<< Предыдущая

стр. 7
(из 28 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

В новой редакции Положения о критериях оцен-
устойчивости
ки устанавливается возможность при проверке
В Указании об изменении Положе-
финансового положения будущих акционеров
ния о критериях оценки Банк России
фактически усиливает контроль за кредитных организаций квалифицировать финан-
группой лиц – приобретателей акций
совую устойчивость не только самого приобрета-
кредитных организаций. Ранее при-
обретатель или лицо, в отношении теля, но и лиц, которые могут прямо или косвенно
которого приобретатель является
оказывать влияние на его деятельность.
дочерним или зависимым обществом,
могли заявить о проверке на предмет
финансовой устойчивости не непо- ность выдвинуть в качестве обяза- на оцениваться со стороны ЦБ РФ
средственно приобретателя, а только тельного условия для установления в обязательном порядке. В частности,
его основного общества. При этом если финансовой состоятельности приобре- минимальный размер пакета, при
положение последнего признавалось тателя достаточность его собственных превышении которого финансовое
устойчивым, то финансовое состояние чистых активов. Это должно повысить положение приобретателя акций,
приобретателя не оценивалось. В но- гарантии устойчивости его прав на купленных в процессе увеличения
вой редакции Положения о критериях приобретаемые акции. Теперь лица, уставного капитала, обязательно
оценки устанавливается возможность имеющие несбалансированную си- подвергнется проверке, составляет те-
при проверке финансового положения стему активов и пассивов, даже если перь 1% (вместо 0,5%). То же значение
будущих акционеров кредитных орга- они входят в крупный и финансово (1% вместо 0,5%) установлено и для
низаций квалифицировать финансо- благополучный холдинг, не смогут размера пакета, купленного в рамках
вую устойчивость не только самого стать акционерами банка. вторичного обращения, приобрете-
приобретателя, но и лиц, которые
ние акций «в границах» которого не
В связи с расширением контроля
могут прямо или косвенно оказывать
предполагает проверки финансовой
ЦБ РФ в отношении группы лиц при-
влияние на его деятельность. Таким
устойчивости. Данные изменения
обретателя также содержательно
образом повышаются требования
облегчают обращение акций крупных
изменились основания, при нали-
к финансовой устойчивости группы
кредитных организаций, так как мно-
чии которых регулятор отказывает
лиц приобретателя акций, а существо-
гие портфельные инвесторы владеют
в приобретении акций. В частности,
вавший до этого формальный подход
пакетами акций данных эмитентов,
с вступлением в силу Указания об
к оценке соответствующего качества
изменении Положения о критериях
потенциального акционера становится
оценки Банк России стал правомочен 6
Утверждено Банком России 19.03.2003 г. № 218-П;
более конкретным и содержательным
отказать в приобретении акций в слу- Указание Центрального банка РФ от 15.12.2006 г.
посредством обращения к «фактиче- «О внесении изменений в Положение Банка России
чае недостаточности чистых активов от 19 марта 2003 года № 218-П “О порядке и крите-
скому приобретателю» или инвесто- риях оценки финансового положения юридических
(собственных средств) лиц, прямо или
ру – к группе взаимосвязанных лиц. лиц – учредителей (участников) кредитных органи-
косвенно контролирующих приобрета- заций”» (далее – Указание об изменении Положения
Описанное выше изменение опре- о критериях оценки).
теля, или признания по формальным 7
Термин «неудовлетворительное финансовое положе-
делило более масштабный подход или содержательным критериям не- ние» для целей проверки, проводимой ЦБ РФ, вклю-
Банка России к оценке удовлетво- удовлетворительности финансового чает в себя как несоответствие финансовых показа-
телей состояния лиц, желающих приобрести акции
рительности финансового состояния положения любого из лиц, направив- банка (содержательный, экономический критерий),
приобретателя акций кредитных ших ходатайство. Таким образом, так и наличие в их деятельности нарушений требова-
ний закона или иных показателей, демонстрирующих
организаций. В соответствии с п. 2 даже если финансовое положение отсутствие реальной деятельности, и неустойчивость
Указания об изменении Положения финансового положения (формальный критерий).
хотя бы одного из участников приоб-
Например, если имеются вступившие в силу решения
о критериях оценки финансовое по- ретателя, владеющего более чем 20% судебных органов о признании их несостоятель-
ными или у них существует задолженность перед
ложение приобретателя рассматрива- акций (долей) приобретателя (включая бюджетами всех уровней; либо у приобретателей
ется как удовлетворительное в случае и основного акционера такого лица), отсутствуют реальные активы, выручка от продажи
товаров (работ, услуг), а также сведения об осущест-
достаточности его чистых активов будет признано неудовлетворитель- влении деятельности, предусмотренной уставом, за
для приобретения акций кредитной ным, таким заявителям будет отказано три последних года.




15
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №3 • 2007 | УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ


объемы которых не превышают быть введена федеральным законом размещения (инвестирования) при-
1%-ного порога. Помимо этого, сумма влекаемых такими фондами средств
по предложению Правительства РФ.
сделки по приобретению акций бан- в акции кредитных организаций. Что-
Если ранее существовал механизм
ка в рамках процедуры увеличения бы избежать расширительного тол-
обеспечения соблюдения данной
уставного капитала, при совершении кования, а также свести к минимуму
квоты на практике – в случае ее
которой приобретателю требуется спорные моменты в правоприменении,
превышения разрешение на приоб-
прохождение проверки в Банке России необходимо нормативно закрепить
ретение акций банка иностранному
на предмет устойчивости финансового определение названного понятия.
инвестору просто не выдавалось, то
состояния, повысилась с 600 тыс. до
в настоящее время такой механизм В-третьих, осталась неразрешен-
10 млн рублей.
действует только в отношении приоб- ной важная практическая проблема:
Названные «количественные» из-
менения должны способствовать
В преддверии IPO отечественных банков зако-
оптимизации процесса размещения
акций как крупных, так и средних нодателем и основным регулятором обращения
банков: в связи с тем, что собствен-
ценных бумаг кредитных организаций внесены
ных средств у кредитных организаций
в целом за последние три года стало существенные изменения, призванные, с одной
существенно больше8 (в том числе
стороны, не допустить в ходе массового привле-
и за счет роста уставных капиталов
чения инвесторов появления в числе акционеров
средних по величине собственных
средств банков), в рамках увеличе-
банков финансово неблагонадежных организа-
ния уставных капиталов кредитных
ций, а с другой стороны, оптимизировать процеду-
организаций объективно возросла
цена конкретных сделок портфельных ры контроля в отношении приобретателей мелких
инвесторов. Существовавший ранее
пакетов акций.
относительно низкий порог, при пре-
вышении которого подписчик банков-
ской эмиссии должен был проходить ретения акций в процессе учреждения в каком порядке должна проходить
оценку финансовой устойчивости, проверка финансового состояния
банка (и выражается в отказе в выда-
в силу трудоемкости такой оценки при- владельцев более 20% акций кредит-
че лицензий). С учетом значимости
водил к тому, что процедура выпуска ной организации при последующем
Закона о банках в ряду нормативных
акций серьезно затягивалась. приобретении ими акций этой же
регуляторов рассматриваемой сферы,
организации? В настоящее время
а также темпов реального развития
Таким образом, в преддверии IPO
они обязаны вне зависимости от раз-
рынка вторичного обращения акций
отечественных банков законодателем
мера дополнительного приобретения
кредитных организаций инвесторам
и основным регулятором обраще-
получать на него согласие Банка
важно понимать, каким будет порядок
ния ценных бумаг этих кредитных
России. Однако в связи с появлени-
реализации названной квоты в случае
организаций в соответствующее ре-
ем соответствующей конкретизации
ее введения.
гулирование внесены существенные
в антимонопольном законодатель-
изменения, призванные, с одной сто- Во-вторых, в принятых актах не по- стве, вероятно, рациональным будет
роны, не допустить в ходе массового лучил раскрытия вопрос о право- установить определенные пороги, при
привлечения инвесторов появления вом основании проведения оценки «преодолении» которых будет необхо-
в числе акционеров банков финан- финансового состояния инвестора димо получать такое дополнительное
сово неблагонадежных организаций, в случае, если он приобретает права согласование (например, в 5, 10%)
а с другой стороны, оптимизировать
в отношении акций, обращающихся либо опять же указать однозначно
процедуры контроля в отношении при-
на вторичном рынке. Экономиче- и на уровне федерального закона, что
обретателей мелких пакетов акций.
ский смысл данной оценки понятен согласие требуется на приобретение
и обоснован, однако не менее важно любого количества акций сверх 20%
Нерешенные проблемы и последовательное нормативное ре- (в настоящее время такая обязанность
гулирование данного вопроса. Закон конкретизирована только в рамках
Описанные нововведения долгое
о банках содержит запрет на форми- подзаконных актов ЦБ РФ и напрямую
время обсуждались банковским со-
рование уставного капитала только из закона не следует).
обществом. Однако, несмотря на их
за счет «привлеченных средств», не
бесспорную значимость, сделанное Также остался без внимания доволь-
закрепляя определения таковых. Банк
не затронуло ряда существенных но часто возникающий на практике,
России при регулировании означен-
вопросов, касающихся регулирования связанной с оценкой финансового
ного вопроса исходит из экономиче-
рынка долевых ценных бумаг россий- состояния приобретателей акций
ского значения данного термина. Но
ских банков. кредитных организаций, вопрос при-
надо учитывать, что «привлечение
менения правил абз. 1 и 2 п. 3.2 По-
денежных средств» охватывает и дея-
Во-первых, в новой редакции Закона
ложения о критериях оценки. Нормы
тельность инвестиционных фондов.
о банках сохранено положение о воз-
В этой связи при достаточно широком
можности установления квоты участия
8
толковании термина «привлеченные
иностранного капитала в банковской См.: Обзор банковского сектора Российской Федера-
ции (интернет-версия). № 50. Декабрь 2006 г. Доступно
средства», вполне вероятно, может
системе страны. Она в настоящий на сайте: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_
момент не установлена, однако может возникнуть вопрос о возможности 061101.pdf




16
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №3 • 2007 | УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ


не оговорено в нормативных актах,
абз. 1 п. 3.2 касаются случаев, когда надлежащего финансового состояния
оценку финансового состояния приоб- она также вправе этого и не делать. приобретателя более 1% и менее 20%
ретателей проводит не Банк России, И если кредитная организация пред- акций, т.е. портфельного инвестора.
а сама кредитная организация (когда почтет второй вариант, то обязано ли Банк России вправе проводить оценку
приобретается до 5% долей (акций) территориальное учреждение Банка финансового состояния потенциально-
этой организации, за исключением России провести проверку независи- го владельца указанного количества
ситуаций, требующих оценки именно мо от того, какое количество акций акций кредитной организации и запре-
со стороны регулятора, описанных приобретается инвестором (даже щать их приобретение в рамках про-
выше). При этом в абз. 2 указано, когда инвестор приобретает менее цедур, связанных с формированием
что кредитная организация может 1% акций кредитной организации на уставного капитала (при учреждении
проводить оценку финансового по- сумму менее 10 млн рублей в про- и при увеличении уставного капита-
ложения также и в «иных» случаях цессе вторичного обращения ценных ла). Однако при покупке менее 20%
приобретения акций, но тогда неза- бумаг)? акций кредитной организации лицом,
висимо от наличия соответствующего
не являющимся аффилированным по
Безусловно, указанная проблема
заключения кредитной организации
отношению к банку или его крупным
территориальное учреждение Банка возникла из нечеткости формулиро-
акционерам (это и есть тот самый
России обязано провести оценку вок Положения о критериях оценки.
портфельный инвестор), в рамках
финансового положения в порядке, Например, не вполне ясно, почему
вторичного обращения четкого права
установленном рассматриваемым в нем специально определены и выде-
на такой запрет законодательно не
положением. В связи с тем, что в дан- лены такие случаи для обязательной
установлено. Таким образом, вопросы
ном нормативном акте как раз «иные» оценки, когда приобретается менее
о контроле за источниками денежных
случаи и не определены, правопри- 5%, и совершенно не охвачены случаи,
средств, в счет которых портфель-
менительная практика сталкивается когда приобретается от 5 до 20% акций
ные инвесторы приобретают акции
с рядом проблем. Фактически во кредитной организации, хотя, казалось
кредитных организаций, и, главное,
всех случаях приобретения долей, бы, как раз последние и должны были
о последствиях выявления неудовлет-
когда в нормативном акте напрямую попасть в оговорку абз. 2 п. 3.2 этого
ворительного финансового положения
не указано, что оценка должна про- нормативного акта.
этой категории приобретателей не по-
изводиться учреждениями ЦБ РФ, ее
Наконец, нуждается в уточнении лучили последовательного правового
вправе проводить кредитная органи-
зация. Однако если это специально вопрос о правовых последствиях не- регулирования.




17
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №3 • 2007 | УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ




<< Предыдущая

стр. 7
(из 28 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>