<< Предыдущая

стр. 22
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

необъективных сведений в таких
ный формат контакта и др.). Наша
фективного консультанта для решения
справочниках сведена до минимума.
конкретных задач. И это общемировая компания не раз получала рабочие
Представляется, что подобные источ-
тенденция. материалы совещаний по выбору
ники помогут бизнесу ориентировать-
консультантов, и критериев для срав-
Опыт составления рейтинга журналом ся среди бесчисленного количества
нения каждый раз было около 7-10. И
«Эксперт» далеко не единственный. консультантов и окажут содействие в
хотя рейтинг может являться одним из
Вот только несколько примеров ранее быстром и эффективном составлении
показателей деятельности, зачастую
существовавших проектов рейтин- короткого списка консультантов для
он стоит не на первом месте по значи-
гов: финального выбора.
мости для клиента. Более того, иногда
рейтинг может восприниматься как
1) журнал «Профиль»: выручка, ко- Обсудить статью можно на нашем
недорого приобретенный красивый
личество сотрудников, выручка на сайте по адресу: http://www.clj.ru/
одного сотрудника; сертификат. discussion/market/120704.html



58
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №12 • 2007 | РЫНОК ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ



БЛИЦ-ОПРОС
1. Почему вы не приняли участие в рейтинге, проведенном журналом "Эксперт"?
2. Каким, на ваш взгляд, должен быть российский рейтинг?
3. Есть ли необходимость в составлении рейтингов юридических фирм?




Дмитрий Афанасьев
Председатель Комитета партнеров Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»


1. Мы не приняли участия в рейтинге, 3) общее количество сотрудников; «провайдера» по рейтингу, но с озна-
поскольку его условия требовали комления с рейтингом вполне можно
4) общая площадь служебных поме-
раскрытия конфиденциальной ин- начать свой поиск. Мой многолетний
щений фирмы; 5) срок существова-
формации. опыт адвокатской практики, в том
ния фирмы в РФ; 6) наличие офисов
числе за рубежом, подсказывает,
фирмы в других городах РФ и странах;
2. Российский рейтинг должен учи-
что клиентам следует рассматривать
7) наличие в фирме иностранных
тывать информационную закрытость
юридические фирмы с адекватным
юристов (с указанием количества и
участников рынка, вызванную объ-
уровнем инфраструктуры и организа-
названий стран).
ективными условиями. Успешный
ции, но внутри этой группы выбирать
российский рейтинг будет вынужден В случае с иностранными юридичес- следует не фирму, а юриста. Таким об-
опираться на косвенные показатели, кими фирмами необходимо учитывать разом, представляется, что успешным
из которых можно сделать вывод о в рейтинге показатели только их рос- будет тот российский рейтинг, который
лидерах рынка. Такими показателями сийских офисов. определит группу российских юриди-
могут быть:
ческих фирм с адекватным уровнем
инфраструктуры и организации, а уж
1) сумма (в рублях) проведенных за
3. Юридические услуги слишком дальше клиенты сами разберутся, в
год сделок; 2) общая сумма (в рублях)
судебных исков, проведенных за год; индивидуальны, чтобы выбирать их каких ситуациях к кому обращаться.




Сергей Новиков
Сергей Айрапетов
Менеджер по развитию
Директор по развитию
бизнеса юридической фирмы
бизнеса юридической фирмы
«Магистр & Партнеры»
«Магистр & Партнеры»

1. Нам показалась несовершенной направлениях. Примером первого, сравниваются такие показатели, как
методология рейтинга: в нем участвуют общее количество юристов фирм,
ориентированного на клиентов, яв-
не только юридические фирмы; рейтин- размер выручки, объем прибыли на
ляется наиболее известный в России
гование идет, прежде всего, по объему одного партнера и другие, измеря-
международный справочник Legal
выручки, причем представленные циф- ющие величину и эффективность
500. Это буквально настольная книга
ры не подтверждаются финансовыми юридического бизнеса.
клиента при выборе юридического
документами. На наш взгляд, рейтинг консультанта: там можно найти све-
Наша юридическая фирма подает
не во всем понятен и может вводить в дения о том, какая фирма и в какой
информацию в ключевые для нашего
заблуждение. К тому же получилось, из областей практик сильна и почему.
региона юридические рейтинги, в час-
что он охватывает только средний и Аналитики рейтингов получают от
тности в Legal 500 EMEA, Chambers
мелкий юридический бизнес, поскольку юридических фирм информацию об
Global, Chambers Europe, PLC Which
крупный бизнес отказался от участия в их главных новостях, завершенных
Lawyer? Yearbook и The IFLR 1000. Ме-
неясном для себя исследовании. проектах, клиентах, которые могут ре-
тодология и графики их исследований
комендовать фирму, и, проводя много-
общедоступны.
численные интервью, в итоге сегмен-
тируют фирмы по кластерам. Второй
2. В мире существует два типа рей- От юридических фирм требуется свое-
тип рейтингов в большей степени
тингов юридического бизнеса, и временно предоставить информацию
ориентирован на сами юридические
российские рейтинги, как представ- в нужном формате, указав среди
ляется, должны двигаться в этих же фирмы. В подобных исследованиях прочего контакты рефери – клиентов



59
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №12 • 2007 | РЫНОК ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ


и других экспертов рынка, которые После подачи информации следу- на рынке. Это серьезная работа –
неудивительно, что такие рейтинги
смогут охарактеризовать фирму и си- ет стадия интервью с партнерами
привлекают внимание как заказчиков
туацию на рынке. Именно от рекомен- фирмы, где аналитики интересуют-
юридических услуг, так и самих юри-
даций рефери, а также других игроков ся мнениями о ситуации на рынке,
дических фирм.
рынка, во многом зависит позиция других его игроках, а также том, что
компании в итоговом рейтинге. Таким поменялось по сравнению с рейтингом
образом, упомянутые справочники за прошлого года. Параллельно аналити-
основу сопоставления берут не финан- ки общаются с клиентами и другими 3. Необходимость, конечно же, есть – и
совые показатели, а качество работы рефери, формируя для себя закон- клиенты, и само профессиональное
и масштаб проектов фирмы. ченную картину того, что происходит сообщество должны «видеть» рынок.




Андрей Донцов
партнер юридической фирмы Clifford Chance

3. Безусловно, необходимость в рей- На Западе уже давно существует На наш взгляд, при составлении рей-
тинговании юридических фирм в Рос- тинга, необходимо оценивать такие
к ульт ура составления рейтингов
сии есть и, в принципе, эти рейтинги параметры, как: объем и количество
юридических фирм, и некоторые
существуют. Западные издания (такие сделок, количество квалифицирован-
составители завоевали серьезную ре-
как Chambers, Legal 500, IFLR и др.) ного персонала, наличие юристов,
путацию. Процесс, которому следуют
дают оценку как международному имеющих квалификацию в разных
западные исследователи, достаточно
рынку юридических услуг, так и рос- юрисдикциях, репутация среди кли-
прозрачен и состоит из нескольких
сийскому. ентов и конкурентов.
этапов:
Несмотря на то, что эти рейтинги инте- Как фактор, влияющий на репута-
• сбор информации, предоставляемой
ресны и юридическим фирмам, они, как цию фирмы, который заслуживает
юридической фирмой (submissions);
правило, более актуальны для бизнеса, отдельной оценки, мы бы выделили
чем для самих юридических фирм, так поведение фирмы по отношению к об-
• интервью с ведущими партнера-
как дают возможность выбора юриди- ществу (участие в благотворительных
ми фирмы (затрагиваются вопросы
ческого консультанта с определенной проектах, включая помощь обездолен-
развития фирмы и комментарии по
гарантией качества. Эту гарантию ным, спонсорство проектов искусства,
отношению к конкурентам);
обеспечивает составитель рейтинга, и исследования на остро социальную
• интервью с клиентами фирмы для
очевидно, что репутация составителя тематику, преподавание партнеров и
играет здесь ключевую роль. получения обратной связи. юристов фирмы в вузах, и т.п.).




Екатерина Клейменова
Менеджер по развитию бизнеса юридической фирмы Lovells CIS

1. На мой взгляд, методика оценки 2. Оценка компании должна осущест- права. Клиент всегда может обратиться
вляться по реализованным проектам к признанному эксперту в своей облас-
компании только по выручке однобока
и отзывам клиентов, как, например, в ти. Напрашивается вопрос: а не будет
и не вполне объективна. В рейтинге
Legal 500, – в этом отношении опыт ли такой рейтинг «переводной» копи-
не учитывались знаковые проекты и
западных рейтингов вполне может быть ей упомянутых уважаемых изданий?
крупные интересные сделки, без вни-
перенесен в Россию. Кто, как не клиен- К сожалению, западные консультанты-
мания оставлено и мнение клиентов о
ты, могут объективно оценить работу составители рейтингов не всегда могут
компании. Выручка – это скорее гигие-
юристов? Кроме того, наряду с фир- объективно оценить российские реалии,
нический фактор, который сам по себе мами необходимо оценивать и работу на месте всегда виднее нюансы, ситуа-
не может быть определяющим при конкретных юристов. В западных рей- цию легче анализировать изнутри.
оценке компании, его можно исполь- тингах, например Chamber and Partners,
зовать на этапе отбора кандидатов 3. Хотя рейтинги скорее служат под-
Practical Law Company, предоставляется
для участия в рейтинге в случае, когда тверждением репутации и надежности
информация о том, кто является веду-
фирма еще мало известна рынку. щим юристом в той или иной отрасли юридической фирмы, чем являются



60
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №12 • 2007 | РЫНОК ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ


определяющим фактором при выборе лось бы также уточнить, что назрела (появились сильные игроки, многие
консультанта, необходимость в них необходимость именно в российском ведущие иностранные фирмы открыли
все-таки есть: клиент должен получать рейтинге. В России, на мой взгляд, свои представительства и успешно
объективную информацию о состоя- практически сложился профессио- работают) – возникла и потребность
нии рынка юридических услуг. Хоте- нальный рынок юридических услуг в его объективной оценке.




Игорь Паншенский
Партнер DLA Piper

3. Нужны ли рейтинги юридических одной фирме, как правило, работают адресатом и назначением – кто и для
совершенно разные люди.
фирм? Полагаю, в том виде, в кото- чего будет его смотреть. Представляет-
ром они существуют сейчас, они по ся, что рейтинг мог бы стать полезным
Недавно слышал жалобы одного кли-
меньшей мере бесполезны. Во всяком лишь в том случае, если бы он был
ента на известную и уважаемую рос-
случае, сомнительно, что они могут со- основан на максимально широком
сийскую юридическую фирму, наняв
держать ценную практическую инфор- опросе целевой аудитории (например,
которую с учетом ее репутации на
мацию для потенциальных клиентов клиентов) и учитывал те критерии, ко-
рынке, он столкнулся с тем, что получал
и юристов, ищущих место работы, то торые эта аудитория считает наиболее
конкретный продукт не того качества,
есть для тех, кто, скорее всего, будет важными в оценке юридических фирм.
что ожидал, и не от того партнера, с
ими пользоваться. Ведь чисто коли- Ведь выбор критериев в значительной
которым общался изначально, а от
чественные статистические данные, мере обусловливает результат ис-
неизвестного ему исполнителя. Оче-
используемые при составлении дан- следования. Сомневаюсь, что сейчас
видно, что исполнителю были переданы
ных рейтингов, не отражают специфи- кто-либо в состоянии организовать
неверные или искаженные вводные
ки нашего бизнеса, отличающей его от такой рейтинг в России и сделать его
данные или он неправильно их понял,
банков и страховых компаний. Основа действительно репрезентативным.
а партнер не проконтролировал работу
бизнеса юридических фирм – это А без этого практического смысла в
и ее результат. Возможно, в этом слу-
услуги, предоставляемые конкретным составлении рейтинга нет. Более того,
чае сказался не только человеческий
людям конкретными людьми. Не раз такой рейтинг может быть даже вреден
фактор, но и системная проблема во
приходилось слышать от клиентов в том смысле, что сами юридические
внутренней организации работы фир-
фразу «мы работаем с людьми, а не фирмы, конкурируя за место в нем,
мы. Но как учесть это в рейтинге?

<< Предыдущая

стр. 22
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>