<< Предыдущая

стр. 16
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

интеллектуальной собственности нес, а франчайзер – утратить бизнес
которому одна сторона (правооблада-
в национальном законодательстве и репутацию в глобальном понимании.
тель) обязуется предоставить другой
существенно влияет на развитие Действительно, при нынешней гло-
стороне (пользователю) за плату
франчайзинга и привлечения в страну бализации бизнеса турист, который
право пользования, согласно ее требо-
иностранных франчайзеров. остался недоволен гостиницей опре-
ваниям, комплексом принадлежавших
деленного бренда в Киеве, уже вряд
этой стороне прав с целью производст- Как любой из договоров, который так
ли поселится в ней и в Москве или
ва и (или) продажи определенного или иначе нуждается в регулировании
Пекине, Праге или Париже.
вида товара и (или) предоставления рядом отраслей законодательства, до-
услуг (ст. 1115 ГК Украины). Кроме говор франчайзинга требует особого
того, правовое регулирование коммер- внимания при согласовании его усло- 1
Цират А.В. Франчайзинг и франчайзинговый договор.
ческой концессии нашло отражение вий, а сами отношения франчайзинга Киев. 2002. С. 32.




36
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №10 • 2007 | СОПРОВОЖДЕНИЕ СДЕЛОК | ТЕХНИКА СОСТАВЛЕНИЯ ДОГОВОРА


В ходе согласования всех условий до- родный арбитраж за компенсацией стороны, маркетинг и т.д.);
говора стороны обмениваются, а точ- причиненных несоблюдением кон-
• общие условия прекращения и про-
нее, раскрывают друг другу большой фиденциальности убытков. Следует
лонгации договоров, уступки прав и
объем конфиденциальной коммерчес- помнить и то, что будущий договор
обязанностей;
кой и иной важной информации. франчайзинга также в обязательном
• ответственность сторон;
порядке включает в себя положения о
Для потенциального франчайзи важно
соблюдении конфиденциальности.
• применимое право и порядок раз-
узнать, как минимум:
решения споров.
Вторым документом, которым, по сути,
• информацию о франшизе как о сис-
устанавливается согласие сторон на
теме бизнеса, передаваемого в В любом случае, принято ли сторона-
сотрудничество и определяются его
пользование, а также об успешном ми решение о регулировании отноше-
основы, становится предварительный
статусе на рынке аналогичных това- ний исключительно в рамках одного
договор или договор о развитии.
ров или услуг; условия стандартной договора франчайзинга или в системе
передачи франшизы в пользование связанных с ним договоров, договор
В договоре о развитии сторонами,
франчайзи как в юрисдикции фран- франчайзинга, как правило, включает
как правило, согласуются основные
чайзера, так и за ее пределами (это следующие основные положения:
принципы развития бренда и франчай-
позволит понять, не предлагается зинга на определенной территории:
• наименование сторон;
ли франшиза на заведомо дискри-
• принципы взаимоотношений: тер-
• основные термины договора;
минационных условиях);
риториальность, эксклюзивность,
• статус торговых марок и иных пе- • описание франшизы и условий ее
право на субфраншизу и про-
редаваемых исключительных прав передачи;
должительность отношений по
и объектов интеллектуальной собст- франчайзингу, включая право на
• срок договора;
венности в пределах территории пролонгацию;
• сборы и платежи (это положение
будущего их использования.
• терминология, что принципиально
дублирует уже согласованное в до-
Для франчайзера необходимо удос- важно для единообразного пони-
говоре о развитии);
товериться в финансовой состоя- мания сторонами как экономиче-
• обязательные к достижению от-
тельности и ознакомиться с корпо- ских, так и юридических понятий,
ративной структурой потенциального четные величины по развитию
используемых при регулировании
франчайзи. территории (например, количество
франчайзинга;
открытых торговых точек, гостиниц,
• система оперативных договоров
Кроме того, для обеих сторон важно
точек питания, т.п.). Последствием
получить информацию не только о (смешанных или субдоговоров) недостижения этих величин, как
деловой репутации, но и обо всех су- для юридического обеспечения правило, является расторжение
дебных разбирательствах, в которых деятельности франчайзи и защи- договора франчайзером. Очень
участвовала потенциальная сторона ты торговых марок (лицензионные часто, учитывая особенности биз-
по договору. Так, франчайзи необхо- договоры, договоры на управление, неса или территории, стороны
димо знать, предъявлялись ли иски к договоры купли-продажи и т.д.). могу оговорить, что основанием
франчайзеру за нарушения им обяза- Выбор регулирования (только дого- для расторжения будет являться
тельств по полной передаче франши- вор франчайзинга или система вза- недостижение отчетных величин
зы или за злоупотребления правом од- имосвязанных договоров – «пакет») в рамках двух последовательных
ностороннего расторжения договора, зависит от предмета франчайзинга, лет. Например, если франчайзи
как они были рассмотрены и выиграны особенностей передаваемых исклю- должен к третьему году открыть
ли другими франчайзи. Франчайзер, чительных прав, применимого пра- на территории два ресторана, а к
со своей стороны, будет интересо- ва и наличия императивных норм четвертому – четыре, то даже если
ваться, не было ли предъявлено ис- законодательства страны франчай- франчайзи не открыл два рестора-
ков в прошлом к его потенциальному зи или франчайзера, прежде всего на на конец третьего года, только
франчайзи за превышение объема в части защиты интеллектуальной его неспособность открыть четыре
прав пользования переданными ему собственности, равно как и от ряда ресторана на конец четвертого года
объектами права интеллектуальной других обстоятельств; будет основанием для расторжения
собственности, а также других исков,
договора;
• объемы раскрытия финансовой
позволяющих дать негативную оценку
• обязанности франчайзера и фран-
информации и особенностей кор-
деловой и (или) моральной репута-
поративной структуры франчайзи,
ции франчайзи. Для американских чайзи; и, как указывалось выше, в
ответственность за предоставление
компаний обязательным будет также силу приоритета франчайзера его
ложных сведений;
соблюдение целого ряда требований, обязанности, равно как и ответст-
установленных антитеррористически- венность за их нарушение, даже в
• объемы раскрытия франшизы и со-
ми законами. сбалансированном договоре будут
действия франчайзера в развитии
менее жесткими по сравнению с
территории;
Очень часто на практике в целях со-
обязательствами и ответственно-
хранности раскрываемых каждой из
• взаимные заверения и гарантии, стью франчайзи;
сторон сведений между ними подпи-
включая антиконкурентные обяза-
• переуступка прав по договору.
сывается соглашение о конфиденци-
тельства франчайзи;
альности, условия которого могут быть В принципе, франчайзер в ее осу-
• все возможные выплаты по догово-
стандартными, но в обязательном ществлении никогда ничем не огра-
ру в пользу франчайзера (сборы за
порядке должны предусматривать ничен, в то время как франчайзи,
как правило, лишен самого права
возможность обращения в междуна- предоставление лицензий, замену



37
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №10 • 2007 | СОПРОВОЖДЕНИЕ СДЕЛОК | ТЕХНИКА СОСТАВЛЕНИЯ ДОГОВОРА


на ее осуществление. О возможнос- Учитывая изложенное и наш опыт в со- ресов сторон для развития бизнеса и
гласовании договоров франчайзинга,
тях согласования иных вариантов получения прибыли идеален.
беремся утверждать, что подход «или
будет рассказано далее;
соглашайся, или уходи» для договоров Примеры положений договора
• прекращение договора и дефолт
франчайзинга уже не актуален. Сторо-
какой-либо из сторон;
ны готовы идти на компромисс, даже С учетом изложенного, в качестве
• условия страхования; если сначала они это отрицают. примера хотелось бы привести ряд
отдельных положений договоров
• правила внесения изменений или Проблема 2. международного франчайзинга, при
продления действия договора; Правовые и коммерческие вопросы: согласовании которых удалось, как
вместе или порознь?
• применимое право и арбитраж; нам кажется, добиться определенных
положительных результатов. При этом
• порядок подписания и подписи сто- Для согласования условий договора
стоит учесть, что речь идет, прежде
франчайзинга очень важно совмес-
рон.
всего, о согласовании условий фран-
тить процесс обсуждения и согласо-
чайзинговых договоров в отношении
вания коммерческих и юридических
Проблемы согласования условий крупных проектов, направленных на
вопросов сделки. Например, при
развитие значительной территории и
согласовании договора гостиничного
Как свидетельствует практика, в в существенном объеме.
франчайзинга согласуются не только
процессе согласования условий до-
передача права пользования брендом,
говоров стороны сталкиваются с Баланс прав и обязательств
но и процессы маркетинга и управле-
тремя основными группами проблем.
ния гостиницами, найма персонала, Как уже было отмечено, очень многие
Рассмотрим их подробнее в отноше-
организации корпоративной схемы стандартные франчайзинговые дого-
нии процесса согласования условий
и платежей. Это связано с разработ- воры, которые предлагают заключить
договора франчайзинга.
кой коммерческих схем, направлен- иностранные владельцы брендов,
ных, в том числе, на минимизацию
Проблема 1. носят односторонний характер (т.е. в
расходов и налогового бремени. пользу собственника бренда – фран-
Take it or leave it?
чайзера). Например, в стандартном
Таким образом, в процессе согласова-
Данный вопрос актуален для обеих франчайзинговом договоре может
ния условий договора франчайзинга
сторон. Действительно, франчайзер, полностью отсутствовать положение
желательно, чтобы коммерческие и
разработавший определенные стан-
об обязанностях франчайзера в отно-
юридические советники сторон рабо-
дартные положения для договоров
шении раскрытия полной информации
тали единой командой, что позволило
франчайзинга и успешно пользую-
о франшизе, охране конфиденциаль-
бы избежать лишних временных и
щийся ими в течение определенного
ной информации, раскрытой фран-
финансовых затрат, связанных, на-
времени, может не захотеть идти
чайзи, или о праве франчайзи на
пример, с переделкой коммерческой
на какие-либо уступки или допол-
расторжение договора по причине на-
схемы исключительно по причине ее
нительно согласовывать положения
рушения условий договора франчай-
несоответствия объективным услови-
договора, делая их более приемле-
зером. Особенно заметен дисбаланс в
ям передачи франшизы или невоз-
мыми для франчайзи. Однако это не
договорах, предлагаемых западными
можности урегулирования нормами
всегда разумно. Стоит задуматься,
компаниями потенциальным франчай-
применимого права, согласованного
не потеряем ли мы потенциально
зи в Восточной Европе и странах СНГ.
сторонами.
выгодную территорию и сильного
Однако этот дисбаланс нельзя считать
франчайзи только из-за следования
Проблема 3. непреодолимым. Как свидетельствует
стандартам? Очень часто те или иные
Коммерческие интересы сторон: практика, расширение рынка и тенден-
замечания к договору франчайзинга
ции практики влияют существенно на
противостояние или компромисс?
могут быть объективно обусловлены
уровень компромисса, достигаемого
как принципами развития бизнеса на В рамках франчайзинга коммерческие в согласовании положений договора
определенной территории, так и им- интересы сторон совпадают в главном, франчайзинга. Безусловно, преиму-
перативными нормами национального а именно: чем успешнее франчайзи, щественное положение франчайзера
законодательства франчайзи, которые тем выгоднее договор для франчай- сохранится, но и положение франчай-
сохраняют свое действие и при нали- зера. Между сторонами договора
зи перестанет быть кабальным.
чии выбора применимого права. франчайзинга нет прямой конкурен-
ции, а их отношения, как правило, Право «первой брачной ночи»
Для франчайзи также необходимо ре-
устанавливаются на продолжительный
шить, насколько его интерес в получе-
Для франчайзи важно понимать, что
период. Более того, в многобрендовых
нии конкретной франшизы значителен
его успехи в продвижении товара на
договорах франчайзинга, когда фран-
и готов ли он в связи с этим убеж-
рынке дают ему право ожидать от
чайзи может постепенно приобретать
дать франчайзера в необходимости
франчайзера содействия и в дальней-
франшизу на дополнительные объек-
внесения тех или иных изменений,

<< Предыдущая

стр. 16
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>