеет за человеком долга хлебом
или серебром, а будет держать его заложника, то за каждого
заложника он обязан отвесить 1/3 мины серебра.
§ 115. Если человек имеет за человеком долг хлебом или
серебром и будет держать его заложника, а заложник умрет в
доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для
претензии.
§ 116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от
побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изоб-
личить своего тамкара; если взятый в залог – сын человека, то
должно убить его сына, если он – раб человека, он должен
отвесить 1/3 мины серебра, а также теряет все, данное им в долг.
§ 117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро
или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою
дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодав-
ца 3 года; на четвертый год должно отпустить их на свободу.
< .>
..
§ 119. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро
свою рабыню, родившую ему детей, то хозяин рабыни может
отвесить серебро, какое отвесил ему тамкар, и выкупить свою
рабыню.
§ 120. Если человек ссыпет свой хлеб на хранение в доме
человека, и в хлебной кладовой возникнет недостача, или хозя-
ин дома, открыв житницу, возьмет хлеб, или совершенно отопрет-
ся, что хлеб ссыпан в его доме, то хозяин хлеба должен клятвен-
но указать перед богом свой хлеб, и хозяин дома должен отдать
хозяину хлеба взятый им хлеб вдвойне.
< .>
..
§ 122. Если человек отдает человеку на хранение серебро,
золото или что бы то ни было, то он должен предъявить свидете-
лям все, сколько он отдает, заключить договор и может отдавать
на хранение.
< .>
..


Энтум – жрица.
57




15
§ 126. Если человек, у которого ничего не пропало, скажет:
«У меня пропало нечто», и опорочит своих соседей, то его соседи
должны клятвенно уличить его перед богом в том, что у него
ничего не пропадало, и он должен отдать своим соседям вдвойне
то, на что он претендовал.
§ 127. Если человек протянет палец58 против энтум или жены
человека и не докажет обвинения, то этого человека должно
повергнуть перед судьями, а также обрить ему виски59.
§ 128. Если человек возьмет жену и не заключит письменно-
го договора, то эта женщина – не жена.
§ 129. Если жена человека будет захвачена лежащей с
другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду. Если
хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит
жизнь своего раба.
<.>
..
§ 131. Если жену человека опорочит под клятвою ее муж, а
лежащей с другим мужчиною она не была захвачена, то она
должна произнести клятву богом и может вернуться в свой дом.
§ 132. Если против жены человека будет протянут палец из-
за другого мужчины, а лежащей с другим мужчиной она не была
захвачена, то для своего мужа она должна броситься в Реку.
<.>
..
§ 134. Если человек будет уведен в плен и в его доме нет
средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого;
эта женщина не виновна.
§ 135. Если человек будет уведен в плен и в его доме нет
средств для пропитания, и поэтому его жена войдет в дом другого

<< Предыдущая

стр. 3
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>