<< Предыдущая

стр. 21
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


совершенно разный. Если между- вали тяжелые времена: закрывались
Василий Рудомино
народные фирмы пришли в Россию полностью или частично, так как фак-
старший партнер юридической
с готовыми know-how в отношении тически были не в состоянии помочь
компании «АЛРУД»
услуг и организации бизнеса, со своим клиентам. Лишь несколько
стабильным потоком клиентов и инве- фирм на тот момент были способны
стиционной поддержкой материнских осуществлять правовую поддержку
компаний, то российские начинали клиентов.
Начало начал хотя и с большим арсеналом теорети-
Как это часто бывает, кризис для
ческих знаний, но при полном отсутст-
В советское время рынка юридических многих российских юридических фирм
вии представлений об особенностях
услуг не существовало. Он образовал- стал необходимым толчком к дальней-
юридического бизнеса и с нулевой
ся в России в конце 1980-х – начале шему росту. И хотя некоторые из них
клиентской базой. Единственное, чего
1990-х гг. вместе с зарождавшимся существенно пострадали и сократили
недоставало иностранцам, – знания
тогда бизнесом. В это же время в на- свою практику, но большинство все-
местного законодательства и понима-
шей стране появились представитель-
таки воспользовалось представив-
ния российской специфики.
ства иностранных юридических фирм.
шейся возможностью и, преодолев
И здесь в числе первых была ком- Гонорары западных юристов были трудности, продолжило развивать
пания Baker & McKenzie, открывшая выше заработков отечественных свой бизнес.
офис в Москве в конце 1980-х гг. юристов в несколько раз. Иностранцы
Представляется, что с 1998 г. началась
обслуживали зарубежные компании,
Российские юридические фирмы
новая фаза развития рынка юриди-
которые до 1998 г. очень активно шли
(которые сначала организовывались
ческих услуг в нашей стране: ранее
в нашу страну; российские – местных
в форме кооперативов) в тот период
параллельно существовавшие меж-
клиентов. Такая структура рынка
запускали свой бизнес с нуля, хотя
дународный и российский юридиче-
позволила многим отечественным
некоторые из них были созданы вы-
фирмам получить очень важное пре- ские рынки начали процесс активного
ходцами из советских внешнеторговых
имущество – российскую клиентскую взаимопроникновения.
организаций («Юринфлот», «Городис-
базу, хотя уже тогда некоторые фирмы
ский и партнеры» и др.), имевшими
работали и с иностранными компа- Активный рост
большой опыт сотрудничества с иност-
ниями. Таким образом, обе группы
ранными юридическими фирмами
юридических фирм развивались Последовавший за кризисом 1998 г.
в советское время.
параллельно, практически не пересе- экономический подъем, который про-
Таким образом, на незанятом и некон- каясь, конкуренции между ними, по должается до настоящего времени,
курентном пространстве одновремен- сути, не было. ускорил развитие отечественного
но стали развиваться и опытные иност-
рынка юридических услуг: возросло
ранные, и начинающие российские
Кризис на пользу количество юридических фирм, по-
юридические фирмы. Это уникальная
степенно увеличивается численность
особенность отечественного юриди-
Экономический кризис 1998 г. стал юристов в них, а также, что очень
ческого рынка. В Украине, например,
переломным моментом в развитии важно, начался процесс формирова-
пока почти нет международных фирм,
российского юридического бизнеса. ния группы лидеров рынка.
а национальные компании – лидеры
Ситуация сложилась так, что предста-
украинского рынка – активно работа- Перечислим ряд факторов, стимули-
вители иностранных компаний были
ют для иностранных клиентов, в том ровавших данные процессы:
вынуждены обращаться в российс-
числе как субподрядчики для глобаль-
кие юридические фирмы, поскольку • рост экономики;
ных и международных фирм.
только там им могли дать дельный
• возвращение государства к актив-
Стартовый капитал, что очень важно, совет в области валютного контроля,
ной роли в регулировании экономи-
у российских юристов, с одной сто- налогов, судов, банкротств и т.д.
роны, и у западных – с другой, был Международные фирмы тогда пережи- ки и сбору налогов;



51
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №2 • 2007 | РЫНОК ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ


• формирование у владельцев и ру- работающих в России, медленно, но фирмы, обладающие опытом транс-
граничных и международных сделок
ководителей российских компаний постоянно увеличивается. Так, за ука-
и владеющие английским языком,
понимания преимуществ исполь- занный период среднее число юристов
в меньшинстве в России». В 2003 г.
зования внешних юридических возросло примерно на 30%, что не
обозначено уже большее количество
консультантов; сопоставимо с существенным увели-
местных фирм. Для иллюстрации
чением спроса на юридические услуги.
• изменение отношения иностранных
отношения, которое совсем недавно
К сожалению, у нас нет подобных
(в том числе глобальных) компа-
демонстрировали зарубежные анали-
данных за 2006 г., но названная тен-
ний-клиентов к концепции one stop
тики к отечественным юридическим
денция, без сомнения, сохраняется.
shop (работа по всему миру с одной фирмам, приведем цитату из обзора
глобальной юридической фирмой) Медленный рост юридических компа- за 2004 г.: «…зачаточное состояние
и переход к концепции лучших ний, однако, не означает, что на рынке российского рынка юридических
фирм на местном рынке; не происходит серьезных изменений услуг в сфере коммерческого права
в расстановке сил. У иностранных говорит о том, что только единицы [из
• стремительное усложнение условий
фирм появляется все больше российс- российских фирм], если они вообще
ведения бизнеса в части юридиче-
ких клиентов, а отечественные юристы есть, способны конкурировать [с иност-
ской структуры сделок и опера-
все активнее работают с зарубежными ранными компаниями] за крупных
ций;
компаниями и начинают конкуриро- клиентов»1. И только последние два
• новая волна выхода иностранных вать со своими иностранными кол- года Legal 500 признает, что в России
инвесторов на российский рынок. легами на их традиционных рынках: есть местные юридические фирмы,
международных слияний и поглоще- конкурирующие на равных с иност-
Все это привело к превышению спроса
над предложением на отечественном
рынке юридических услуг. Данная
На незанятом и неконкурентном пространстве од-
тенденция стала столь очевидной,
новременно стали развиваться и опытные иност-
что многие независимые европейские
фирмы устремились в РФ. Несмотря на ранные, и начинающие российские юридические
большое количество давно и успешно
фирмы. Это уникальная особенность отечествен-
работающих в стране международных
и российских юридических компаний, ного юридического рынка.
региональные фирмы практически со
всей Европы открывают здесь свои
ний, банковских и финансовых сделок, ранными, предоставляющие услуги
офисы (например, финская Hannes
операций на рынке ценных бумаг и т.п. на высоком профессиональном уров-
Snellman или шведская Mannheimer
Конкуренция между двумя группами не и в соответствии с зарубежными
Swartling). Они, конечно, в первую оче-
юридических фирм постоянно усили- стандартами.
редь ориентируются на привлечение
вается, причем в борьбе не только за
своих национальных клиентов, но се-
Итак, зарубежные аналитические
клиентов, но и за лучшие кадры. При
годняшнее состояние рынка позволит
издания подтверждают общий вывод
этом позитивным показателем можно
и им активно расти в России.
о том, что ситуация на российском
считать и развитие сотрудничества
рынке юридических услуг меняется
По логике, такая ситуация должна между национальными и международ-
и мы находимся в начале нового этапа
была привести к увеличению не ными юридическими компаниями, что
его развития, который будет характе-
только количества, но и размера говорит как о взаимном признании,
ризоваться постепенным объедине-
существующих фирм. К сожалению, так и о выработке цивилизованных
нием международной и российской
в российских источниках нет обобщаю- правил взаимоотношений.
частей описываемого рынка.
щей статистики, которая отражала
бы соответствующие показатели
Признание Но, хотя тенденции качественного
(количество юридических компаний
роста российских юридических фирм
позитивных изменений
в России, численность сотрудников
очевидны, зарубежные исследователи
в них, годы основания, количество
продолжают довольно скептически
Изменения, происходящие на рос-
партнеров и т.п.). При этом исследо-
относиться к ним. Вот как сфор-
сийском юридическом рынке, не сра-
ванием российского рынка постоянно
мулированы основные претензии
зу были замечены зарубежными
занимаются английские издания, та-
к отечественным фирмам в статье,
исследователями. Возьмем тот же
кие, как Chambers, Legal 500, Practical
посвященной российскому юридиче-
Legal 500: в 1996 г., например, упо-
Law Company.
скому рынку, в английском журнале
минание российского юридического
Legal 500 – наиболее массовое из рынка отсутствовало в этом изда- The European Lawyer:
перечисленных изданий, которое еже- нии вообще. По обзорам даже за
1) непрозрачность российских фирм,
2001–2005 гг. складывается впечат-
годно проводит структурный анализ
что не дает проводить их грамотное
ление, что в России работают практи-
российского юридического рынка,
рейтингование;
чески только международные юриди-
в том числе сравнивая фирмы по коли-
ческие фирмы. В 2001 г. имена лишь
честву сотрудников. Данные Legal 500 2) недостаток инфраструктуры для ра-
троих российских юристов (и причем
за 2001–2005 гг. свидетельствуют боты на трансграничных сделках;
впервые) названы наравне с иностран-
о том, что численность сотрудников
ными. Обзор за 2002 г. содержит такое
в национальных и иностранных/меж- 1
The European Legal 500. Law Firms in Europe and Middle
дународных юридических фирмах, заключение: «местные юридические East. Fourteenth edition. 2004. Russia and the CIS.




52
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №2 • 2007 | РЫНОК ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ


3) плохое владение английским язы- лее усилятся в ближайшие годы и мы формации. При этом большинство
ком2. станем свидетелями международного российских и все международные
признания за нашими национальными фирмы не обладают стандартными
Тем не менее сегодня небольшая
фирмами лидерства на российском для любого другого рынка механиз-
группа российских юридических фирм
мами защиты конфиденциальной
юридическом рынке, как это произош-
получила признание на зарубежных
информации, что является большой
ло в Испании.
юридических рынках. Путь к между-
угрозой для нашего бизнеса;
народному признанию был долгим Существует несколько направлений
и непростым, и каждая фирма-лидер, • активизация российского юриди-
деятельности, где, на наш взгляд,
конечно же, использовала свою такти- необходимо консолидировать усилия ческого сообщества на междуна-
ку и стратегию развития и завоевания российского юридического сообще- родном рынке;
позиций. Но, скорее всего, при этом
управляющие партнеры каждой из
них столкнулись с необходимостью: У иностранных фирм появляется все больше рос-
а) инвестировать значительные сред-
сийских клиентов, а отечественные юристы все
ства в развитие и обучение персонала,
б) активно развивать партнерские активнее работают с зарубежными компаниями
отношения с лидерами зарубежных
и начинают конкурировать со своими иностран-
рынков юридических услуг, в) выраба-
тывать внутренние стандарты качест- ными коллегами на их традиционных рынках:
ва предоставляемых услуг и др.
международных слияний и поглощений, банков-
ских и финансовых сделок, операций на рынке
Обнадеживающие примеры
ценных бумаг.
При выработке стратегии развития
национальным юридическим фирмам
• развитие системы повышения
ства, поскольку это позволит ускорить
следует обратиться к опыту развития
квалификации юристов. Нехватка

<< Предыдущая

стр. 21
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>