стр. 1
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ISSN 1816-109X




Ежемесячный журнал

№12 ДЕКАБРЬ 2007




Последствия вступления России
в ВТО для корпоративных юристов

О рейтингах юридических фирм

Корпоративные юристы топ-уровня:
как не ошибиться в выборе?




тема номера:

Лучшие
юридические
департаменты
России
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №12 • 2007




В НОМЕРЕ:
1 СОДЕРЖАНИЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВОМ

2 С. РОССОЛ Секрет производства и коммерческая тайна

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
5 А. СМБАТЯН Что нужно знать бизнесу о системе разрешения споров ВТО

8 А. МУРАНОВ Некоторые последствия вступления России в ВТО
для корпоративных юристов

УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ

11 А. ЕФРЕМОВ Ведение реестра владельцев ценных бумаг

ЛУЧШИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ДЕПАРТАМЕНТЫ РОССИИ

15 От редакции

18 Экспертный совет о конкурсе...

21 Представляем номинантов 2007 г.

27 Победители конкурса 2007 г.



38 Н. ПРОКОФЬЕВ Корпоративные юристы топ-уровня: как не ошибиться в выборе?

УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ

44 А. КРУПСКИЙ Способы инвестирования

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

51 Д. СТЕПАНОВ Трансатлантический диалог по корпоративному управлению


РЫНОК ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ


57 А. СИТНИКОВ Рейтинги консультантов: PR или путеводитель?

59 Блиц-опрос: о рейтингах юридических фирм

62 И. КРАСИКОВА Рейтинги юридических фирм за рубежом

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ
63 Семинары в декабре – феврале


1
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №12 • 2007 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВОМ




СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА
И КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА
Автор статьи анализирует соотношение двух понятий «секрет
производства» и «коммерческая тайна», обосновывая при этом, что
в связи с принятием четвертой части ГК РФ произошло их смешение, а
легальное определение секрета производства значительно отклонилось
от его доктринального толкования


4. Оно по сравнению с другими ре- возникает только при объединении
Сергей Россол
указанных видов информации. Что в
шениями должно быть узнаваемым,
корпоративный консультант
этом случае считать секретом произ-
должно поддаваться идентификации.
адвокатского кабинета Калинина В. М.
водства: засекреченную часть, инфор-
К перечисленным чертам можно доба- мационный комплекс в целом или же
вить еще одну: создателями секрета способ объединения информации? Но
производства могут быть одновремен- ведь интерес представляет система
но несколько не связанных между со- знаний, а не ее отдельные части.
Понятие и признаки ноу-хау бою лиц. Вступающая 1 января 2008 г.
Еще одним аргументом (который
в силу часть четвертая ГК РФ в п. 2
Термин «ноу-хау» в переводе с обычно не рассматривается юриста-
ст. 1466 ГК РФ, формулирует это так:
английского означает «знаю как». В ми, но очень беспокоит бухгалтеров)
лицо, ставшее добросовестно и неза-
российской практике используются является полная потеря ценности
висимо от других обладателей секрета
также понятия «секрет производства» ноу-хау при его обнародовании в
производства, обладателем сведений,
и «секрет промысла», являющиеся случае, если секретность признавать
составляющих содержание охраняемо-
синонимичными и взаимозаменя- его неотъемлемой частью. Вместе с
го секрета производства, приобретает
емыми. тем, несмотря на потерю «продажной
самостоятельное исключительное пра-
стоимости», «секрет производства»
во на этот секрет производства.
А. Карташян отмечает, что секрет
продолжает представлять коммерче-
производства (ноу-хау) представляет
Некоторые авторы в качестве неотъем- скую ценность в процессе собственно-
собой нематериальный объект (инфор-
лемого признака ноу-хау называют го использования.
мационный продукт), использование
также его секретность3, что не пред-
которого делает производство более С учетом сказанного наиболее ра-
ставляется бесспорным по целому
эффективным1. Секрет производства зумным предс тавляется под ход
ряду причин.
Р. Нарышкиной6, которая считает, что
– это сложный правовой объект, чет-
«секретность можно рассматривать
кое понимание сути которого необхо- Необходимо учитывать, что доступ-
лишь как условие правовой защиты
димо для эффективной разработки ность информации всегда относи-
ноу-хау», но не как понятийно-обра-
законодательства, регулирующего тельна. Так, информация может быть
зующий признак. В подтверждение
его гражданский оборот и защиту. общеизвестна и доступна в одном
данной точки зрения можно привести
Наиболее полно, на наш взгляд, регионе и представлять серьезную
норму ст. 151 Основ гражданского за-
коммерческую ценность в другом4 (по-
признаки данного объекта описал
конодательства Союза ССР и Респуб-
В. Дозорцев2. добная ситуация, например, нередко
лик, утвержденных ВС СССР 31 мая
встречалась в период существования
1. Прежде всего, секрет промысла 1991 г. № 2211-1 (в ред. от 26 ноября
«железного занавеса» и сейчас про-
нематериален, а в силу этого обладает 2001 г.), где под ноу-хау понималась
должает сохраняться между разви-
рядом свойств: он может использо- информация технического, организа-
вающимися и развитыми странами).
ваться одновременно неограниченным ционного или коммерческого харак-
Или при широкой распространенности
кругом лиц, у него отсутствует физи- тера, при условии наличия реальной
информации в одних сферах деятель-
ческая амортизация и т.п.
ности ее бытование в других отраслях
1
может быть предельно ограничено.
2. Идея должна заключаться в реше- Карташян А. Г. Коммерческая информация в граж-
данском праве России//Юрист. 2006. № 7.
Бывает и так, что отдельные состав-
нии какой-то практической задачи, в 2
Дозорцев В. А. Понятие секрета промысла («ноу-
ляющие ноу-хау известны сами по
рекомендациях к действию. Иными хау»)//Вестник ВАС РФ. 2001. № 7, 8.
3
себе, но их совокупное применение
словами, она не может носить только См., например: Мухамедшин И. С. Ноу-хау и патентная
форма охраны//Вопросы изобретательства. 1982.
представляет собой именно то нов-
информативный или познавательный № 1; Амелина К. Е. Понятие ноу-хау//Внешнеторговое
шество, которое дает конкурентные
характер – это должно быть именно право. 2006. №1.
4
См., например: Г. Штумпф. Договор о передаче ноу-
преимущества5.
решение. хау. М., 1976.
5
См., например: Фейгельсон В. М. Интеллектуальная
Серьезной проблемой также является
3. Такое решение может относиться собственность, недобросовестная конкуренция и ноу-
соотношение секретной и общеизвест-
к самым разным сферам: к технике, хау. М., 2000.
6
Нарышкина Р. Л. Некоторые проблемы охраны ноу-хау
ной информации в ноу-хау. Довольно
математике, биологии, экономике, в праве США//Советское государство и право. 1974.
организации и т.п. часто коммерческая ценность ноу-хау № 10.




2
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №12 • 2007 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВОМ


и потенциальной рыночной ценности в Таким образом, в двух основопола- ценность. К таковым в соответствии
силу ее неизвестности третьим лицам, гающих для исследуемой области с п. 4 ст. 10 Федерального закона от
которая приобретала и имела охрано- законодательных актах коммерческая 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском
способность только в период выпол- тайна трактуется совершенно по-раз- учете» можно, например, отнести со-
нения процедур по ее защите. Иначе ному: для ГК РФ – это информация, а держание регистров бухгалтерского
говоря, основным условием охраны для Закона о коммерческой тайне – учета и внутренней бухгалтерской
ноу-хау было его нахождение в режиме это особый режим хранения инфор- отчетности. Под коммерческой тайной
защиты коммерческой тайны. мации, т.е. меры, которые обладатель понимается особый режим доступа
информации должен принимать по к информации, обеспечивающий ее
Приведенное понимание термина
ее охране. защиту. Особенности создания и
«ноу-хау» широко распространено в
научной среде и базируется на поня-
тиях, используемых в международных
правовых актах, законодательстве П о н я т и е « и н ф о р ма ц и я , с о с та в л я ю щ а я
ряда развитых государств и научных
коммерческую тайну» шире понятия «секрет
исследованиях зарубежных авторов7,
т.е., по сути, является его доктриналь- производства» и, кроме ноу-хау, включает в себя
ным толкованием.
данные, носящие чисто информативный характер
и одновременно представляющие коммерческую
ценность.
Понятие коммерческой тайны по
действующему законодательству
Представляется, что подход, изложен- функционирования данного режима
Законодательство о коммерческой
в настоящий момент четко регла-
ный в Законе о коммерческой тайне,
тайне в нашей стране состоит из
ментированы действующим Законом
более соответствует практическим
целого ряда нормативно-правовых
о коммерческой тайне. Однако с
потребностям организации и самой
актов, которые, увы, зачастую дают
момента введения в действие части
природе информации. Законодатель
разную трактовку базовых понятий
четвертой ГК РФ ситуация серьезно
в ст. 2 Федерального закона от 27
данного правового института. Прежде
изменится.
июля 2006 г. «Об информации, ин-
всего, обращает на себя внимание
формационных технологиях и о защи-
различие в определениях самого
те информации» указывает, что под
термина «коммерческая тайна». Так,
информацией понимаются сведения
п. 1 ст. 319 ГК РФ квалифицирует Коммерческая тайна и ноу-хау

стр. 1
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>