<< Предыдущая

стр. 11
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

неса. Этот ключевой фактор успеш-
работы юридического департамента,
грамм, которая позволяет полностью
ности юристов компании согласуется
которая позволяет компании получать
или частично достичь этой цели, – это с идеей тесного взаимодействия
прибыль) и что это будет сочетаться
«Таблица подсчета баллов или очков», между юридическим департаментом
с применением других методов управ-
включающая алгоритм подсчета. С ее и его клиентами. Такое взаимодейс-
ления (например, с планированием
помощью можно определить, иссле- твие может достигаться различными
работы юридического департамента
довать и улучшить коммуникации в способами. Самый очевидный из
в целом и занятости каждого работ-
компании. них – близкое расположение офисов.
ника в отдельности, анализом всех
Но даже значительная удаленность от
Однажды мы помогали рабочей группе совершаемых операций, эффектив-
клиента совсем не мешает наладить с
из юристов и менеджеров 15 компаний ными программами вознаграждения
ним контакт и всегда быть в курсе его
разработать такую шкалу оценки для сотрудников, созданием и введением в
дел. Для этого можно организовывать
юридического департамента. Она со- действие различных информационных плановые встречи, как можно чаще
стояла из ряда пунктов, включавших программ). заглядывать на интернет-страницу
в себя:
клиента, участвовать в проводимых им
• финансовые и статистические пока- Факторы успеха организационных собраниях, общать-
затели отчетности, которые больше корпоративного юриста ся посредством электронной почты, а
свидетельствуют о затраченных также при помощи иных средств связи
Как корпоративному юристу повы-
усилиях и ресурсах, нежели о ре- и коммуникации.
сить свою репутацию и ценность для
зультатах;
Разумная стоимость услуг
компании? Постараемся выделить
• показатели оценки работы, которые ключевые характеристики такого
Во время бурного роста численности
в равной мере относятся к юриди- специалиста и юридического депар- юридических департаментов пре-
ческому департаменту как к едино- тамента, нацеленного на получение зюмировалось, что корпоративный
му целому и учитывают специфику прибыли для компании. Количество юрист обходится компании гораздо
работы каждого структурного под- требований, предъявляемых к юриди- дешевле, нежели внешний. С появ-
разделения внутри департамента; ческому департаменту, за последние лением более точных бухгалтерских
• ориентированные на клиента по- двадцать лет увеличилось. Из них методов учета расходы на юристов
только первые два – качество и биз-
казатели, например сведения о стали подвергаться тщательному
нес-ориентация – являются основными
том, доволен ли работой юристов анализу. Именно тогда значительное
и существуют давно.
клиент; внимание стало уделяться созданию и
развитию программ по «управлению»
• показатели качества управления Качество
каждым делом, которое ведут юристы,
персоналом юридического депар-
Понятие «качество работы» примени- по контролю рабочего времени и учету
тамента, наличия в департаменте
тельно к юристам включает высокий средств, выделяемых компанией на
возможностей для профессиональ-
уровень теоретической и практичес- выполнение определенной работы.
ного и карьерного роста.
кой подготовки, наличие технических Все это позволило быстрее доводить
При применении этих методик оцен- знаний и навыков, профессионализм, соответствующую информацию до
ки работы юридической службы на опыт, рассудительность, умение ра- менеджмента компании. Сегодня ру-
предприятии нужно руководствоваться ботать с клиентами, налаженные ководители и сотрудники юридических
здравым смыслом и не забывать о нужные контакты и связи, умение департаментов должны контролиро-
том, что они несовершенны и нужда- избегать конфликтных ситуаций и вать расходы самого департамента
ются в улучшении. Использование по- участвовать в переговорах и многое и на услуги консалтинга, а также
добных подходов в управлении требу- другое. Интересно, что, по мнению наблюдать за тем, чтобы функции
ет преодоления многих трудностей, а большинства клиентов, их юристы внешних и внутренних юристов не
при их неправильном применении – и обладают достаточными правовыми дублировались.



24
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №10 • 2007 | УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ | ЮРИДИЧЕСКИЕ ДЕПАРТАМЕНТЫ


ний желают, чтобы их юристы играли
Эффективность Умение адаптироваться
более активную и стратегически важ- к быстро изменяющимся
и производительность
обстоятельствам
ную роль при отстаивании интересов
В 90-е гг. широкое распространение
компании и четче объясняли бизнесу,
получило использование в практике Создание и активное использование
как они смогут увеличивать ее при-
корпоративных юристов множес- новых технологий (электронной поч-
быль. Чтобы способствовать улучше-
тва различных методик и средств ты, удаленного доступа к персональ-
нию работы компании, юридический
управления. Главы и сотрудники ным компьютерам, беспроводного
отдел может:
юридических департаментов стали соединения, Интернета, мобильных
хозяевами своей судьбы: они смело • создать в компании стратегию или телефонов) не только предъявило ряд
могли инициировать различные пре- новых требований к корпоративным
специальную программу по пре-
образования в работе департамента, юристам, но и предоставило множес-
одолению конфликтных ситуаций
не ожидая предложений и советов со тво преимуществ, прежде всего при
и споров;
стороны топ-менеджмента и внешних работе с клиентами. Самый лучший
• обеспечить должную защиту интел-
консультантов. Для того чтобы лучше пример – использование правового
лектуальной собственности, раз-
понять, оценить и усовершенствовать интранета. Многим крупным юриди-
свою работу, многие правовые отделы работав специальную стратегию, ческим департаментам это помогает
считали необходимым в процессе каж- программу или систему; координировать усилия сотрудников,
додневной деятельности использовать работающих удаленно друг от друга, а
• оптимизировать документооборот
такие методы управления, как анализ также контактировать с юридическими
при заключении и составлении
затрат, контроль всех проведенных фирмами.
договоров;
работ, реинжиниринг и др.
Но что гораздо важнее, появление но-
• усилить меры, обеспечивающие
Вот несколько примеров преобразо- вых технологий позволило увеличить
соблюдение сотрудниками компа-
ваний в работе юридического отдела, количество клиентов юридического
нии этических норм, действующих
осуществленных для повышения его департамента: теперь юристы помо-
нормативно-правовых актов и внут-
эффективности и производитель- гают и тем структурам и подразделе-
ренних документов;
ности: ниям предприятия, которые ранее не
могли пользоваться их услугами из-за
• подготовить и внедрить специаль-
• активное использование помощ-
своей географической удаленности.
ников юристов и остального пер- ную программу, отображающую все
Данные, которые содержатся в общей
сонала департамента (не юристов) шаги топ-менеджмента компании;
базе, включают как файлы с неиз-
на участках работы, не требующих
• наладить тесное взаимодействие с менной информацией (инструкции,
высокой компетенции, в целях
PR-отделом компании; документы о стратегии и политике в
высвобождения сил юристов для
компании, часто задаваемые вопро-
важных проектов; • обеспечивать наилучшее правовое
сы), так и постоянно обновляющиеся
сопровождение всех сделок и конт-
• передача части полномочий и ра- сведения о различных проектах, дру-
рактов;
боты юристов сотрудникам других гой ведущейся работе или об учебных
отделов, естественно, если вы- • оказывать должную правовую по- программах.
полнение таких задач не требует мощь отделам маркетинга и продаж
наличия специальных правовых
Новые требования:
при разработке соответствующих
знаний;
риск-менеджмент
программ;
• упрощение структуры департа- и разнообразные методы
• оказывать посильную помощь при
мента посредством уменьшения
контроля
разработке новых продуктов;
числа структурных подразделений
• поддерживать клиента на всех ста-
и должностей; Еще задолго до произошедших изме-
диях подготовки и осуществления
• сокращение времени, затрачи- нений в бизнесе юридические депар-
сделки и при ведении переговоров, таменты старались найти компромисс
ваемого юристами на решение
предотвращать возможные риски, между тем, что юристы должны всегда
административных вопросов, а
а также демонстрировать должную действовать в интересах бизнеса, и
также постепенное избавление от
степень осмотрительности; тем, что они, являясь «совестью» ком-
множества контрольных и надзи-
пании, должны следить в ней за соб-
рающих функций; • влиять на принятие актов законо-
людением всех нормативно-правовых
• обеспечение должной финансовой, дательными органами власти и на актов и внутренних документов.
правительственную политику;
кадровой и технической поддержки
Корпоративные юристы, как правило,
департамента;
• предупреждать менеджмент о на- прекрасно осведомлены о бизнес-
• использование новых компьютер- личии определенных рисков в де- стратегии, миссии и политике компа-
ных технологий при создании и ятельности и работе компании, при нии, сроки их пребывания в должности
хранении документации, ведении заключении тех или иных сделок; зачастую гораздо больше, нежели у
дел. остальных менеджеров. Именно бла-
• без потерь преодолевать трудности,
годаря тому, что юристы занимаются
опираясь на ключевые положения и
Советы, быстро и легко
правовым сопровождением бизнеса
постулаты кризисного управления;
применимые на практике
и могут контролировать совершение
• стимулировать лидерские качества
Начиная с середины 1990-х гг. все всех бизнес-операций, юридический
сотрудников компании.
больше и больше менеджеров компа- департамент обладает самыми до-



25
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №10 • 2007 | УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ | ЮРИДИЧЕСКИЕ ДЕПАРТАМЕНТЫ


стоверными сведениями о компании. тивности. Руководители этих правовых утверждает, что, когда юристы явля-
Отвечая за правовое сопровождение отделов также замечают, что юристы ются частью единой бизнес-команды,
компании в целом (а не за оказание должны научиться доверять бизнес- они сами стремятся дать не столько
услуг конкретному бизнес-подразде- менам, которые в своей каждоднев- правовой, сколько некий бизнес-со-
лению), юристы, больше чем кто-либо, ной работе вынуждены учитывать вет, а потому становится трудно (но
способны отстаивать ее интересы. множество разнообразных рисков, совсем не проблематично) провести
а не только правовые. Этого проще четкое различие между таким советом
Однако балансирование между выпол-
достичь в ситуации, когда юристы уве- и собственно процессом принятия
нением прихотей клиента и необходи-
рены, что дали правильный и нужный решения.
мостью действовать исключительно
юридический совет. По словам одного
в правовом поле всегда вызывало В том случае если бизнес-риски вы-
руководителя юридического департа-
множество проблем. Для того чтобы соки (задействована большая сумма
мента, самая главная загадка как раз
уменьшить количество претензий к денег, в разбирательстве участвуют
и состоит в том, как сделать юриста
юристу со стороны менеджеров, ему государственные органы или когда
полноправным участником команды
нужно разграничить две роли – совет- речь идет о собственности), корпо-
менеджеров, но при этом не превра-
ника и ответственного за принятие ративный юрист должен выявить
тить его в менеджера, предоставив
решения лица, и никогда не выступать данные риски и известить о них своих
право принимать окончательные
в качестве последнего. Но следует руководителей и топ-менеджмент
решения по всем вопросам. Юристы
принимать в расчет, что контроль компании, чтобы возникшей проблеме
должны давать профессиональные
означает, прежде всего, обнаружение было оказано надлежащее внимание.
советы и высказывать свое мнение,
и усовершенствование, а отнюдь не Практически все юристы соглаша-
но ни в коем случае не должны при-
прекращение какой-либо деятельнос- ются с тем, что, если существуют
нимать решение – это исключительная
ти компании (естественно, если речь разумные основания для решения,
прерогатива бизнеса. Руководитель
не идет о нарушении закона). за которое ратует топ-менеджмент,
другого юридического отдела говорит,
даже если юрист против его принятия,
Вот как глава одного юридического что поощряет сотрудников, которые
окончательное слово должно быть
департамента описывает свою стра- вместо отказа клиентам стараются
за менеджментом. Таким образом,
тегию: «Нам удалось выстроить с найти какой-то компромисс. Таким об-
корпоративные юристы должны нести
клиентами настолько доверительные разом он стремится показать юристам,
ответственность за выявление рисков,
отношения, что теперь у нас есть что в нынешних условиях принятие лю-
нахождение возможных способов их
право расследовать нарушения в тех бого решения всегда влечет за собой
преодоления, а также за выработку
случаях, когда мы считаем это необ- определенные правовые риски.
советов, которые помогут бизнесу; при
ходимым».
Однако есть и иной взгляд на роль этом корпоративные юристы не берут
Но тот факт, что на юристов возложе- юриста в компании. Например, по на себя ответственности за принятие
на ответственность за недопущение словам одного руководителя юриди- решений.
незаконных действий со стороны ческого департамента, «командная
компании, совсем не означает, что работа» как раз подразумевает, что Заключение
они должны вместо топ-менеджеров юристы и менеджеры несут равную
принимать решения в тех случаях, ответственность за совместно при- За два последних десятилетия роль
когда правовой риск не связан с угро- нятые решения. Юристы не только корпоративных юристов существенно

<< Предыдущая

стр. 11
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>