<< Предыдущая

стр. 2
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

поле мы только начинаем жить, поэто- тесное и эффективное сотрудничество
гана и какова роль ФАС РФ в его
му важно получить от международного с антимонопольными ведомствами
работе?
конкурентного сообщества первую мира, но и даст новый толчок для
– Вовлеченность в деятельность МКС оценку нашей деятельности, реко- дальнейшего развития и повышения
позволяет ФАС России принимать мендации по дальнейшему развитию. эффективности конкурентной по-
непосредственное участие в реше- Хотя с другой стороны, и нам есть что литики в России. Кроме того, хочу
продемонстрировать коллегам, напри-
нии возникающих коллизий в сфере отметить, что в прошлом году ФАС
мер российский закон о госзакупках.
международной конкуренции, спо- России впервые вошла в рейтинг эф-
Наше законодательство в этой сфере
собствует сближению конкурентного фективности конкурентных ведомств,
не просто сильное и соответствующее
законодательства России и развитых который ежегодно готовит Global
мировым стандартам, но и превосхо-
зарубежных стран, а также дает нам Competition Review (очень уважаемое
дящее их в некоторых аспектах. Хотя
возможность информировать зару- международное издание) на основе
контроль над госзакупками не отно-
бежное деловое сообщество о дости- опросов международных экспертов.
сится к собственно антимонопольному
жениях России в области развития Это большое достижение, и не только
регулированию, занимаемся этим
конкурентной политики. Основными для ФАС России, но и в целом для
именно мы. И эта деятельность имеет
мероприятиями МКС являются ежегод- нашей страны. Я очень рассчитываю,
большой эффект не только в плане
ные конференции, которые проводятся что в этом году ФАС России сможет
экономии бюджетных средств, но и для
конкурентными ведомствами в разных повысить свое место в рейтинге, в том
развития конкуренции.
государствах-членах, где обсуждают- числе этому будет способствовать
ся актуальные вопросы применения успешное проведение конференции
– Каковы основные темы, которые
конкурентного законодательства, МКС.
будут затронуты на предстоящей
международный опыт антимонополь-
конференции?
ного регулирования, существующие
*
проблемы и способы повышения ре- Подробнее о поправках в КоАП РФ см.: Прокопенко Ю.
– Традиционно работа конференции
Оборотные штрафы: ужесточение ответственности
зультативности правоприменительной проходит в рабочих группах. Их не- монополистов//Корпоративный юрист. 2007. № 5.
практики. По итогам работы конферен- сколько: по слияниям, по картелям, С. 6–8.




3
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №5 • 2007 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВОМ




АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
ЗА СЛИЯНИЯМИ
В чем польза установления упрощенного порядка антимонопольного
контроля за перемещением активов в рамках группы лиц?




те конкуренции). Количественные же
Основания и формы
Михаил Смирнов
характеристики сделки могут заклю-
антимонопольного контроля
Начальник корпоративно-
чаться, например, в установленном
правового отдела
законом размере основных средств,
Анализ действующих положений За-
Юридического управления
при совершении сделки с которыми
кона о защите конкуренции позволяет
ОАО «Газпромрегионгаз»
требуется привлечение антимонополь-
выделить следующие виды действий
ного органа. Необходимым условием
по экономической концентрации, осу-
для установления антимонопольного
ществляемых под контролем антимо-
контроля является одновременное
нопольного органа:
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. наличие в сделке субъектного и коли-
«О защите конкуренции» (далее – За- 1) создание коммерческих организа- чественного признака, установленного
кон о защите конкуренции), всту- ций (ст. 27, 30 Закона о защите законом.
пивший в силу с 26 октября 2006 г., конкуренции);
изменил государственное регулиро-
Общий анализ изменений
2) проведение реорганизации коммер-
вание деятельности по защите конку-
ческих организаций в виде слияния антимонопольного регулирования
ренции. Принятый вместо утратившего
либо присоединения (ст. 27, 30
свою актуальность закона РСФСР
от 22 марта 1991 г. «О конкуренции Закона о защите конкуренции); Ряд исследователей, рассматрива-
и ограничении монополистической де- ющих вопросы антимонопольной
3) совершение сделок с акциями (до-
ятельности на товарных рынках» (да- политики в сфере контроля за эконо-
лями), имуществом коммерческих
лее – Закон РСФСР), новый законо- мической концентрацией на товарных
(финансовых) организаций, пра-
дательный акт подверг корректировке рынках, отмечают положительное
вами в отношении коммерческих
многие положения антимонопольного влияние нововведений Закона о за-
(финансовых) организаций (ст. 28,
регулирования. Изменения затронули, щите конкуренции на деятельность
29 Закона о защите конкуренции).
в том числе, и сферу контроля за эко- коммерческих организаций, которое
номической концентрацией. С учетом выражается в уменьшении адми-
Законом о защите конкуренции пре-
того, что действия по экономической нистративного бремени на бизнес.
дусмотрены две формы контроля
концентрации совершаются коммер- Например, Н. Елизарова указывает
антимонопольного органа за действи-
ческими организациями повсеместно, на значительное сокращение числа
ями по экономической концентрации –
а правовые последствия несоблю- сделок, подлежащих согласованию
предварительная и последующая.
дения требований закона в этой в антимонопольных органах в соот-
Предварительный контроль заклю-
части достаточно серьезны, уяснение ветствии с требованиями нового за-
чается в рассмотрении ходатайств
соответствующих нормативных поло- кона1. Действительно, Закон о защите
о совершении сделок, последующий –
жений имеет большое практическое конкуренции отменяет согласование
в рассмотрении соответствующих уве-
значение. каждой сделки по приобретению
домлений о совершенных сделках.
акций. Получение предварительного
Слияния – это действия хозяйствую-
Критерии привлечения антимоно- разрешения ФАС обязательно только
щих субъектов по объединению капи-
польного органа к осуществлению для приобретения блокирующего па-
талов и средств производства либо
контроля за действиями по эконо- кета (25%), контрольного пакета (50%)
по получению контроля над таковыми.
мической концентрации могут быть и пакета, исключающего возможность
С учетом целесообразности комплекс-
разделены на две группы: 1) признаки,
ного изучения антимонопольного блокирования решений акционера
характеризующие субъектов сделок,
контроля, термин «слияние» в насто- третьими лицами (75%).
и 2) признаки, характеризующие ко-
ящей статье будет рассматриваться
Однако административные преграды
личественные характеристики самой
в широком смысле и включать как
для деятельности коммерческих ор-
сделки. Например, предварительному
горизонтальные, так и вертикальные
ганизаций, приобретающих пакеты
согласованию с антимонопольным
по направленности слияния. В анти-
акций, должны устанавливаться не
органом подлежит сделка с основны-
монопольном контексте под слиянием
столько количественным критерием
ми производственными средствами,
будет пониматься не только форма
согласования сделок, сколько качест-
совершаемая между лицами, сум-
реорганизации юридического лица, но
марная стоимость активов которых
и любые другие юридически значимые
по последним балансам превышает
действия по экономической концент- 1
Елизарова Н. Контроль за конкуренцией//эж-Юрист.
рации капитала. 3 млрд рублей (ст. 28 Закона о защи- 2006. № 43.




4
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №5 • 2007 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВОМ


венным – четким, прозрачным и понят- опыт такого взаимодействия уже концент рации, так как ранее пере-
имелся при разработке самого Закона
ным для участников правоотношений мещение активов внутри группы лиц
о защите конкуренции. В дальнейшем
механизмом рассмотрения соответст- было приравнено к отчуждению ак-
огромное влияние на деятельность
вующих ходатайств антимонопольным тивов в пользу сторонних участников
по контролю за экономической кон-
органом. Анализ действующего анти- товарного рынка.
центрацией окажут руководящие
монопольного законодательства, к со-
Однако упрощенный порядок, уста-
разъяснения ВАС РФ по обобщению
жалению, заставляет констатировать
новленный для сделок с активами
сформировавшейся практики.
отсутствие такого механизма. В этой
в рамках единой группы лиц, не рас-
части принятие нового закона не из-
пространяется на случаи консолида-
менило ситуацию, сформировавшуюся Контроль при перемещении ции активов субъектами естественных
за период действия Закона РСФСР.
активов внутри группы лиц монополий. Федеральный закон от
В антимонопольном законе может
18 августа 1995 г. «О естественных
остаться лишь незначительный пере-
В русле проблематики статьи особого монополиях» (далее – Закон о ес-
чень сделок, требующих согласования,
внимания заслуживают положения тественных монополиях) не преду-
но если процедура рассмотрения этих
Закона о защите конкуренции, посвя- сматривает исключения из общего
сделок будет изобиловать субъектив-
щенные экономической концентрации правила предварительного согласо-
ными, оценочными характеристиками,
в рамках одной группы лиц. В науч-
то никакого положительного сдвига вания сделок по экономической кон-
ных публикациях упрощение порядка
для участников гражданских право- центрации. Согласно п. 2 ст. 7 Закона
совершения сделок между лицами,
отношений и никакого уменьшения о естественных монополиях, органами
входящими в одну группу, характери-
административного влияния на бизнес регулирования естественных моно-
зуется как одна из наиболее важных
в данном случае не произойдет. полий осуществляется контроль за
новелл законодательства 2. В силу продажей, сдачей в аренду или иной
Подобная ситуация и возникла с Зако- ст. 31 Закона о защите конкуренции, сделкой, в результате которой хозяйст-
ном о защите конкуренции. Действи- сделки и иные действия, которые по вующий субъект приобретает право
тельно, перечень сделок с акциями, общему правилу должны совершаться собственности либо владения и (или)
требующих антимонопольного согла-
с предварительного согласия антимо- пользования частью основных средств
сования, формально сокращен, но
нопольного органа, в случае прове- субъекта естественной монополии,
при этом, с одной стороны, сохранено
дения их в рамках одной группы лиц предназначенных для производства
обязательное участие антимонополь-
могут совершаться в уведомительном (реализации) товаров, в отношении
ного органа в совершении наиболее
порядке при одновременном соблюде- которых применяется регулирование
значимых для инвесторов и акционе-
нии следующих условий: в соответствии с цитируемым за-
ров сделок (речь идет о приобретении
коном, если балансовая стоимость
• перечень лиц, входящих в одну
25, 50 и 75% акций и основных произ-
таких основных средств превышает
водственных средств), а с другой – не группу, с указанием оснований, по
10% стоимости собственного капитала
предусмотрены четкие и понятные которым такие лица входят в эту
основания для отказа в согласова- субъекта естественной монополии по
группу, был представлен любым
нии таких сделок. Из Закона РСФСР последнему утвержденному балансу.
входящим в эту группу лицом (за-
практически без изменений перешло явителем) в федеральный антимо- Следовательно, входящие в одну
положение об отказе в удовлетворе-
нопольный орган не позднее чем группу лиц субъекты естественных мо-
нии ходатайства, если сделка, иное
за один месяц до осуществления нополий, формально освобожденные
действие, заявленные в ходатайстве,
сделок. Форма соответствующего от обязанности предварительно согла-
приведут к ограничению конкуренции,
уведомления и порядок его направ- совывать сделки по Закону о защите
в том числе в результате возникнове-
ления в антимонопольный орган конкуренции, на практике вынужде-
ния или усиления доминирующего по-
определены Приказом ФАС России ны обращаться в антимонопольный
ложения заявителя, а также доминиру-
от 20 ноября 2006 г. № 293; орган за согласованием сделки по
ющего положения лица, которое будет
Закону о естественных монополи-

<< Предыдущая

стр. 2
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>