<< Предыдущая

стр. 13
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

рыболовов), на лиц определенного
карты дают своим держателям право
Использование дисконтных карт социального статуса (школьники,
на снижение цены товара (работы,
в договорах розничной студенты, пенсионеры) и пр. Поэтому
услуги) на установленный процент
критерием для выдачи дисконтной
купли-продажи (например, 5%-ная скидка) или, что
карты может служить членство в
встречается значительно реже, на
организации (охотников, рыболовов),
На федеральном уровне отсутствуют какую-либо твердую величину (напри-
наличие документа, удостоверяюще-
акты, регулирующие вопросы выпуска мер, на 100 рублей)2.
го социальный статус (студенческий
и обращения дисконтных карт либо
Договор розничной купли-продажи билет, пенсионное удостоверение),
хотя бы дающие определение дисконт-
относится к категории публичных до- или, например, совершение покупки
ной карты. На территории столицы РФ
говоров (п. 2 ст. 492 ГК РФ), что подра- в магазине соответствующей торговой
в настоящее время действует Распо-
зумевает необходимость соблюдения сети на определенную сумму.
ряжение Правительства Москвы от ряда специальных требований к его
25 декабря 2000 г. «О добровольном условиям. В частности, действующим
объединении дисконтных систем в 1
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона г. Москвы от 20.12.2006 г.
законодательством (п. 2 ст. 426 ГК РФ, «О Правительстве Москвы», только постановления
г. Москве» (далее – Распоряжение о п. 18 Правил продажи отдельных видов Правительства Москвы носят нормативный характер,
добровольном объединении дисконт- товаров, утвержденных Постановле- на соответствующие распоряжения это положение не
распространяется.
ных систем). Оно не имеет норма- нием Правительства РФ от 19 января 2
См., например: Приложение 1 к Распоряжению о
тивного характера 1, но достаточно 1998 г. № 55) предусмотрено, что цена добровольном объединении дисконтных систем; Ва-
подробно воспроизводит основную син Ю. В. Эффективные программы лояльности. Как
товаров, работ и услуг, а также иные привлечь и удержать клиентов. М., 2005; Орлова Е. В.
классификацию дисконтных карт, условия публичного договора уста- Пластиковые карты. Учет и налогообложение. М.,
определяет базовые понятия и мо- навливаются одинаковыми для всех 2004.
3
См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договор-
жет быть использовано в качестве потребителей, за исключением случа- ное право. Общие положения (Книга 1). М., 2001.
справочного материала для изучения ев, когда законом и иными правовыми С. 246–247.




32
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №11 • 2007 | СОПРОВОЖДЕНИЕ СДЕЛОК | ЗАЩИТА ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОГО КОНТРАГЕНТА


Такие условия выдачи дисконтных скидок с использованием дисконтных ГК РФ). Статья 180 ГК РФ гласит, что
карт6. В рамках дела, рассмотренно- недействительность части сделки не
карт сегодня широко распространены,
го судебной коллегией по граждан- влечет недействительности прочих
однако правовых оснований для их
ским делам ВС РФ, анализируемый ее частей, если можно предположить,
установления, за исключением разве
в рамках настоящей статьи вопрос, что сделка была бы совершена и
что скидок для лиц с определенным
видимо, поднимался и был оценен без включения недействительной ее
социальным статусом (пенсионеров,
судом. Однако ссылка в итоговом части. Однако, как представляется,
инвалидов и пр.), действующими
определении на то, что «предостав- в рассматриваемой ситуации суду
федеральными законами, указами
ление таких скидок предусмотрено будет довольно сложно установить,
Президента РФ или постановлениями
Законом РФ “О защите прав потреби- насколько тот или иной потребитель
Правительства РФ напрямую не пре-
телей”»7, не дает возможности узнать был заинтересован в приобретении
дусмотрено. Следовательно, их введе-
истинное мнение судей: прямой нормы, товара без скидки, и принять решение
ние является незаконным и нарушает
позволяющей предоставлять скидки о том, вся ли сделка должна считаться
права потребителей, не имеющих дис-
отдельным категориям потребителей ничтожной либо только ее часть, каса-
контных карт и вынужденных покупать по дисконтным картам, в упомянутом ющаяся предоставленной скидки.
товары по объявленным продавцом
ценам без какой-либо скидки4.
Такие условия выдачи дисконтных карт, как
Конечно же, с учетом распространен-
членство в определенной организации, наличие
ности института дисконтных карт и
наличия ссылок на них даже на уров- удостоверяющего социальный статус документа,
не правовых актов государственных
совершение покупки в магазине той или иной тор-
органов предложенный вывод выгля-
говой сети на некую сумму и т.д., сегодня широко
дит парадоксальным. И некоторые
авторы5 не соглашаются с ним, а в
распространены, однако правовых оснований для
качестве юридической базы для пре-
их установления, за исключением разве что скидок
доставления потребителям скидок по
договорам розничной купли-продажи для лиц с определенным социальным статусом
рассматривают п. 3 ст. 40 НК РФ,
(пенсионеров, инвалидов и пр.), действующими
предусматривающий возможность
федеральными законами, указами Президента РФ
учета при определении рыночной
цены «обычных при заключении
или постановлениями Правительства РФ напря-
сделок между невзаимозависимыми
мую не предусмотрено.
лицами скидок», открытый перечень
которых содержится там же. Однако
такое толкование означенной нормы
законе нет, толкование его отдельных Заявление о применении последствий
закона ошибочно. Подтверждая саму
положений, с нашей точки зрения, признания таких сделок недействи-
возможность предоставления скидок,
также ни к чему не приводит. тельными может быть подано любым
законодатель здесь ничего не говорит
заинтересованным лицом, что вы-
о том, что эти скидки предоставляются
Последствия признания института текает из квалификации сделки как
именно розничными продавцами по-
ничтожной (п. 2 ст. 166, ст. 168 ГК РФ).
дисконтных карт нарушением
требителям, а, например, не оптовыми
Но в связи с отсутствием какой-либо
правил публичного договора
продавцами розничным продавцам.
судебной практики по данному во-
На наш взгляд, исключения из об-
просу сложно оценить, какие лица,
Парадоксальность вывода о недопу-
щего принципа защиты потребителя
кроме сторон сделки, могут быть
стимости использования дисконтных
как слабой стороны, применяемого в
признаны судом заинтересованными:
карт с юридической точки зрения
российском праве и установленного
получает свое продолжение и при потребители, не получившие скидки;
ст. 426 ГК РФ, должны быть сфор-
рассмотрении вопроса о том, какие прокурор, выступающий в интересах
мулированы очень четко. По крайней
последствия это влечет для сторон этих потребителей, или кто-то иной.
мере, они не должны выводиться
договора розничной купли-продажи. На наш взгляд, в инициировании
путем расширительного толкования
Так, с учетом правил, предусмотрен- подобного разбирательства могут
из нормы, характеризующей порядок
ных ГК РФ и Законом РФ от 7 февраля быть заинтересованы конкуренты, так
определения розничной цены для
1992 г. «О защите прав потребителей» как признание ничтожным условия о
целей налогового учета и лишь для
(далее – Закон о защите прав потре-
скидке чревато для продавца серьез-
этих целей затрагивающей вопросы
бителей), в данной ситуации можно
ными административно-правовыми
предоставления скидок контрагентам выделить следующие аспекты.
последствиями.
по договорам.
Квалификация договора
К сожалению, не дает каких-либо
купли-продажи (его части) 4
См.: Васин В. Н., Казанцев В. И. Договор купли-про-
разъяснений относительно правиль- дажи (логико-правовой анализ аномалий)//Российский
в качестве ничтожного
ности или ложности нашего вывода судья. 2005. № 4.
5
См.: Орлова Е. В. Указ. соч.
и судебная практика. В имеющихся Соответствующие положения догово- 6
С м . , н а п р и м е р : П о с т а н о в л е н и е ФАС З а п а д -
источниках отсутствует какая-либо ров между продавцом и потребителя- но-Сибирского округа от 26.10.2005 г. по делу
информация об исследовании данного ми, которые приобрели товар со скид- № Ф04-7555/2005(16171-А45-40); Постановление
ФАС Уральского округа от 31.03.2004 г. по делу
вопроса в судах, хотя в ряде судебных кой, должны считаться ничтожными № Ф09-1191/04-АК.
актов упоминается о предоставлении как противоречащие закону (ст. 168 7
Определение ВС РФ от 15.11.2006 г. № 9-Г06-18.




33
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №11 • 2007 | СОПРОВОЖДЕНИЕ СДЕЛОК | ЗАЩИТА ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОГО КОНТРАГЕНТА


Если ст. 180 ГК РФ применена не нарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ, максимальный размер ад-
министративного штрафа по которой
будет, то последствием признания КоАП РФ. В то же время, поскольку
составляет 500 000 рублей.
сделки недействительной в рассмат- цена товара является обязательной
риваемой ситуации станет двусторон- составляющей информации о товаре,
Статья 14.33 КоАП РФ
няя реституция (п. 2 ст. 167 ГК РФ), т.е. которую продавец должен сообщить
возврат потребителем товара, а про- В случае если антимонопольный орган
потребителю (ч. 2 ст. 10 Закона о
давцом – денег; в противном случае в ходе рассмотрения административ-
защите прав потребителей), данные
потребитель будет обязан доплатить ного дела придет к выводу о том, что
действия могут быть квалифицирова-
сумму скидки продавцу. Естественно, в результате указания недостоверных
ны как нарушение прав потребителей
сведений о цене товара (сообщения
что решение данного вопроса чрезвы- на получение необходимой и досто-
о мнимой скидке) продавец получил
чайно важно как для продавца, так и верной информации о реализуемом
конкурентные преимущества на рын-
для потребителя. товаре, ответственность за которое
ке, продавец может быть привлечен
установлена в ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Требования потребителя к ответственности за недобросове-
Какая-либо судебная практика по
о взыскании убытков стную конкуренцию по ч. 1 ст. 14.33
вопросу о том, могут ли одни и те же
и компенсации морального вреда КоАП РФ. Максимальный размер
действия хозяйствующего субъекта административного штрафа при этом
Потребителям, чьи права нарушены
послужить основанием для привле- может составить 500 000 рублей.
продавцом, предоставлено право тре-
бовать от него возмещения убытков, а
также компенсации морального вреда Розничные сети в настоящее время все чаще
(ч. 2 ст. 13, ст. 15 Закона о защите
вместо предоставления скидок на товары стали
прав потребителей).
использовать практику начисления «бонусов»,
В законодательстве и судебной прак-
тике отсутствуют четкие критерии для «призовых баллов» и пр., которые затем могут быть
решения вопроса о размере и услови-
засчитаны при покупке товаров в данной рознич-
ях компенсации морального вреда в
случае нарушения прав потребителей; ной сети. Подобный маркетинговый ход фактиче-
в то же время по данной теме имеется
ски исключает риск нарушения норм гражданского
множество научных работ, поэтому мы
не считаем целесообразным останав- законодательства о публичном договоре.
ливаться на ней подробно8.
Вопрос о размере убытков, которые
чения его к административной от- Следует отметить, что при признании
могут присудить к возмещению про-
действий продавца недобросовестной
ветственности по обеим указанным
давцом, также является непростым с
конкуренцией исключается одновре-
нормам одновременно, отсутствует.
практической точки зрения. Сложно
менное привлечение его к ответствен-
По нашему мнению, это возможно
представить, какой именно ущерб или
ности по ст. 14.7 КоАП РФ.
на основании ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ,
упущенную выгоду понес потребитель
действующей в ситуации, когда одно
и при помощи каких доказательств он
Итак, потенциально административно-
действие (бездействие) лица содер-
сможет их подтвердить, если принять
правовая ответственность в случае
во внимание, что следствием ничтож- жит составы нескольких администра-
признания условия о предоставле-
ности условия о скидке будет именно тивных правонарушений. В результате
нии скидки ничтожным может быть
отмена скидок, предоставленных в качестве административного наказа-
очень велика. Однако применение
иным потребителям, а значит, нельзя ния на продавца может быть наложен
на практике всех указанных санкций
будет ссылаться на то, что какой-либо административный штраф в размере
одновременно маловероятно. Кроме
потребитель купил данный товар де- до 20 000 рублей.
того, размер штрафа при этом, скорее
шевле, с бесплатной доставкой и пр.
всего, будет минимальным, если учесть
Статья 14.3 КоАП РФ
характер нарушения и отсутствие
Административно-правовая
Зачастую в розничной сети разме- какой-либо практики по привлечению

<< Предыдущая

стр. 13
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>