<< Предыдущая

стр. 9
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

дает взгляды Кун-цзы – так в Китае называют Конфуция (551 – 479 гг. до
н.э.). Рассматривая государство как большую семью, политическую власть
государя – как аналог власти отца, Конфуций создал свою этико-политичес-
кую систему взглядов и по существу заложил основы патриархальной тео-
рии государства в Китае. «Лунь Юй» сыграл огромную роль в жизни Китая,
это была одна из первых книг, которую наизусть выучивал в школе китаец, а
затем руководствовался ею в течение всей жизни. Мудрость Конфуция при-
влекла к нему многих последователей, а созданное им учение более чем на
две тысячи лет стало духовной основой китайской империи. Конфуцианство,
на котором зижделась официальная идеология в Китае, и поныне пользуется
большим влиянием.
Конфуцианство характеризуют взгляды китайского мыслителя и фило-
софа Сюнь-цзы (около 313 – около 233 гг. до н.э.), последователя Конфуция.
Большое внимание он уделяет политическим вопросам: проблемам государ-
ственного устройства, права, войны и мира, управления людьми, равенства и
неравенства в обществе, создания и применения законов, соблюдения тради-
ций и государственной дисциплины. Основные идеи этого труда оказали
влияние на последующее развитие китайской философской и общественно-
политической мысли.
Далее приводятся высказывания из работ даосистов, моистов и легис-
тов, которые выступали оппонентами взглядов Конфуция. Основателем шко-
лы моистов является Мо-цзы (479 – 400 гг. до н.э.). Он и его последователи
принадлежали к прослойке «служилых людей», близких к свободным трудо-
вым низам китайского общества. Отражая их интересы, моисты вели реши-
тельную борьбу против взглядов конфуцианцев, отстаивавших незыблемость
господства наследственной аристократии. Мо-цзы, придерживаясь рациона-
листической концепции природы власти, явился одним из первых мыслите-
лей, высказавшим в самом общем виде идею ее «естественного происхожде-
ния» в форме некоего общественного договора. Происхождение государствен-
ной власти он объясняет как стремление людей преодолеть социальный хаос
(который делает людей похожими на диких зверей) и создать единую систе-
му общественного правления, когда люди выбирают своим властителем са-
мого мудрого и добродетельного человека Поднебесной, назвав его «Сыном
Неба». Основным источником изучения его взглядов, ранних и поздних мои-
стов служит книга «Мо-цзы». Она представляет собой плод коллективного
творчества моистов на протяжении более чем двух столетий существования

45
школы (в целостном виде сложилась лишь в III – II вв. до н.э.). Когда конфу-
цианство стало официальной государственной идеологией, взгляды после-
дователей Мо-цзы подверглись преследованиям.
Завершается раздел отрывками из «Шан цзюнь шу» – философско-по-
литического трактата школы фацзя – «законников» или легистов. Он состав-
лен в IV – III вв. до н.э. последователями Шан Яна – правителя области Шан.
Этот памятник сыграл большую роль в формировании принципов имперско-
бюрократической системы управления Китая. К ним нужно отнести государ-
ственное регулирование экономических процессов в стране, унификацию
мышления чиновничества, цензорский надзор, доносительство и т.д.

Вопросы и задания к тексту 1
1. Пользуясь приведенным текстом «Шу Цзин», заполните данную таблицу:
Положительные качества, Недостатки, пороки,
которые должен которых он должен избегать
приобретать правитель



2. Пользуясь текстом, охарактеризуйте образ народа, представленный в
«Шу Цзин».
3. Какая роль отводится советам и советникам в управлении государ-
ством? Какие аргументы в подтверждение этого приводятся?
4. Как вы думаете, какое место отводится народу в политике согласно
этой характеристике?
5. Какое толкование в тексте получает термин «закон»? Чем это объяс-
няется по вашему мнению?


Текст 1
Шу Цзин
<.>
..
II. Малые оды
Ода о неправых советниках
I
Далекое небо простерло внизу на земле
Одну лишь немилость, и гнев его грозный жесток!
Советы царю, зарождаясь в неправде и зле, –
Когда остановят они свой губительный ток?
Благие советы бывают – не следуют им,

46
Напротив, – дают исполненье советам дурным.
Услышу я эти дурные советы царю –
И вот я великой печалью и скорбью томим!
I
Вы вместе сойдетесь – злословье одно за спиной...
Не так же ль большую печаль оно сеет вокруг?
А если хороший совет предлагает иной,
Вы все заодно на него тут восстанете вдруг.
Но если дурные советы предложит иной –
Тут все заодно на него опираетесь вы!
Помыслю об этих зловредных советах царю:
К какому концу привести они могут? Увы!
< .>
..
IV
И ваших решений предвижу я жалкий конец –
Вы древний народ наш не взяли себе в образец;
Великие истины царь наш не ставит в закон –
Одни пустяковые речи и слушает он.
Одни пустяки, и о них только споры кругом!
Так домостроитель с прохожими станет рядить –
Навряд ли успеет он вовремя выстроить дом.


Ода о клеветниках
< .>
..
I
Не с ложью ли смута, сплетясь, разрослась,
Когда, государь, допустил ее ты?
И смута еще и еще разрослась,
Когда ты поверил речам клеветы!
Коль гневом ты встретил бы ложь, государь,
То сразу бы смута смирилась без сил;
Коль милостью истину встретил бы царь –
То сразу бы смуте предел положил.
< .>
..
I
I
Великие клятвы ты часто даешь,
А все разрастаются смута и ложь.
Доверился людям, чье дело – разбой,

47
И яростней смута встает пред тобой.
Разбойничьи речи для слуха сладки,
А смута и ложь и сильны, и крепки.
Свой долг позабыв и добра не творя,
Готовят советники гибель царя.

III. Великие оды

Народ страждет
I
Народ наш страждет ныне от трудов –
Удел его пусть будет облегчен.
Подай же милость сердцу всей страны,
Чтоб мир снискать для четырех сторон.
Льстецам бесчестным воли не давай,
Чтоб всяк недобрый был предупрежден,
Закрой пути злодеям и ворам –
Небесный ведь не страшен им закон.
Дай мир далеким, к близким добрым будь,
Да укрепится этим царский трон!
I
Народ наш страждет ныне от трудов –
Пусть он вздохнет немного от работ.
Подай же милость сердцу всей страны,
Чтоб стал единым ныне наш народ!
Льстецам бесчестным воли не давай,
Чтоб в страхе был смутьянов шумный сброд.
Закрой пути злодеям и ворам,
Избавь народ от горя и забот.
Не оставляй трудов своих – тогда
Покой и государь наш обретет.
I
I
Народ наш страждет ныне от трудов!
Чтоб передышку все же он имел,
Столице нашей милость окажи,
И в мире будет каждый наш удел.
Льстецам бесчестным воли не давай,
Чтоб тот был в страхе, кто забыл предел.
Закрой пути злодеям и ворам,


48
Пусть зло они отныне не творят.
Блюди всегда достойный, строгий вид,
И те придут, кто доблестью богат.
IV
Народ наш страждет ныне от трудов,
Пусть он немного отдохнет пока.
Подай же милость сердцу всей страны,
Чтоб скорбь людей была не так горька
Льстецам бесчестным воли не давай,
Зло обуздай, смири клеветника,
Закрой пути злодеям и ворам,
Чтоб истина не рушилась века!
И пусть теперь ты сам и мал, и слаб,
Твоя заслуга будет велика!

Ода в поручение беспечному царедворцу
< .>
..
I.
V
В дни, когда небо являет жестокость и гнев,
Не подобает над этим шутить, обнаглев.
Правдою правда в словах у меня, старика, –
Ты же хоть молод, а гордость твоя велика;
Так не считай же безумными сказанных слов! –
Горе в забаву себе обратить ты готов.
Видишь: пожар все сильней и опасней везде,
Только лекарства не сыщешь ты в помощь беде!
V
В дни, когда ярости неба народу не снесть,
Не подобают тебе ни зазнайство, ни лесть,
Вид и достоинство ныне теряешь ты сам!
Добрые люди подобны теперь мертвецам:
В дни, когда плач и стенанье – народа удел,
Вникнуть в причину стенанья никто не посмел!
Смута везде, разоренье и гибель, и вот:
Нет никого, кто б утешил наш бедный народ!
< .>
..
VI
I
Доблести муж величавый – то царства оплот,

49
Царства ограду собою являет народ,
Сильных удел – перед входом поставленный щит,
Род знаменитый – столпом и опорой стоит,
В мире любовью к добру утвердится страна,
Родичи наши – тебе крепостная стена;
Не допускай же, чтоб стены разрушились в прах,
Чтоб не осилил тебя, одинокого, страх!

Поручение правителю
I
Прежде всего за достойной осанкой следи:
Признак она, что достоинство скрыто в груди.
Люди теперь поговорку сложили вот так:
Всякий мудрец, говорят, непременно, дурак!
В глупости черни, пожалуй, сказать бы я мог,
Главное то, что она прирожденный порок;
Из мудрецов же бывают лишь те дураки,
Кто поступает природе своей вопреки.
I
Силы мудрей человека, воистину, нет:
Вся Поднебесная слушает мудрый совет.
Если б явил он и доблести светлой дела
Вся бы страна за таким государем пошла.
Тверды указы, и планы его широки,
К времени слово, и думы его далеки.
Если блюдет и осанку достойную он,
То для народа правитель – пример и закон.
I
I
Если же ныне блуждает правитель иной,
Сам поднимает он смуту в правленье страной,
Доблести духа в себе ниспровергнул давно
И погрузился бездумно в одно лишь вино.
Ты хоть утехам безмерно предаться готов,
Разве не вспомнишь и ты о наследье отцов?
Не устремишься ль душою ты к древним царям,
Правилам светлым ужель не последуешь сам?
VI
Пусть легковесного слова не скажут уста,
Речь у тебя да не будет небрежно пуста:

50
Знай, что не держит никто языка твоего,
Слово нельзя отпустить, не обдумав его.
Знай же, что слово найдет непременно ответ,
Блага, чтоб кануло без воздаяния, – нет.
Милостив будь и к советникам – добрым друзьям,
Милостив будь и к народу, как к малым детям.
Внуков пойдет от тебя непрерывная нить:
Тысячи тысяч да будут им вечно служить.

Шу Цзин. М., 1957

Вопросы и задания к тексту 2
1. Выберите из текста и запишите условия стабильности и порядка в стра-
не.
2. Соотнесите с современной ситуацией в России. Выскажите свое мне-

<< Предыдущая

стр. 9
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>