<< Предыдущая

стр. 10
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

В завершение данного раздела отме-
в деталях, по существу предоставляют систем нет. В частности, отдельные
тим, что на пути общей гармонизации
и упрощения доступа эмитентов к
рынкам ценных бумаг стран – участ-
Нормы ответственности, предусмотренные нацио-
ниц ЕС по-прежнему стоят барьеры.
И главный из них заключается в том, нальным регулированием страны происхождения
что для создания единого рынка цен-
эмитента, подлежат применению к лицам, которые
ных бумаг директивы должны вступить
несут ответственность за информацию, содержа-
в силу в отношении всех или хотя
бы большей части стран Евросоюза.
щуюся в проспекте.
Кроме того, непоследовательность
стран в согласовании своего зако-
нодательства с директивами может инвесторам достаточную информацию американские эксперты не соглаша-
подорвать сам смысл гармонизации. для принятия обоснованного инвести- ются с тем, что американо-канадская
Между Директивой о прозрачности и ционного решения, а также финансо- система также основана на принципе
Директивой о проспектах существует вую отчетность, отвечающую требо- взаимного признания. В настоящее
определенное противоречие: первая ваниям относимости и достоверности. время авторитетными американски-
ограничивает национальное регули- Существование детально разработан- ми специалистами в области ценных
рование по минимуму, а вторая – по ной, отвечающей высоким стандартам бумаг обсуждается концепция «заме-
максимуму. Остаются открытыми и надежной системы управления щающего соответствия» (substituted
вопросы, связанные с соотношени- описанными требованиями также compliance) 10, предложенная двумя
ем стандартов бухгалтерского учета критично, так как регуляторы каждой представителями Департамента меж-
стран, не входящих в ЕС, и правилами из стран будут полагаться в основном дународных дел Комиссии11. Ее смысл
директив. на регулирование и качество работы состоит в том, что если в какой-либо
регулятора другой страны»8. стране действует сопоставимое по су-
Регулирование трансграничного ществу правовое регулирование и на-
Согласно MJDS, отвечающий опреде-
размещения между циональный регулятор рынка ценных
ленным характеристикам канадский
бумаг, то биржи, брокеры и дилеры12,
Канадой и США эмитент вправе размещать свои
ценные бумаги на территории США,
Проект, предложенный Комиссией используя проспект эмиссии, зарегист- 7
В настоящей статье понятие «проспект эмиссии»
по ценным бумагам и биржам США рированный надлежащим канадским включает в себя значительно более широкое содер-
жание, чем то, какое в него вкладывает отечественное
(Securities and Exchange Commission, регулятором. Кроме того, канадские законодательство.
SEC; далее – Комиссия), предлагал эмитенты, осуществляющие разме- 8
Wolburgh Jenah S. Commentary on A Blueprint for Cross-
два варианта: концепцию взаимного Border Access to U.S. Investors: A New International
щение на основе MJDS, вправе вы- Framework//Harvard International Law Journal. Winter
признания и концепцию унифициро- полнять свои обязательства по подаче 2007. № 1. Vol. 48.
ванного проспекта эмиссии. Первая 9
отчетности в Комиссию путем предо- См.: Gray T., Kitching A. Reforming Canadian Securities
Regulation. Library of Parlament. 2005.
строилась на том, что проспект эмис- ставления отчетности, подготовленной 10
Эта концепция уже введена в действие Комиссией по
сии 7, подготовленный эмитентом в в соответствии с канадским законо- срочной биржевой торговле США (Commodity Futures
Trading Commission), Федеральным резервным банком
дательством 9. Аналогичный режим
соответствии со своим национальным США (Federal Reserve Bank); Управлением по финансо-
правом и с согласованными странами действует в Канаде для эмитентов вому регулированию и надзору Великобритании (The
UK Financial Services Authority).
требованиями, позволит эмитенту раз- из США. Однако особенность MJDS 11
См.: Tafara E., Peterson R. J. A Blueprint for Cross-Border
мещать ценные бумаги на территории состоит еще и в том, что преиму- Access to U.S. Investors: A New International Framework//
другой договаривающейся стороны; щества регулирования этой системы Harvard International Law Journal. Доступно на сайте:
http://www.harvardilj.org/online/90
вторая сводилась к выработке единой распространены на специфические 12
Объединены под термином financial services
унифицированной формы проспекта. транзакции, такие, как выпуск новых providers.




23
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №11 • 2007 | УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ | ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ


зарегистрированные в этой стране, установленных в юрисдикции, а инициатива является логичным про-
будут допускаться на рынок ценных также надежности контроля за должением постепенной глобализации
бумаг США без необходимости ре- аудиторской деятельностью; международного рынка ценных бумаг.
гистрации в Комиссии. Те же правила Впрочем, будущее покажет, в каком
• сравнительный анализ иных требо-
будут распространяться и на биржи, конкретно правовом регулировании
ваний к эмитенту, нацеленных на
брокеров и дилеров США, выходящих
воплотится эта концепция и насколько
обеспечение полноты и достовер-
на рынок такой страны.
будет сохранен ее дух.
ности раскрытия им информации,
Комиссия будет комплексно оценивать включая регулирование стандартов
В заключение необходимо отметить,
национальное регулирование рынка корпоративного управления, внут-
что требования глобального рынка
ценных бумаг различных юрисдик- реннего контроля, независимости
ценных бумаг реализуются не только
ций и в случае достаточной схожести директоров, защиты прав акционе-
через описанные модели трансгранич-
регулятивных и правоприменитель- ров.
ного размещения. Изменяется также
ных концепций двух стран позволит
Как полагают авторы концепции
биржам и брокерам, происходящим точка зрения на роль национального
замещающего соответствия, ре-
из изученной юрисдикции, осущест- регулятора рынка ценных бумаг. Как
г улирование на ее основе будет
влять деятельность на рынке США без было указано выше, американцы
базироваться на международных
необходимости полной регистрации и предложили инновационный подход
соглашениях, заключаемых нацио-
подотчетности Комиссии. к деятельности национального регу-
нальными регуляторами с Комиссией.
лятора, при котором тот выполняет
Комплексная оценка юрисдикции Такие международные соглашения
предполагает сравнение со следую- функцию авторизации иностранной
должны предусматривать взаимность
щих позиций: установленного правового режима юрисдикции для допуска происходя-
и обмен информацией. Кроме того, щих из нее эмитентов на внутренний
• оценка схожести регулирования в
акцентируется, что договаривающиеся рынок США.
области раскрытия финансовой и
стороны должны сохранять за собой
корпоративной информации; Обсудить статью можно на нашем
право осуществлять правоприменение
сайте по адресу: http://www.clj.ru/
в области законодательства по борьбе
• исследование надежности и адек-
ватности стандартов аудирования, с мошенничеством. По-видимому, эта discussion/management/110706.html




24
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №11 • 2007 | СОПРОВОЖДЕНИЕ СДЕЛОК | ТЕХНИКА СОСТАВЛЕНИЯ ДОГОВОРА




ДОГОВОР ПО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЮ
С УЧАСТИЕМ УПРАВЛЯЮЩИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Сложный технологический процесс теплоснабжения регулируется
нормами гражданского и жилищного законодательства. Как следствие,
на практике возникают многочисленные вопросы, связанные с
определением субъектного состава и условий гражданско-правового
договора по теплоснабжению бытовых потребителей с участием
управляющей организации

снабжающая организация – это вид передаче теплоэнергии. В случае если
Светлана Матиящук
теплопотребляющая энергоустановка,
ресурсоснабжающей организации.
доцент кафедры гражданского права
расположенная в многоквартирном
Однако необходимо учитывать, что
Новосибирского юридического
доме, непосредственно не присо-
структура договорных связей в сфере
института, (филиал
единена к сетям теплоснабжающей
теплоснабжения и условия граждан-
Томского государственного
организации, то договор энергоснаб-
ско-правовых договоров, заключа-
университета),
жения должен заключаться между
емых между теплоснабжающими и
кандидат юридических наук
энергоснабжающей организацией и
управляющими организациями, обла-
абонентом, который с управляющей
дают рядом особенностей.
организацией также обязан заклю-
чить договор на оказание услуг по
Особенности структуры
Отношения по снабжению бытовых
передаче тепловой энергии для нужд
договорных связей
потребителей тепловой энергией
горячего водоснабжения и отопления
опосредуются договором энергоснаб- по снабжению тепловой энергией с целью обеспечения потребителей
жения, субъектами этого договора
бытовых потребителей коммунальными услугами.
могут быть теплоснабжающая органи-
зация и абонент. Вместе с тем сегодня На основании договора управления
Содержание договора
усложняется вопрос об участниках многоквартирным домом управляю-
договорных отношений в сфере снаб- щая организация обязана заключить Как уже отмечалось, условия догово-
жения тепловой энергией бытовых с теплоснабжающей организацией ра по снабжению тепловой энергией
потребителей (т.е. тех, кто потребляет договор энергоснабжения с целью бытовых потребителей, проживающих
тепловую энергию для личных, домаш- обеспечения потребителей тепловой в многоквартирном доме, с участием
них, семейных нужд), проживающих энергией для нужд горячего водо- управляющей организации обладают
в многоквартирных домах. Данное снабжения и отопления. При этом рядом особенностей.
обстоятельство связано с тем, что в предложение о заключении договора
Во-первых, неправомерно устанав-
результате проведенных преобразо- снабжения тепловой энергией быто-
ливать порядок расчета количества
ваний в системе ЖКХ новыми участ- вых потребителей, проживающих в
потребленной тепловой энергии бы-
никами рынка по предоставлению многоквартирном доме, должно быть
товыми потребителями, отличный от
коммунальных услуг (в том числе и направлено надлежащей организации.
предусмотренного Правилами № 307
теплоснабжения) стали управляющие В соответствии со ст. 539 ГК РФ або-
и Правилами установления и опре-
организации. Согласно пп. «а» п. 49 нентом по договору энергоснабжения
деления нормативов коммунальных
Правил предоставления коммуналь- может выступать лишь лицо, теплопо-
услуг, утвержденными Постановле-
ных услуг гражданам, утвержденных требляющая энергоустановка которого
нием Правительства РФ от 23 мая
Постановлением Правительства РФ от непосредственно присоединена к сети
2006 г. № 306.
23 мая 2006 г. № 307 (далее – Прави- энергоснабжающей организации. По-
ла № 307), к основным обязанностям требители энергии, которые не имеют На практике нередки случаи, когда
управляющей организации, прежде в собственности (или на ином закон- договорами, заключенными с тепло-
всего, относится обязанность по за- ном основании) теплопотребляющих снабжающими организациями, пре-
ключению с ресурсоснабжающими энергоустановок, присоединенных дусмотрен особый порядок расчета
организациями договоров о приобре- непосредственно к сети энергоснаб- количества потребленной тепловой
тении коммунальных ресурсов (элект- жающей организации, именуются энергии для нужд горячего водоснаб-
рической энергии, холодной воды, субабонентами. Между абонентом жения и отопления 1. Суть данного
тепловой энергии и т.п.), которые по и субабонентами с согласия энерго-
своей правовой природе являются снабжающей организации заключа- 1
Письмо Министерства регионального развития РФ от
договорами энергоснабжения. Тепло- ется договор на оказание услуг по 13.02.2007 г. № 2479-РМ/07.




25
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №11 • 2007 | СОПРОВОЖДЕНИЕ СДЕЛОК | ТЕХНИКА СОСТАВЛЕНИЯ ДОГОВОРА


с энергоснабжающей организацией,
порядка сводится к тому, что бытовые прекращение отпуска теплоэнергии
потребители (граждане, потребляю- не должны противоречить нормам регулируется как Постановлением
щие тепловую энергию для личных, жилищного законодательства. Таким Правительства РФ от 5 января 1998 г.
домашних, семейных нужд) в тече- образом, нормы гражданского зако- (в ред. от 17 июля 1998 г.) «О порядке
ние года оплачивают коммунальные нодательства регулируют отношения прекращения или ограничения подачи
услуги исходя из объема потреб- по снабжению бытовых потребителей электрической и тепловой энергии и
ленной энергии, определенного по тепловой энергией только в той части, газа организациям-потребителям при
нормативам потребления коммуналь- в какой они не противоречат нормам неоплате поданных им (использован-
ных услуг, утвержденным органами жилищного законодательства. ных ими) топливно-энергетических
местного самоуправления, а в конце ресурсов» и разд. X Правил № 307, так
Во-вторых, неправомерно возлагать
года объем потребленной энергии и Федеральным законом от 26 июля
на управляющую организацию обя-
корректируется по так называемому 2006 г. «О защите конкуренции».
занности по ремонту и реконструк-
балансовому (расчетному) методу,
ции теплотрасс; по поддержанию в На основании указанных нормативных
предусмотренному Правилами учета
исправном техническом состоянии правовых актов граждане, потребля-
тепловой энергии и теплоносителя,
контрольно-измерительных приборов; ющие тепловую энергию для бытовых
утвержденными Постановлением Пра-
по соблюдению расхода сетевой воды, нужд, относятся к потребителям, не
вительства РФ от 25 сентября 1995 г.
а также норм ее утечки и среднесу- подлежащим отключению в безу-
№ 954 (далее – Правила № 954). По
точной температуры обратной воды словном порядке при задолженности
оценкам экспертов, такая корректи-
и т.п. по оплате за потребленную энергию.
ровка может привести к увеличению
Более того, приостановление или
размера платы за коммунальные Исходя из положений Правил № 307,
ограничение подачи тепловой энергии
услуги по меньшей мере на 40%, основные обязанности управляющей
не должно нарушать права и закон-
так как на бытовых потребителей организации, регулируемые догово-
ные интересы других потребителей,
пытаются переложить бремя затрат, ром энергоснабжения и договором на
которые своевременно оплачивают

<< Предыдущая

стр. 10
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>