<< Предыдущая

стр. 7
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

..

Древнеиндийская философия.
Начальный период. 2-е изд. М., 1972

Вопросы и задания к тексту 2
1. Зачем нужны в государстве шпионы?
2. Как царю следует поступать со склонными к предательству в своей
стране и в чужом государстве?
3. Каковы требования к организации совещания по государственным де-
лам?
4. Каково значение жеста в политике?
5. Какой должна быть государственная казна?
6. Из кого должно состоять войско и какими качествами обладать?
7. Дайте определение основам благополучия.
8. Чем определяются успех и неудача в политике?
9. Чем различаются враг основной, природный и благоприобретенный?
10. Какого типа бывают основные союзники? С кем лучше заключать союз?
11. Какая политика государя по отношению к подданным недопустима?
12. Составьте таблицу с перечнем тех, кто составляет разряд разгневан-
ных?
13. Перечислите, из кого состоит разряд запуганных.
14. Кто составляет в обществе разряд жадных?
15. Заполните схему основных элементов государства:
Царь




33
16. Составьте таблицу идеальных качеств государя по схеме:
Назначение качеств Перечень качеств
Для привлечения людей
Ума
Деятельности
Личности
17. Составьте таблицу видов противника по схеме:
Противник Как с ним поступать
1…….. 1………
2…….. 2………
и т.д.
18. Покажите в виде таблицы шесть методов политики:
1........................................
2........................................
3........................................
4........................................
5........................................
6. Двойственная политика
Когда и какими методами необходимо пользоваться для успеха в поли-
тике?

Текст 2
«Артхашастра, или наука политики»
Первый отдел
О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ
<.>
..
Раздел 9
Наблюдение в своей стране за партиями людей преданных
и людей, предательски настроенных
..
.>
<
Глава 13
Учредив надзор за главными должностными лицами, пусть
царь устроит надзор за горожанами и сельскими жителями. Шпи-


34
оны, разделившись на две стороны, пусть вступят в препиратель-
ство в местах священных омовений, в залах собраний, в (ремес-
ленных) корпорациях, среди сборищ людей, говоря: «Слышно, что
этот царь одарен всеми добродетелями, между тем у него не
видно ни одной добродетели, он мучит горожан и сельских жите-
лей наказаниями и налогами». <...>
И (шпионы) должны знать все, что говорится (в толпе). И о
тех, кто живет за счет царского зерна, скота, золота, и кто ему
помогает (всем) этим во время бедствия или благополучия, и кто
возвращает (к повиновению) разгневавшегося родственника царя,
кто оказывает противодействие врагу или вождю лесного племе-
ни. Пусть шпионы, переодетые отшельниками, бритыми или с
заплетенной косой, узнают их довольство и недовольство. <...>
Довольных пусть (царь) чтит материальными дарами, и знака-
ми внимания. Недовольных пусть покоряет приветливостью, дара-
ми, ссорами и наказаниями.
Мудрый царь в своей стране пусть охраняет преданных людей
и людей, склонных к предательству, больших и малых, от подгово-
ров врагов.
< .>
..

Раздел 10
Привлечение во вражеской стране партий людей преданных
и людей, склонных к предательству
..
.>
<
Глава 14
Привлечение партий людей преданных и людей, склонных к
предательству, в своей стране объяснено. Надо сказать (о том же)
в стране врага.
Обманутый после того, как ему были обещаны материальные
выгоды, тот, из двух людей, одинаково хороших работников, кому
оказано пренебрежение или по отношению к его ремеслу, или
работе вообще, тот, кому любимцами царя воспрепятствован к
нему доступ, кто сперва был призван, а затем отвергнут, кто
огорчен изгнанием, кто истратился на взятки и не получил служ-
бы, тот, кому помешали в осуществлении его прав или получении
наследства, кто лишился почестей и должности, кто оттеснен (цар-
скими) родственниками, тот, чья жена изнасилована, кто брошен в
тюрьму или другие (места заключения), кто наказан по вражеско-
му оговору, тот, кому помешали поступить дурно, тот, кого лиши-
ли имущества, тот, кто истомлен заключением, тот, у кого сослали
родных, это разряд разгневанных.
Кто по своей вине обижен, кто оскорблен, тот, чьи дурные

35
дела стали известны, кто смущен наказанием, назначенным чело-
веку, совершившему один с ним поступок, тот, у кого отобрана
земля, кто сражен наказанием, кто находится на любом служеб-
ном посту, кто награбил себе состояние, кто имеет виды на
наследство родных царя, тот, кого ненавидит царь и кто ненавидит
царя, – это разряд запуганных.
Кто низко опустился, кто набрал слишком много добра, кто
скуп, кто порочен и кто пускается в слишком рискованные пред-
приятия – это разряд жадных.
Кто мнит о себе, кто жаждет, чтобы его чтили, кто не пере-
носит оказания почестей его врагам, кто общается с низкими
людьми, кто жесток, кто насильник, кто недоволен получаемым
содержанием – это разряд надменных.
Из всех этих, кто принадлежит к готовым на предательство,
тех пусть царь подговаривает через шпионов, принявших вид
бритых или с косой монахов, – в соответствии со степенью их
преданности. <...>
Тех, кто обещали, сказав «да», и заключили договор, пусть он
(царь) вместе со шпионами приобщает, по возможности, к своим
делам.
Пусть он приобретает во вражеских странах лаской и дарами
тех, кто может предать, не идущих на предательство – ссорой и
силой и пусть указывает им на ошибки вражеского царя.
<.>
..

Раздел 11
Значение совещания
<.>
..
Глава 15
Привлекши свои и вражеские партии, пусть он (царь) думает
о начале дел. Всякое начало (дела) предваряется совещанием.
Место совещания должно быть закрыто, из которого не исте-
кают разговоры, куда не могут заглянуть и птицы. <...> Поэтому к
месту совещания пусть никто непричастный не подходит. Пусть
будет уничтожен предающий совещание.
Совещание может быть предано жестом и выражением лица
посла, министра, царя. Жест – это измененное движение. Выра-
жение лица – это принимание определенного вида.
Совещание должно быть скрыто, следует наблюдать за прича-
стными к нему людьми до выполнения намеченного на совеща-
нии. <...>
Поэтому пусть другие не знают ничего о том, что он намере-
вается сделать, а исполнители пусть знают о деле только тогда,

36
когда к нему приступлено или когда оно завершено. <...>
Никем не должен он пренебрегать и должен слушать мнение
каждого. Мудрый должен как следует воспринять речь даже ре-
бенка. <...>
Способ приступа к делам, наличие достаточного числа людей
и материалов, определение времени и места, противодействие
неудачам, счастливое завершение дела – это пять элементов
совещания. О них пусть царь спрашивает каждого (советника)
отдельно или всех вместе. Мудрый, пусть он вникает в суждения
каждого в отдельности, (продумывая их) доводы. Восприяв суть
дела, пусть не медлит. Пусть долго не совещается, не защищает
тех, кому собирается нанести вред.
< .>
..

Шестой отдел
ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВА
< .>
..
Раздел 96
О совершенстве основ государства
Глава 1
Основными элементами государства являются: государь, ми-
нистр, сельская местность, укрепленные города, казна, войско и
союзники.
При этом идеал государя является следующим: он должен
быть высокого рода, со счастливой судьбой, обладающим умом и
положительными качествами, обращающим внимание на (совет)
старых и опытных людей, справедливым, правдивым, не изменяю-
щим своему слову, благодарным, щедрым, в высшей степени энер-
гичным, не имеющим обыкновения медлить, господином своих
вассалов, с сильной волей, не имеющим в своем окружении лиц
негодных и охотно принимающим наставления. Вот качества,
которыми он привлекает к себе людей.
(Он должен обладать) любознательностью, способностью учить-
ся, воспринимать, удерживать в памяти, познавать, размышлять
по поводу познанного, отвергать негодное и проникать в истину.
Вот качества ума, (которые должны быть свойственны ему).
(Он должен обладать) храбростью, настойчивостью, быстротой
и ловкостью. Это суть качества, характеризующие его деятель-
ность.
Он должен быть красноречивым, находчивым, обладающим
памятью, сметливостью и физической силой, быть высокого обра-
за мыслей, легко обуздываемым, искусным, действующим воен-


37
ной силой в случае притеснения (со стороны врагов), видимым
образом воздающим за добро и зло, стыдливым, принимающим
меры против бедствий или для охраны подданных, дальновидным,
обращающим главное внимание на правильное применение людей
в надлежащее время и в подобающем месте, искусным при
выборе мира, войны, послаблений, крутых мер, верности догово-
рам или использовании слабых мест врагов, сдерживающимся,
веселым, смеющимся, имеющим прямой и не хмурый взгляд,
свободным от страстей, гнева, жадности, надменности, рассеянно-
сти, вспыльчивости и наклонности к клевете. Он должен говорить
приятное, в разговоре улыбаться и вместе с тем держать себя
достойно и поступать согласно наставлениям опытных людей. Вот
положительные качества государя как личности. <...>
Идеал казны является следующим. Она должна быть приобре-
тена законным образом или предками (государя), или им самим,
должна состоять главным образом из золота и серебра, иметь
разнообразные и крупные драгоценные камни и монеты и способ-
ной (быть поддержкой) в течение долгих периодов бедствий, когда
нового притока ценностей не бывает.
Идеал войска. Оно должно быть таким, которое досталось
государю от отца и деда, постоянным, послушным, таким, в кото-
ром воины, равно как их жены и дети, довольны, оно должно быть
выносливым в походах, неотразимым, переносящим страдания,
испытанным в боях, опытным и сведущим во всех видах оружия,
верным (государю), ибо в благополучии и несчастии он связан с
ним, и состоящим главным образом из кшатриев.
Идеал союзников. Они должны достаться государю от отца и
деда, быть постоянными, быть во власти государя, верными, силь-
ными и быстро приходящими на помощь.
Наиболее желательный вид врагов следующий. Они должны
быть нецарского рода, корыстными, окруженными ничтожными
советниками, управлять подданными, которые их ненавидят, по-
ступающими неправильно, беспутными, лишенными энергии, пре-
дающимися судьбе, непоследовательными во всех своих действи-
ях, лишенными приверженцев, слабыми и постоянно причиняющи-
ми обиды другим. <...>
Поэтому царь, не имеющий положительных качеств и у кото-
рого непрочные основы, погибает от своих подданных или подпа-
дает под власть врагов, хотя бы он и владел землей в четырех ее
пределах.
Но тот, кто обладает [должными] личными качествами, хотя
бы он владел и незначительной землей, обладая совершенными


38
основами государства и зная методы правления, получит власть
над всей землей и не потерпит ущерба.
< .>
..

Раздел 97
О мире и труде
< .>
..
Глава 2
Мир и труд являются основами благополучия. Трудом называ-
ем напряжение сил для доведения до конца предпринятого дела.
Наслаждение благополучием, заключающимся в использовании
плодов работы, мы называем миром (или мирным благосостояни-

<< Предыдущая

стр. 7
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>