<< Предыдущая

стр. 4
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>





7
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №1 • 2007 | ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


заранее сформулированы, у членов ими приняты в области внутреннего Обязательства по доступу на рынок
регулирования. носят исключительно добровольный
ВТО отсутствовало какое-либо пред-
характер.
варительное понимание того, каким
Накануне саммита Россия – ЕС, ко-
должен быть алгоритм достижения
торый прошел в ноябре этого года США и страны Западной Европы внес-
консенсуса по вопросу перегруженной
в Хельсинки, Польша наложила вето ли неоценимый интеллектуальный
повестки Раунда развития. Встречи на предоставление Европейской вклад в создание многосторонней
Конференции министров в Канкуне Комиссии мандата на ведение пере- торговой системы (в 1946 г. СССР
(сентябрь 2003 г.) и Гонконге (де- говоров о заключении нового согла- по идеологическим соображениям
кабрь 2005 г.) не принесли ощутимых шения о партнерстве и сотрудничестве отказался от участия в переговорах
результатов. Выдвигаемые в ходе с Россией. Остальные 24 государства о заключении ГАТТ). США и «старые»
обеих встреч требования отдельных Евросоюза не смогли убедить Поль- члены ЕС3 играют важнейшую роль
участников не содержали взаимных шу смягчить свою позицию. А в ВТО в ВТО. Большинство инициатив в рам-
выгод и, более того, нередко являлись не 25, а 150 членов. Несмотря на то ках системы ГАТТ/ВТО на протяжении
концептуально неприемлемыми. что достижение консенсуса в этой более чем полувека действительно ис-
ситуации является действительно ходят от США и стран Западной Евро-
В настоящее время генеральный
непростой задачей, применение этого пы, и именно они чаще всего являются
директор ВТО г-н Паскаль Лами,
принципа необходимо с учетом спе- сторонами споров, рассматриваемых
говоря о необходимости измене-
цифики организации и значимости Органом по разрешению споров ВТО,
ния характера ведения переговоров
принимаемых решений. Поэтому нет но лишь потому, что эти государства
в сторону большей конструктивности
никакой трагедии в том, что не все делают все, чтобы в полной мере ис-
и интенсивности, постоянно под-
встречи Конференции министров пользовать те права и возможности,
черкивает, что членам ВТО следует
ВТО заканчиваются успешно. В конце которые ВТО предоставляет своим
проявить повышенную готовность
концов, заседания в других междуна- членам.
к компромиссам и что противоречия
родных организациях порой проходят
и разногласия, мешающие достиже- Что мешает экономически менее
не менее бурно.
нию договоренностей, могут привести сильным государствам выступать
Проблема заключается скорее в том,
к крайне негативным последствиям с инициативами? ВТО предлагает
что некоторые члены ВТО ожидают
для многосторонней торговой системы своим членам правовые инструменты,
от организации слишком многого. Су-
в целом и для развивающихся стран с помощью которых можно достаточно
ществует ошибочное представление,
в частности. эффективно защищать свои инте-
что в ее рамках постоянно должен ресы. Но для этого надо прилагать
Но если абстрагироваться от эмоций, проходить переговорный процесс, усилия, потому что ВТО – это орга-
то чтобы оценить нынешнюю роль направленный на дальнейшую ли- низация, построенная по принципу
ВТО, надо в первую очередь понять, берализацию международной тор- «помоги себе сам». Если государство
есть ли насущная необходимость говли, устранение тарифных и иных не вырабатывает заблаговременно
в проведении переговоров о дальней- барьеров, а также на включение все переговорную позицию по тому или
шей либерализации международной новых областей в компетенцию ВТО. иному вопросу, не проводит консуль-
торговли. Это явление в западной литературе тации с отечественной промышлен-
получило название «агрессивной ли- ностью, не привлекает экспертов, не
Компетенция ВТО охватывает более
берализации». просчитывает последствия от пре-
95% всей мировой торговли, которую
доставления уступок, не выдвигает
ведут 150 государств2 с населением, Но данные вопросы имеют лишь
новых предложений по дальнейшему
косвенное отношение к самой ор-
превышающим 5 миллиардов чело-
развитию многосторонней торговой
ганизации и не должны влиять на
век. ВТО непосредственно управля-
системы, то ВТО тем более не станет
оценку деятельности ВТО. В качестве
ется своими членами (member-driven
решать подобные задачи, потому
международно-правового инструмента
organization). В отличие от большин-
что это не входит в функции данной
регулирования межгосударственных
ства других международных органи-
организации.
торговых отношений ВТО является
заций в ВТО нет производного права:
самой эффективной и востребованной
все решения здесь принимаются
Миф третий:
организацией.
членами организации, причем консен-
присоединение России
сусом. Эта традиция была заложена
Миф второй:
в ГАТТ еще в 1948 г. к ВТО приведет к потере
деятельность ВТО отражает конкурентоспоcобности
Принятие всех решений консенсусом
интересы только крупнейших
обусловлено тем, что в рамках ВТО российской промышленности
ее членов (в первую очередь
рассматриваются вопросы, которые
и к негативным социальным
непосредственно затрагивают права США и ЕС) и не учитывает последствиям
и интересы государств-членов, так
потребностей других государств
как требуют внесения изменений После присоединения нашей страны
в их национальное законодательство. В рамках ВТО все государства имеют к ВТО в краткосрочной перспективе
И было бы совершенно неприемлемо, одинаковые права и обязанности. По- потребители не увидят никаких изме-
если бы одни страны – пусть их и боль- следние могут варьироваться только нений ни в ценах, ни в ассортименте
шинство – были бы вправе навязывать в зависимости от обязательств по
другим те или иные направления доступу на рынок товаров и услуг, 2
150-й член ВТО – Республика Вьетнам – присоеди-
внешнеторговой политики, уровень которые фиксируются в соответст- нится к ВТО 11.01.2007 г.
пошлин и меры, которые должны быть вующих перечнях к ГАТТ и ГАТС. 3
Страны, которые были членами ЕС до 01.05.2004 г.




8
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №1 • 2007 | ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


достигнутым в процессе присоеди-
товаров. То же самое касается оте- дународная торговля промышленными
и сельскохозяйственными товарами;
чественных товаропроизводителей: нения к ВТО, Россия согласилась на
международная торговля услугами;
ее проведение, выполнив требование
никакого резкого переворота в услови-
интеллектуальная собственность;
ЕС и США, которые рассматривают
ях конкуренции на российском рынке
связанные с торговлей инвестицион-
низкие цены на энергоносители внут-
не произойдет. Но в среднесрочной
ные меры; специальные защитные,
ри РФ в качестве субсидирования
перспективе, в результате поэтапного
антидемпинговые и компенсационные
российской промышленности. Однако
снижения уровня импортных пошлин,
меры; санитарные и фитосанитарные
ценообразование на энергоносители
конкуренция между отечественны-
меры; технические барьеры; вопросы
не входит в компетенцию ВТО. Более
ми и иностранными товарами будет
предотгрузочной инспекции; правила
того, низкие цены на энергоносите-
постепенно нарастать. Вместе с тем
происхождения товаров; импортное
ли – это естественное конкурентное
многие из действующих на данный
лицензирование и др. С другой сторо-
преимущество нашей страны.
момент импортных пошлин носят фис-
ны, число отраслей промышленности
кальный характер (за исключением
членов ВТО очень велико, не говоря
Что нужно делать отечественной
отдельных, защищенных отраслей)
уже о различных секторах услуг.
и, соответственно, существенного промышленности, чтобы получать И поэтому государство не в состоянии,
влияния на условия конкуренции не
от членства России в ВТО используя только свои собственные
оказывают.
максимальные преимущества? ресурсы, отстаивать интересы каждой
Число иностранных поставщиков на из отраслей.
ВТО – межгосударственная организа-
российском рынке услуг может увели-
В силу этого бизнес должен самостоя-
ция, а потому только государства-чле-
читься, поскольку РФ возьмет на себя
тельно заботиться о продвижении
ны могут принимать участие в перего-
обязательства, закрепленные в Гене-
и защите своих интересов в рамках
ворах и подавать жалобы в Орган по
ральном соглашении по торговле услу-
ВТО, оказывая государству эксперт-
разрешению споров ВТО. Формально
гами. Этот документ обеспечит режим
ную и информационную поддержку.
ни юридические, ни физические лица
гарантированного доступа иностран-
Именно промышленность играет клю-
членов организации не имеют доступа
ных услуг и их поставщиков на рынок
чевую роль в формировании позиции
ни в один из ее органов, хотя правила
РФ, что существенно улучшит условия
страны в отношении предложений,
ВТО напрямую затрагивают права
доступа для иностранных услуг на на-
которые исходят от других членов,
и интересы именно этих лиц. Исходя
шем рынке и создаст благоприятную
в выработке собственных инициатив
из этого представители промышлен-
атмосферу защищенности и правовой
и т.д. Это нормальная практика для
ности государств-членов принимают
стабильности. Российские потребите-
всех членов ВТО, которым удается
активное участие как в формировании
ли от этого только выиграют. Что же
успешно отстаивать интересы своей
новых норм и принципов междуна-
касается российских поставщиков, то
промышленности.
родной торговли, так и в процедуре
они более пятнадцати лет осущест-
разрешения споров. Важно знать, что в рамках ВТО го-
вляют деятельность в условиях рынка,
сударства отстаивают интересы не
и многие из них поставляют конкуренто-
В ряде стран механизмы взаимодейст-
отдель ных компаний, а отраслей.
способные услуги. В итоге, выбор
вия государства и бизнеса в связи
Поэтому, прежде чем обращаться
всегда будет за потребителями.
с участием в ВТО закреплены зако-
в государственные органы, которые
нодательно, а в некоторых других
Присоединение к ВТО будет способ- представляют страну в ВТО, необходи-
подобное регулирование отсутствует,
ствовать привлечению иностранных мо сформировать позицию конкретной
в результате чего решение соответст-
инвестиций в Россию, которая станет отрасли. Для этого нужно установить
вующих вопросов отдается на откуп
стороной Соглашения по связанным механизм внутриотраслевого взаи-
чиновникам. Второй вариант является
с торговлей инвестиционным мерам. модействия, который и позволит
неприемлемым для нашей страны.
Этим соглашением вводится запрет выработать консолидированную по-
Вот почему необходимо разработать
на нарушение национального режима зицию. Не секрет, что устремления
прозрачные и понятные механизмы
и применение количественных огра- различных компаний внутри одной
взаимодействия промышленности
ничений в отношении иностранных отрасли могут быть диаметрально
и Министерства экономического
инвестиций. Создание стабильного противоположными, но для решения
развития и торговли РФ и ясные
правового режима приведет к повы- общеотраслевых проблем в рамках
критерии, в соответствии с которыми
шению инвестиционной привлекатель- многосторонней системы ВТО до-
чиновники смогут принимать те или
ности нашей страны. стижение компромисса между ними
иные решения, а страна – брать на абсолютно необходимо.
Вряд ли будет преувеличением ска-
себя международные обязательства
зать, что ВТО не таит в себе ника- Таким образом, нет серьезных (непо-
в рамках ВТО.
ких опасностей ни для российских литизированных) причин сомневаться
Важнейшим условием эффективно-
граждан, ни для компаний. Но это в том, что присоединение РФ к ВТО
сти участия России в ВТО является
и не означает, что присоединение предоставит российским компаниям
активная позиция отечественной
к ВТО предоставит России одни лишь беспрецедентные возможности за-
промышленности. Было бы большой
преимущества. Например, вызывает щиты и продвижения своих интересов
ошибкой полагать, что все шаги,
беспокойство запланированный рост в рамках многосторонней торговой

<< Предыдущая

стр. 4
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>