<< Предыдущая

стр. 9
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

деятельности данная организация
или муниципальной собственности, договор.
должна иметь проведение подобных
либо права на заключение договора
аукционов. В любом случае право собственности
купли-продажи лесных насажде-
ний. Таким образом, законодатель и другие вещные права на лесные
Исходя из уже сложившейся прак-
попытался на федеральном уровне участки, ограничения (обременения)
тики организации и проведения аук-
урегулировать вопросы, касающиеся этих прав, их возникновение, переход
ционов, когда на стороне органи-
организации и проведения подобного и прекращение, как и прежде, под-
затора фактически выступают те
аукциона без наделения соответству- лежат государственной регистрации
или иные органы государственной
ющими полномочиями органов испол- в соответствии с федеральным зако-
власти и местного самоуправления,
нительной власти субъектов РФ. нодательством.
а де-юре – специализированные ор-
ганизации, можно предположить,
Именно аукцион, а не конкурс прово- Многие положения Лесного кодекса
что и в отношении лесных аукционов
дится для определения дальнейшей 1997 г. перешли в новый Лесной
будет избран тот же путь.
судьбы лесного участка. Из нового кодекс, что между тем не свидетельст-
кодекса понятие лесного конкурса вует об абсолютной преемственности
И в этом есть свое разумное зерно.
вообще исключено. Думается, не Ведь специализированная организа- между ними. Некоторые статьи ныне
случайно. При проведении конкурса ция ничем иным, кроме как организа- действующего кодекса являются но-
претенденты на заключение догово- цией и проведением подобных аукци- выми с точки зрения всего лесного за-
ра представляют свои конкурсные онов, не занимается, а потому имеет конодательства. Законодатель пред-
заявки в запечатанных конвертах. необходимый для этого опыт работы принял попытку упорядочить лесные
И лишь конкурсная комиссия вправе и штат сотрудников. Вследствие этого правоотношения, возложив их урегу-
ознакомиться с ними и выявить на не исключено, что проводить лесные лирование не только на сам Лесной
основе анализа заявок победителя, аукционы будут специально создан- кодекс, но и на другие законодатель-
предложившего лучшие условия ные для этих целей организации. ные акты, такие, как ГК РФ и ЗК РФ.
и большую цену. Победитель аукциона
Однако с учетом специфики лесных
В новом Лесном кодексе, как уже
определяется в ходе открытых торгов
участков как объектов гражданского
было отмечено выше, содержится
путем повышения начальной цены
оборота достаточно большое, если не
подробная информация о порядке
предмета аукциона. Это позволяет
основное, внимание в новом Лесном
организации и проведении лесных аук-
максимальным образом реализовать
кодексе уделено вопросам защиты
ционов. Хотелось бы остановиться на
принцип гласности в сфере распреде-
ления лесных участков. наиболее существенных моментах: и охраны лесов.



22
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №2 • 2007 | ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ




ПРАВО ВТО В СИСТЕМЕ
МЕЖДУНАРОДНОГО
ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
На чем основана концепция «автономного режима» в международном
праве? Допустимо ли использование термина «право ВТО»? Автор
делится с читателями своими взглядами по данным проблемам




пами и институтами (п. 243 Доклада). му, когда две или более норм касаются
Анна Смбатян
одного и того же предмета, приоритет
А потому сегодня уже можно вести
кандидат юридических наук
отдается норме, которая является бо-
речь об автономных режимах, одним
преподаватель кафедры публичного
лее конкретной. Как правило, влияние
из которых и является право ВТО.
права Всероссийской Академии
общего международного права на
внешней торговли
автономный режим, а также влияние
Понятие автономного режима
на него договорных режимов, находя-
щихся за рамками соответствующего
Концепция «автономного режима»
автономного режима, сведено к мини-
впервые была официально признана
На своей Пятьдесят второй сессии
муму (за исключением императивных
в 1923 г. при рассмотрении Постоянной
(2000 г.) Комиссия международного
норм международного права – jus
палатой международного правосудия
права Организации Объединенных
cogens, – обладающих высшей юри-
дела Уимблдон. Тогда, в частности,
Наций (ООН) постановила включить
дической силой).
было отмечено, что положение о Киль-
в свою долгосрочную программу
ском канале в Версальском договоре
работы тему «Фрагментация между-
1919 г. «в целом ряде отношений Понятие права ВТО
народного права: трудности, обуслов-
отличается от правил, которыми регу-
ленные диверсификацией и расшире-
Право ВТО – это система дозволений,
лируются другие внутренние судоход-
нием охвата международного права».
предписаний и запретов, представля-
ные водотоки [Германской] Империи.
Фрагментация международного права
ющих собой волеизъявление членов
Кильский канал открыт для прохода
является закономерным результатом
организации, которая включает нор-
военных кораблей и транзита всех
усложнения международных отноше-
мы, принципы и концепции, вырабо-
государств, не воюющих с Германией,
ний и появления новых областей вза-
танные в рамках системы ГАТТ/ВТО,
тогда как свободный доступ к другим
имодействия. Роль международного
а также практику разрешения споров
германским судоходным водотокам …
права, в частности, заключается в том,
ГАТТ/ВТО2.
ограничивается только союзными
чтобы отразить различия в целях
и ассоциированными державами… Та-
и предпочтениях субъектов плюрали- Очевидно, не все читатели согласятся
ким образом, положения, касающиеся
стического общества, способствовать с обоснованностью термина «право
Кильского канала, носят автономный
решению поставленных ими задач. ВТО». Некоторые из них могут возра-
характер»1.
зить, что такого права не существует,
В Докладе Комиссии, подготовленном
как не существует и «права НАТО»,
Под автономным режимом следует
в 2006 г., говорится, что фрагментация
«права ООН» и т.д., поскольку ВТО,
понимать функционально либо геогра-
международного социального мира
НАТО и ООН – это лишь междуна-
фически ограниченную совокупность
приобретает юридическое значение
родные организации. Вместе с тем
норм, образующих относительно
в силу того, что она сопровождается
следует иметь в виду, что ВТО корен-
замкнутую подсистему, являющуюся
появлением специализированных
ным образом отличается от большин-
неотъемлемой частью системы меж-
и (относительно) автономных норм
ства международных организаций.
дународного права. Каждый автоном-
или комплексов норм, правовых ин-
Во-первых, ВТО непосредственно
ный режим имеет присущие только
ститутов и областей юридической
управляется государствами-членами,
ему принципы, институты, концепции
практики. И то, что когда-то казалось
что существенно повышает статус
и процедуры. Автономные режимы
регулируемым «общим международ-
принимаемых под ее эгидой реше-
по своей природе являются lex spe-
ным правом», стало сферой действия
cialis по отношению к общему меж-
таких специализированных систем,
дународному праву. Соответственно,
как «торговое право», «право в об- 1
Case of the S.S. «Wimbeldon», P.C.I.J. Series A,
в отношении таких режимов действует
ласти прав человека», «экологическое № 1(1923). P. 23–24.
2
В указанном контексте практика разрешения споров
общепризнанный принцип lex specialis
право» и т.п. – каждая из которых об- в рамках ГАТТ включает только одобренные доклады
derogat legi generali, согласно которо-
ладает своими собственными принци- третейских групп ГАТТ.




23
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №2 • 2007 | ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


принцип in dubio mutis3, эффективное
ний. Во-вторых, большинство норм Если бы третейские группы и Апелля-
соглашений системы ВТО носят обя- толкование (ut res magis valeat quam ционный орган имели право при тол-
зательный характер, а любой случай pereat), изучение подготовительных ковании соглашений ВТО применять
несоблюдения этих норм, независимо документов (travaux preparatoires), нормы иных соглашений, участниками
от наступивших последствий, может выявление намерений сторон в ходе которых являются спорящие сторо-
служить основанием для подачи жа- торговых переговоров и другие. ны, но не являются все остальные
лобы в Орган по разрешению споров члены организации, то это отнюдь не
Известно, что субъекты междуна-
ВТО (далее – ОРС). В-третьих, в рам- способствовало бы последователь-
родного права могут в определенной
ках ВТО создан уникальный меха-
ному и предсказуемому разрешению
степени ограничить действие его
низм привлечения к ответственности
торговых конфликтов. Соответст-
норм (за исключением императивных
членов организации при нарушении
норм) в рамках автономного режима венно, была бы разрушена система
ими взятых на себя обязательств.
посредством волеизъявления, выра- прецедентов ГАТТ/ВТО, и практика
В-четвертых, и это самое важное,
женного как в явной, так и в подра- разрешения споров потеряла бы свое
система ГАТТ/ВТО в определенном
зумеваемой форме. В соглашениях значение.
смысле является самодостаточной,
системы ВТО нет иных ссылок на
что и обуславливает ее автономность Вместе с тем из вышеизложенного
нормы общего международного права
от остального корпуса международ- не следует, что право ВТО является
либо на какие-либо международные
ного права.
полностью изолированным от общего
договоры, кроме как ссылок на ряд
международного права. Несмотря на
многосторонних конвенций в обла-
Право ВТО свою автономность, право ВТО явля-
сти интеллектуальной собственности
как автономный режим ется неотъемлемой частью системы
в Соглашении ВТО о торговых аспек-
тах прав интеллектуальной собствен- международного публичного права.
Генеральное соглашение по тарифам ности (ТРИПС)4 и на вышеупомянутые
и торговле 1947 г. (ГАТТ) задумыва- В одном из своих решений ОРС следу-
правила толкования.
лось как часть Устава Международ- ющим образом охарактеризовал связь
Если же говорить о подразумеваемом
ной торговой организации, который, между соглашениями ВТО и общим
отказе от применения норм между-
однако, так и не вступил в силу. международным правом: «Нормы
народного права в рамках системы
Вследствие этого ГАТТ стало само- обычного международного права при-
стоятельным соглашением. История ВТО, то об этом свидетельствует меняются в целом к экономическим
становления и развития ГАТТ свиде- практика толкования соглашений взаимоотношениям между членами
тельствует о том, что и самому этому данной организации при разрешении
ВТО. Такие нормы международного
соглашению, и иным договоренно- споров ее ОРС. Именно здесь наибо-
права применяются в той степени,
стям, ставшим частью его системы по лее ярко проявляется автономность
в какой международно-правовые со-
результатам многосторонних раундов права ВТО.
глашения ВТО "не отклоняются" от
торговых переговоров, всегда была
ОРС является квазисудебным органом них. Другими словами, мы полагаем,
присуща определенная автономность,
международного правосудия с ограни- что обычные нормы международного
а влияние общего международного
ченной юрисдикцией и рассматривает права применяются к международным
права на них было незначительным.
только споры между членами ВТО договорам ВТО и процессу разработки
Эта автономность стала еще более
по вопросам, вытекающим исключи-

<< Предыдущая

стр. 9
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>