<< Предыдущая

стр. 16
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

собственнике двух брендов).
о том, насколько значительна конку-
ренция с их стороны, об отсутствии
у них заинтересованности в действиях
выбирать наилучшее предложение продавцов, контролирующих боль-
на каком-либо сегменте рынка или
шую часть рынка;
или наименьшую цену;
о ценах, которые они сами готовы
предложить на тендере, до того как • невозможность замены товара,
• что наемные сотрудники, действо-
станет известным результат. поставка которого должна быть
вавшие от имени компании-кон-
произведена по результатам тенде-
курента, не уполномочены были
Исходя из подобного широкого тол-
ра, каким-либо другим продуктом;
поступать определенным образом;
кования понятия «соглашение между
конкурентами», антимонопольные • необходимость поставки стандар-
• что заявка на участие в тендере
органы обычно не принимают во тизированного товара (в таких
была подана исключительно для
внимание следующие объяснения случаях сговора о цене между
того, чтобы оставаться в актуаль-
нарушителей: потенциальными конкурентами
ном списке потенциальных постав-
бывает достаточно и нет необходи-
• что участник тендера точно не знал, щиков, составляемом заказчиком
мости обсуждать дизайн, качество,
(необходимо отметить, что неза-
будет ли конкурент предлагать ту
условия обслуживания и т.д.);
висимо друг от друга компании
небольшую цену, о которой они
могут предлагать на тендере цену,
договорились; • повторяющиеся тендеры, органи-
заведомо не рассчитывая на выиг- зуемые крупнейшими компания-
• что конкурент на тендере озвучил
рыш, однако действовать подобным ми-покупателями, т.е. постоянная
вовсе не ту цену, которую стороны
образом по заранее достигнутой потребность в поставках товаров
определили заранее;
договоренности с другими компа- определенного вида (хотя присутст-
• что предложенная на тендере цена ниями запрещено); вие столь серьезных заказчиков
вполне соответствует уровню цен должно вести к сокращению слу-
• что антимонопольный орган при-
на аналогичных тендерах; чаев сговора между компаниями-
звал конкурентов посоветоваться
конкурентами);
• что заказчик тендера «обесценил» между собой и устранить спорные
• регулярные контакты между компа-
стоимость проекта или установил моменты, которые могут возникнуть
иные неприемлемые правила; в ходе проведения тендера. ниями-конкурентами (социальное
сотрудничество, взаимодействие
• что тот или иной сектор рынка
на рынке труда, участие в торговых
Отрасли экономики,
испытывает экономические труд-
объединениях и т.д.);
где манипулирование
ности;
• наличие серьезных препятствий на
в ходе проведения тендеров
• что независимые участники вдруг
рынке для новых компаний;
происходит чаще всего
подключились к участию в тендере,
• ограниченные возможности для
но их ценовое предложение было
Антимонопольные органы стали обра-
«побито» одной из компаний-«за- конкуренции на самом рынке.
щать внимание на то, что определен-
говорщиков»;
ные условия способствуют заключе-
• что соглашение между компани- 2
Case C-199/92 P. Huls vs. Commission. 1999. ECR I-
нию антиконкурентных соглашений: 4287.
ями-конкурентами не приводит 3
• наличие на рынке незначительного Decision of 8 July 2005, № CA98/04/2005. Collusive
к нарушению конкурентных норм, tendering for felt and single ply roofing contracts in
так как заказчик совсем не обязан числа продавцов товара или группы Western-Central Scotland, para 121.




37
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №5 • 2007 | СОПРОВОЖДЕНИЕ СДЕЛОК | ЗАЩИТА ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОГО КОНТРАГЕНТА


Используя методы эконометрическо-
Таблица 3
го анализа, ученые Великобритании
пытались выяснить, в каких отраслях
Недавние случаи расследования злоупотреблений в ходе
экономики чаще всего заключаются
проведения тендеров
соглашения, направленные на огра-
ничение конкуренции. В результате В последнее время было проведено большое количество подобных
было выявлено 40 отраслей, наиболее расследований по всему миру в следующих отраслях экономики.
подверженных картельным сговорам.
Список открывают строительство
Франция производство и продажа бетона, строительство
и работы по проектированию жилых
зданий. В рамках другого научно- Германия контракты на переработку мусора
го исследования изучался вопрос,
Венгрия строительство
как на вероятность возникновения
Ирландия контракты на выполнение электромеханических работ
картельных соглашений влияет уста-
новленный порядок привлечения Япония строительство стальных мостов, установка водоочисти-
потенциальных поставщиков. И здесь тельных конструкций
соглашения между потенциальными
Нидерланды международные морские перевозки, строительство, про-
конкурентами чаще всего заключают-
дажа с аукциона частот коммерческих радиостанций
ся именно в сфере строительства.
Польша поставка лекарств в госпитали
Ф. Коллинз, председатель Коми-
Португалия поставка лекарств в госпитали
тета по добросовестной торговле
Великобритании, заявил, что только Швеция прачечные услуги
в 2005 г. комитету удалось доказать
Великобритания работы по покрытию крыш, асфальтовые работы
наличие картельных соглашений при
США контракты на выполнение электромеханических работ
заключении более чем 1 000 сделок
в сфере строительства, общая сумма
которых превышает 500 млн фунтов
стерлингов (что составляет примерно более чем 5 лет) в сговоре о разделе экономики, например в производстве
861,35 млн долларов США), – и это рынка, в установлении фиксирован- сахара, в табачной промышленности.
статистика только по одному из реги- ных цен, в манипулировании на тен- В октябре 2005 г. Европейская ко-
онов Великобритании. дерах на рынке труб, используемых миссия оштрафовала на 56 млн евро
в отопительных системах. Почти все (65,6 млн долларов США) четырех
В 1992 г. Европейская комиссия на-
контракты на поставку труб были производителей табачной продукции
ложила штраф в размере 22,5 млн
заключены в рамках проведенных на за установление фиксированных цен
евро (около 27 млн долларов США) за
конкурентных принципах тендеров. на покупку табака, а также за мани-
установление на рынке согласованных
Однако антимонопольным органом пулирование ценами на публичных
цен и различного рода манипулирова-
были зафиксированы «классические» тендерах по покупке готовой табачной
ния при проведении тендеров в сфере
продукции5.
признаки манипулирования ценами:
строительства и проектирования
• ведение бизнеса на основе «усто-
в Голландии. Начиная с 2002 г. ан- В ноябре 2005 г. Комиссия оштра-
явшихся» деловых связей;
тимонопольному органу Голландии фовала на 290 млн евро (341,67 млн
(Nederlandse Mededingingsautoriteit) долларов США) производителей
• распределение частных проектов,
именно в строительном секторе уда- пластиковой промышленной тары за
в отношении которых должен про-
лось выявить огромное количество организацию картеля, действовавше-
водиться тендер, в пользу компа-
нарушений антимонопольного законо- го более 20 лет. Кроме того, компании
ний-фаворитов;
дательства, включая злоупотребления были обвинены в ценовом сговоре,
• установление цен таким образом,
в ходе проведения тендеров. Только а также в манипулировании ценами
на тендере6.
в апреле 2005 г. за это были наложе- чтобы компания-фаворит выиграла
ны штрафы на общую сумму порядка тендер;
В рамках расследования, проводимого
100 млн евро (около 120 млн долларов
• достижение соглашений о том, что на рынке страхования, Генеральный
США) на 345 строительных компаний.
прокурор Нью-Йорка Э. Шпитцер
компания, не выигравшая тендер,
Антимонопольный орган находил пра-
предъявил обвинение в сговоре с круп-
получает право участвовать в про-
вонарушения и в смежных отраслях
нейшими брокерскими и страховыми
екте в качестве субпоставщика.
экономики. В октябре 2005 г. штрафы
компаниями восьми бывшим руково-
в размере 40 млн евро (около 48 млн Участники картельного сговора пы-
дителям компании Marsh & McLennan,
долларов США) были наложены на тались вытеснить с рынка своего
организовывавшим тендеры на некон-
155 компаний, занимающихся установ- реального конкурента – единствен-
курентных принципах для своих кор-
кой различного оборудования. В насто- ную компанию, которая не вступила
поративных клиентов. Компании Marsh
ящий момент в сфере пристального в картельное соглашение и следова-
& McLennan пришлось выплатить 850
внимания антимонопольного органа ла всем установленным нормам ЕС
млн долларов США (около 707,5 млн
Голландии – рынок коммунальных о публичных поставках продукции. На
евро) для завершения расследования
услуг и производство бетона. размер наложенного штрафа повлия-
ценового сговора и манипулирования
ли и тяжесть правонарушения, и его
В деле Pre-Insulated Pipes 4 штраф ценами на тендерах. Европейская ко-
продолжительность, и намеренность
в р а з м е р е 9 2 м л н е в р о ( о кол о
совершаемых действий.
110,5 млн долларов США) взыскивал- 4
OJ. L 24/1. 1999.
Манипулирования при проведении тен-
ся с 10 компаний, которые были при- 5
Commission Press Release IP/05/1315.
знаны виновными в участии (в течение деров встречаются и в других отраслях 6
Commission Press Release IP/05/1508.




38
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №5 • 2007 | СОПРОВОЖДЕНИЕ СДЕЛОК | ЗАЩИТА ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОГО КОНТРАГЕНТА


миссия в настоящий момент проводит также: организация предполагаемого их работодателей. Например, в США
компании, замешанные в таких право-
картельного сговора и подстрекатель-
проверку рынка страховых услуг для
нарушениях, могут быть приговорены
ство к нему, а также вовлеченность
определения того, насколько подоб-
к выплате штрафа, размер которого
в совершение правонарушения ме-
ные правонарушения характерны для
может достигать 100 млн долларов
неджмента компании.
Европы.
США (около 83,2 млн евро), а также к
В некоторых странах смягчающим компенсации причиненного ими вреда
Виды наказаний обстоятельством может послужить тот в двойном размере.
за манипулирование факт, что компании предпринимают
2. Запрет на участие в тендерах на
меры по нейтрализации негативных
в ходе проведения тендера заключение публичных контрактов
последствий для конкуренции (в част-
ности, подключаются к внедрению
Антимонопольные органы квалифи- Во многих странах компаниям, ранее
программы по соблюдению норм
цируют различного рода манипулиро- замешанным в манипуляциях на тен-
конкурентного законодательства на
вания в ходе проведения тендера как дерах, законодательно запрещено
предприятиях). Однако, например,
довольно серьезное правонарушение, принимать участие в тендерах на за-
Европейская комиссия по уже сложив- ключение публичных контрактов.
которое предполагает и соответству-
шейся традиции не придает никакого
ющие меры ответственности. Даже
В соответствии с новой Директивой
значения попыткам нарушителя внед-
если попытки компаний по манипули- ЕС о публичных поставках, вступив-
рить такую программу.
рованию не увенчались успехом и не шей в силу 31 января 2006 г., долж-
принесли им никакой материальной Помимо штрафов, есть и иные виды ностным лицам, ответственным за
наказаний за нарушение антимоно-
выгоды, при наложении штрафов заключение публичных контрактов,
польных норм.
антимонопольные органы в целях предписывается не рассматривать
предотвращения подобных правона- заявки на участие в тендерах тех
1. Уголовные наказания
рушений, как правило, не принимают компаний, которые однажды уже были
Во многих странах Европейского Со-
в расчет «доходность» сговора для признаны виновными в картельном
юза за совершение различного рода сговоре 8 . Длительность периода,
нарушителей.
злоупотреблений при участии в тен- в течение которого компаниям не
Самые тяжкие правонарушения – это дере установлено уголовное наказа- дозволяется участвовать в тендере,
те, где заказчики на протяжении мно- ние. В Австрии, Бельгии, Германии, каждое государство в составе ЕС
гих лет в результате тендера заклю- Венгрии, Италии, Польше, Испании должно определить самостоятельно.

<< Предыдущая

стр. 16
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>