<< Предыдущая

стр. 3
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

3. Сделка по приобретению Газпромом доли в Сахалин-2 – “настоящий” M&A.




Екатерина Макеева
советник по корпоративному управлению
ОАО «ТНК-BP – Менеджмент»

Принятие Правительством РФ Концепции совершенствования корпоративного законодательства
на период до 2008 г.




7
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №2 • 2007 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВОМ




ОБЗОР ЗАКОНОПРОЕКТОВ,
ПЛАНИРУЕМЫХ К ПРИНЯТИЮ В 2007 г.*
Название законопроекта Краткий комментарий
«О внесении изменения в пункт 3 статьи 4 Феде- Данный законопроект предусматривает продление до 1 января
рального закона от 11 ноября 2003 г. № 139-ФЗ 2009 г. некоторых льгот по налогу на имущество организаций. 24 но-
“О внесении дополнения в часть вторую Налогового ября 2006 г. рассмотрение данного законопроекта перенесено.
кодекса Российской Федерации” и внесении изме-
нения и дополнения в статью 20 Закона Российской
Федерации “Об основах налоговой системы в Рос-
сийской Федерации”, а также о признании утра-
тившими силу актов законодательства Российской
Федерации в части налогов и сборов»
«О внесении изменений в главу 21 части второй Проект предусматривает снижение размера ставки налога на до-
Налогового кодекса Российской Федерации» бавленную стоимость с 18 до 13% и отмену нулевой ставки налога,
применяемой в отношении нефти, включая стабильный газовый
конденсат, природного газа, угля и другого сырья, вывозимых
с территории РФ в таможенном режиме экспорта.
«О внесении изменения в статью 374 части второй В новой редакции ст. 374 из объектов обложения налогом на иму-
Налогового кодекса Российской Федерации» щество организаций исключаются транспортные средства.
«О внесении изменений в статьи 265 и 270 части вто- Содержит положения о включении в состав внереализационных
рой Налогового кодекса Российской Федерации» расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу
на прибыль организаций, расходов российских организаций в виде
средств, переданных безвозмездно в рамках целевого финансиро-
вания на содержание некоммерческих организаций и ведение ими
уставной деятельности.
«О внесении изменений в часть первую Налогового Принят в 1-м чтении 12 мая 2005 г. Рассмотрение законопроекта
кодекса Российской Федерации и в Федеральный во 2-м чтении планируется в июне 2007 г.
закон “О несостоятельности (банкротстве)”» (на-
правлен на согласование законодательства о банк-
ротстве с нормами Налогового кодекса Российской
Федерации)
«О внесении изменения в статью 339 части первой Изменения касаются вопроса государственной регистрации дого-
Гражданского кодекса Российской Федерации» вора о залоге транспортного средства.
«О внесении изменений в статью 1062 части второй Судебной защитой предлагается наделить требования по сделкам,
Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривающим выплаты в зависимости от изменения цен на
товары, ценные бумаги, курсов валют и уровня инфляции, а также
в зависимости от обстоятельств, относительно которых неизвест-
но, наступят они или нет. Требования граждан подлежат судебной
защите только при условии заключения таких сделок на бирже.
12 января 2007 г. Госдума преодолела вето Совета Федерации,
повторно проголосовав за закон.
«О внесении изменений в часть первую Гражданско- Законопроект предусматривает изменения правового положения
го кодекса Российской Федерации, в Федеральный общества с ограниченной ответственностью. Принят в 1-м чтении
закон “Об обществах с ограниченной ответствен- 9 ноября 2005 г. Рассмотрение законопроекта во 2-м чтении пла-
ностью” и Федеральный закон “О государственной нируется в июне 2007 г.
регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей”»
«О внесении изменений в Кодекс Российской Феде- Поправки ужесточают наказание за нарушение антимонопольного
законодательства1.
рации об административных правонарушениях»
«О внесении изменений в некоторые законода- Расширяет перечень споров, которые могут рассматривать только
тельные акты Российской Федерации (в части арбитражные суды. Вводятся нормы, описывающие рассмотрение
совершенствования механизмов разрешения кор- споров с большим количеством истцов. Внесен Правительством
РФ в Госдуму 16 января 2007 г.2
поративных конфликтов)»

*
В обзоре приводятся только те законопроекты, которые относятся к правовому регулированию коммерческой деятельности.
1
Более подробную информацию о проекте см.: Интервью с А. Сушкевичем, Начальником Аналитического управления ФАС РФ//Корпоративный юрист. 2007. № 2. С. 10–12.
2
Подробнее о концепции законопроекта см.: Степанов Д. Трансформация корпоративного законодательства: от стимулирования конфликтов к коррдинации поведения их участни-
ков//Корпоративный юрист. 2006. № 2. С. 3–10.




8
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №2 • 2007 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВОМ



Название законопроекта Краткий комментарий
«О внесении изменений в Федеральный закон Изменения касаются упрощения процедуры формирования капита-
“О Центральном банке Российской Федерации ла кредитных организаций за счет средств нерезидентов, а также
(Банке России)” и Федеральный закон “О банках совершенствования системы допуска капитала на российский
и банковской деятельности”» рынок банковских услуг. Законопроект принят в первом чтении
24 ноября 2006 г.
«О внесении изменений в статью 20 Федераль- Законопроект предусматривает повышение с 2 до 10% уровня
ного закона “О банках и банковской деятельности” достаточности собственных средств (капитала) кредитных органи-
и статью 4 Федерального закона “О несостоятель- заций. Принят во 2-м чтении 18 января 2006 г.
ности (банкротстве) кредитных организаций”»
«О внесении изменений в статью 20 Федерального Изменения касаются уточнения полномочий Банка России при
закона “О банках и банковской деятельности”» выявлении нарушений законодательства о противодействии лега-
лизации доходов, полученных преступным путем.
«О внесении изменений в законодательные акты Рассмотрение законопроекта во 2-м чтении планируется в феврале
Российской Федерации в части уточнения условий 2007 г. Принят в 1-м чтении 22 ноября 2006 г.
и порядка приобретения прав на земельные участки,
находящиеся в государственной или муниципальной
собственности»
«О государственном кадастре недвижимости» Направлен на решение вопросов регистрации недвижимого иму-
щества, информационного обеспечения процессов государственно-
го контроля, управления, экономической оценки и налогообложения
недвижимого имущества, а также совершенствование деятельности
в области формирования недвижимого имущества. Рассмотрение
законопроекта планируется в феврале 2007 г. Принят в 1-м чтении
3 ноября 2006 г.
«О внесении изменений в некоторые законодатель- Направлен на существенную доработку Федерального закона
ные акты Российской Федерации в части совершенст- «О землеустройстве» и основан на разделении понятий земле-
вования проведения землеустройства» устройства в отношении земли как природного ресурса и земле-
устройства в отношении земельных участков, частей земельных
участков и зон с особыми условиями использования территорий.
18 октября 2006 г. принят в 1-м чтении.
«О внесении изменений и дополнений в отдельные Изменения касаются предотвращения поступления на рынок контра-
законодательные акты Российской Федерации в свя- фактной продукции.
зи с принятием Федерального закона “О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Фе-
дерации “О товарных знаках, знаках обслуживания
и наименованиях мест происхождения товаров”»
«О внесении изменений в статьи 146 и 180 Уголов- Поправки предусматривают существенное усиление ответственнос-
ного кодекса Российской Федерации» ти за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземп-
ляров произведений или фонограмм в целях сбыта. Максимальное
наказание за эти деяния, совершенные в особо крупном размере
увеличивается до 6 лет лишения свободы и переводит данные
преступления в категорию тяжких. Принят во 2-м чтении.
«О внесении изменений в Федеральный закон “Об Цель проекта: совершенствование регулирования деятельности
инвестиционных фондах” и отдельные законодатель- акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний,
ные акты Российской Федерации» специализированных депозитариев и негосударственных пенсион-
ных фондов, лицензирования указанной деятельности и контроля
за ее осуществлением.
«О внесении изменений в Федеральный закон “Об Содержит положения о переходе к новой системе регулирования
аудиторской деятельности. Принят в 1-м чтении 18 мая 2005 г.
аудиторской деятельности”»
Рассмотрение планируется в январе 2007 г.
«О государственной регистрации прав на воздушные Рассмотрение законопроекта планируется в феврале 2007 г. Принят
суда и сделок с ними» в 1-м чтении 28 апреля 2004 г.

Обзор подготовлен Д. Зариповым




w w w . c l j .r u
9
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №2 • 2007 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВОМ




АМНИСТИЯ УЧАСТНИКАМ
КАРТЕЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ
Редакция журнала обратилась к Начальнику Аналитического управления
ФАС РФ Алексею Сушкевичу с просьбой рассказать о некоторых итогах
деятельности ФАС РФ в 2006 г. и обозначить основные ожидаемые
события 2007 г.



– Каковы функции и задачи воз- Закон о внесении изменений требуется предусмотреть наказание
за недобросовестную конкуренцию.
в КоАП РФ предусматривает радикаль-
главляемого вами аналитического
Отсутствие соответствующих норм
ную корректировку подхода к наказа-
управления?
в нашем законодательстве выгля-
ниям за нарушение антимонопольного
– Мы являемся сводным управлением дит по меньшей мере странным, по-
законодательства, кои в настоящее
и выполняем функцию подготовки скольку совершенно очевидно, что
время предусмотрены только в двух
документов, которые будут пред- недобросовестная конкуренция всегда
случаях: за неисполнение предписа-
ставлять позицию ФАС в целом, по осуществляется виновными лицами
ния антимонопольного органа и за
основным поручениям Правительс- с умыслом.
непредставление ходатайства либо
тва РФ и Президента РФ. Кроме того,
уведомления по сделкам, которые Меры ответственности, предусмот-
мы сводим отчетность в масштабах
подлежат контролю за экономической ренные КоАП РФ, в нынешнем виде
всего ведомства – всех 75 его терри- концентрацией. Ответственность за недостаточны. Они не соответству-
ториальных органов. До 2006 г. среди другие нарушения антимонопольного ют тяжести последствий названных
них были такие, которые никогда не законодательства отечественным правонарушений. Верхний предел
инспектировались центральным аппа- законодателем не установлена. Это штрафных санкций сейчас составляет
ратом. Сейчас ситуация изменилась. разительно отличается от практики 5 000 МРОТ, т.е. всего лишь 500 000
Помимо этого, наше управление зани- антимонопольного регулирования, рублей. Это ничтожно малая сумма
мается подготовкой законодательных сложившейся в мире. Везде, где та- для компании, которая с двумя-тремя
предложений. кое регулирование существует, пре- компаниями-конкурентами достиг-
дусмотрено наказание за грубейшие ла соглашения, ограничивающего
– Расскажите, пожалуйста, о зако-
формы ограничения конкуренции, конкуренцию, и монополизировала
нопроектной деятельности ФАС РФ.
нарушающие права различных лиц. какой-либо товарный рынок. И при-
Какие изменения грядут в 2007 г.?
менение санкций в данном случае не
– О чем идет речь?
– Мы предполагаем, что в 2007 г. оказывает никакого сдерживающего
вступит в силу федеральный закон воздействия. Поэтому, прежде всего,
– Российскому законодателю необ-
«О внесении изменений в Кодекс РФ предлагается ввести новый порядок
ходимо предусмотреть ответствен-
об административных правонару- расчета штрафов исходя из выручки
ность, в частности, за заключение
шениях» (далее – Закон о внесении лица, совершившего правонарушение,
соглашений, ограничивающих конку-
изменений в КоАП РФ. – Прим. ред.). от реализации товаров и услуг за
ренцию, или картельных соглашений;
Он был разработан ФАС РФ и два календарный год, предшествующий
за осуществление согласованных
года находился на согласовании данному правонарушению. Практика
действий, т.е. за сознательный отказ
применения оборотных штрафов дав-
в Правительстве РФ. 1 ноября 2006 г. от конкуренции в ущерб интересам
но существует в ЕС. Мы упрощаем си-
законопроект был рассмотрен Госу- потребителей со стороны лиц, которые
туацию по сравнению с европейским
дарственной Думой, где на этапе вто- формально конкурируют друг с дру-
регулированием, указывая максималь-
рого чтения были внесены поправки, гом, но на самом деле уже поделили
но и минимально допустимые размеры
которые существенно изменили его рынок путем информационного обме-
таких штрафов. Выбор конкретной
концепцию. 7 декабря 2006 г. коми- на, раскрытия существенной коммер-
величины остается на усмотрение
тет Государственной Думы принял ческой информации и т.д. Но в первую
административных органов.
решение создать рабочую группу очередь необходимо ввести наказание
для исследования всех поправок. Мы за злоупотребление доминирующим Мы считаем, что наиболее злостным
рассчитываем, что разногласия будут положением. Речь идет о возможности нарушением антимонопольного зако-
быстро урегулированы, поскольку за- использовать свою рыночную власть нодательства является заключение
конопроект согласован внутри самой в целях 1) последующего ограниче- картельных соглашений, и полагаем,
власти, у нас есть полная поддержка ния конкуренции на рынке (создание что верхний предел штрафа за со-
всех заинтересованных министерств входных барьеров) и 2) ущемления вершение подобных действий должен
и ведомств. интересов потребителей. Кроме того, составлять 4% годового оборота ком-



10
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №2 • 2007 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВОМ


пании-нарушителя. Сразу оговорюсь, часто выступаем в качестве третьей покрывать сумму штрафа, дисконти-
речь идет не о группе лиц, а только стороны в таких судебных спорах, так рованную на величину риска обнару-
о непосредственном нарушителе, т.е. как именно ФАС занимается профес- жения данного факта. Понятно, что
лице, в действиях которого выявлены сиональным анализом рынков и уста- чем эффективнее антимонопольная
признаки нарушения, в подтверж- навливает доминирующее положение служба будет выявлять картельные
дение чего приведены фактические компании на товарном рынке либо соглашения самостоятельно, тем
доказательства. Здесь нет никакой выявляет факт недобросовестной охотнее их участники будут идти на
групповой ответственности. Если конкуренции. сотрудничество с нами. Ведь лицу,
в группе лиц какая-либо компания выполнившему указанные условия,
– Закон о внесении изменений
вступила в картельное соглашение, то закон будет гарантировать полное
в КоАП РФ ограничивается только
в расчет будет браться годовая выруч- освобождение от ответственности,
установлением новых видов нака-
ка от реализации именно этой компа- в том числе от уплаты оборотного
заний или существуют какие-либо
нии, а не всей группы, которая могла штрафа. Для менеджера, заключив-

<< Предыдущая

стр. 3
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>