<< Предыдущая

стр. 8
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ем).
Основами для мира и труда являются шесть методов полити-
к.
и
Результатом (применения) этих методов являются упадок, застой
и развитие.
При этом человеческими (возможностями) являются правиль-
ная или неправильная политика. Успех же или неуспех являются
посланными божеством.
Ибо действия божественные и человеческие приводят в дви-
жение мир. То, что совершается невидимым образом, есть дей-
ствие божества. Если же при этом действии происходит достиже-
ние желанного результата, то это будет успех. В обратном же
случае – это неудача.
Человеческое (действие) есть то, что совершается видимым
образом. Если при этом достигается благополучие, то это пра-
вильная политика. Если же вызывается несчастие – это непра-
вильная. Эти (человеческие действия) могут быть объектом мысли
(постижимы). Действия же божественные непостижимы.
Государь, обладающий личными качествами, богатством и
совершенными основами государства, является основой правиль-
ной политики и называется тем, кто имеет основание победить.
Вокруг него, образуя окружение, непосредственно прилегающее к
его земле, находится тот фактор, который представляют собой
враги. Подобным же образом мы имеем фактор (или основу),
которую представляют собой союзники, отделенные другой зем-
лей.
Соседний государь, обладающий отличительными чертами врага,
есть противник. Если он попадает в беду, то он является таким,
против которого выгодно идти войной. Если он не имеет опоры
или же средства защиты его слабы, то он является таким, которо-
го можно уничтожить. В противном случае он является таким,

39
которого следует теснить или ослабить. Вот различные виды про-
тивников. <...>
(Государь), земля которого непосредственно граничит (с вла-
дением того, кто имеет намерение победить), есть основной враг.
Если он принадлежит к тому же роду, то его называют природным
врагом. Тот же, с которым возникла вражда или который предпри-
нимает агрессивные действия, есть враг благоприобретенный.
(Государь), земля которого отделена другой землей, есть ос-
новной союзник. Если он приходится родственником его с отцов-
ской или материнской стороны, то он называется родным союзни-
ком. Если же он примыкает (к государю, намеревающемуся побе-
дить), так как получает от него деньги или средства к существова-
нию (или так как он обязан ему учением денег и жизнью), то он
называется благоприобретенным союзником.
<.>
..

Седьмой отдел
О ШЕСТИ МЕТОДАХ (ВНЕШНЕЙ) ПОЛИТИКИ
Разделы 98 и 99
Краткое изложение шести методов политики
Определение состояния упадка, застоя и развития
Глава 1
Круг факторов (внешней) политики есть основание для приме-
нения ее шести методов. Учителя говорят, что эти шесть методов
суть: мир, война, выжидательное положение, наступление, искание
защиты и двойственная политика.
Ватавьядхи утверждает, что, собственно, имеются только два
метода: мир и война, к которым и сводятся все шесть методов.
Каутилья же считает, что все-таки имеются шесть методов в
соответствии с различными положениями.
Тут миром считается заключение договора, связывающего
(обе стороны), войною – причинение вреда, выжидательным положе-
нием – пребывание в безразличном состоянии, наступлением –
принятие мер (к нападению), союзом – прибегание к помощи
других и двойственной политикой – использование то войны, то
мира (смотря по обстоятельствам). Вот шесть методов (политики).
Если кто-нибудь слабее (другого), то он должен заключить с
ним мир. Имеющий превосходство может идти (на другого) вой-
ной. Тот, который считает: «ни меня другой, ни его неспособны
победить», – должен держаться выжидательного положения. Име-
ющий преимущество и превосходство должен наступать. Тот, у


40
которого незначительные силы, должен искать союза (с другими).
Если дело решается благодаря помощи союзника, то следует вес-
ти двойственную политику. Вот определение методов.
Если (государь), стоя на точке зрения применения какого-
либо метода, видит, что, придерживаясь такового, он будет в
состоянии проявлять деятельность по постройке в своих владени-
ях укреплений, оросительных сооружений, торговых путей, по за-
селению пустырей и разведению ценных [пород] лесов и таких, в
которых содержатся слоны, [и будет в состоянии] вредить таким
же действиям врага и действительно применяет этот метод, то
будет успех.
Зная, что собственное преуспеяние будет идти скорее, что
оно будет больше и что имеются основания, благодаря которым (в
будущем) явится преуспеяние, а также что у врага будет как раз
обратное, (государь) должен равнодушно относиться к преуспея-
нию врага. Если преуспеяние (у обеих сторон) совершается одно-
временно и имеет одинаковые результаты, то нужно пребывать в
мире.
Если (данный государь) видит, что, стоя на точке зрения
какого-нибудь метода, он достигнет лишь (отрицательных резуль-
татов) в своих действиях и не причинит ущерба врагу, и на
основании этого не прибегает к данному методу, то такой метод
следует считать ведущим к упадку.
Если владетель видит, что упадок собственный будет совер-
шаться длительно, а упадок у врага – быстро или же что времен-
ный упадок приведет в конце концов к процветанию, в то время
как у врага будет обратное, то он должен временно оставаться
равнодушным к собственному упадку.
Если у обеих сторон упадок происходит одновременно и при-
водит к одинаковым результатам, то надлежит пребывать в мире.
Тот метод, с применением которого не получается ни процве-
тания, ни упадка, ведет к состоянию застоя.
Если государь знает, что ему придется лишь на короткое
время пребывать в застойном состоянии или же что это приведет
к конечному процветанию, в то время как у врага будет обратное,
то ему следует отнестись безразлично к (временному) состоянию
застоя.
< .>
..




41
Раздел 100
Об искании помощи (у более сильного)
<.>
..
Глава 2
<...> Из двух (государей), которые находятся между собой в
дружественных отношениях, следует прибегать к тому, с которым
(ищущий союза) дружен, и к тому, который является расположен-
ным. Это есть правильный способ заключать союз (или прибегать
к помощи).
<.>
..

Разделы 101 и 102
Применение методов политики (царем), равным (врагу),
более сильным и более слабым. Заключение мира
более слабым
<.>
..
Глава 3
Желающий победить должен применять шесть методов поли-
тики сообразно со своими силами. С равным ему по силам и с
более сильным он должен пребывать в мире. С более слабым он
может воевать. Ведь тот, на которого более сильный идет войной,
становится подобным пехотинцу, сражающемуся со слоном. Если
же он воюет с равным, то это приводит лишь к потерям с обеих
сторон, подобно тому как разбиваются два необожженных горшка,
если их столкнуть. Только тот, кто воюет с более слабым, имеет
успех, будучи подобным камню, разбивающему глиняный сосуд.
Если более сильный не желает мира, то следует вести себя,
как будто покоряешься силе, или же применять хитрые методы,
пока не представится возможность усилиться самому.
Если равный не желает мира, то нужно причинять ему вред в
той самой мере, в какой тот вредит (данному государю).
Ибо огонь сплавляет (металлы) и не может ненакаленное
железо соединиться с другим железом.
Если более слабый во всех отношениях показывает свое
подчинение, то следует заключить с ним мир. Ибо как следствие
желания мести за причиненное страдание может явиться сила
(или боевой жар), равная лесному пожару, которая может приве-
сти к победе (хотя бы и более слабого). Кроме того, такой (госу-
дарь) может найти поддержку в своем круге государств.
<.>
..



42
Разделы 108 – 110
Соображения по поводу того, на кого нападать – на такого,
который (по своему положению) является удобным
объектом нападения, или же на основного врага.
Причины, вследствие которых подданные терпят нужду,
проявляют алчность и становятся враждебными
(своему правителю).
Соображения о (выборе) союзников
..
.>
<
Глава 5
Если два соседа (государя, желающего победить) находятся в
одинаковом состоянии затруднения, то (при возникновении воп-
роса), против кого идти – против основного врага или же против
того, на которого удобно напасть, следует выступать против ос-
новного врага. Если достигнут успех над последним, то тогда
следует выступать против того, на которого удобно напасть. Ведь
при успехе основного врага (другой), тот, на которого удобно
напасть, может при случае и оказать помощь, но никак не основ-
ной враг, если тот, на которого удобно напасть, имел бы успех.
<.>
..
<...> Следует выступать против основного врага, хотя бы у
того были и незначительные затруднения, ибо у подвергшегося
нападению незначительные затруднения становятся тяжелыми.
Правда, конечно, что значительные затруднения (того, на которого
удобно напасть) станут еще более тяжелыми, но, с другой сторо-
ны, не подвергшийся нападению и находящийся в незначительных
затруднениях (основной) враг с легкостью устранит свои затрудне-
ния и придет на помощь тому, на которого удобно было напасть.
Он тогда набросится (на желающего победить) с тыла.<...>
Еще является вопрос: идти ли против более сильного, но
несправедливого (правителя) или же против слабого, но такого,
который правит справедливо. Следует идти против более сильного,
но правящего несправедливо. Ибо если сильнейший, но правящий
несправедливо подвергнется нападению, то его подданные не бу-
дут ему помогать; они могут изгнать его или перейти на сторону
его врага. Если же подвергнется нападению более слабый, но
правящий справедливо, то его подданные будут ему помогать и
станут сопутствовать ему, если ему придется бежать. <...>
Истощенные подданные делаются алчными и становятся враж-
дебными (к своему правителю). И, будучи враждебными, они пе-
реходят к врагу или же убивают своего владыку.
Поэтому не следует вызывать причины, создающие истоще-


43
ние, алчность и враждебность подданных. Те же причины, которые
могли бы возникнуть, следует немедленно устранить. <...>
Выступать в поход совместно с другими следует лишь после
того, как причины, побуждающие союзников к ведению войны или
заключению мира, будут должным образом взвешены. (Следует
выступать тогда), когда (союзники) обладают силой и честностью.
< .>
..
Теперь возникает вопрос, с кем следует предпринимать со-
вместный поход – с одним более сильным или с двумя равными?
Лучше с двумя равными. Ибо (желающий победить) будет всегда
под властью более сильного. Над равными же ему он сможет
получить превосходство и выгоды. Между двоими легко посеять
раздор, и если один окажется враждебным, то двое других смогут
его обуздать и дать ему испытать последствия раздора.
Еще возникает вопрос, с кем лучше заключить союз – с
одним равным или же с двумя более слабыми? Лучше с двумя
более слабыми. Ибо они смогут выполнить то, что может быть
совершено только двоими, и вместе с тем они будут подчиняться
(желающему победить, который сильнее их). <...>
Артхашастра, или Наука политики:
Пер. с санскрита. М., 1993


Раздел III
ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Зарождение философской мысли в Древнем Китае относится к VI – III вв.
до н.э. Вопросы управления страной, отношения между различными класса-
ми и социальными группами общества занимали в ней господствующее ме-
сто. Поэтому знание древнекитайской философии имеет исключительно важ-
ное значение для осмысления истории политических идей.
В этом разделе представлены наиболее влиятельные философские шко-
лы Древнего Китая: даосизм, основоположником которого считается Лао-
цзы (VI – V вв. до н.э.), конфуцианство, моизм, легизм. Полнее других пред-
ставлено конфуцианство в силу его особой роли в жизни страны.
Раздел открывает «Шу Цзин» («Книга песен») – древнейший китайский
литературный памятник. Точное время появления «Книги песен» как литера-
турного письменно зафиксированного памятника до настоящего времени не
установлено. Некоторые китайские исследователи связывают происхожде-
ние «Шу Цзин» с именем Конфуция, хотя в эпоху Конфуция «песни» были
уже хорошо известны и широко использовались различными школами. Па-


44
мятник относят к XII – V вв. до н.э. В китайском народе издревле не переста-
вала жить мечта о равенстве и свободе, мире и справедливых социальных
отношениях, вера в то, что царю обеспечен успех в деле управления, если он
будет слушать хороших и мудрых людей. Эти стремления великого народа
нашли свое выражение в этой сокровищнице древнейшей китайской поэзии.
Далее даны отрывки из «Лунь Юй» («Беседы и высказывания») – един-
ственного произведения китайской классической литературы, которое пере-

<< Предыдущая

стр. 8
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>