<< Предыдущая

стр. 6
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

7. Дополните в приводимом ниже тексте слова:
Речь больше, чем ...... > ...... больше, чем речь > ...... больше, чем замы-
сел > размышление больше, чем ...... > ...... больше, чем размышление
> ...... больше, чем познание > почитай же ......!




27
Текст 1
Веды
I. Самхиты
А. Из Ригведы
<.>
..

2. [О Единстве всего Сущего]
Ригведа, VIII, 58
<.>
..
2. Един Огонь, многоразлично возжигаемый,
Едино Солнце, всепроникающее,
Едина Заря, все освещающая,
И едино то, что стало всем [этим].
<.>
..

4. [Гимн Соме]
Ригведа, IХ, 112
1. Поистине расходятся помыслы и желания людей.
Плотник желает поломки, врачеватель – болезни,
брахман – выжимающего [сок сомы].
Для Индры стекайте, о капли [сомы]!
2. С высохшими травами, с [мехами] из крыльев птиц,
С каменной [наковальней] кузнец каждодневно
ожидает обладателя золота.
Для Индры стекайте, о капли [сомы]!
3. Я – стихотворец, отец – врачеватель, мать
ловко вращает жернова.
К богатству идем мы разными путями, словно
[пастухи] за коровами.
Для Индры стекайте, о капли [сомы]!
..
.>
<
7. [Гимн Щедрости]
Ригведа, Х, 117
1. Поистине неверно, что боги посылают
[Лишь] голод как смертную кару: [различные]
смерти приходят к сытому.
У щедрого богатство неисчерпаемо,
Скупой же не находит благосклонности.
..
.>
<

28
5. Пусть щедрый даст нуждающемуся,
Да взглянет он на долгий [жизненный] путь:
Подобно колесам повозки катятся богатства,
Переходя то к одному, то к другому.
6. Напрасно достается пища безрассудному,
истинно
Говорю я: она для него смертная кара.
Не кормит он благожелателя, друга,
Кто ест один – один несет урон.
7. Того, кто пашет, плуг делает сытым,
Дорогу осилит пешком идущий,
Поучающий брахман достигнет большего, чем
непоучающий.
Щедрого друга должно предпочесть нещедрому.
..
.>
<
9. Две одинаковые руки создают неодинаковое,
Две [коровы, рожденные] от одной матери,
доятся неодинаково.
Неодинакова сила у близнецов,
единоутробные неодинаково щедры.
..
.>
<
Б. Из Шатапатха-Брахманы
< .>
..

4. [Правда и Ложь]
ШАПАТАПХА-БРАХМАНА, II, 2, 2
< .>
..
19. Поистине служение этому огню – правда. Тот, кто говорит
правду, подобен тому, кто изливает топленое масло на зажжен-
ный жертвенный огонь. Так воспламеняет он этот огонь. Жар его
все усиливается. С каждым днем он становится более сильным.
Далее. Тот, кто говорит неправду, подобен тому, кто изливает
воду на жертвенный огонь. Так тушит он его. Жар его все умень-
шается. Он ослабевает изо дня в день. Поистине должно поэтому
говорить лишь правду.
< .>
..

6. [Мысль и Речь]
ШАПАТАПХА-БРАХМАНА, III, 2, 4
< .>
..
11. Поистине мыслью направляется речь. Поистине эта мысль


29
предшествует речи: «Говори так! Не говори этого!» Невнятной
стала бы речь, если бы не было мысли. Поэтому говорят: «[Речь]
направляется мыслью».
<.>
..

III. Араньяки
Из Айтарея-Араньяки
<.>
..

6. [Человек]
<.>
..
3. Этот человек – море, он возвышается над всеми мирами.
Чего бы он ни достиг, он стремится стать выше их. Если он
достигает мира воздушного пространства, он стремится стать
выше его. Если бы он намеревался достичь того мира, он поже-
лал бы стать выше его. Из пяти частей состоит этот человек. Его
тепло – свет. Отверстия – пространство. Кровь, слизь и семя –
вода. Тело – земля. Дыхание – воздух.
<.>
..

IV. Упанишады
<.>
..
4. [Удгитха-Пространство]
<.>
..
9. 1. «Что есть основа этого мира?» – «Пространство», –
ответил он. Все эти существа возникают лишь из пространства,
возвращаются в пространство. Ибо пространство больше, чем
они. Пространство – последнее убежище.
<.>
..

18. [Две беседы Уддалаки со своим сыном]
ЧХАНДОГЪЯ-УПАНИШАДА, VI, 1 – 16
[Испытание огнем]
<.>
..
16. 1. «Вот, дорогой мой, ведут человека, схватив его за руку:
«Он грабил, он воровал, накалите для него топор!» Совершив это,
он поистине делает себя лживым. Сказав неправду, окутав себя
неправдой, он схватывает горячий топор и обжигается; поэтому
его убивают.
2. Если же он не совершил этого, он делает себя истинным.
Сказав истину, окутав себя истиной, он схватывает горячий топор,
но не обжигается; поэтому его отпускают.
30
3. Точно так же, как он не обжигается, так и эта тонкая часть
есть весь этот мир».
< .>
..

19. [Поучения Санаткумары]
ЧХАНДОГЪЯ-УПАНИШАДА, VII, 1 – 26.
[Речь]
< .>
..
2. 1. «Речь поистине больше, чем имя. Посредством речи
познаются Ригведа, Яджурведа, Самаведа; в-четвертых, Атхарва-
веда; в-пятых, предания и сказания, [а также] Веда Вед, правила
почитания предков, счет, искусство предсказания, летосчисление,
искусство спора, правила поведения, учение о богах, учение о
Брахмане, учение о существах, военное искусство, звездословие,
учение о змеях и о божественных творениях, а также небо и
земля, ветер и пространство, воды и жар, боги и люди, скот и
птицы, травы и деревья, хищные звери вместе с червями, комары
и муравьи, справедливое и несправедливое, истина и ложь, доб-
рое и недоброе, приятное и неприятное. Ибо поистине, если бы не
было речи, то нельзя было бы познать справедливое и несправед-
ливое, истину и ложь, доброе и недоброе, приятное и неприятное.
Поистине речь делает познаваемым все это. Почитай же речь!»
< .>
..
[Мысль]
< .>
..
3. 1. «Поистине мысль больше, чем речь. Подобно тому как
сжатая в кулак рука охватывает два плода растения амалака, или
два плода растения кола, или два плода растения акша, точно так
же мысль охватывает и речь, и имя. Ибо если кто-либо будет
мыслить мыслью: «Я изучу мантры!» – то он их изучит. [Если кто-
либо будет мыслить]: «Я совершу поступки!» – то он их совершит.
[Если кто-либо будет мыслить]: «Я пожелаю себе сыновей и скот!» –
то он пожелает их. [Если кто-либо будет мыслить]: «Я пожелаю
себе этот и тот миры!» – то он пожелает их. Ибо мысль – это
атман. Ибо мысль – это мир».
< .>
..

[Ум]
5. 1. «Поистине ум больше, чем замысел. Ибо если кто-либо
обладает умом, он замышляет, он мыслит, он побуждает речь, а
речь он побуждает в имени. В имени приходят в единство мант-
ры, в мантрах приходят в единство обряды.

31
2. Они поистине приходят в единство в уме; ум – их атман,
ум – их опора. Поэтому если кто-либо много знает, [но] не умен,
то говорят о нем: «Он не [умен], что бы он ни знал. Если бы он
был поистине знающим, он не был бы столь неумен». Если же
мало знающий умен, то его слушаются. Ибо поистине они прихо-
дят в единство в уме; ум – их атман, ум – их опора. Почитай же
ум!»
<.>
..

[Размышление]
<.>
..
6. 1. «Поистине размышление больше, чем ум. Земля как бы
размышляет, воздушное пространство как бы размышляет, небо
как бы размышляет, воды как бы размышляют, горы как бы
размышляют, боги и люди как бы размышляют. Поэтому те из
людей, кто достигает величия в этом мире, как бы причастны
размышлению. Мелкие люди вздорны, злоречивы и злобны. Могу-
щественные же как бы причастны размышлению. Почитай же
размышление!»
<.>
..

[Познание]
<.>
..
7. 1. «Поистине познание больше, чем размышление. Ибо
поистине посредством познания познается Ригведа, Яджурведа,
Самаведа; в-четвертых, Атхарваведа; в-пятых, предания и сказа-
ния, [а также] Веда Вед, правила почитания предков, счет, искус-
ство предсказания, летосчисление, искусство спора, правила по-
ведения, учение о богах, учение о Брахмане, учение о существах,
военное искусство, звездословие, учение о змеях и о божествен-
ных творениях, а также небо и земля, ветер и пространство, воды
и жар, боги и люди, скот и птицы, травы и деревья, хищные звери
вместе с червями, комары и муравьи, справедливое и несправед-
ливое, истина и ложь, доброе и недоброе, приятное и неприятное,
пища и сок, этот и тот миры. Все познается лишь посредством
познания. Почитай же познание!»
<.>
..

[Сила]
<.>
..
8, 1. «Поистине сила больше, чем познание. Ведь один силь-
ный приводит в трепет сто познающих. Если кто-либо становится

32
сильным, то он становится поднимающимся. Поднимающийся – он
становится странствующим. Странствующий – он становится садя-
щимся. Садящийся – он становится видящим, становится слыша-
щим, становится мыслящим, становится понимающим, становится
действующим, становится познающим. Поистине земля стоит бла-
годаря силе, воздушное пространство – благодаря силе, небо –
благодаря силе, горы – благодаря силе, боги и люди – благодаря
силе, скот – благодаря силе, птицы и травы вместе с деревьями,
хищные звери вместе с червями, комары и муравьи – благодаря
силе, мир стоит благодаря силе. Почитай же силу!»
< .>

<< Предыдущая

стр. 6
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>