<< Предыдущая

стр. 10
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

корпоративных юристов
Тесное взаимодействие ными юристами, еще более негативно,
с клиентами нежели ставка на внешних специа-
Четкое определение миссии
листов. Большинству начальников
юридического департамента Идея о том, что юристы в процессе
юридических департаментов уда-
своей работы должны тесно сотруд-
Традиционно сформулированная цель лось не допустить сведения воедино
ничать с клиентами, – одна из клю-
работы юридического департамента юридической функции в компании
чевых в организации деятельности
сводится к качественному и эконо- с какими-либо другими, например с
юридического департамента. Ведь
мически эффективному правовому функцией начисления сотрудникам
именно клиенты дают юристам работу.
сопровождению деятельности компа- заработной платы и вознаграждений,
Осознавая это, многие прогрессивные
нии. Однако многим юридическим де- а также с бухгалтерской. Однако в
главы юридических департаментов
партаментам удалось более подробно некоторых ведущих компаниях часть
постоянно улучшают и совершенс-
и четко определить основные цели и юридической функции или даже вся
твуют свои подходы к работе с кли-
задачи своей работы, перспективы она целиком была подчинена одному
ентами.
развития, а также подходы к право- менеджеру, имеющему свободный
вому сопровождению бизнеса. И хотя юридические департаменты, доступ к топ-менеджменту.
с которыми мы сотрудничаем, могут
Такие программные положения широ- Совсем недавно возникла еще бо-
располагаться в разных географи-
ко публикуются и регулярно доводятся лее серьезная угроза сложившимся
ческих точках, быть структурными
до сведения корпоративных юристов доверительным отношениям между
подразделениями компаний, которые
и клиентов. Многие руководители юристами и клиентом – это последние
представляют различные отрасли
юридических отделов указывают изменения в законодательстве. Под
экономики, и реализовывать различ-
на то, что четкое обозначение роли влиянием принятого в 2002 г. Закона
ные культурные и деловые цели, все
их департамента жизненно важно, Сарбейнса – Оксли, ставшего своеоб-
они руководствуются в своей работе
поскольку это, с одной стороны, разной реакцией на ряд финансовых
одним ключевым принципом: за ос-
позволяет расставить приоритеты махинаций и нарушений этических
нову принимаются интересы, цели и
в деятельности вверенного им под- принципов и норм, Комиссия по рынку
задачи клиента. Руководители юри-
разделения, а с другой – помогает ценных бумаг США (the U.S Securi-
дических отделов всегда отмечают,
продемонстрировать клиенту, какой ties and Exchange Commission, SEC)
насколько важно поддерживать связь
вклад вносит юридический отдел в предложила обязать корпоративных
корпоративных юристов с клиентами,
получение компанией прибыли. юристов при определенных условиях
насколько принципиально, чтобы
сообщать о нарушениях, совершаемых
Самые прогрессивные юридические юристы при решении того или иного
их клиентами. Данное предложение
департаменты делают акцент на ин- вопроса либо урегулировании спорной
вызвало шквал негативных откликов.
тересах клиентов. При этом подчерки- ситуации являлись полноправными
Как отмечала Американская ассоциа-
вается важность достижения бизнес- членами команды наряду с другими
ция корпоративных юристов, «юристы
целей наиболее простыми способами менеджерами компании, причем и с
компаний крайне озабочены подобным
и то, что сами юристы должны стать теоретической, и с практической точек
шагом Комиссии и видят в нем угрозу
неотъемлемыми участниками команды зрения. Лишь только менеджмент за-
своей независимости; в случае обре-
клиента. Однако во многих случаях мечает, что юридический департамент
тения данным положением юридиче-
цели и миссия юридического депар- при выработке правовых решений
ской силы корпоративный юрист будет
учитывает перспективы развития
тамента, ориентированного подобным



22
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №10 • 2007 | УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ | ЮРИДИЧЕСКИЕ ДЕПАРТАМЕНТЫ


Многие юридические департаменты
восприниматься менеджментом не как полнение различных анкет, не прошло
впустую, а полученные сведения по-
стараются самостоятельно выполнить
заслуживающий доверия советник, но
могут улучшить работу юридического
как можно больше работы, пусть
исключительно как надзирающий за
отдела. Так, в одной из компаний были
даже крайне сложной и запутанной.
компанией полицейский».
созданы рабочие группы, куда вошли
Внешние юристы привлекаются в тех
Приняв во внимание позицию Ассо- сотрудники всех ее департаментов,
случаях, когда корпоративные юрис-
циации, а также всю высказанную что позволило довольно быстро про-
ты не обладают соответствующими
критику, Комиссия не стала вводить анализировать результаты исследова-
профессиональными знаниями, либо
в действие указанное положение и ния и определить оперативные меры
существует необходимость участия
предложила для всеобщего обсуж- реагирования. Другие департаменты
в судебном разбирательстве, либо
дения другие способы выявления рассказывают об итогах опроса на
при заключении сделки в той или
недобросовестных действий топ-ме- общем собрании юридического де-
иной стране с применением иност-
неджмента. партамента и его клиентов либо на
ранного права. Существует и еще
собрании всех сотрудников органи-
ряд обстоятельств, когда привлекать
Привлечение внешних юристов зации в рамках специальной секции,
юридические фирмы целесообразнее
и работа собственно посвященной работе юридического
и выгоднее с экономической точки
юридического департамента – отдела. В некоторых случаях данные
зрения, нежели использовать своих
эффективное соотношение письменного отчета дополняются под-
юристов. Однако есть и такие слу-
робными интервью клиентов, чем под-
чаи, когда только внутренние юристы
Все более или менее крупные корпо-
черкивается, насколько важную роль
могут обеспечить должное правовое
рации для осуществления правовой
мнение клиентов играет в организации
сопровождение: когда требуется
работы привлекают не только своих
работы юридического департамента.
знание промышленной специфики
юристов, но и внешних консультантов.
предприятия и выпускаемой продук- Дополнительный источник получения
Поэтому огромная часть управления
ции, бизнес-операций и процессов, сведений о деятельности юридическо-
юридическим департаментом как раз
стратегии компании. го отдела – это мнение клиентов о ра-
и сводится к разрешению проблемы
боте конкретного сотрудника. Многие
баланса: какая часть работы должна Учитывая обострившуюся конкурен-
департаменты отмечают особый вклад
выполняться департаментом, а ка- цию на рынке юридических услуг,
клиентов в улучшение работы того
кая – внешними юристами. Это соот- многие компании сейчас заявляют о
или иного юриста. В одной компании
ношение с 1980-х гг. прошлого века том, что готовы привлекать внешних
установлена практика «командной
существенно изменилось. В США, юристов и на некоторые виды доволь-
проверки», когда выбранные менедж-
если опираться на данные исследова- но рутинной работы, не требующей
ментом юридического департамента
ния, проводимого компанией Pricewa- знаний о бизнес-операциях, культуре
пять клиентов письменно высказыва-
terhouseCoopers в течение нескольких и политике компании. Разница в сто-
ют свое мнение о работе конкретного
лет, данное соотношение выглядело имости такой работы, проводимой
сотрудника. Есть пример, когда юри-
так: 55:45% – внешние и внутренние внешними и корпоративными юрис- дический департамент дважды в год
юристы соответственно в 1980-х гг., тами, как раз и позволяет судить об по результатам проведения тех или
50:50% – в первой половине 1990-х эффективности работы последних. иных проектов просит сотрудников
гг., 40:60% – с середины 1990-х гг. и других подразделений компании вы-
О необходимости получения
вплоть до настоящего момента. По- сказаться о юристах, ответственных
отзывов на свою работу
добный расклад не должен удивлять, за проекты.
со стороны клиентов
если принять во внимание целый ряд
Итак, по итогам подобных иссле-
обстоятельств: постоянный рост сто- Мы помогаем многим юридическим
дований можно выявить, как сам
имости оказываемых корпоративным департаментам осуществлять иссле-
юридический департамент оценивает
юристом услуг, нехватка квалифици- дования по выявлению того, насколько свою работу и какое представление
рованных кадров в нужный момент, клиенты довольны уровнем и качес- о работе юристов сформировалось у
а также быстрый и легкий доступ к твом оказываемых юристами услуг. остальных сотрудников компании.
услугам внешних юристов. Такое исследование может проводить-
ся среди топ-менеджеров компании и Информированность клиентов
Стоит признать, что существование
быть совсем небольшим по объему, а о проделанной юридическим
юридических фирм, ведущих нередко
может затрагивать практически все департаментом работе
довольно агрессивную маркетинговую
отделы компании, с которыми сотруд-
политику и вполне способных конку- Практичные руководители юридиче-
ничает юридический департамент, и
рировать по качеству оказываемых ских департаментов уже давно поняли,
быть достаточно масштабным. Пред-
услуг с юристами компаний, всегда что сообщить обо всех успехах своего
ставители большинства компаний,
представляло угрозу для последних. отдела, а также обо всей проделанной
ежегодно проводящих подобные оп-
Хотя случаи полного либо частичного юристами работе бывает не менее
росы, говорят о том, что это помогает
отказа от услуг корпоративных юрис- важно, чем хорошо и качественно вы-
им выработать единые и постоянные
тов довольно редки, но уже само по полнить саму работу. В ряде крупных
критерии оценки деятельности юриди-
себе наличие такой возможности компаний руководители юридических
ческого отдела за год.
заставляло корпоративных юристов служб готовят ежегодный письменный
постоянно доказывать бизнесу, что Наиболее успешные юридические отчет о выполнении юристами всех
их существование в компании оправ- департаменты активно демонстрируют поставленных перед ними задач,
данно, а работа так же эффективна, клиентам результаты исследования, который представляют ведущим ме-
как и работа внешних специалистов, в неджерам компании и (или) совету
прежде всего, стремясь показать, что
любой момент готовых их заменить. время, затраченное клиентами на за- директоров.



23
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №10 • 2007 | УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ | ЮРИДИЧЕСКИЕ ДЕПАРТАМЕНТЫ


Бытует мнение о необходимости это надо иметь в виду – все усилия знаниями, навыками и опытом, а вот
сказать, улучшились ли эти показа-
по улучшению работы юридического
использования всех существующих
тели в работе юридического отдела
департамента будут сведены на нет.
маркетинговых концепций при управ-
за последнее время или остались на
В любом случае конечная цель таких
лении юридическим отделом. Каждый
прежнем уровне, клиенты затрудня-
мероприятий заключается в опреде-
корпоративный юрист должен суметь
ются. И поэтому они зачастую оцени-
лении того, как юридический департа-
довести до сведения менеджеров ком-
вают работу юристов исходя из того,
мент, будучи максимально эффектив-
пании, насколько ценна проделанная
насколько изменились другие пока-
ным в своей сфере, мог бы приносить
юристами работа, в чем именно она
затели качества, в частности: умение
компании прибыль. Любые стратегии,
заключалась и каковы ее результаты,
работать с клиентами, проведение
ресурсы, информация, аналитические
а также оценить оказанные ими услуги
письменных и устных коммуникаций
данные должны быть направлены
посредством какого-либо количест-
на должном уровне, личные качества
именно на ее достижение.
венного показателя.
юриста, командная работа.
Остается надеяться, что юридиче-
Юристы должны уметь общаться с
ские департаменты будут активно Бизнес-ориентация
клиентами на доступном им языке,
использовать все существующие
оперируя известными всем менедже-
Ни для кого не секрет, что для того,
способы доведения информации о
рам определениями и понятиями, но
чтобы быть эффективным, юриди-
своей деятельности до менеджмента
при этом четко различая финансовую,
ческий департамент должен четко
(особенно когда речь идет об успеш-
инженерную, маркетинговую и опера-
понимать и учитывать интересы биз-
ных проектах и об организации такой
ционную терминологию. Одна из про-

<< Предыдущая

стр. 10
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>