<< Предыдущая

стр. 8
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

инструментом регулирования, а пото-
могут реализовываться по-разному, или здоровья людей, животных или
му могут создавать торговые барье-
например иметь форму требования растений. Вследствие различий кли-
ры. Подчас положения о применении
о поставке продуктов исключительно мата, распространенности вредителей
нетарифных мер в отношении одного
из районов, свободных от заболева- или заболеваний либо иных условий,
и того же товара могут быть одновре-
ний, либо о специальной обработке влияющих на безопасность продуктов
менно включены в различные право-
(переработке) продуктов или об их питания, в различных странах могут
вые акты, в том числе и подзаконные,
инспектировании; а также проводить- вводиться разные СФМ.
что затрудняет их идентификацию.
ся в виде установления допустимых
При этом государство может вводить Поскольку СФМ могут различаться
максимальных уровней остаточного
такие меры под влиянием отечест- в зависимости от страны происхож-
содержания пестицидов либо разре-
венных компаний, чтобы ограничить дения продуктов питания, быть не-
шения использовать определенный
доступ конкурентоспособного импорта одинаковыми для растительной и жи-
перечень пищевых добавок.
на внутренний рынок. Вследствие вотноводческой продукции (подобное
технической сложности многих нета- К числу СФМ относятся все законы, варьирование отсутствует у тарифных
рифных барьеров их установление постановления, правила, требова- мер регулирования торговли), то
порой бывает непросто оспорить. ния и процедуры, охватывающие, у членов ВТО возникает возможность
Санитарные и фитосанитарные меры в том числе, требования к конечному
(далее – СФМ) входят в число нета- продукту; методы обработки и про- 1
Сказанное не относится к так называемым тарифным
рифных мер регулирования междуна- изводства; процедуры испытания, ин- пикам, установленным для определенных групп това-
спектирования, сертификации и одоб-
родной торговли товарами. ров.




18
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №4 • 2007 | ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


злоупотреблять правом применения СФМ отвечали требованиям ст. 5.7 мерам, которые могли бы быть приме-
СФМ, что неизбежно ведет к дискри- Соглашения СФМ. Третейская группа нены, и связанных с этим потенциаль-
минации. сочла такую аргументацию неубе- ных биологических и экономических
дительной, отметив, что по вопросу последствий».
Соглашение СФМ устанавливает ме-
передачи бактериального ожога через
ханизмы для обеспечения условий, В споре ЕС – Гормоны3 (первом споре
фрукты за последние 200 лет были
при которых права членов ВТО на по Соглашению СФМ) Апелляционный
проведены научные исследования
применение СФМ не будут использо- орган указал, что определение риска
и накоплен практический опыт, причем
ваться в целях проведения политики представляет собой такую последо-
большой объем «высококачественных
протекционизма, а потому реализа- вательность действий: 1) выявление
научных доказательств» по данному
ция этих прав не сможет привести негативного воздействия (при его
вопросу пользовался авторитетом
к созданию неоправданных барьеров наличии) на здоровье либо жизнь
у экспертов. Положения ст. 5.7 Согла-
в международной торговле. Члены человека, животного либо расте-
шения СФМ могут применяться только
ВТО, вводя СФМ, должны избегать
ния в связи с использованием рас-
при отсутствии надлежащего научного
произвольного или неоправданно-
сматриваемого продукта, 2) оценка
обоснования, а меры, принятые Япо-
го проведения различий в уровнях
вероятности возникновения такого
нией, по мнению Третейской группы,
защиты (ст. 5.5) и обеспечить такое
не соответствуют этому критерию. воздействия.
осуществление этих мер, чтобы они
не ограничивали торговлю в боль-
шей степени, чем это требуется для
Соглашение по санитарным и фитосанитарным
надлежащего уровня санитарной
и фитосанитарной защиты, учитывая мерам устанавливает механизмы для обеспечения
технические и экономические возмож-
условий, при которых права членов ВТО на приме-
ности (ст. 5.6).
нение санитарных и фитосанитарных мер не будут
Соглашение СФМ требует, чтобы
использоваться в целях проведения политики
соответствующие меры были осно-
ваны: 1) на научных принципах и не
протекционизма, а потому реализация этих прав
оставались в силе без достаточного
не сможет привести к созданию неоправданных
научного обоснования (ст. 2.2); 2) на
оценке риска (ст. 5.1).
барьеров в международной торговле.
Роль науки
Оценка риска может базироваться
Оценка риска
Согласно ст. 2.2 СФМ, должны осно- как на мнении, отражающем основ-
вываться на «научных принципах» и не ное направление научной мысли, так
Концепция оценки риска хорошо
могут сохраняться «без достаточного и представлениях ученых, придержи-
известна науке, но является новел-
научного обоснования». вающихся альтернативных взглядов.
лой для международного торгового
Статья 5.1 не требует, чтобы оценка
права.
В случаях, когда соответствующее
риска отражала только преобладаю-
научное обоснование является недо- Все члены ВТО должны вводить СФМ щую в соответствующем научном со-
статочным, члены ВТО могут времен- на основе надлежащей оценки реаль- обществе точку зрения. Ведь в некото-
но вводить СФМ на основе имеющей- ного риска и по требованию других рых случаях сам факт существования
ся надлежащей информации, в том членов предоставлять информацию различных позиций, представленных
числе полученной от международных о принятых во внимание факторах, ис- квалифицированными учеными, ис-
организаций, а также применяемой пользуемых процедурах оценки и том следовавшими рассматриваемый
другими членами (ст. 5.7). уровне риска, который они считают вопрос, может указывать на наличие
допустимым.
В ходе практики разрешения споров научной неопределенности и, следова-
ВТО были выработаны следующие тельно, на вероятность риска.
В Соглашении СФМ (§ 4 Приложе-
кумулятивные требования для членов ния A) можно выделить две категории Крайне важно иметь в виду, что
этой организации, желающих ввести риска: 1) риск для здоровья людей оценка риска должна быть направ-
временные меры (так называемый или животных, связанный с пищевыми лена на изучение конкретного риска,
четырехшаговый тест). Во-первых, продуктами, и 2) риск распростра- вызываемого определенными ве-
мера может быть введена, только нения вредителя или заболевания. ществами, бактериями, добавками
если «соответствующая научная ин- Оценка первого определяется как и т.д. Такая оценка не должна быть
формация является недостаточной». «оценка возможности неблагоприят- оценкой риска вообще. В частности,
Во-вторых, она должна приниматься ного воздействия на здоровье людей при рассмотрении спора ЕС – Гормо-
«на основе имеющейся надлежащей или животных, возникающего от ны Апелляционный орган указал, что
информации». В-третьих, членам ВТО
присутствия добавок, загрязняющих
надо «стремиться получить дополни-
веществ, токсинов или болезнетвор-
тельную информацию, необходимую 2
Предметом спора был введенный Японией комплекс
ных организмов в пищевых продуктах, СФМ в отношении импорта яблок, пораженных «бак-
для более объективной оценки риска».
напитках или кормах». А оценка вто- териальным ожогом» и выращенных в США.
И в-четвертых, они должны «пере- 3
Предметом спора был установленный ЕС запрет
рого характеризуется как «оценка ве-
смотреть меру в течение разумного в отношении продажи и импорта мяса и мясопродук-
роятности проникновения, укоренения тов, полученных от скота, которому вводились опре-
периода времени». деленные натуральные (эстрадиол-17, прогестерон
или распространения вредителя или или тестостерон) и синтетические (тренболон ацетат,
заболевания в пределах территории
При рассмотрении спора Япония – зеранол или меленгестрол ацетат) гормоны в целях
стимулирования роста. По мнению ЕС, попадание
Меры в отношении импорта яблок,2 импортирующего члена применитель- этих гормонов через мясо в организм человека могло
Япония утверждала, что введенные но к санитарным или фитосанитарным вызвать раковые заболевания.




19
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №4 • 2007 | ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


международных договоров. По мне- СФМ не раз становились причиной за-
предложенные ЕС монографии, статьи
нию США, принцип предосторожнос- тяжных торговых конфликтов, которые
и мнения отдельных ученых представ-
ти не является принципом обычного приводили к осложнениям политиче-
ляли собой исследования общего ха-
международного права и поэтому не ского характера. Это связано, в первую
рактера. Они действительно выявляли
может применяться для толкования очередь, с тем, что товары, подпада-
наличие общего риска заболевания
положений ВТО. ющие под регулирование СФМ, явля-
раком но не были посвящены изучению
конкретного вида риска, явившегося
предметом спора – канцерогенного
Все члены ВТО должны вводить санитарные
или генотоксичного потенциала ос-
таточного присутствия обнаруженных и фитосанитарные меры на основе надлежащей
в мясе гормонов.
оценки реального риска и по требованию других
членов предоставлять информацию о принятых
Принцип предосторожности
во внимание факторах, используемых процедурах
СФМ, установленные на основании
оценки и том уровне риска, который они считают
международных стандартов, счита-
ются правомерными и отвечающими допустимым.
требованиям Соглашения СФМ. Кроме
того, члены ВТО «могут вводить или
Апелляционный орган не занял опре- ются очень чувствительными к любым
сохранять в силе санитарные или фи-
деленной позиции по вопросу о том, торговым ограничениям, оказывающим
тосанитарные меры, которые обеспе-
является ли принцип предосторожнос- существенное воздействие на их конку-
чивают более высокий уровень сани-
ти нормой обычного международного рентное положение. Кроме того, СФМ
тарной или фитосанитарной защиты,
права. При этом он установил, что ука- затрагивают торговлю многими видами
чем меры на базе соответствующих
занный принцип «находит отражение» продукции, производители которой
международных стандартов, руко-
в некоторых существующих положе- обладают мощными лоббистскими ре-
водств и рекомендаций» (ст. 3.3).
ниях Соглашения СФМ, однако он не сурсами и, соответственно, влиянием
Право членов ВТО выбирать свой имеет «преимущественной силы» по на национальные правительства.
собственный надлежащий уровень
защиты является важным фактором
Вместе с тем значение санитарных и фитосани-
в признании суверенного права чле-
нов на принятие превентивных СФМ. тарных мер в области международной торговли
Ведь к тому времени, когда наука пол-
огромно. СФМ не раз становились причиной за-
ностью определит последствия мно-
гих рисков, принимать те или иные тяжных торговых конфликтов, которые приводили
СФМ, возможно, будет слишком поз-
к осложнениям политического характера.
дно. В целях решения этой проблемы
в ситуациях недостаточности научных
знаний и потенциальной вероятности отношению к остальным положениям Одновременно с этим принципиально
нанесения вреда окружающей среде Соглашения СФМ. важно помнить о том, что товары,
и здоровью человека, СФМ порой подпадающие под регулирование
вводятся для предупреждения риска Значение СФМ СФМ, могут наносить вред самому
по принципу предосторожности (так ценному – жизни и здоровью людей,
для международной торговли
называемый превентивный подход). причем последствия причинения
такого вреда могут иметь необра-
Тема СФМ является специфичной
Статус принципа предосторожности
и сложной для правового анализа. тимый характер. Поэтому в вопросе
в международном праве пока не впол-
Чтобы определить, насколько те или применения СФМ ключевое значение
не понятен. В споре EC – Гормоны
иные СФМ соответствуют правилам имеет достижение баланса между
ЕС утверждал, что данный принцип
ВТО, недостаточно внимательно про- необходимостью защиты жизни и здо-
является сложившимся принципом
читать Соглашение СФМ. Для ответа ровья людей, животных и растений,
обычного международного права
на этот вопрос требуется вникнуть с одной стороны, и недопущением
и, следовательно, представляет собой
в проблемы, находящиеся за преде- дискриминации и применения СМФ
соответствующее «правило междуна-
лами юриспруденции. в протекционистских целях – с дру-
родного права, применимое к отно-
гой. При этом первая задача носит
шениям между сторонами», согласно Вместе с тем значение СФМ в облас-
ст. 31(3)(c) Венской Конвенции о праве ти международной торговли огромно. приоритетный характер.




w w w . c l j .r u
20
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №4 • 2007 | УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ




ПЕРЕДАЧА ПОЛНОМОЧИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ
УПРАВЛЯЮЩЕМУ
Кто вправе решать вопрос о передаче полномочий единоличного
исполнительного органа другой коммерческой организации или
индивидуальному предпринимателю? Каков порядок передачи данных
полномочий профессиональному управляющему? Ответы автора
базируются на примере из практики


может (не компетентно) определять
менения указанной нормы Закона об
Людмила Новоселова
акционерных обществах. В частности, конкретную кандидатуру управляю-
доктор юридических наук

<< Предыдущая

стр. 8
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>