<< Предыдущая

стр. 4
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

и родит детей, а потом ее муж вернется и достигнет своей
общины, то эта женщина должна вернуться к своему первому
супругу; дети следуют за их отцами.
<.>
..
§ 138. Если человек покидает свою первую супругу, не родив-
шую ему детей, то он должен отдать ей серебро в сумме ее
выкупа, а также восполнить ей приданое, принесенное ею из дома
ее отца, и может покинуть ее.
<.>
..
§ 141. Если жена человека, которая живет в доме человека,
вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разо-
рять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить,


То есть обвинит в дурном поведении.
58

То есть выбрить знак рабства.
59




16
и если ее муж решит покинуть ее, – он может покинуть ее; он
может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее
муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую
женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как
рабыня.
§ 142. Если жена возненавидит своего мужа и скажет ему;
«Не касайся меня», то должно исследовать ее дело среди ее
соседей. Если она целомудренна и беспорочна, а ее муж ходит из
дома и очень позорит ее, то эта женщина невиновна; она может
взять свое приданое и уйти в дом своего отца.
§ 143. Если она не целомудренна и ходит из дома, разоряет
свой дом, позорит своего мужа, то эту женщину должно бросить
в воду.
< .>
..
§ 146. Если человек возьмет замуж бесплодную женщину,
она даст своему мужу рабыню, и та родит детей, а потом эта
рабыня станет равнять себя со своею госпожою, то так как она
родила детей, ее госпожа не может отдать ее за серебро; она
может наложить на нее знак рабства и причислить к остальным
рабыням.
< .>
..
§ 150. Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или
движимое имущество и выдаст ей документ с печатью, то после
смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по
суду; мать может отдать то, что будет после нее, своему сыну,
которого любит; брату она не должна отдавать.
< .>
..
§ 153. Если жена человека даст умертвить своего мужа из-
за другого мужчины, то эту женщину должно посадить на кол.
< .>
..
§ 159. Если человек, который принес брачный дар в дом
своего тестя, отдал выкуп, обратит свой взор на другую женщину,
и скажет своему тестю: «Я не возьму твоей дочери», то отец
девушки может забрать все, что было принесено ему.
§ 160. Если человек принесет в дом тестя брачный дар и
отдаст выкуп, а затем отец девушки скажет: «Я не отдам тебе
моей дочери», то он должен вернуть вдвойне все, что было
принесено ему.
< .>
..
§ 162. Если человек возьмет себе жену, она родит ему детей,
а затем эта женщина уйдет к судьбе, то ее отец не может
предъявлять претензии из-за ее приданого; ее приданое принадле-
жит только ее детям.

17
§ 163. Если человек возьмет себе жену и она не даст ему
иметь детей, а затем эта женщина уйдет к судьбе, то если его
тесть вернет ему выкуп, который этот человек принес в дом
своего тестя, ее муж не может предъявлять претензии из-за
приданого этой женщины – ее приданое принадлежит только дому
ее отца.
<.>
..
§ 165. Если человек подарит своему наследнику, приятному
в его глазах, поле, сад или дом и напишет ему документ с
печатью, то после того, как отец уйдет к судьбе, когда братья
станут делиться, он должен взять подарок, данный ему отцом, и,
сверх того, они должны разделить между собою достояние отцов-
ского дома поровну.
<.>
..
§ 168. Если человек вознамерится изгнать своего сына и
скажет судьям: «Я изгоню моего сына», то судьи должны исследо-
вать его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, достаточно-
го для лишения его наследства, то отец не может лишить его
наследства.
§ 169. Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех,
достаточный для лишения его наследства, они должны на первый
раз простить его; если же он совершил тяжкий грех во второй
раз, то отец может лишить своего сына наследства.
<.>
..
§ 175. Если либо раб дворца, либо раб мушкенума возьмет
замуж дочь человека и она родит детей, то господин раба не
может предъявлять претензии к детям дочери человека об обра-
щении их в рабство.
<.>
..
§ 182. Если отец не даст приданого своей дочери – надитум
Мардука Вавилонского60 не напишет ей документа с печатью, то
после того, как отец уйдет к судьбе, она получает при разделе с
братьями из достояния отцовского дома 1/8 своей наследствен-
ной доли; повинности она не должна нести; то, что останется
после нее, надитум Мардука может отдать, куда захочет.
<.>
..
§185. Если человек усыновит малолетнего, находившегося в
пренебрежении, и вырастит его, то этот воспитанник не может
быть потребован обратно по суду.
<.>
..


Мардук – бог, покровитель Вавилона.
60




18
§ 188. Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в
воспитанники и научит его своему ремеслу, то он не может быть
потребован обратно по суду.
§ 189. Если он не научит его своему ремеслу, то этот воспи-
танник может вернуться в дом своего отца.
§ 190. Если человек вырастит малолетнего, которого он усы-
новил, но не причислит его к своим детям, то этот воспитанник
может вернуться в дом своего отца.
< .>
..
§ 192. Если приемный сын евнуха или приемный сын зикрум
скажет своему отцу, вырастившему его, или матери, вырастившей
его: «Ты не мой отец» или «Ты не моя мать», то ему должно
отрезать язык.
§ 193. Если приемный сын евнуха или приемный сын зикрум
узнает о доме своего естественного отца и возненавидит отца,
вырастившего его, или мать, вырастившую его, и уйдет в дом
своего отца, то ему должно вырвать глаз.
< .>
..
§ 195. Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать
пальцы.
§ 196. Если человек повредит глаз какого-либо из людей, то
должно повредить его глаз.
§ 197. Если он сломает кость человека, то должно сломать
его кость.
§ 198. Если он повредит глаз мушкенума или сломает кость
мушкенума, то он должен отвесить 1 мину серебра.
§ 199. Если оп повредит глаз раба человека или сломает
кость раба человека, то он должен отвесить половину его покуп-
ной цены.
§ 200. Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то
должно выбить его зуб.
§ 201. Если он выбьет зуб у мушкенума, то он должен отве-
сить 1/3 мины серебра.
§ 202. Если человек ударит по щеке большего по положению,
чем он сам, то должно в собрании ударить его 60 раз плетью из
воловьей кожи.
§ 203. Если кто-либо из людей ударит по щеке кого-либо из
людей, кто подобен ему, то он должен отвесить 1 мину серебра.
§ 204. Если мушкенум ударит по щеке мушкенума, то он
должен отвесить 10 сиклей серебра.
§ 205. Если раб человека ударит по щеке кого-либо из людей,
то должно отрезать ему ухо.


19
§ 206. Если человек ударит человека в драке и нанесет ему
рану, то этот человек должен поклясться: «Я ударил его не умыш-
ленно», а также оплатить врача.
§ 207. Если тот умрет от его побоев, то он должен поклясть-
ся, и если потерпевший – кто-либо из людей, он должен отвесить
1/2 мины серебра.
§ 208. Если потерпевший – кто-либо из мушкенумов, то он
должен отвесить 1/3 мины серебра.
<.>
..
§ 214. Если эта рабыня умрет, то он должен отвесить 1/3
мины серебра.
<.>
..
§ 226. Если цирюльник без ведома господина раба сбреет
рабский знак не своего раба, то этому цирюльнику должно отре-
зать пальцы.
§ 227. Если человек обманет цирюльника и тот сбреет рабс-
кий знак не своего раба, то этого человека должно убить и
зарыть в его воротах; цирюльник должен поклясться: «Я сбрил
неумышленно», и быть свободным от ответственности.
<.>
..
§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою
работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и
причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.
§ 230. Если он причинит смерть сыну хозяина дома, то
должно убить сына этого строителя.
§ 231. Если он причинит смерть рабу хозяина дома, то он
должен отдать хозяину дома раба за раба.
§ 232. Если он погубит достояние, то он должен возместить
все, что он погубил; за то, что построил дом непрочно, так что он
обвалился, должен построить обвалившийся дом за собственный
счет.
<.>
..
§ 274. Если человек наймет мастерового, (то) наемная плата
[его…шеумов] серебра, наемная плата кирпичного мастера – 5 (?)
[шеумов сере]бра, [наемная плата] ткача – [5 шеумов] серебра,
[наемная плата гра]вера – […шеумов] сер[ебра], н[аемная пла-
та… шеумов сере]бра, [наемная плата пло]тника – […] шеумов
серебра, наемная плата корзинщика – […] шеумов серебра, [наем-
ная плата ст]роителя – [… шеумов сере]бра [за] один [день он
должен пла]тить.
§ 275. [Если] человек нанял [парусное (?) судно], (то) его
наемная плата – 3 шеума серебра за один день.


20
§ 276. Если (человек) нанял весельное (судно), (то) он должен
платить (в качестве) его наемной платы 2 1/2 шеума серебра за
один день.
§ 277. Если человек нанял судно (емкостью) 60 гуров, (то) он
должен платить (в качестве) его наемной платы 1/6 сикля серебра
за 1 день.
§ 278. Если человек купил раба (или) рабыню, и месяц не
прошел, а на него обрушилась эпилепсия (?), (то) покупатель
может вернуть (его) своему продавцу и получить серебро, которое
он отвесил.
§ 279. Если человек купил раба (или) рабыню и по поводу
него был предъявлен иск, (то) продавец обязан отвечать по иску.
§ 280. Если человек купил в чужой стране раба или рабыню
(другого) человека, а когда он явился в (свою) страну, хозяин
раба или рабыни опознал своего раба или рабыню, (то), если эти
раб и рабыня – дети (этой) страны, им должна быть предоставле-
на свобода безвозмездно.
§ 281. Если (они) – сыны другой страны, (то) покупатель
должен сказать перед богом (количество) серебра, которое тот
отвесил, а хозяин раба или рабыни может отдать тамкару сереб-
ро, которое тот отвесил, и выкупить своего раба или свою рабы-
ню.
§ 282. Если раб сказал своему господину: «Ты – не мой
господин», (то) он должен уличить его в том, что он – его раб, а
затем его господин может отрезать ему ухо.
Заключение
(Вот) справедливые законы, которые установил Хаммурапи,
могучий царь, и (тем самым) давший61 стране истинное счастье и
доброе управление.
Я – Хаммурапи, царь совершенный, не был невнимателен к
черноголовым, которых даровал мне Энлиль и пастырство над
которыми вручил мне Мардук. Я не был нерадив. Я отыскал им
безопасные места, ра[зр]ешил ог[ро]мные труд[нос]ти и заставил
с[в]ет взойти [над н]им[и].
Могучим оружием, врученным мне богом Забабой и богиней
Иштар, мудростью, определенной мне богом Мардуком, я истре-
бил врагов вверху и внизу.
Я искоренил междоусобицы, улучшил положение страны, по-
селил людей в надежных местах и избавил их от страха. Великие

Буквально: «заставил взять».
61

<< Предыдущая

стр. 4
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>