<< Предыдущая

стр. 21
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Согласно Федеральному закону от хозяйственной и иной деятельности
а также меры по ликвидации последст-
10 января 2002 г. «Об охране окру- независимо от формы собственности,
вий указанных нарушений1.
жающей среды» (далее – Закон), находящиеся в ведении РФ (объекты,
Контроль и надзор со стороны Феде-
экологический контроль проводится относящиеся к федеральным энерге-
ральной службы по надзору в сфере
в целях обеспечения исполнения тическим системам, ядерной энергети-
природопользования (далее – Роспри-
законодательства, соблюдения тре- ке, федеральному транспорту, путям
роднадзор) ведется в области:
бований, в том числе нормативов сообщения, информации и связи;
и нормативных документов, в области объекты, связанные с обеспечением
• охраны, использования и воспро-
охраны окружающей среды, а также обороны и безопасности, а также рас-
изводства объектов животного
обеспечения экологической безопас- положенные на землях, находящихся
мира и среды их обитания (кроме
ности. в федеральной собственности, в том
объектов охоты и рыболовства),
числе землях лесного фонда РФ,
исключая полномочия, осущест-
В настоящее время осуществляются
и др.); 2) объекты, способствующие
вление которых передано органам
три вида экологического контроля:
трансграничному загрязнению окру-
государственной власти субъек-
государственный, производственный
жающей среды и оказывающие нега-
тов РФ;
и общественный.
тивное воздействие на окружающую
• организации и функционирования среду в пределах территорий двух
Субъекты государственного особо охраняемых природных тер- и более субъектов РФ (объекты для
экологического контроля риторий федерального значения; размещения более 10 000 тонн в год
геологического изучения, рацио- отходов 1-го и 2-го классов опасности;
Государственный экологический конт- нального использования и охраны объекты, имеющие более 15 млн куб.
роль проводится на федеральном недр; состояния, использования, метров годовых сбросов сточных вод
и региональном уровнях. Федераль- охраны, защиты лесного фонда или относительно меньшие валовые,
ный экологический контроль осущест- и воспроизводства лесов; исполь- но более токсичные сбросы; объекты,
вляется федеральными органами зования и охраны водных объектов; имеющие более 500 тонн годовых
исполнительной власти. соблюдения законодательства РФ выбросов загрязняющих веществ
и международных норм и стандар- в атмосферный воздух; объекты,
Федеральная служба по экологиче-
тов о морской среде и природных отнесенные законодательством РФ
скому, технологическому и атомно-
ресурсах внутренних морских вод, к категории опасных производствен-
му надзору (далее – Ростехнадзор)
территориального моря и в исклю- ных объектов, и др.).
осуществляет контроль и надзор: за
чительной экономической зоне;
соблюдением требований законода-
• рационального использования ми-
тельства РФ в области охраны окру- *
См.: Васильева М. Корпоративная экологическая по-
литика//Корпоративный юрист. 2007. № 3. С. 18–20.
жающей среды, охраны атмосферного неральных и живых ресурсов на 1
Положение о Федеральной службе по экологическому,
воздуха и обращения с отходами; за континентальном шельфе. Роспри- технологическому и атомному надзору (утв. Постанов-
безопасным ведением работ, связан- роднадзор осуществляет также го- лением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401).
2
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере
ных с пользованием недрами, с целью сударственный земельный контроль природопользования (утв. Постановлением Правитель-
предупреждения и устранения их в отношении земель водного фонда, ства РФ от 30.07.2004 г. № 400).




48
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №5 • 2007 | РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ


По данным Государственного доклада 4) проверять выполнение требований, 8 августа 2001 г. «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных
«О состоянии и об охране окружающей указанных в заключении государ-
предпринимателей при проведении
среды Российской Федерации в 2005 ственной экологической экспертизы;
государственного контроля (надзо-
году», в 2005 г. Ростехнадзором прове-
5) предъявлять требования и выдавать ра)» (далее – Закон о защите прав
дено 50 235 проверок по направлению
предписания юридическим и физиче- юридических лиц) в части принципов
экологического контроля, в ходе которых
ским лицам об устранении нарушения защиты прав проверяемых субъектов,
выявлено и предписано к устранению
законодательства в области охраны порядка и ограничений в проведении
46 504 нарушения требований законо-
окружающей среды и нарушений при- мероприятий по контролю, оснований
дательства об охране окружающей сре-
родоохранных требований; внеплановых проверок, прав и обязан-
ды, оштрафовано 10 726 нарушителей
ностей государственных инспекторов,
природоохранного законодательства, 6) привлекать к административной
проверяемых субъектов, а также
а общая сумма штрафов составила ответственности лиц, допустивших на- и других общих условий. Более де-
50 415 870 рублей. рушение законодательства в области тально контрольные мероприятия
охраны окружающей среды3;
Региональный экологический контроль регламентируются, например, Положе-
нием о государственном контроле за
осуществляется органами исполни- 7) осуществлять иные определенные
охраной атмосферного воздуха (утв.
тельной власти субъектов РФ и ве- законодательством полномочия.
Постановлением Правительства РФ от
дется в отношении находящихся на
Законодательные нормы о правах, 15 января 2001 г. № 31), Положением
территориях субъектов РФ объектов
обязанностях и ответственности рас- об осуществлении государственного
хозяйственной и иной деятельности
независимо от форм собственности,
за исключением объектов хозяйствен-
Поскольку разделение сфер федерального и регио-
ной и иной деятельности, подлежащих
федеральному государственному нального экологического контроля произведено
экологическому контролю. Перечень
по объектному признаку, соответствующие органы
региональных инспекторов устанав-
власти проверяют на подконтрольных объектах
ливается в соответствии с законода-
тельством субъектов РФ.
соблюдение требований и федерального, и регио-
Поскольку разделение сфер федераль-
нального природоохранного законодательства.
ного и регионального экологического
контроля произведено по объектному
признаку, соответствующие органы пространяются в равной степени на контроля и надзора за использовани-
власти проверяют на подконтрольных федеральных и региональных инспек- ем и охраной водных объектов (утв.
объектах соблюдение требований торов в области охраны окружающей Постановлением Правительства РФ от
и федерального, и регионального при- среды. 25 декабря 2006 г. № 801), Правилами
родоохранного законодательства. осуществления государственного эко-
По общему правилу, плановые провер-
логического контроля должностными
ки должны проводиться не более чем
лицами Министерства охраны окру-
Полномочия один раз в два года. Внеплановые про-
жающей среды и природных ресурсов
государственных инспекторов верки осуществляются либо с целью
РФ и его территориальных органов
контроля за исполнением предписаний
(утв. министром охраны окружающей
Согласно Закону, государственные об устранении ранее выявленных
среды и природных ресурсов РФ
инспектора в области охраны окру- нарушений; либо в случае получения
17 апреля 1996 г., зарегистрирова-
жающей среды при исполнении своих информации о возникновении ава-
ны в Минюсте РФ 30 апреля 1996 г.
должностных обязанностей имеют рийных ситуаций, об изменениях или
№ 1076), применяемыми в части, не
право в установленном порядке: нарушениях технологических процес-
противоречащей принятым позднее
сов, о выходе из строя сооружений
1) посещать в целях проверки объекты законодательным актам.
или оборудования, если это может не-
хозяйственной и иной деятельности,
посредственно причинить вред жизни, Административно-процессуальные
знакомиться с документами и иными
здоровью людей, окружающей среде; требования и требования к проведе-
необходимыми материалами;
либо при возникновении угрозы здо- нию контрольных мероприятий имеют
2) проверять соблюдение нормативов, ровью и жизни граждан, загрязнения собственные сферы действия и не
государственных стандартов и иных окружающей среды. являются взаимозаменяемыми. Так,
нормативных документов в области рассматривая кассационную жалобу
С процессуальных позиций, госу-
охраны окружающей среды, работу владельца автозаправочной станции,
дарственный экологический контроль
очистных сооружений и других обез- суд отклонил его довод о нарушении
основывается как на нормах КоАП РФ
вреживающих устройств, средств Департаментом природопользования
(например, в части составления про-
контроля, а также выполнение планов и охраны окружающей среды г. Мо-
токола, вынесения постановления
и мероприятий по охране окружающей сквы при отборе проб топлива тре-
о привлечении к административной
среды; бований, предъявляемых КоАП РФ
ответственности), так и на положе-
3) проверять соблюдение требований, ниях нормативных правовых актов,
норм и правил в области охраны ок- регулирующих проведение контроль- 3
Перечень составов административных правонару-
шений, за совершение которых к ответственности
ружающей среды при размещении, ных мероприятий. Проводимые про- привлекают органы государственного экологического
эксплуатации и выводе из эксплуа- верки и действия государственных контроля, и полномочия государственных инспекторов
различного уровня по рассмотрению дел об админи-
тации производственных и других инспекторов должны соответствовать стративных правонарушениях установлены ст. 23.29
объектов; нормам Федерального закона от КоАП РФ.




49
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №5 • 2007 | РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ


к отдельным процессуальным дейст- вильного оформления протоколов об отдела, природоохранной службы –
виям в ходе ведения производ ства административных правонарушениях в зависимости от ситуации).
по делу об административном право- работники экологических или юриди-
Юридическое значение документов,
нарушении, мотивируя свою позицию ческих служб должны присутствовать
составляемых должностными лицами
тем, что отбор проб осуществлялся при их составлении и иметь доверен-
органа государственного экологиче-
Департаментом не в рамках адми- ности на представление интересов
ского контроля по результатам провер-
нистративного производства, а в ходе предприятия. Однако несоблюдение
ки, различно. Акт проверки, акт отбора
проведения контрольных мероприя- указанного порядка по причине отсутст-
проб, протокол об административном
тий, вследствие чего применение норм вия названных представителей или
КоАП РФ не представляется возмож- правонарушении являются основа-
иных уполномоченных должностных
ным4. (Во исполнение Закона г. Мо- ниями для выдачи предписания об
лиц предприятия не рассматривается
сквы от 14 июля 1999 г. «Об ответст- устранении экологического правонару-
как безусловное основание для при-
венности за производство и оборот шения, для вынесения постановления
знания незаконным постановления
нефтепродуктов, не соответствующих о привлечении к административной
о привлечении к ответственности. Как
экологическим требованиям» данный ответственности, а также для предъяв-
указал ВАС РФ, нарушение админист-
департамент осуществляет государст- ления требования о возмещении вре-
ративным органом при производстве
венный контроль за соответствием по делу об административном правона- да и сами по себе не влекут правовых
нефтепродуктов установленным эко-
логическим требованиям и привлекает
к административной ответственности По результатам контрольного мероприятия долж-
за реализацию моторного топлива, не
ностным лицом органа государственного эколо-
отвечающего экологическим требова-
ниям, установленным Постановлением гического контроля, осуществляющим проверку,
Правительства Москвы от 28 декабря
составляется акт установленной формы. К нему
2004 г. «Об утверждении экологиче-
ских требований к качеству моторного прилагаются акты об отборе проб, об обследова-
топлива при его обороте в городе
нии объектов окружающей среды и другие доку-
Москве».)
менты. В случае выявления административного
Оформление результатов правонарушения составляется протокол в поряд-
экологического контроля
ке, предусмотренном ст. 28.2 КоАП РФ, и выдается
Корректность оформления результатов предписание об устранении нарушений.
экологического контроля важна для
обеих сторон потому, что при нали-
чии к тому оснований последующими последствий8. Соответственно, если
рушении процессуальных требований
стадиями могут быть и привлечение является основанием для признания для того есть причины, обжаловаться
к административной ответственности, незаконным и отмены оспариваемо- могут только действия должностных
и предъявление требований о возме- го постановления при условии, если лиц, предписания и постановления.
щении причиненного экологического указанные нарушения носят сущест-
вреда. Однако в практике проверок использу-
венный характер и препятствуют
ется и такой вариант оформления ре-
всестороннему, полному и объектив-
По результатам контрольного меро-
ному рассмотрению дела. Если в ходе
приятия должностным лицом органа
рассмотрения дела будет выявлено, 4
государственного экологического П о с т а н о в л е н и е ФАС М о с ко в с ко г о о к р у г а о т
что протокол составлен в отсутствие 07.12.2006 г., 13.12.2006 г. № КА-А41/11929-06 по
контроля, осуществляющим провер- делу № А41-К2-4814/06.
лица, в отношении которого возбуж-
ку, составляется акт установленной 5
Таково требование Закона о защите прав юридических
дено дело об административном пра-
формы 5. К нему прилагаются акты лиц. Однако унифицированной формы акта эколо-
гического контроля не установлено. Утвержденные
вонарушении, суду надлежит выяснить,
об отборе проб, об обследовании ранее Росприроднадзором временные формы акта
было ли данному лицу сообщено о дате

<< Предыдущая

стр. 21
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>