<< Предыдущая

стр. 2
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

становится ясно, что информация не нию. Исходя из этого регулирование
Закона 1995 г.
является частью «иного имущества», отношений в сфере использования
равно как и такие самостоятельные электронных сообщений должно быть
Информация как объект объекты гражданских прав, как работы аналогичным установленному для
гражданских прав последствий передачи информации
и услуги, результаты интеллектуаль-
посредством почтовой, телеграфной,
ной деятельности и нематериальные
Наиболее значимые изменения кос-
телетайпной, телефонной и иной связи
блага 2. Иначе говоря, информация
нулись гражданско-правового стату-
(п. 2 ст. 434 ГК РФ о порядке заклю-
имеет самостоятельное значение и не
са информации. Безусловно, сама
чения договоров путем обмена доку-
входит в состав имущества какого-
информация признается объектом
ментами). Часть 4 ст. 11 Закона 2006 г.
либо лица (в определении ст. 128
гражданских прав (ст. 128 ГК РФ).
воспроизводит указанные положения
ГК РФ). Данный вывод подтверждает-
Однако для Закона 1995 г. информа-
ГК РФ (хотя и более широко): «В це-
ся и нормами нового Закона 2006 г.:
ция как объект права не имела само-
лях заключения гражданско-правовых
ч. 1 ст. 5 Закона 2006 г. гласит, что
стоятельного значения: обязательным
договоров или оформления иных пра-
«информация может являться объек-
условием введения информации
воотношений… обмен электронными
том публичных, гражданских и иных
в гражданский оборот являлось ее
правовых отношений», а ч. 5 ст. 11
документирование (п. 1 ст. 5 Закона 1
Нельзя не заметить, что информация и документ, ее
Закона 2006 г. закрепляет, что «право
1995 г.). Если документ был создан содержащий, являются различными видами объектов
собственности и иные вещные права
в электронном виде (получен «из ав- гражданских прав, поскольку документ следует счи-
тать вещью, тогда как информацию отнести к вещам
на материальные носители, содержа-
томатизированной информационной никак нельзя.
щие документированную информа-
системы»), то он приобретал юриди- 2
Некоторые авторы ошибочно считают информа-
цию разновидностью нематериальных благ. См.:
цию, устанавливаются гражданским
ческую силу только после его выполне- Мозолин В. П., Петровичева Ю. В. Информация и пра-
ния в бумажной форме и подписания законодательством». во//Журнал российского права. 2004. № 8.




3
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №1 • 2007 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВОМ


сообщениями… рассматривается как В этой связи следует обратить вни- лями информации, как и ранее, могут
мание на ч. 4 ст. 15 Закона 2006 г.,
обмен документами» (выдел. авт.). быть любые субъекты гражданского
в которой закреплено следующее: права: граждане (физические лица),
Однако не следует забывать, что
«Федеральными законами может юридические лица, РФ, субъекты
юридическую силу будет иметь только
быть предусмотрена обязательная РФ и муниципальные образования
документ (копия документа), который
идентификация личности, организа- (ст. 6 Закона 2006 г.). Правомочия
подписан уполномоченным лицом,
ций, использующих информационно- обладателей информации, по сути,
пусть и с использованием аналогов
телекоммуникационную сеть при остались теми же, что и в Законе
собственноручной подписи. Согласно
осуществлении предпринимательской 1995 г. (разрешать/ограничивать до-
п. 2 ст. 160 ГК РФ, «использование при
деятельности. При этом получатель ступ к ней, использовать и передавать
совершении сделок факсимильного
электронного сообщения, находящий- ее, защищать свои права, а также
воспроизведения подписи с помощью
ся на территории Российской Феде- осуществлять иные действия).
средств механического или иного
рации, вправе провести проверку,
копирования, электронно-цифровой В Законе 2006 г. впервые появляет-
позволяющую установить отправителя
подписи либо иного аналога собст-
ся особый субъект правоотношений
электронного сообщения, а в установ-
венноручной подписи допускается
ленных федеральными законами или в сфере информации – оператор
в случаях и в порядке, предусмотрен-
ных законом [нам известен только
Федеральный закон «Об электронной Стороны могут свободно обмениваться информа-
цифровой подписи»], иными правовы-
цией при помощи электронной почты, например
ми актами или соглашением сторон»
согласовывать отдельные приложения в рамках
(выдел. авт.). Итак, соглашением сто-
рон (как отдельным, так и в составе
заключенного договора, однако сам факт согласо-
договора) можно предусмотреть при-
вания следует считать наступившим только после
знание юридической силы за докумен-
том (копией документа), подписанным подписания таких сообщений уполномоченными
посредством проставления так назы-
лицами в установленном договором порядке.
ваемой факсимильной или отскани-
рованной подписи уполномоченного
лица (например, такое условие можно соглашением сторон случаях обязан информационной системы. Это лицо,
установить в отношении отдельных провести такую проверку». В данном осуществляющее деятельность по экс-
приложений к договору поставки, положении, сформулированном весь- плуатации информационной системы,
определяющих объем товара и график ма туманно, вероятно, как раз и подра- в том числе по обработке информа-
его отгрузки). зумевается описанная выше ситуация ции, содержащейся в базах данных.
обмена электронными сообщениями По общему правилу, оператором
Таким образом, возможность переда-
в рамках заключенного договора. считается собственник используемых
чи информации по телекоммуникаци-
Однако пока указанные в процитиро- при этом технических средств4, но им
онным сетям и необходимость под-
ванной норме федеральные законы не
писания документа уполномоченным может быть и лицо, с которым этот
приняты, можно посоветовать органи-
лицом – суть различные обстоятель- собственник заключил договор об экс-
зациям, активно использующим для
ства, хотя зачастую и непосредственно плуатации информационной системы.
передачи информации средства связи,
связанные друг с другом. Стороны мо- Если информационная система не
каждый раз настаивать на внесении
гут свободно обмениваться информа- является государственной или муни-
в заключаемые договоры условия
цией при помощи электронной почты, ципальной, то порядок ее создания
например согласовывать отдельные о направлении ответного сообщения и эксплуатации определяется ее опе-
приложения в рамках заключенного о получении определенной инфор- ратором (ч. 6 ст. 13 Закона 2006 г.).
договора (данная информация будет мации (возможно даже установить Поэтому, прежде чем привлечь опе-
считаться надлежащим образом пе- форму такого сообщения). ратора к оказанию услуг по эксплуа-
реданной, если будет существовать
техническая возможность подтвер- Субъекты правоотношений 3
Мы не являемся специалистами в области техниче-
дить, что она исходила от конкретного
в сфере информации ских средств защиты информации, однако позволим
лица)3, однако сам факт согласования себе утверждать, что доказать сам факт передачи
сообщения по электронной почте возможно, тогда
следует считать наступившим только Изменения коснулись также и сло- как подтвердить его содержание – задача куда более
после подписания таких сообщений сложная, особенно если с момента отправки сооб-
воупотребления в сфере принадлеж- щения прошло много времени. Кроме того, большое
уполномоченными лицами в установ- ности информации отдельным лицам: значение имеет и «авторизация» отправителя элек-
ленном договором порядке. тронного сообщения, т.е. возможность получателю
последние стали именоваться «об- определить того, кто именно передал данное со-
ладателями» информации, а не ее общение. Видимо, в отсутствие соответствующих
Данные выводы особенно актуальны
положений закона следует в каждом отдельном
«собственниками», «владельцами»
для компаний, осуществляющих ак- договоре устанавливать презумпцию, что сообщения,
или «пользователями», что во многом отправленные с тех или иных адресов электронной
тивную продажу товаров большому
почты, считаются отправленными надлежаще уполно-
упростило понимание структуры субъ-
числу потребителей, когда согласо- моченным лицом (конечно, при наличии у такого лица
ектов права на информацию. Все они,
вание условий поставок производится удостоверенных «в реальности» полномочий).
4
Уже в самом Законе 2006 г. (ч. 5 ст. 14) мы находим
независимо от прав на информацию
посредством обмена электронными исключение из этого правила, сделанное в отноше-
(абсолютных, по образу вещных, или
сообщениями с представителями нии государственных информационных систем: при
создании такой системы ее оператором, по общему
относительных/обязательственных),
контрагента (нередко уполномоченны- правилу, будет являться ее заказчик, и ввод системы
ми ненадлежащим образом). являются ее обладателями. Обладате- в эксплуатацию будет определяться им же.




4
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №1 • 2007 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВОМ


тации информационной системы 5 ся бесплатно (в Законе 1995 г. право по всему законодательному массиву
его установления было предоставлено
и заключить с ним соответствующий без какой-либо видимой системы.
Правительству РФ, но оно данным
договор, важно ознакомиться с его В частности, не разграничены пуб-
правом не воспользовалось). Впро-
внутренними правилами или положе- личные и частноправовые отношения
чем, указанный перечень содержит
ниями (которые обычно включаются в информационной сфере; серьезный
всего три пункта: 1) информация
в условия договора и поэтому имеют «разлад» наблюдается даже в наиме-
о деятельности органов власти, раз-
юридическую силу для сторон). новании видов конфиденциальной
мещенная в информационно-теле- информации.
коммуникационных сетях (имеется
Доступ к информации Так, в ч. 5 ст. 9 Закона 2006 г. впервые
в виду Интернет), 2) информация,
появилось понятие профессиональной
затрагивающая права и обязанности
В правовом регулировании «инфор-
тайны: информация, полученная граж-
заинтересованного лица и 3) иная
мационных» отношений одной из цент-
данами (физическими лицами) при
установленная законом информация
ральных является проблема доступа
исполнении ими профессиональных
(в качестве примера можно привести
к информации, однако ничего принци-
обязанностей или организациями при
положения Федерального закона от
пиально нового здесь законодателем
осуществлении ими определенных ви-
26 декабря 1995 г. «Об акционерных
не установлено. В соответствии с За-
дов деятельности. Но в законодатель-
обществах» о предоставлении опре-
коном 1995 г. возможность доступа
стве на тот момент уже было и до сих
деленной информации акционерам).
к информации была:
пор существует понятие служебной
В области платного предоставления
тайны (ст. 139 ГК РФ), которое, как
1) согласно ст. 10, критерием для информации органами власти все
представляется, имеет тот же самый
выделения отдельных видов ин- осталось по-прежнему: сделана отсыл-
формации – открытой/общедо- смысл. Адвокатская тайна (ст. 8 Фе-
ка к иным законам (например, к ст. 75
ступной и ограниченной в доступе дерального закона от 31 мая 2002 г.
старого Лесного кодекса РФ).
(государственная тайна и конфи- «Об адвокатской деятельности и ад-
денциальная информация); вокатуре в Российской Федерации»),
Предоставление аудиторская (ст. 8 Федерального
2) согласно ст. 12, одним из субъ- и распространение информации закона от 7 августа 2001 г. «Об ауди-
ективных прав ее собственников
торской деятельности»), банковская
(владельцев). В Законе 2006 г. описано еще одно (ст. 26 Федерального закона от 2 де-
право/правомочие – возможность кабря 1990 г. «О банках и банковской
Положения Закона 2006 г., по сути,
распространения и предоставления деятельности»), нотариальная (ст. 16
аналогичны описанным: ч. 2 ст. 5
информации. Под предоставлением
исходит из того же деления инфор- и 28 Основ законодательства о но-
информации понимаются действия, тариате) 8, врачебная (ст. 61 Основ
мации на общедоступную и на огра-
направленные на ее получение опре-
ниченную в доступе6, а ст. 8 прямо законодательства об охране здоровья
деленным кругом лиц или на передачу
граждан)9 – все это виды служебной
определяет доступ к информации как
такому же кругу лиц, а под распро-
субъективное право ее обладателя. тайны. Мы не против переименова-
странением – действия, направленные
На последнем остановимся более ния данного вида конфиденциальной
на получение информации неопреде-
подробно, поскольку регулирование информации, но почему не проводить
ленным кругом лиц и на ее передачу
права на доступ к информации, как
такому же кругу лиц (ч. 8, 9 ст. 2
уже отмечалось, центральный вопрос 5
Закона 2006 г.). Более понятными Под определение информационной системы под-
любого «информационного» законо- падает даже Интернет-сайт, который вполне может
эти определения становятся при
дательства. считаться базой данных («объективная форма
ознакомлении со ст. 10 Закона 2006 г., представления и организации совокупности данных
(например: статей, расчетов), систематизированных
Пункт 6 ст. 2 Закона 2006 г. опре- из которой, в частности, следует, что таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены
деляет доступ к информации, как предоставление информации осу- и обработаны с помощью ЭВМ» – п. 1 ст. 1 Закона РФ

<< Предыдущая

стр. 2
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>