<< Предыдущая

стр. 2
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

(сообщения, данные) независимо
информацию как коммерческую тайну
после введения в действие части
от формы их представления. Здесь
в случае, если:
акцентируется внимание на том, что четвертой ГК РФ
1) информация имеет действитель- информация – это всегда знание о
ную или потенциальную коммерче- чем-либо. Следовательно, она, по Часть четвертая ГК РФ дает легаль-
скую ценность в силу неизвестности сути, является неотъемлемой прина- ное определение понятия «секрет
ее третьим лицам; длежностью физического лица или производства (ноу-хау)». В соот-
группы лиц, не может существовать ветствии со ст. 1465 ГК РФ секре-
2) к информации нет свободного до-
помимо них и сама по себе интереса том производства (ноу-хау) призна-
ступа на законном основании;
3) обладатель информации прини-
С 1 января 2008 г. под секретом производства
мает меры к охране ее конфиденци-
альности.
будет пониматься то, что до этого в Законе
Подпункт 1 абз.1 ст. 3 Федерального о коммерческой тайне рассматривалось как
закона от 29 июля 2004 г. «О ком-
информация, составляющая коммерческую тайну,
мерческой тайне» (далее – Закон
о коммерческой тайне) в редакции, а в ГК РФ – как коммерческая тайна.
действующей до вступления в силу
четвертой части ГК РФ, характе-
не представляет, обретая ценность ются сведения любого характера
ризует коммерческ ую тайну как
(производственные, технические,
только в процессе познания. Поэтому
конфиденциальность информации,
экономические, организационные
нельзя охранять информацию как
которая позволяет ее обладателю
и др.), в том числе о результатах
при существующих или возможных таковую, можно лишь устанавливать
интеллектуальной деятельности в
обстоятельствах увеличить доходы, режим ее распространения.
научно-технической сфере, а также
избежать неоправданных расходов,
Резюмируя вышесказанное, можно сведения о способах осуществления
сохранить положение на рынке това-
констатировать, что понятие «инфор- профессиональной деятельности,
ров, работ, услуг или получить иную
которые имеют дейс твительную
мация, составляющая коммерческую
коммерческую выгоду. При этом отде-
или потенциальную коммерческую
тайну» шире понятия «секрет произ-
льно дается легальное определение
ценность в силу неизвестности их
водства» и, кроме ноу-хау, включает
информации, составляющей коммер-
в себя данные, носящие чисто инфор-
ческую тайну, которое совпадает с 7
В частности, В. А. Дозорцев при определении данного
мативный характер и одновременно
дефиницией коммерческой тайны по термина учитывает директивы Евросоюза и законода-
части первой ГК РФ. предс тавляющие коммерческ ую тельство США.




3
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №12 • 2007 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВОМ


третьим лицам, к которым у треть- ст. 11 Закона о коммерческой тайне венностью исполнителя (подрядчика)
их лиц нет свободного доступа на информация, составляющая коммер- работ или услуг.
законном основании и в отношении ческую тайну (в том числе секреты
Серьезные вопросы вызывает также
которых обладателем таких сведений производства), должна сохраняться
следующее. В соответствии с п. 1
введен режим коммерческой тайны. работником в тайне в течение всего
ст. 6 Закона о коммерческой тайне
срока трудовых отношений и специ-
Простое сравнение показывает, что с государственные органы вправе по
ально оговоренного сторонами срока
1 января 2008 г. под секретом произ- мотивированному запросу получать
после их прекращения; если такой
водства будет пониматься то, что до любую информацию, имеющую конфи-
срок не оговорен сторонами, то в те-
этого в Законе о коммерческой тайне денциальный характер. Однако данному
чение трех лет. Срок, в течение кото-
рассматривалось как информация, праву была противопоставлена обязан-
рого информацию сохраняет в тайне
составляющая коммерческую тайну, ность государственных органов не рас-
контрагент, в рамках гражданско-
а в ГК РФ – как коммерческая тайна.
пространять такую информацию (пп. 5
правовых отношений определялся
Таким образом, произошло смешение
договором. С момента введения в п. 2 ст. 7 Закона о коммерческой тайне).
понятий, а легальное определение
секрета производства значительно
отклонилось от доктринального его В результате внесения новаций в законодательство
толкования. Мы привыкли считать про-
изменится и порядок охраны информации. Прежде
изводством воздействие на вещество
природы при помощи средств труда, всего, это касается сроков охраноспособности
т.е. прежде всего создание матери-
секретов производства.
альных объектов. Теперь законода-
тельная трактовка термина вступает
в противоречие с его общепринятым действие части четвертой ГК РФ си- С 1 января 2008 г. государственные
значением. органы по-прежнему смогут требовать
туация станет иной. При этом уровень
передачи информации, но согласно
защищенности обладателя секрета
Серьезную проблему подобное измене-
четвертой части ГК РФ обязанность ее
производства увеличился. Так, со-
ние понятийного наполнения термина
защиты появляется только при наличии
гласно п. 2 ст. 1470 ГК РФ, работник
представляет собой и с точки зрения
договорных отношений сторон, каковые
будет обязан сохранять секрет про-
применения ранее принятых правовых
не возникают при направлении моти-
изводства в тайне до прекращения
актов и заключенных международных
вированного запроса государственных
действия исключительного права на
соглашений. Например, не совсем
или муниципальных органов.
секрет производства. То же относится
ясно, как будут соотноситься понятия,
и к лицам, получившим секрет произ-
используемые в действующем законо- В заключение хотелось бы отметить,
водства в рамках гражданско-право-
дательстве (в частности, служебной, что одновременно с повышением уров-
вых отношений. Логика построения
коммерческой и профессиональной ня правового регулирования объектов
гл. 75 ГК РФ приводит нас к выводу,
тайны), и секрета производства. Кроме интеллектуальной собственности (что
что в каждом случае, когда возни-
того, по замечанию В. Лопатина8, в можно оценивать только положи-
кает доступ к уже существующим
настоящее время о ноу-хау упомина- тельно) введение четвертой части ГК
секретам производства, а по сути –
ется более чем в 180 международных вызовет и целый ряд проблем; в час-
к конфиденциальной информации,
соглашениях – изменение в определе- тности, будет, по сути, перечеркнута
необходимо заключение отдельного
нии термина может повлечь проблемы сложившаяся правоприменительная
договора – лицензионного.
с их толкованием. практика в регулировании института
коммерческой тайны.
Еще одним интересным моментом
В результате внесения новаций в за-
станет законодательное регулирова-
конодательство изменится и порядок Обсудить статью можно на нашем
ние ситуации, возникающей вокруг
охраны информации. сайте по адресу: http://www.clj.ru/
ноу-хау, полученных в ходе работ,
discussion/state/120701.html
Прежде всего, это касается сроков осуществляемых одной организацией
охраноспособности секретов произ- по заказу другой. По нормам ст. 1471 8
Лопатин В. Н. Ноу-хау вместо коммерческой тайны//
водства. В соответствии с п. 3 ч. 3 ГК РФ такие ноу-хау являются собст- Информационное право. 2007. № 1.




4
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №12 • 2007 | ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ




ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ БИЗНЕСУ О
СИСТЕМЕ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ ВТО
Став одной из стран – участниц ВТО, Россия получит право обращаться
в Орган по разрешению споров ВТО. В статье рассказывается, каким
образом российские компании смогут защитить свои интересы при
установлении неблагоприятного воздействия мер иностранного
правительства на их конкурентное положение, прибыль, настоящие
либо будущие инвестиции

венности; доступе иностранных ин-
Отсутствие обязанности
Анна Смбатян
вестиций и т.д.
государства по обращению в ОРС
кандидат юридических наук,
преподаватель кафедры Однако сами деловые круги, как пра-
Внешнеторговое законодательство
публичного права Всероссийской вило, лучше государства осведомлены
членов ВТО практически полностью
Академии внешней торговли о том, какие дискриминационные меры
подчинено правилам этой организа- установлены в членах ВТО, на терри-
ции, да и многие вопросы внутреннего тории которых осуществляется либо
регулирования все в большей степени будет осуществляться коммерческая
охватываются ее компетенцией. По- деятельность. Именно поэтому вы-
Повышение конкурентоспособности
этому государство по объективным являть такие меры и информировать
отечественных товаров и услуг не
причинам не может отслеживать, о них соответствующие государст-
только на российском, но и на меж-
соблюдаются ли интересы всех оте- венные органы – первостепенная за-
дународном рынке будет усиливать
чественных компаний и его граждан дача бизнеса в области защиты своих
протекционистские настроения многих
другими членами ВТО. Для выполне- интересов в рамках многосторонней
государств, которые хотели бы видеть
ния этой задачи потребовалось бы торговой системы.
в России лояльного поставщика энер-
привлечение колоссальных ресурсов.
горесурсов, но не более. Это означает,
Вхождение в ВТО предоставит рос-
И хотя члены ВТО могут по своей
что иностранные производители будут сийским компаниям правовые инст-
инициативе обратиться в ОРС, на
направлять имеющиеся у них средст- рументы, грамотное использование
практике это происходит довольно
ва на лоббирование в национальных которых при условии взаимодействия
редко. В этой связи было бы боль-
правительствах ограничительных мер с государством даст нашему бизнесу
шой ошибкой полагать, что после
в отношении российских товаров, максимальные преимущества. Но за-
присоединения России к ВТО госу-
услуг и инвестиций. Именно поэтому вышенным ожиданиям относительно
дарство по собственной инициативе
доступ в Орган по разрешению спо- роли государства в этом процессе,
предпримет все необходимые шаги
ров ВТО (далее – ОРС) деклариру- скорее всего, сбыться не суждено.
по устранению необоснованных огра-
ется в качестве одного из основных Польза, которую может принести
ничений, действующих в отношении
преимуществ присоединения нашей членство России в ВТО отечествен-
российских товаров и услуг на рынках
страны к ВТО: ОРС является органом ным компаниям, во многом зависит
третьих стран.
международного правосудия, в рамках от самого бизнеса.
Меж тем это не означает, что бремя
которого гарантируется справедливое
выявления нарушений правил ВТО
и объективное рассмотрение торговых
целиком возложено на бизнес. Напри-
споров.
мер, в США, Японии и ЕС регулярно Модели взаимодействия
Вместе с тем в дискуссиях на пред- публикуются аналитические отчеты
государства и бизнеса
мет возможностей, которые получат о выполнении определенными члена-
российские компании после присо- ми ВТО взятых на себя международ- В контексте участия страны в ВТО
единения к ВТО, подчас упускаются ных обязательств. Эти отчеты издают- существуют модели формального и
из виду два принципиально важных ся с целью оказания информационной неформального взаимодействия го-
аспекта: поддержки бизнесу, поскольку про- сударства и бизнеса.
ведение самостоятельного анализа
1) поскольку ВТО является межгосу-
Формальная модель предполагает
на предмет выявления нарушений
дарственной организацией, правом
наличие правовых процедур, в рамках
правил ВТО, особенно для неболь-
доступа в ОРС обладают только госу-
которых осуществляется взаимодейст-
ших компаний, является непростой
дарства-члены, а не компании;
вие и которыми устанавливается
задачей. Отчеты могут включать
2) у государства-члена нет обязаннос- детальная регламентация действий
общую информацию об ограничениях
ти по обращению в ОРС даже в тех бизнеса и государства. Неоспоримым
экспорта и импорта; антидемпинго-
случаях, когда имеются достаточные преимуществом этой модели является
вых, специальных защитных и ком-
доказательства нарушения прав и то, что она создает понятный и про-
пенсационных мерах; регулировании

<< Предыдущая

стр. 2
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>