<< Предыдущая

стр. 5
(из 28 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

распространяется на льготы и преимущества,
вают ожидаемый эффект на торговлю
только при условии соблюдения РНБ предоставляемые членами ВТО друг другу в рам-
и НР. По своему значению данные
ках региональных интеграционных объединений
принципы превосходят все остальные
инструменты, выработанные в рамках (зоны свободной торговли, таможенные союзы,
многосторонней торговой системы за
экономические и валютные союзы и т.д.).
весь период ее существования.

Принцип предоставления РНБ распространяется на любые тор- Поскольку их число постоянно растет,
режима наибольшего говые уступки, которые согласованы то соответственно увеличивается
между членами ВТО: ставки таможен-
благоприятствования и количество исключений из РНБ,
ных пошлин; налоги, включая способы что, по мнению некоторых экспертов,
их взимания; иные внутренние сборы;
Статья 1 ГАТТ-1947 гласит: «…любое ведет к коррозии данного принципа1.
методы таможенной очистки товаров;
преимущество, благоприятствование,
Однако решения этой проблемы не
правила лицензирования, сертифика-
привилегия или иммунитет, предостав-
существует. С одной стороны, уча-
ции; требования в области санитарных
ляемые любой договаривающейся
стие в региональных интеграционных
и фитосанитарных норм, технических
стороной в отношении любого това-
объединениях является суверенным
барьеров; требования о маркировке
ра, происходящего из любой другой
правом всех государств. С другой сто-
и т.д.
страны или предназначенного в любую
роны, если бы РНБ распространялся
другую страну, должны немедленно
В области международной торговли
на уступки, предоставляемые члена-
и безусловно предоставляться подоб-
товарами предоставление РНБ носит
ному же товару, происходящему из ми интеграционных объединений друг
универсальный характер, т.е. отдель-
территории всех других договариваю- другу, то создание таких объединений
ные товары не могут изыматься из
щихся сторон или предназначаемому потеряло бы всякий смысл.
сферы действия этого принципа. Что
для территории всех других договари-
касается международной торговли
вающихся сторон».
услугами, то, согласно Генеральному 1
См.: The Future of the WTO. Addressing Institutional
Challenges in the New Millennium. Report of the
соглашению по торговле услугами
РНБ обеспечивает равенство пра- Consultative Board of the Director General Supachai
вовых режимов, предоставляемых (ГАТС), некоторые сектора услуг на Panitchpakdi. WTO. 2004.




10
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №3 • 2007 | ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


физические характеристики товаров, включает в себя широкий перечень
Принцип предоставления
действий, которые могут рассматри-
тарифная классификация в соответст-
национального режима
ваться как нарушение обязательств,
вии с Международной конвенцией
взятых в рамках ВТО. Соответственно,
Параграф 1 ст. III ГАТТ-1947 гла- о гармонизированной системе описа-
любое из этих действий представляет
сит: «Договаривающиеся стороны ния и кодирования товаров 1983 г.,
собой форму дискриминации в пользу
признают, что внутренние налоги предпочтения конечных потребителей,
одного или нескольких членов ВТО
и другие внутренние сборы, законы, конкурентное положение товара на
и, в частности, в пользу члена, кото-
правила и требования, относящиеся рынке и т.д.
рый применяет такую меру.
к внутренней продаже, предложени-
При рассмотрении спора Алкогольные
ям о продаже, покупке, перевозке,
Прямое нарушение обязательств
напитки третейская группа и Апелля-
распределению или использованию
ционный орган отклонили тест «по
товаров, а также внутренние прави- Под этот пункт подпадают меры,
цели и результату», предложенный
ла количественного регулирования, которые вводятся непосредственно
США для выявления тех намерений,
требующие смешения, переработки государством – членом ВТО в нару-
и использования товаров в определен- которыми руководствовалась Япония, шение взятых на себя обязательств.
ных количествах или долях, не должны вводя систему внутреннего налогооб- Указанные меры, будучи обязательны-
применяться к импортируемым или
отечественным товарам таким об-
Несоблюдение принципа предоставления нацио-
разом, чтобы создавать защиту для
внутреннего производства». нального режима ведет к нарушению баланса прав
Принцип предоставления НР обес- и обязательств членов ВТО и является формой про-
печивает юридическое и фактиче-
текционизма, потому что уступки, предоставлен-
ское равенство правовых режимов
ные в ходе многосторонних торговых переговоров
в отношении отечественных и им-
портируемых товаров, услуг, постав- государством, которое впоследствии нарушает
щиков услуг, а также осуществления
указанный принцип, полностью либо частично
и защиты прав интеллектуальной
собственности и т.д. Действие НР нивелируются.
применительно к торговле товарами
носит универсальный и безусловный
ложения алкогольной продукции2. При ми, могут носить как законодательный
характер.
этом Апелляционный орган отметил, (de jure measure), так и фактический
Принцип НР не позволяет членам что в данном случае неважно, при- характер (de facto measure). К ним
ВТО создавать для отечественных нимал законодатель либо регулирую- относятся: введение таможенных пош-
товаров более благоприятные усло- щий орган означенную меру в целях лин с несоблюдением уровня связы-
вия торговли, чем для иностранных протекционизма или же нет. Если она вания тарифов3; ограничение доступа
товаров, хотя такой соблазн навер- применяется к импортируемым и оте- иностранных услуг либо поставщиков
няка возникает очень часто. Несоб- чественным товарам таким образом, услуг в нарушение обязательств, взя-
людение принципа предоставления что создает защиту для отечественно-
тых членом ВТО согласно положениям
го производства, то тем самым нару-
НР ведет к нарушению баланса
ГАТС4; отказ в обеспечении защиты
шается принцип НР. Имеет значение
прав и обязательств членов ВТО
прав интеллектуальной собственно-
только то, как реализуется мера, а не
и является формой протекционизма,
сти в соответствии с механизмами,
то, с каким намерением или с какой
потому что уступки, предоставлен-
заложенными в Соглашение о торго-
целью она вводилась.
ные в ходе многосторонних торговых
вых аспектах прав интеллектуальной
переговоров государством, которое
собственности5 и т.д.
Понятие «мера» в системе ВТО
впоследствии нарушает указанный
принцип, полностью либо частично
Применение меры, которая,
Членам ВТО предоставлены широкие
нивелируются.
не являясь прямым нарушением
возможности по защите своих интере-
обязательств, приводит
сов в рамках Органа по разрешению
Понятие «подобных товаров» к аннулированию либо сокращению
споров ВТО (далее – ОРС), который
преимуществ других членов
в настоящее время является самым
РНБ и НР действуют в отношении
востребованным органом междуна-
подобных товаров. В соглашениях си- В случае если содержание торговых
родного судопроизводства.
стемы ГАТТ/ВТО определение терми- переговоров не давало их участни-
на «подобные товары» (like products) кам – членам ВТО разумных осно-
Основанием для подачи жалобы
отсутствует; его значение конкре- ваний полагать, что после окончания
в ОРС является применение членом
тизируется практикой разрешения
ВТО меры (measure), которая приво-
споров. При этом критерии, которые
дит к аннулированию либо сокраще- 2
См.: Japan – Taxes on Alcoholic Beverages 1996. AB-
могут приниматься во внимание при 1996-2. WT/DS8/AB/R, WT/DS10/AB/R, WT/DS11/AB/R.
нию преимуществ, предоставленных
См.: Spain – Tariff Treatment of Unroasted Coffee. 28th
3
установлении того, являются рассмат-
соглашениями системы ВТО другим Supp. BISD 102 (1982).
риваемые товары подобными или нет, 4
членам. См.: United States – Measures Affecting the Cross-
представляются достаточно субъек- Border Supply of Gambling and Betting Services. WT/
DS285/AB/R.
Анализ практики разрешения споров
тивными. На практике чаще всего 5
См.: United States – Section 211 Omnibus Appropriations
учитываются такие критерии, как ВТО показывает, что понятие «мера» Act of 1998. WT/DS17/AB/R.




11
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №3 • 2007 | ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


переговоров их партнеры примут лиц, а это в соответствии с правилами является частью системы взаимосвязи
и сотрудничества между государством
определенные меры, влияющие на ВТО недопустимо.
(в самом широком смысле этого
условия конкуренции, то такие меры
Применение частными лицами мер, слова) и бизнесом, то в ОРС можно
могут быть впоследствии оспорены
доказать, что в данном случае дей-
которые могут быть приравнены
в рамках ОРС как полностью либо ча-
ствия частных лиц приравниваются
к государственным мерам
стично нивелирующие преимущества,
к действиям государства, что проти-
которые члены ожидали получить
В практике разрешения споров ВТО воречит принципу предоставления НР.
после предоставления им торговых
были прецеденты, когда оспаривались Факт принятия меры частным лицом
уступок6. Указанные меры могут быть
внутренние системы распределения не исключает возможности признания
как de jure, так и de facto.

Применение членом ВТО мер,
Анализ практики разрешения споров ВТО показы-
которые носят
вает, что понятие «мера» включает в себя широкий
рекомендательный характер
перечень действий, которые могут рассматриваться
Меры, которые не носят обязатель-
как нарушение обязательств, взятых в рамках ВТО.
ного характера, могут, тем не менее,
представлять собой нарушение пра- Соответственно, любое из этих действий представ-
вил ВТО. Причем сказанное касает-
ляет собой форму дискриминации в пользу одного
ся ограничений не только в сфере
или нескольких членов ВТО, и в частности в пользу
импорта, но и экспорта. Такие меры
могут включать: введение государст- члена, который применяет такую меру.
венными органами системы монито-
ринга экспорта, опубликование ими
товаров, поскольку они, по утверж- ее государственной, если ее реализа-
ежемесячных либо ежеквартальных
ция осуществлялась при значительном
дению истцов, нарушали принцип
прогнозов спроса и потребления того
участии государства.
предоставления НР 8. В частности,
или иного товара, рекомендации
из традиционных каналов распреде-
поставлять товары не ниже опреде- Таким образом, правила ВТО дают
ления товаров в крупных розничных
ленных цен и т.д.7 Данный перечень широкие возможности для защиты
магазинах исключались импортные
является бесконечным. Главное, что интересов членов этой организации от
товары либо со стороны частных лиц любых (даже самых завуалированных)
такие меры оказывают давление на
вводились ограничения продвижения форм дискриминации.
частный сектор, фактически вынуждая
иностранных товаров на рынке, вклю-
компании и частных предпринимате-
чая их рекламу.
лей при осуществлении коммерческой 6
См., например: Australian Subsidy on Ammonium
Sulphate. II BISD 188 (1952); EEC – Payments and
деятельности следовать рекоменда- На первый взгляд, государство не Subsidies Paid to Processors and Producers of Oilseeds
and Related Animal-Feed Proteins. 37th Supp. BISD 86,
циям правительственных органов. может иметь отношения к тому, пред- adopted on January 25. 1990.
Подобная практика обладает всеми ставлены иностранные товары в тех 7
См.: Japan – Trade in Semiconductors, Supp. 35, BISD
116 (1989).
чертами вмешательства государства или иных магазинах или нет. Но если 8
См.: Japan – Measures Affecting Consumer Photographic
в коммерческую деятельность частных подобный характер распределения Film and Paper. WT/DS44/R.



Гостиничный Комплекс «ИЗМАЙЛОВО» ТГК «Бета»
Консультационные семинары

<< Предыдущая

стр. 5
(из 28 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>