<< Предыдущая

стр. 23
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

вытекающими последствиями, вклю- всех условий для признания сделки 26 декабря 1995 г. «Об акционерных
чая трансфертное ценообразование. недействительной. Полагаем, что обществах», так и в целом растущее
Соответственно, потенциальной зоной такой формальный подход может внимание к реализации высоких стан-
риска становится любой холдинг, в быть уточнен последующей судебной дартов корпоративного управления, а
котором активы не консолидированы практикой. потому не могло долго оставаться не-
на 100%, если только не рассчиты- изменным. В этом смысле Постанов-
Правовые позиции, выработанные
вать на то, что все без исключения ление вполне можно рассматривать
Пленумом ВАС РФ в Постановлении,
акционеры компании, являющейся
в качестве ожидаемого инструмента,
определенно потребуют от корпора-
«центром затрат», удовлетворятся
призванного обеспечить должный ба-
ций и их управляющих предельно
своей незавидной ролью.
ланс интересов различных участников
внимательного отношения к вопросу
корпоративных правоотношений.
3. Постановление содержит новую и о совершении сделок с заинтересо-
весьма ценную трактовку того, как ванностью. Отклонения от рыночных Обсудить статью можно
именно могут быть нарушены права ставок и сроков, введение невыгодных на нашем сайте по адресу:
и законные интересы акционера 1. для акционерного общества условий http://www.clj.ru/discussion/con-
Впервые признана связь между эко- вполне могут явиться предметом flict/100704.html
номическим эффектом сделки для пристального внимания миноритарных
акционерного общества и правами и акционеров, а в перспективе – и орга- 1
До последнего времени правоприменительные уста-
интересами его акционеров. Судам нов судебной власти. новки в этой области исчерпывались указанием на то,
рекомендовано при установлении что «иски акционеров о признании недействительными
Значение новелл Постановления труд- сделок, заключенных акционерными обществами,
убыточности сделки для акционерного могут быть удовлетворены в случае представления
но переоценить, особенно если при-
общества исходить из того, что права доказательств, подтверждающих нарушение прав
нять во внимание известную скудость и законных интересов акционера» (п. 38 Постановле-
и законные интересы истца нарушены, нии Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 г. «О некоторых
практики разбирательства подобных
если не будет доказано иное. Это в вопросах применения Федерального закона "Об
споров на уровне высшей судебной акционерных обществах"»).
корне меняет существовавшую ранее 2
В частности, ФАС Московского округа, оценивая иск
инстанции. Достаточно сказать, что
ситуацию, когда доводы акционера акционеров ОАО «Мособлстроймеханизация», пришел
едва ли не единственным прецеден- к выводу, что «неполучение акционером ожидаемого
об уменьшении активов общества им дохода в виде дивидендов, иных благ от участия
том остается Постановление Прези-
в результате оспариваемой сделки, в акционерном обществе, на что ссылались истцы
диума ВАС РФ от 12 ноября 2002 г. в исковом заявлении, само по себе не может рассмат-
снижении чистой прибыли и, соот- риваться как нарушение прав акционера, поскольку
№ 6288/02, которым судебные акты
ветственно, о нарушении права на участие в акционерном обществе предопределено
нижестоящих судов (естественно, об рисковым характером предпринимательской деятель-
получение дивидендов в расчет не ности последнего». Не вполне ясно, однако, почему от
отказе акционеру в иске) оставлены внимания судей ускользнул тот очевидный факт, что
принимались.
в силе с весьма категоричной фор- введение законодателем особого порядка совершения
отдельных сделок с участием акционерных обществ,
Нельзя не отметить весьма своеоб- мулировкой: «истец не доказал, какие во-первых, как раз и является тем инструментом,
с помощью которого риск предпринимательской
разную оговорку в тексте Постанов- реально его права как акционера деятельности удерживается в рамках проявления
ления: «Права и законные интересы нарушены и какие конкретно небла- должной заботливости и осмотрительности – качеств,
требуемых от управляющих акционерных и иных
акционера считаются нарушенными, гоприятные последствия повлекла для хозяйственных обществ, и, во-вторых, выступает
если не будет доказано иное». Таким него данная сделка». Отметим, что гарантией от злоупотребления указанных лиц.




52
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №10 • 2007 | РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ




ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Платность природопользования отнесена к основным принципам
охраны окружающей среды. Автор статьи исследует существующий
механизм платы за негативное воздействие на окружающую среду,
оценивая его эффективность



правовым актом субъекта РФ видов В настоящее время утратила ак-
Мария Васильева
воздействия на объекты окружающей туальность дискуссия о правовой
доктор юридических наук,
среды, за которые может быть предус- природе (налоговом либо неналого-
профессор кафедры
мотрено начисление платы, является вом характере) платы за негативное
экологического и земельного права
необоснованным (Определение ВС РФ воздействие на окружающую среду.
МГУ им. М. В. Ломоносова
от 28.06.2006 г. № 11-Г06-12)1. Была исправлена ошибка, имевша-
яся в бюджетном законодательстве:
Порядок исчисления и взимания
Федеральный закон от 15 августа
платы за негативное воздействие на
1996 г. «О бюджетной классификации
окружающую среду устанавливается
Российской Федерации» до середины
постановлениями Правительства РФ
С точки зрения поиска законных спо- 2004 г. относил плату за нормативные
от 28 августа 1992 г. «Об утвержде-
собов снижения издержек производст- нии Порядка определения платы и ее и сверхнормативные выбросы и сбро-
ва, значительный интерес представ- предельных размеров за загрязне- сы вредных веществ, размещение
ляет институт платности загрязнения ние окружающей природной среды, отходов к налоговым доходам; дейст-
окружающей среды. Платность при- размещение отходов, другие виды вующий Бюджетный кодекс РФ отнес
родопользования – один из основных вредного воздействия» и от 12 июня плату за негативное воздействие на
принципов охраны окружающей среды 2003 г. «О нормативах платы за вы- окружающую среду к неналоговым
(ст. 3 Федерального закона от 10 ян- бросы в атмосферный воздух загряз- доходам бюджетов (ст. 51, 57, 62), чем
варя 2002 г. «Об охране окружающей няющих веществ стационарными и подтвердил традиционную для теории
среды», далее – Закон об охране передвижными источниками, сбросы
экологического права и экономики
окружающей среды, Закон), который загрязняющих веществ в поверхност-
природопользования оценку платы
последовательно проводится в зако- ные и подземные водные объекты,
как платежа неналогового, имеющего
нодательстве. размещение отходов производства
компенсационную направленность.
и потребления»; Инструктивно-мето-
К видам негативного воздействия на Решающее значение для такого по-
дическими указаниями по взиманию
окружающую среду относятся: выбро- ворота имело Определение КС РФ от
платы за загрязнение окружающей
сы в атмосферный воздух загрязняю- 10 декабря 2002 г. № 284-О, в котором
природной среды (зарегистрированы
щих и иных веществ; сбросы загряз- плата была названа индивидуаль-
в Минюсте РФ 24 марта 1993 г. за
няющих и иных веществ, микроорга-
но-возмездным, компенсационным
№ 190) и другими подзаконными нор-
низмов в поверхностные, подземные
платежом, не включаемым в систему
мативными правовыми актами.
водные объекты и на водосборные
налогов, фискальным сбором.На тему
площади; загрязнение недр, почв; Наиболее заметным пробелом в сфе-
правовой природы платы в литературе
размещение отходов производства и ре регулирования платы за негативное
существует довольно обширная дис-
потребления; загрязнение окружаю- воздействие на окружающую среду
куссия. Традиционно сторонниками
щей среды шумом, теплом, электро- является отсутствие специального
налоговой формы платы выступают
магнитными, ионизирующими и други- федерального закона. Согласно ст. 16
юристы, работающие в сфере нало-
ми видами физических воздействий; Закона, формы указанной платы оп-
гового и финансового законодатель-
иные виды негативного воздействия ределяются федеральными законами.
ства 2. Аргументы в пользу ненало-
(ст. 16 Закона об охране окружающей Понятие «формы платы» здесь сле-
гового, компенсационного характера
среды). Однако в настоящее время дует толковать ограничительно (бук-
не все они являются платными. По платежей приводятся представителя-
вально) как: 1) определение платы за
некоторым видам воздействия (элек- ми экологического права3.
негативное воздействие в денежной
тромагнитное, тепловое, шумовое и или иной форме и 2) отнесение ее к
ряд других) платежи до сих пор не налоговой либо неналоговой форме 1
См.: Васильева М. И. Правовые проблемы организации
установлены, что связано главным об- платежей. Как видно из Бюджетного управления в сфере охраны окружающей среды. М.,
разом с отсутствием соответствующих кодекса РФ, плата имеет денежный и 2004. С. 8–64.
2
См.: Щекин Д. Возмещение убытков, причиненных
нормативов. Возникает закономерный неналоговый характер, т.е. ее формы экологическим правонарушением, как способ защи-
вопрос, возможно ли установление в общем виде уже определены фе- ты субъективных экологических прав//Юрист. 2003.
такого рода нормативов и платежей № 6.
деральным законом, а потому какие- 3
См.: Петрова Т. В. Правовые проблемы экономичес-
на региональном уровне. По мнению либо предположения о ее нелегитим- кого механизма охраны окружающей среды. М., 2000.
судов, расширение нормативным ности несостоятельны. С. 119.




53
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №10 • 2007 | РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ


Здесь уместно привести также мнение умножения соответствующих ставок В-пятых, органам исполнительной
платы за загрязнение в пределах уста-
председателя КС РФ: «Данные плате- власти субъектов Федерации предо-
новленных лимитов на величину пре-
жи были признаны Судом платежами ставлено право с участием органов
вышения фактической массы выбро-
неналогового характера, хотя при Ростехнадзора осуществлять коррек-
сов, сбросов загрязняющих веществ,
определенных условиях они могут уста- тировку размеров платежей приро-
объемов размещения отходов над
навливаться и в виде экологического допользователей с учетом освоения
установленными лимитами, сумми-
налога. В Определении от 10 декабря ими средств на выполнение природо-
рования полученных произведений по
2002 г. № 284-О Конституционный охранных мероприятий и зачисление
видам загрязнения и умножения этих
Суд отметил, что в ходе дальнейшего этих средств в счет указанных плате-
сумм на пятикратный повышающий
реформирования законодательства жей. Конкретные природоохранные
коэффициент. В случае отсутствия у
Российской Федерации о налогах и мероприятия, затраты на выполнение
природопользователя оформленного
сборах не исключается возможность которых могут засчитываться в общих
в установленном порядке разрешения
введения Федеральным Собранием платежах природопользователя, опре-
на выброс, сброс загрязняющих ве-
иного порядка взимания указанных деляются в соответствии с перечнем,
ществ, размещение отходов вся масса
платежей. Принятие федерального содержащимся в Инструктивно-ме-
загрязняющих веществ учитывается
закона позволило бы обновить уста- тодических указаниях по взиманию
как сверхлимитная.
ревшую систему нормативного регу- платы за загрязнение окружающей
лирования экологических платежей и природной среды. В этот перечень
В-третьих, платежи за предельно
снять все вопросы о природе данного входят, например:
допустимые выбросы, сбросы за-
вида платежа и основаниях требовать
грязняющих веществ, размещение • строительство головных и локаль-
его уплаты»4.
отходов, уровни вредного воздействия ных очистных сооружений для сточ-
относятся на себестоимость продук-
Тем не менее приведенная выше ных вод предприятий с системой их
ции (работ, услуг), а платежи за пре-
формулировка ст. 16 в совокупности транспортировки;
вышение их осуществляются за счет
с отсутствием специального закона
• внедрение систем оборотного и
прибыли, остающейся в распоряжении
о плате за негативное воздействие
бессточного водоснабжения всех
природопользователя. Важно, что пла-
на окружающую среду способствует
видов;
тежи за лимитированные воздействия
существованию точки зрения о необя-
(т.е. осуществляемые по временно
зательности платежей и уклонению • реконструкция или ликвидация на-
согласованным нормативам) также
от их внесения5. Хотя такая позиция копителей отходов;
вносятся из прибыли.
и не получила распространения, а
высшие судебные органы подтвердили • установка газопылеулавливающих
В-четвертых, действует система пони-
законность существующего поряд- устройств;
жающих коэффициентов.
ка 6, принятие специального закона
• оснащение двигателей внутреннего
Нормативы платы за размещение от-
остается актуальным. В последние
сгорания нейтрализаторами для
ходов производства и потребления в
годы было подготовлено несколько
обезвреживания отработавших га-
пределах установленных лимитов при-
версий проекта, однако согласие по
зов, создание станций регулировки
меняются с использованием: коэффи-
концептуальным положениям пока не
двигателей автомобилей с целью
циента 0,3 – при размещении отходов
достигнуто – ни внутри заинтересо-
снижения токсичности отработав-
на специализированных полигонах и
ванных государственных органов, ни
ших газов;
промышленных площадках, оборудо-
в бизнес-сообществе.
ванных в соответствии с установлен- • установка устройств по дожигу и
Существующий механизм платы за ными требованиями и расположенных другим методам доочистки хвосто-
негативное воздействие на окружа- в пределах промышленной зоны вых газов перед непосредственным

<< Предыдущая

стр. 23
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>