<< Предыдущая

стр. 5
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

тие ВАС РФ Постановления от 12 ок- сийская экономика, будучи частью от налогообложения. Оно ориентирует
тября 2006 г. «Об оценке арбитражны- европейской, конечно, должна это арбитражные суды на то, чтобы те
ми судами обоснованности получения учитывать. В то же время есть страны, оценивали доводы налоговых органов
налогоплательщиком налоговой выго- например США, в которых использует- о занижении сумм налогов на основе
ды». Оно важно, поскольку серьезным ся налог с продаж на уровне штатов. конкретных законодательных поло-
образом повлияет на бизнес-практику
Поэтому теоретически возможен жений, а не субъективных мораль-
и практику налоговых инспекций и ар-
и этот вариант. Вопрос лишь в том, но-этических установок, таких, как
битражных судов.
какой налог лучше администрируется. концепция «недобросовестного нало-
В свое время, когда у нас в стране гоплательщика». Постановление хотя
Затем, пожалуй, следует назвать
взимался налог с продаж, было очень
два определения Конституционного и рассматривает ситуации, к которым
Суда РФ от 12 июля 2006 г. № 266-О много споров, некоторые из которых ранее применялась эта концепция, но
и 267-О. Они были приняты летом дошли и до КС РФ. Проблемы раз- предлагает иные подходы. При этом
2006 г., но опубликованы лишь в кон- решились только с отказом от этого в нем не уточняется, какие именно
це октября – начале ноября. Эти налога и заменой его на НДС. решения надлежит принимать в тех
определения затрагивают ряд важных или иных случаях арбитражным судам.
– Чем вызвана идея замены НДС?
вопросов, связанных с налоговыми Оно указывает на обстоятельства, ко-
проверками. Они имеют огромное – В первую очередь, это обусловлено торые следует оценивать при рассмот-
значение потому, что в 2004–2005 гг. проблемами, связанными с его соби- рении споров о размере налоговых
КС РФ принял ряд решений, которые раемостью, поскольку катастрофиче- платежей. Понятие «необоснованная
были подвергнуты критике. Многие ски растет доля, которая из собранных налоговая выгода» является обоб-
комментаторы указывали, что КС РФ сумм возвращается обратно налого- щающим для всех подобных случаев
утрачивает свою функцию охраны плательщику. Кроме того, этот налог независимо от того, какой элемент
прав и свобод граждан и занимается не очень хорош для той экономической налога явился непосредственным
защитой интересов государственного модели, которая существует в нашей предметом разногласий сторон. Ника-
бюджета. Отчасти эта критика была стране. Но я здесь не специалист кой иной специфической нагрузки это
обоснованной и справедливой. Но и комментировать мне сложно. понятие не несет. При рассмотрении
КС РФ мужественно на нее отреа- конкретных дел использовать его в су-
– Когда возникла идея замены НДС
гировал. Этими определениями он дебных актах неуместно, поскольку
налогом с продаж?
продемонстрировал, что способен
суд всегда разбирает совершенно
принимать решения, отстаивающие
определенную ситуацию и должен
– Она возникла и дискутируется в по-
права и свободы предпринимателей
делать вывод о правомерности и обос-
следние годы, уже проходило много
и граждан.
нованности, к примеру, отнесения
конференций на эту тему. Но пока
затрат на себестоимость продукции;
сложно сказать, во что конкретно
Кроме того, хотелось бы выделить
применения вычета НДС, уплаченного
выльется данное предложение, на-
инициативу администрации Президен-



13
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №2 • 2007 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВОМ


мещении НДС недобросовестность
поставщику; использования льготы объем запрашиваемых документов ис-
контрагента?
ходя из требований законодательства
и т.п. В противном случае легко опять
и потребностей налогового контроля,
отказаться от принятия судебных
– Нет, нарушение налоговых обязан-
но исключая возможность причинения
решений строго на основании зако-
ностей контрагентами налогоплатель-
неправомерного вреда налогоплатель-
ноположений и получить «достойную»
щика не может служить единственным
щику необоснованным расширением
замену понятию «недобросовестный основанием для отказа налогоплатель-
круга запрашиваемых документов.
налогоплательщик» в виде понятия щику в применении вычетов по НДС.
«налогоплательщик, необоснованно КС РФ в Определении от 16 октября
У налогоплательщика нет обязанности
получающий выгоду». 2003 г. № 329-О сделал вывод, что
«автоматически» представлять в на-
истолкование ст. 57 Конституции РФ
логовый орган документы, хотя и под-
– Постановление Пленума ВАС РФ
в системной связи с другими положе-
тверждающие право на получение на-
опирается на презумпцию добро-
ниями Конституции РФ не позволяет
логовой выгоды, но не истребованные
совестности налогоплательщика.
сделать вывод, что налогоплательщик
налоговым органом в установленном
Какую функцию выполняет данная
несет ответственность за действия
законом порядке. Поэтому слова
презумпция в налоговых спорах?
всех организаций, участвующих в мно-
о представлении в налоговый орган
– Она распределяет бремя доказы- гостадийном процессе уплаты и пере-
«всех надлежащим образом оформ-
вания. Налоговый орган должен до- числения налогов в бюджет.
ленных документов» следует понимать
казать обстоятельства, послужившие не как всех имеющихся у налогопла- В то же время отказ в возмещении
основанием для принятия им оспари- тельщика документов, обосновываю- НДС не противоречит международно-
ваемого акта. Постановление Пленума щих его право на получение налоговой правовым обязательствам РФ и Кон-
ВАС РФ уточняет, какого рода обсто- выгоды, а как только тех документов, ституции РФ, если доказано, что нало-
ятельства должны подтверждаться представление которых в налоговый гоплательщик либо был соучастником
в связи с претензиями к получению орган обязательно в силу прямого ука- сложных многостадийных операций,
налогоплательщиком налоговой вы- зания закона либо в силу требования совершаемых исключительно ради
годы: недостаточность, противоречи- налогового органа, изданного в слу- получения налога из бюджета, либо
вость или недостоверность сведений, чаях и в порядке, предусмотренных не проявил должной осмотрительно-
содержащихся в документах, пред- законом. Такое понимание полностью сти в выборе контрагента. При этом
ставленных налогоплательщиком совпадает с позицией КС РФ. должен быть установлен виновный ха-
в налоговый орган. рактер действий налогоплательщика
При оценке доводов налогового ор-
(в форме умысла или неосторожности),
ВАС РФ указывает, что основанием гана о том, что налогоплательщик
приведших или способствовавших
получения налоговой выгоды является представил ему не все документы, не-
незаконному неполучению бюджетом
представление налогоплательщиком обходимые для подтверждения права
налогов. Однако сама обязанность
в налоговый орган всех надлежащим на получение налоговой выгоды, суду
проявлять должную осмотрительность,
образом оформленных документов, надлежит проверить, затребовались
формы и способы выполнения этой
предусмотренных законодательством ли соответствующие документы на-
обязанности и последствия ее неис-
о налогах и сборах. Необходимо при- логовым органом в ходе камеральной
полнения должны устанавливаться
нять во внимание, что право отнести или выездной налоговой проверки. законом. Иной путь не соответствует
затраты на себестоимость, приме- Если суд установит, что документы не принципу правовой определенности,
нить льготу, более низкую налоговую были затребованы, то доводы нало- согласно которому негативные меры
ставку, вычесть НДС, уплаченный гового органа о неполноте сведений, должны быть однозначными, а их
поставщику, и т.д. возникает у нало- необходимых для получения налого- применение – предсказуемым для лиц,
гоплательщика в силу закона, а не вой выгоды, следует признать несо- в отношении которых они применяют-
в силу решения налогового органа. стоятельными. Суду также необходимо ся. Поскольку НК РФ не устанавливает
Последний лишь контролирует за- проверить доводы налогоплательщика ни обязанность налогоплательщика
конность и обоснованность действий о том, что затребованные, но не пред- проявлять должную осмотрительность,
налогоплательщика в случаях и в по- ставленные им для проверки доку- ни формы и способы исполнения такой
рядке, установленных НК РФ. менты не относятся к необходимым обязанности, то определять последст-
и достаточным для целей налогового вия ее неисполнения судебной практи-
Налогоплательщик обязан предста-
контроля. Если суд установит, что за- кой недопустимо. Поэтому ссылки на
вить в налоговый орган документы,
конность и обоснованность получения неосмотрительность возможны лишь
подтверждающие его право на полу-
налогоплательщиком налоговой выго- как дополнения к доказанному от-
чение налоговой выгоды. Если закон
ды подтверждается представленными сутствию экономической деятельности
требует их представления вместе
им документами, то довод о неполноте самого налогоплательщика.
с налоговой декларацией, то отсутст-
сведений ввиду непредставления
вие какого-либо из обязательных В Постановлении указывается, что
иных документов, содержащих те
документов или представление его не налоговая выгода может быть при-
же самые данные, следует признать
по утвержденной форме может расце- знана необоснованной, если нало-
несостоятельным.
ниваться как неполное представление говым органом будет доказано, что
сведений. В большинстве случаев – Пленум отреагировал на распро- налогоплательщик действовал без
подобные документы представляются страненную практику незаконного должной осмотрительности и осто-
в налоговый орган по его же требова- возмещения НДС, уплаченного рожности и ему должно было быть
нию, выданному в рамках той или иной поставщику. Может ли служить известно о нарушениях, допущенных
процедуры налогового контроля. При единственным основанием для контрагентом, в частности, в силу
отказа налогоплательщику в воз-
этом именно этот орган определяет отношений взаимозависимости или



14
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №2 • 2007 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВОМ


собой организационно, технологи-
аффилированности налогоплатель- советском пространстве. Это одна
чески, финансово юридических лиц
щика с контрагентом. Из смысла из важных политических задач, и ее
образуют единого налогоплательщи-
данного положения следует, что не выполнение будет служить укрепле-
ка, консолидируют свою отчетность
во всех случаях при наличии указан- нию России.
и подают общую декларацию. Их
ных обстоятельств суд принимает
– Это важно для транснациональ- внутренние обороты, соответственно,
решение о необоснованном получении
ных компаний? никак не будут влиять на конечный
налоговой выгоды. Ссылка на нео-
итог налогообложения, т.е. вышедшая
смотрительность как на проявление – И не только. Это важно для любых
из этого «черного ящика» продукция
неосторожной формы вины допусти- вертикально интегрированных групп.
облагается налогом, а что внутри
ма, только если подтверждено, что по- Сейчас у нас есть такие полиатив-
него – не интересует. Об этой идее
ведение налогоплательщика повлияло ные институты, которые сглаживают
говорили уже лет десять назад, но тог-
или могло повлиять на непоступление данную проблему. Имеется в виду
да она не была поддержана, а теперь
НДС в бюджет. При этом должна быть освобождение от налогообложения
Минфин согласился, что это важно.
установлена причинно-следственная безвозмездно переданных сумм до-
связь между действиями налогопла- черним компаниям материнскими Еще один значимый вопрос в обла-
тельщика, требующего возмещения и наоборот. Но это не решает всей сти трансфертного ценообразования:
НДС, и противоправным неисполне- проблемы. Соответствующий зако- С. Д. Шаталов не так давно впервые
нием обязанностей третьим лицом. нопроект в настоящее время тоже признал, что и у нас в стране воз-
Но для выявления такой связи недо- рассматривается, правда, в нем про- можно заключение предварительных
статочно просто констатировать, что ясняются хотя и важные, но все-таки соглашений о ценах в рамках законо-
налогоплательщик перечислил сумму технические детали. Например, какой дательства о трансфертном ценообра-
НДС поставщику, который не уплатил уровень участия акционера следует зовании. Что имеется в виду? Между
НДС в бюджет. Сама по себе уплата считать стратегическим для того, взаимозависимыми лицами есть такие
НДС поставщику – правомерное пове- чтобы дивиденды не облагались на- операции, которые контролируются
дение. В таких действиях вины нет. логом: 20, 30, 50, 70%. налоговыми органами для того, чтобы
налогоплательщик был спокоен в от-
При рассмотрении споров о правомер- Планируются поправки в те нормы,
ношении каких-либо дальнейших про-
ности и обоснованности требований которые регулируют трансфертное
верок. Он может заранее поставить
возместить НДС следует оценивать ценообразование (ст. 20 и 40 НК РФ).
перед налоговой инспекцией вопрос:
доводы налоговых органов о том, В феврале Минфин обещает подгото-
если я в течение года буду постоянно
что деятельность налогоплатель- вить законопроект по данному вопросу.
вести торговлю с данной компанией
щика, его взаимозависимых или Тема эта, на самом деле, обсуждается
и определять цену на свои товары
аффилированных лиц направлена на довольно давно. То регулирование,
по такой-то методике, согласны ли
совершенствование операций, связан- которое у нас есть и которое, может
вы с предложенной методикой, не
ных с налоговой выгодой, и ведется быть, было удовлетворительным на
будет ли потом у вас ко мне претен-
преимущественно с контрагентами, этапе, когда оно принималось, сейчас
зий, пересчета моих цен в налоговых
не исполняющими всех налоговых признается устаревшим и неполным.
целях и т.д.? Налоговый орган дает
обязанностей. При этом факт неиспол- В этом законопроекте Минфин пред- свою оценку, и они с налогоплатель-
нения контрагентами своих налоговых ложит изменить правила признания щиком заключают соответствующие
обязанностей должен быть доказан лиц взаимозависимыми в налоговых предварительные соглашения. Ра-
в установленном порядке. Тогда до- целях, а также методику подсчета нее у нас такая возможность всегда
воды налоговых органов необходимо и установления рыночных цен и т.д. рассматривалась как исключительно
оценивать в совокупности с доводами
коррупционноемкое мероприятие. Но,
Еще один законопроект, ожидаемый
об обстоятельствах, указанных в п. 5
кажется, Минфин сдвинулся с места
от Минфина в течение года, касает-
и 6 Постановления Пленума ВАС РФ,
и признал, что существуют модели,
ся консолидированного налогопла-
подтверждающих отсутствие реальной
когда такие соглашения не являют-
тельщика. Наше законодательство
предпринимательской или иной эконо-
ся коррупционными и посвящены
о трансфертных ценах, в отличие от
мической деятельности.
именно методике расчета цены, а не
западного, применяется не только при
– Что нового ожидается в налоговом конкретной сумме, когда они являются
транснациональных сделках, но и во
законодательстве в 2007 г.? открытыми и вышестоящий налоговый
внутреннем обороте. А для кого это
орган имеет право их проконтролиро-
наиболее болезненно? Понятно, что
– Прежде всего, хотелось бы отметить
вать. Это тоже очень важно, поскольку
для интегрированных компаний, где

<< Предыдущая

стр. 5
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>