<< Предыдущая

стр. 12
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

зой нарушения законов или правил выявляют правовые риски и предла- изменилась: пожалуй, еще никогда их
делегирования полномочий. В по- гают оптимальное, с их точки зрения, значение при принятии компанией ре-
добной ситуации юристу достаточно решение, но и осуществляют дальней- шений не было столь велико. Скорее
выявить правовые риски, оповестить шую правовую помощь в том случае, всего, по мере того как компании будут
об их наличии менеджмент компании если решение повлекло какие-либо приспосабливаться к изменившимся
и, указав на множество возможных затруднения или было принято без условиям ведения бизнеса, возникнут
путей преодоления проблемы, пред-
должного анализа всех возможных и новые требования к работе юриди-
ложить оптимальный. Последнее же
рисков. Причем юрист, который дает ческого департамента – ведь процесс
слово всегда должно оставаться за
советы, основанные исключительно совершенствования бесконечен.
бизнесом.
на праве, но без учета бизнес-страте-
гии компании и ее функций, меньше
Как утверждают некоторые главы юри-
Перевод с английского
ценится менеджментом, чем тот, ко-
дических департаментов, такой подход
И. Красиковой
торый принимает участие в принятии
был, прежде всего, продиктован по-
решений и разделяет с менеджментом
зицией топ-менеджмента компании, Обсудить статью мож-
ответственность за них. Еще один
согласно которой юристам не стоит но на нашем сайте по адресу:
глава юридического департамента,
предоставлять право окончательного http://www.clj.ru/discussion/
решения ввиду их крайней консерва- соглашаясь с приведенным мнением, management/100706.html




www.clj.ru
26
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №10 • 2007 | СОПРОВОЖДЕНИЕ СДЕЛОК | ТЕХНИКА СОСТАВЛЕНИЯ ДОГОВОРА




ДОБРОВОЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
В ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье анализируются наиболее распространенные ошибки, допускаемые экспедиторами
при выборе вида договора страхования, рассматриваются последствия таких ошибок,
а также даются практические рекомендации по оптимизации страховой защиты

или нарушение условий договора), 4) вина стороны, нарушившей усло-
Елена Долгополова
что приводит к ошибке при выборе вия договора. Главным юридическим
начальник юридического отдела
правил, по которым будет осущест- фактом является нарушение условий
филиала «Центральное агентство»
вляться страхование, и, как следст- договора.
страховой компании «Мегарусс-Д»
вие, в некоторых случаях к отказу в
Так, экспедитор отвечает перед грузо-
выплате страхового возмещения при
получателем или грузоотправителем
обращении в страховую компанию.
за сохранность и своевременность
В настоящее время страхование все Страхование договорной ответствен- доставки груза даже в случаях, когда
больше входит в гражданский обо- ности, согласно пп. 2 п. 2 ст. 929 и он к причинению вреда не причастен и
рот и используется, в том числе при п. 1 ст. 932 ГК РФ, допускается лишь в задержке исполнения обязательства
реализации субъектами гражданских в случаях, предусмотренных законом. не виноват. Это обусловлено тем, что
правоотношений предприниматель- Страхование договорной ответствен- лицо, осуществляющее предпринима-
ской деятельности. В соответствии ности экспедитора законом не предус- тельскую деятельность и не исполнив-
со ст. 2 ГК РФ предпринимательская мотрено. Таким образом, заключая шее или ненадлежащим образом ис-
деятельность направлена на систе- договор страхования гражданской полнившее обязательство, по общему
матическое получение прибыли, осу- ответственности, экспедитор страхует правилу, несет ответственность и при
ществляется на свой риск и является лишь свой риск возникновения внедо- отсутствии вины.
самостоятельной. Страхование во говорной ответственности, не получая
Внедоговорная ответственность выте-
многом позволяет сгладить негатив- страховой защиты на другие возмож-
кает из факта причинения вреда. Для
ные последствия не зависящих от ные случаи. Поэтому при выборе вида
ее установления необходим следую-
предпринимателей обстоятельств договора страхования экспедитору
щий юридический состав: 1) наличие
и уменьшить предпринимательский необходимо четко понимать основа-
риск. Оно дает возможность вести причиненного вреда личности гражда-
ния возникновения его гражданской
деятельность в более предсказуемой нина или имуществу как физического,
ответственности, которая влечет необ-
финансовой обстановке. В этой связи так и юридического лица; 2) проти-
ходимость выплаты им определенных
действительно досадными выглядят воправное поведение причинителя
денежных сумм.
ошибки, допускаемые при выборе вреда; 3) причинно-следственная
вида заключаемого договора стра- связь между таким поведением лица,
Юридически значимые различия
хования. причинившего вред, и вредом; 4) вина
в основаниях возникновения причинителя вреда. С правовой точки
обязательств экспедитора
Объем ответственности зрения, главным для наступления
деликтной ответственности является
страховщика по договору В гражданском праве выделяются
факт причинения вреда, в отсутствие
страхования гражданской понятия договорной и внедоговорной
которого нет основания для возникно-
(деликтной) ответственности и для
ответственности экспедитора вения гражданского правоотношения
наступления каждой из них устанав-
между субъектами.
ливаются различные основания.
Страхование гражданской ответст-
В случае если экспедитор не является
венности экспедитора является доб-
Договорная ответственность пред-
ровольным видом страхования, ос- перевозчиком и вред перевозимому
ставляет собой санкцию за нарушение
нованным на желании экспедитора чужому имуществу наносится без
договорного обязательства и может
переложить бремя возможных выплат его непосредственного участия, то
выражаться не только в возмещении
третьим лицам, в частности клиен- ответственность перед грузоотправи-
ущерба, причиненного контрагенту,
там, на страховую компанию. При телем или грузополучателем он несет
но и, например, в уплате неустойки
этом представитель экспедитора, только на основании договора. Таким
или потере задатка. Основанием для
заключающий договор страхования, образом, повреждение груза при пере-
ее возникновения служит следующий
а порой и агент страховой компании возке, организованной экспедитором и
юридический состав: 1) нарушение
не учитывают различий в основаниях осуществленной перевозчиком, – это
условий договора; 2) наличие убыт-
возникновения обязательства произ- типичный пример ситуации, когда воз-
ков; 3) причинно-следственная связь
никновение обязательства экспедитора
вести выплату третьему лицу (деликт между нарушением и убытками;



27
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №10 • 2007 | СОПРОВОЖДЕНИЕ СДЕЛОК | ТЕХНИКА СОСТАВЛЕНИЯ ДОГОВОРА


осуществить выплату своему клиенту лежащим исполнением договоров вреда третьим лицам и связанной с
не подпадает под договор страхования перевозки, то на основании ст. 803 неисполнением договора на оказание
гражданской ответственности. ГК РФ его ответственность перед транспортно-экспедиторских услуг.
клиентом по договору транспортной Суд учел этот факт и указал, что
экспедиции будет устанавливаться по
Объем защиты по договору поскольку, согласно п. 2 ч. 2 ст. 929 и
тем же правилам, по которым перед
страхования гражданской п. 1 ст. 932 ГК РФ, страхование риска
экспедитором отвечает соответствую- ответственности за нарушение догово-
ответственности экспедитора щий перевозчик, т.е. с учетом ст. 796
ра допускается лишь в случаях, пре-
ГК РФ. Согласно ст. 796 ГК РФ, пере-
В силу п. 2 ст. 929 ГК РФ по до- дусмотренных законом, а страхование
возчик несет ответственность за несо-
говору страхования гражданской риска ответственности за нарушение
хранность груза, происшедшую после
ответственности может быть застра-
договора транспортной экспедиции
принятия его к перевозке и до выдачи
хован только риск ответственности
законом не установлено, то заключен-
грузополучателю или управомочен-
по обязательствам, возникающим
ный между сторонами спора договор
ному им лицу, если не докажет, что
вследствие причинения вреда жизни,
страхования является ничтожным.
утрата, недостача или повреждение
здоровью или имуществу других лиц,
В иске, а следовательно, и в страхо-
(порча) груза произошли вследствие
а риск ответственности по договорам
страхуется исключительно в случаях, обстоятельств, которые перевозчик вом возмещении суд отказал.
предусмотренных законом. Как уже
говорилось, страхование договорной
Представитель экспедитора, заключающий до-
ответственности перевозчика (экспе-
дитора) в законе не предусмотрено – говор страхования, а порой и агент страховой
по договору страхования гражданской
компании не учитывают различий в основаниях
ответственности страхуется только
внедоговорная (деликтная) ответст- возникновения обязательства произвести выпла-
венность экспедитора, вытекающая
ту третьему лицу (деликт или нарушение условий
из причинения вреда.
договора), что приводит к ошибке при выборе
В судебной практике договор стра-
хования риска ответственности по правил, по которым будет осуществляться стра-
договорам, при отсутствии закона,
хование, и, как следствие, в некоторых случаях
которым такое страхование преду-
смотрено, признается ничтожным. к отказу в выплате страхового возмещения при
Мотивировка судов такова: поскольку
обращении в страховую компанию.
закон не предполагает страхования
риска ответственности за нарушение
договора перевозки, то заключенный
не мог предотвратить и устранение Практические рекомендации
между страховщиком и экспедито-
которых от него не зависело. При
по выбору способа
ром договор, который по правовой
этом выплаты могут быть существен-
природе представляет собой договор страховой защиты
ными, так как ущерб, причиненный
страхования риска ответственности
при перевозке груза, определяется по
за нарушение договора, является Принимая во внимание вышеиз-
следующим правилам:
ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ как ложенное, можно утверждать, что
противоречащий п. 1 ст. 932 ГК РФ. • в случае утраты или недостачи экспедитору в первую очередь необ-
груза – в размере стоимости утра- ходимо застраховать свой риск утраты
Цена вопроса ченного или недостающего груза; (гибели), недостачи или повреждения
транспортируемого груза (договор
• в случае повреждения (порчи) гру-
Основания и размер ответственности страхования имущества).
за – в размере суммы, на которую
экспедитора перед клиентом (грузо-
понизилась его стоимость, а при Страхование экспедитором пере-
отправителем или грузополучателем)
невозможности восстановления возимого им груза действующим
за утрату, недостачу или поврежде-
поврежденного груза – в размере законодательством допускается, так
ние (порчу) груза определены в ст. 7
его стоимости; как договор страхования имущества
Федерального закона от 30 июня
может заключить любое лицо – глав-
• в случае утраты груза, сданного
2003 г. «О транспортно-экспедици-
ное, чтобы договор был заключен в
онной деятельности» (далее – Закон к перевозке с объявлением его
пользу лица, имеющего основанный
о транспортно-экспедиционной де- ценности, – в размере объявленной
на законе, ином правовом акте или
ятельности). В соответствии с на- стоимости груза.
договоре интерес в сохранении этого
званной нормой экспедитор несет от-
имущества. Как уже указывалось, эк-
В качестве примера отказа в выплате
ветственность перед клиентом в виде
спедитор имеет интерес в сохранении
страхового возмещения по причине
возмещения реального ущерба за
груза, в том числе базирующийся на
неверного выбора вида страхования
утрату, недостачу или повреждение
нормах права (ст. 803 ГК РФ и ст. 7
рассмотрим случай, изложенный
(порчу) груза после принятия его эк-
Закона о транспортно-экспедиционной
в Постановлении ФАС Московско-
спедитором и до выдачи получателю,
деятельности). Таким образом, дого-
го округа от 5 мая 2004 г. по делу
указанному в договоре транспортной
вор страхования перевозимого груза
№ КГ-А40/3081-04-П. В ходе много-
экспедиции, либо уполномоченному
может быть заключен экспедитором
численных судебных разбирательств
им лицу.
как в собственную пользу, так и в
было выявлено, что на страхование
пользу любого иного лица, имеющего
Если экспедитор докажет, что нару- был принят риск ответст венности,
возникающей вследствие причинения интерес в сохранении этого имущест-
шение обязательства вызвано ненад-



28
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №10 • 2007 | СОПРОВОЖДЕНИЕ СДЕЛОК | ТЕХНИКА СОСТАВЛЕНИЯ ДОГОВОРА

<< Предыдущая

стр. 12
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>