<< Предыдущая

стр. 15
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

компании;
данный инструментарий в силу своей
необходимо помнить о наличии Ди-
сложности нуждается в отдельном
ректив ЕС, регламентирующих, в том 3) учитывать, что надежность часто
рассмотрении. Поэтому надеемся вер-
числе, налогообложение материнских оказывается в обратно пропорцио-
нуться к нему в следующих статьях.
и дочерних компаний. Так, Директива нальной зависимости с конфиден-
Совета 90\435\ЕЕС от 23 июля 1990 г. циальностью, а высокая репутация
Выводы
«Об общей системе налогообложения, в прямой зависимости со стоимос-
применимой к материнским и дочер- тью обслуживания;
При выборе международного корпора-
ним компаниям разных государств-
4) проконсультироваться с соответ-
тивного инструмента и той или иной
членов» с изменениями, внесенными
Директивой Совета 2003\123\ЕС, юрисдикции необходимо: ствующими специалистами.




36
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №2 • 2007 | СОПРОВОЖДЕНИЕ СДЕЛОК | ТЕХНИКА СОСТАВЛЕНИЯ ДОГОВОРА




ДИСТРИБЬЮТОР И РЕГИОНАЛЬНЫЙ
ДИЛЕР: КТО НЕСЕТ РАСХОДЫ
НА РЕКЛАМУ ТОВАРОВ?
В статье даются рекомендации по составлению договора
поставки. При этом обращается особое внимание
на возможность снижения налоговых рисков при
рекламировании поставляемой продукции



ми понимаются экономически оправ-
Михаил Заусалин Сергей Савсерис
данные затраты, оценка которых вы-
юрист юридической компании кандидат юридических наук,
ражена в денежной форме. Критерий
«Пепеляев, Гольцблат и партнеры» руководитель налоговой практики
экономической оправданности затрат юридической компании
раскрывается в ст. 252 НК РФ, где «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
сказано, что расходами признаются
Часто можно встретить рекламу, любые затраты при условии, что они
в которой содержится информация относятся к деятельности, направлен- продаж: чем больше объем продаж,
торговых компаний, расположенных ной на получение дохода. тем выше прибыль.
в различных регионах России, в то
Таким образом, возможность отнесе- Всем известно, что для увеличения
время как размещает такую рекламу
ния к расходам, уменьшающим базу объема продаж необходима интен-
дистрибьютор – компания, которая
налога на прибыль, затрат на изго- сивная реклама, распространяемая
ввозит товар на территорию России,
товление и размещение рекламного по определенным правилам. При этом
но сама его в розницу не продает.
баннера зависит от экономической не имеет значения, что дистрибьютор
Отношения между дистрибьютором
обоснованности таких затрат, т.е. не торгует в розницу – ведь рост объ-
и дилером могут строиться по-разно-
их направленности на получение емов продаж у дилеров аналогичным
му. Чаще всего между ними заключа-
дохода. образом отражается на соответству-
ется договор поставки. В зависимости
ющих показателях их единственного
от его оформления при размещении На практике нередко возникают слу-
поставщика.
подобной рекламы могут возникать чаи, когда отдельные расходы вос-
налоговые риски, для снижения ко-
принимаются налоговыми органами Конечно, дилеры могут самостоя-
торых имеет смысл включать в текст
как экономически не обоснованные тельно рекламировать продаваемую
договора положения, определяющие
или не направленные на получение продукцию, но тогда именно они
взаимные права и обязанности, свя-
дохода. Например, в такую категорию будут вынуждены нести расходы на
занные с рекламой поставляемой
могут попасть расходы дистрибьюто- рекламу, что приведет к изменению
продукции.
ра, который, будучи эксклюзивным ценовой политики. Отпускные цены
дистрибьютора станут намного ниже,
поставщиком иностранного произво-
Условия признания расходов а продажные цены дилеров – выше.
дителя, не осуществляет розничных
на рекламу для целей А это приведет к уменьшению как вы-
продаж на территории России, но
ручки от продаж дистрибьютора, так
рекламирует продукцию, распро-
налогообложения прибыли
и его налогооблагаемой прибыли.
страняемую в розничной сети его
контрагентами – региональными диле-
В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264
Иными словами, порядок рекламиро-
рами. В таких случаях для подтверж-
НК РФ расходы на рекламу произ-
вания товаров – это вопрос стратегии
водимых (приобретенных) и (или) дения экономической обоснованности
компании на рынке. Выбор стратегии,
реализуемых товаров (работ, услуг), расходов и их направленности на
при которой именно дистрибьютор
товарного знака и знака обслужи- получение дохода можно ссылаться на
рекламирует товар, может быть обос-
вания входят в расходы, связанные гражданско-правовые обязательства нован следующими аргументами:
с производством и реализацией, при- сторон договора.
1) все промахи рекламной политики
знаваемые для обложения налогом
Экономическая
на прибыль. повлекут негативные последствия
обоснованность затрат прежде всего для дистрибьютора
Как следует из п. 1 ст. 252 НК РФ,
(неудачная реклама приведет к сни-
Оценивая экономическую обосно-
расходами признаются обоснованные
жению продаж);
ванность затрат, следует исходить
и документально подтвержденные
затраты (убытки) налогоплательщика. из того, что прибыль дистрибьютора, 2) создание определенного имиджа
При этом под обоснованными расхода- главным образом, зависит от объема продукции может быть достигнуто



37
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №2 • 2007 | СОПРОВОЖДЕНИЕ СДЕЛОК | ТЕХНИКА СОСТАВЛЕНИЯ ДОГОВОРА


только скоординированной рек- осуществления единой рекламной Возможные обоснования
ламной политикой и выдержанной и маркетинговой политики в соответст- проведения маркетинговой
в едином стиле рекламой; вии с требованиями, сформулирован- политики дистрибьютором
ными сторонами в дополнительном
3) популяризация товаров привлечет При закреплении порядка рекламиро-
соглашении.
вания поставляемых дистрибьютором
покупателей в салоны дилеров,
товаров в маркетинговой политике
что увеличит и продажи дистрибью- Допустимо указать в преддоговорной
рекомендуем отразить следующие
тора; переписке и в договоре, что условие
положения, подтверждающие ее эко-
проведения единой маркетинговой
4) при централизованной рекламе номическую обоснованность:
политики является существенным для
в целом сокращаются соответству-
иностранного производителя. И тогда • разнообразная, противоречивая
ющие расходы;
сама возможность осуществления реклама дилеров, рекламирующих
5) расширение дилерской сети, так- предпринимательской деятельности различные модельные ряды или
же обеспечивающее рост объема дистрибьютором связана с его согла- разные по качеству товары, может
продаж, происходит, в том числе, сием с соответствующими требовани- дезориентировать покупателей
благодаря единой рекламной по- ями производителя. и привести к снижению продаж;
литике.

Возможность отнесения к расходам, уменьшаю-
Необходимость закрепления
обязанности дистрибьютора
щим базу налога на прибыль, затрат на изготов-
осуществлять единую
ление и размещение рекламного баннера зависит
маркетинговую политику
в гражданско-правовых документах от экономической обоснованности таких затрат,
Выбранная стратегия может быть за- т.е. их направленности на получение дохода.
креплена в договорах дистрибьютора
на различных уровнях.
• в рамках единой рекламной поли-
2. Уровень договорных отношений
1. Уровень договорных отношений тики все затраты на рекламу будут
с дилерами. Здесь для сохранения
между производителем и дистрибь- составлять единый бюджет, а за-
преемственности стоит ссылаться
ютором. Здесь могут устанавли- казы на рекламу будут считаться
на обязанность дистрибьютора по
ваться обязанности дистрибью- оптовыми; это позволит сократить
проведению единой маркетинговой
соответствующие расходы за счет
тора: (рекламной) политики, установлен-
скидок, предоставляемых произво-
ную основным договором поставки
• проводить единую политику про- дителями рекламы, что недоступно
с иностранным производителем.
движения товара; для каждого дилера в отдельно-
Соглашения, заключаемые на этом сти;
• проводить единую маркетинго-
уровне, позволяют закрепить допол-
вую политику и пр. • единая рекламная политика, об-
нительные обязанности дилера:
ладающая четко разработанной
Для иностранного производителя ва-
• придерживаться единого корпо- концепцией, более эффективна
жен не только объем продаж на тер-
ративного стиля в оформлении и способствует росту продаж;
ритории деятельности дистрибьютора,
салонов, магазинов и т.д.;
• дистрибьютор может привлекать
но и иные показатели, например: узна-
• выполнять требования в отноше- новых дилеров, указывая на то, что
ваемость бренда, единое оформление,
нии ассортимента, порядка рас- они не должны нести расходы на
единые требования к качеству обслу-
положения товаров на витринах, рекламу;
живания потребителей и пр. В услови-
в салоне и пр.;
ях, когда дистрибьютор сотрудничает • отпускная цена для дилеров ста-
с множеством розничных продавцов, • соблюдать единые требования новится выше вследствие того,
такие установки производителя мо- что они не несут расходов на рек-
к обслуживанию клиентов;
гут быть реализованы только за счет ламу.
• рекламировать поставляемый
проведения единой маркетинговой
Таким образом, выбор описанной
товар.
(рекламной) политики.
стратегии на рынке, с одной сторо-
3. Уровень внутренних документов
В данном случае в договоре между ны, может обосновываться испол-
компании дистрибьютора (мар-
иностранным производителем и дист- нением договорных обязательств
кетинговая политика, положения перед иностранным производителем,
рибьютором для целей определен-
о рекламе и пр.). а с другой – ее экономической целе-
ности несения расходов на рекламу
сообразностью: эффективная рек-
следует закрепить обязанность по- Крайне желательно, чтобы выбранная
лама позволит увеличить продажи
следнего проводить на территории маркетинговая политика была закреп-
дистрибьютора, а соответственно,
своей деятельности единую реклам- лена в документах различного уров-
расходы на нее будут экономически
ную и маркетинговую политику. Более ня, идеально – во всех документах.
оправданными.
того, чтобы подчеркнуть экономиче- При этом положения, установленные
скую направленность таких расходов, внутренними документами, должны Однако при отсутствии вышеука-
возможно установить систему скидок корреспондироваться с условиями занных положений в договорах или
и премий, не зависящих от объема основного договора с иностранным локальных актах расходы на рекламу
продаж, например только за факт дистрибьютора могут быть признаны
производителем.



38
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №2 • 2007 | СОПРОВОЖДЕНИЕ СДЕЛОК | ТЕХНИКА СОСТАВЛЕНИЯ ДОГОВОРА


налоговых органов в анализируемых
не относимыми на затраты по следу- предусмотреть в договорах с диле-
ющим причинам: обстоятельствах трудно оспорить, рами обязанность дистрибьютора
только если оно базируется на за- централизованно рекламировать про-
• рекламируется товар, который
ключении оценщиков, как указано даваемый товар. В частности, нужно
продается конечным потребителям
в ст. 250 НК РФ, что случается крайне установить, что при размещении
не дистрибьютором, а третьими
редко. Поэтому вероятность именно такой рекламы дается информация
лицами (дилерами);
этого обоснования доначисления на- о дилере с указанием его наимено-
• рекламируются не только постав- логов невелика. вания, адресов и телефонов. При
ляемый дилерам товар, но и третьи
лица (дилеры).
Иногда в рекламе, размещаемой дистрибьютором,
Риски признания стоимости указываются наименования и адреса дилеров, ра-
рекламы дилеров их доходом ботающих в регионах России. В этом случае сущест-
Иногда в рекламе, размещаемой вует риск того, что налоговые органы признают
дист рибьютором, указываются на-
стоимость подобной рекламы (в соответствующей
именования и адреса дилеров, рабо-
тающих в регионах России. В этом части) доходами дилеров.
случае существует риск того, что

<< Предыдущая

стр. 15
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>