<< Предыдущая

стр. 19
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

В дополнение к содержавшемуся в За-
коне о защите конкуренции (а также и перечень действий, относящихся
коне перечню действий, запрещаемых к соглашениям (согласованным дейст-
в редакции от 9 октября 2002 г.
независимо от того, какой эффект они виям), ограничивающим конкурен-
Закона), согласно которой субъекты
оказали на конкуренцию, в Законе цию, во многом схожи. Однако если
с любой долей на рынке того или
о защите конкуренции появились но- применительно ко второму перечню
иного товара должны преследоваться
вые нарушения: нет исключений из принципа per se
за соглашения (согласованные дейст-
illegal, то применительно к первому
• навязывание контрагенту условий
вия). Прежде всего, это мешает ма-
перечню есть.
лому предпринимательству, а также договора, невыгодных для него
дает возможность антимонопольному или не относящихся к предмету
органу преследовать за соглашения договора (экономически или техно- 5
См.: Варламова А. Правовое регулирование конкурен-
(согласованные действия), которые логически не обоснованные и (или) ции в России. М., 2000.
6
не способны нанести вред конку- Под положительным эффектом понимается совокуп-
прямо не предусмотренные феде- ность условий, указанных в п. 1 ст. 13 Закона о защите
ренции. ральными законами, нормативными конкуренции.




www.clj.ru
43
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №5 • 2007 | РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ



При расследовании сделок по слияниям и поглощениям с целью установления
возможных нарушений антимонопольного законодательства антимонопольные органы
и суды Российской Федерации опираются исключительно на официальную информацию,
получаемую в основном от статистических учреждений. Законодательство США более
либерально в этом отношении: оно позволяет и судам, и антимонопольным органам
использовать в качестве доказательств показания потребителей и данные независимых
экономических исследований



ТОЛЬКО ФАКТЫ
(ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ СДЕЛОК
ПО СЛИЯНИЯМ И ПОГЛОЩЕНИЯМ)*
доказательства, как потребительская
оценка и экономический анализ.
В статье обобщается сложившаяся
практика в данной области, а также
даются практические рекомендации
в отношении того, как наилучшим
образом использовать эти виды до-
казательств.

Потребительская оценка
Илен Кнабль Готс Даниэль Хемли
юрист юридической компании
юрист юридической компании Антимонопольные органы при исследо-
Wachtell Lipton Rosen & Katz
Wachtell Lipton Rosen & Katz вании потенциального влияния сделки
(США)
(США) на состояние конкуренции на рынке
обычно придают большое значение
оценке происходящего клиентами
рах), а также о том, в пределах какого
объединяющихся компаний. Почерп-
Факты – упрямая вещь,
нутые из таких показаний сведения регионального рынка, исходя из своих
и наши желания, предпочтения
могут быть положены в основу мно- возможностей либо целесообразно-
или интуиция не в состоянии
жества суждений и выводов, прежде сти, они готовы покупать товар. Кроме
их изменить1
всего об уровне конкуренции между того, показания потребителей дают
Американские антимонопольные ор- компаниями по таким ключевым пока- возможность оценить, насколько легко
ганы – Федеральная торговая комис- зателям, как цена, качество продуктов хозяйствующим субъектам проникнуть
сия США и Департамент правосудия и предлагаемых услуг, а также степень на конкретный товарный рынок.
внедрения инноваций на производстве.
США – наряду с американскими суда-
Однако использование показаний
В ходе анализа полученной информа-
ми с каждым разом все придирчивей
потребителей в процессе доказыва-
ции антимонопольный орган устанав-
анализируют потенциальные сделки
ния не всегда эффективно по ряду
ливает, как отразится на состоянии
по объединению компаний. Сегодня
причин:
конкуренции на рынке возможное от-
они изучают довольно большой объем
сутствие соперничества между двумя
материалов в качестве доказательств: • потребительская оценка как вы-
объединяющимися компаниями.
официальные документы, письменные ражение мнения конкретного лица
ответы на запросы органов власти, Потребители также могут предоста-
данные экономического анализа, вить информацию, полезную для *
Статья была опубликована ранее в ж урнале:
а также показания потребителей, определения характеристик товарного Competition Law International. 2006. № 3. P. 22–27.
1
конкурентов и консультантов-экспер- Muris T. J. Antitrust Enforcement at the Federal Trade
рынка, в том числе об известных им Commission: In a Word – Community. Доклад на ежегод-
тов. Однако в последнее время анти- товарах, сравнимых по ряду показа- ной секции по антимонопольному законодательству,
проводимой Американской ассоциацией юристов
монопольным органам не удавалось телей с товарами объединяющихся в Чикаго, штат Иллинойс, 07.08.2001 г. Доступно на
успешно использовать в суде такие компаний (о взаимозаменяемых това- сайте: www.ftc.gov/speeches/muris/murisaba.htm




44
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №5 • 2007 | РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ


всегда субъективна, и к тому же в соответствующем рыночном сег- одной из объединяющихся компаний
вызвало (или не вызвало) эффект
потребитель может использовать менте. Мнение же потребителей по
замещения. Таким образом, потреби-
антимонопольное расследование ключевым «правовым» вопросам (оп-
тельская оценка может стать основой
в своих целях; ределения характеристик товарного
для важных экономических выводов
рынка и выявления влияния, которое
• у потребителей может не быть
о состоянии конкуренции на рынке,
может оказать заключение той или
необходимой информации или зна-
а также о влиянии объединения ком-
иной сделки на состояние конкурен-
ний, достаточных для того, чтобы
паний на условия конкуренции.
ции на рынке) не всегда оказывается
адекватно выразить собственное
значимым для суда. В частности,
4. Даже в тех случаях, когда иссле-
мнение по поводу таких сложных
покупатели товаров и услуг могут не
дование потребительской оценки
вопросов, как состояние рынка или
обладать достаточными правовыми и проведено должным образом, имеет
конкуренция на нем;
экономическими знаниями для того, смысл исследовать причины, по ко-
• для получения полной картины чтобы адекватно оценить, способна ли торым потребители выражают данное
иногда бывает необходимо опро- заключаемая между компаниями сдел- мнение. Объединяющиеся компании
сить слишком большое количество ка повлиять на состояние конкуренции могут использовать подобную инфор-
потребителей или большое коли- на рынке и привести к ситуации, когда мацию для того, чтобы поставить под
чество различных потребителей. одна компания займет доминирующее сомнение данные потребительской
положение либо у сторон сделки по- оценки, а антимонопольные орга-
Федеральные суды ясно обозначили
явится возможность координировать ны, чтобы снизить риск признания
свою позицию в отношении того, какое
свою экономическую деятельность. представляемых в суд доказательств
место потребительская оценка зани-
Потребительская оценка является ненадлежащими.
мает в общей системе доказательств,
полезной, если нужно провести эко-
в таких делах, как: United States vs. 5. Объединяющиеся компании, соби-
номический анализ реакции потреби-
SunGard Data Sys2, FTC vs. Arch Coal3 рающие письменные ответы потре-
телей на увеличение цен со стороны
и United States vs. Oracle Corp.4 В них бителей до или во время проведения
объединившихся компаний. Позиция
суды признали за оценкой потребите- расследования антимонопольными
судей по делу Arch Coal также свиде-
лей небольшую доказательственную органами, должны как можно подроб-
тельствует о том, что потребительская
силу. нее интервьюировать каждого рес-
оценка как доказательство важна при
пондента, для того чтобы в опросном
Тем не менее анализ этих судебных определении размера и структуры
листе были отражены специфические
дел может быть полезен с практи- товарного рынка, для чего потребите-
условия, при которых давался ответ.
ческой точки зрения, поскольку он лям необходимо задать вопрос о том, Полученная подобным образом пот-
позволяет понять суть происходящих превышает ли нынешняя цена на ребительская оценка будет обладать
процессов и поможет как антимоно- товар прежнюю, а не просить их спро- большей доказательственной силой,
польным органам, так и объединяю- гнозировать влияние объединения нежели составленный вами и лишь
щимся компаниям скорректировать компаний на конкуренцию на рынке подписанный потребителем доку-
свои действия в соответствии с наме- (особенно в случае координации эко- мент.
тившимися тенденциями. номической деятельности). Данный
6. Использование потребительской
вывод суда основывается на том, что
1. Последние судебные решения не оценки в качестве доказательства
потребители могут быть просто не
должны интерпретироваться в том может быть затруднено в тех случаях,
осведомлены о возможных технологи-
ключе, что показания потребителей когда доля товара на рынке велика,
ческих и иных изменениях на рынке,
не имеют никакого значения, в от-
а категорий потребителей целое мно-
особенно в высокотехнологичных,
личие от положений, закрепленных
жество. Это связано, прежде всего, со
только появившихся и развивающихся
в разделе 7 Акта Клейтона (Clayton
сложностью определения того, какое
отраслях экономики.
Act). В действительности, как заметил
именно мнение из большого числа
заместитель министра юстиции США 3. Потребительская оценка должна высказанных точек зрения можно
Т. Барнетт, надлежащие показания быть дополнена другими весомыми считать представляющим интересы
потребителей все еще способны сыг- доказательствами, в частности конк- всех. Яркий тому пример – когда по-
рать огромную роль. Потребительская
ретными примерами заключенных до требительская оценка используется
оценка, которая имеет под собой
объединения двух компаний сделок для определения характеристик то-
реальное обоснование, по-прежнему
на рынке и достоверной информацией варного рынка или для подтверждения
будет учитываться судами и дополнять
о том, какова будет стоимость пере- изменения конкурентных условий на
имеющиеся в деле документальные
ключения на другие товары. Одних рынке. В этом случае потенциальному
свидетельства и данные экономиче-
заявлений потребителей о том, что монополисту (при определении товар-
ского анализа.
предстоящее объединение компаний ного рынка) либо объединенной ком-
2. Больше внимания следует уделять негативно отразится на ценах и ка- пании (при вычислении последствий
проведению исследований по выяв- честве товаров, по общему правилу, для конкуренции) нужно продемон-
лению мнения потребителей: надо недостаточно. Не очень эффективны стрировать, что количество потреби-
четко осознавать, в каких случаях для представления в суде и утверж- телей, способных пострадать от уве-
за по требительской оценкой будет дения потребителей о том, что при личения цены на товар, недостаточно
признаваться большая доказательс- увеличении цен на 5 или 10% они велико. Следует отметить, что в таких
твенная сила. Потребительская оценка перейдут на иной товар. Однако
может оказать суду помощь в пони- доказательственное значение таких
мании истории, природы и структуры утверждений можно усилить, напри- 2
172 F Supp 2d 172 (DDC 2001).
производства, а также в выявлении мер, приведя недавние случаи того, 3
329 F Supp 2d 109 (DDC 2004).
4
специфики отношений купли/продажи как увеличение цен на свои товары 331 F Supp 2d 1098 (ND Cal 2004).




45
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №5 • 2007 | РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ


ситуациях акцент должен делаться не статистических расчетов. Существует сионалам (в частности, судьям), даже
на том, как выбрать наиболее предста- при наличии вполне обоснованных ре-
множество видов экономического ана-
вительное мнение потребителей, а на зультатов, непросто. Люди, от которых
лиза, хотя в большинстве случаев в хо-
том, существует ли такая категория зависит принятие решения по делу,
де расследования дел о нарушении
покупателей, которая пострадает от могут сразу, без подробного обраще-
антимонопольного законодательства
увеличения цены на продукт, вызван- ния к обстоятельствам, отнести эконо-
возможно и целесообразно примене-
ного объединением компаний. Показа- мические исследования с различными
ние лишь некоторых из них.
ния таких покупателей, а также иные результатами к противоречащим друг
Данные, полученные в ходе экономи-
свидетельства влияния увеличения другу доказательствам.
ческого анализа, могут опровергнуть
цены на их экономическое положение
Несмотря на перечисленные слож-
или подтвердить теоретические рас-
будут иметь серьезное доказатель-
ности, общепринятой практикой стало
суждения о товарном рынке, о влиянии
ственное значение.
приглашение сторонами к участию
ряда обстоятельств на конкуренцию,
7. Претензии антимонопольных ор- в судебных разбирательствах целого

<< Предыдущая

стр. 19
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>