<< Предыдущая

стр. 16
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

которых указана в иностранной ва-
вания транспортных средств при
В силу п. 3 ст. 14 Закона о валютном люте, не для целей осуществления
международных перевозках.
регулировании расчеты при осущест- физическими лицами предпринима-
Без ограничений осуществляются
влении валютных операций произво- тельской деятельности;
валютные операции между резиден-
дятся физическими лицами – резиден-
тами и уполномоченными банками, 6) с уплатой уполномоченным банкам
тами через банковские счета в упол-
номоченных банках, порядок открытия связанные: комиссионного вознаграждения;



35
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №6 • 2007 | СОПРОВОЖДЕНИЕ СДЕЛОК | ТЕХНИКА СОСТАВЛЕНИЯ ДОГОВОРА


7) с иными валютными операциями, ния гражданин представил расписку, ных средств, внутренних и внешних
отнесенными к банковским опера- из которой следует, что 26 декабря ценных бумаг со специального счета
циям в соответствии с законода- 1997 г. директор ООО «Родис» М. Ор- и на специальный счет с невыпол-
тельством РФ. лов получил от него заем на сумму нением установленного требования
216 500 долларов США. о резервировании, влечет наложение
Таким образом, заем денежных
административного штрафа на граж-
средств в иностранной валюте может Суд первой инстанции определением
дан, должностных лиц и юридических
осуществляться исключительно в без- от 19 августа 2004 г. включил Н. Цып-
лиц в размере от трех четвертых до
наличном порядке через банковские кина в третью очередь реестра требо-
счета в уполномоченных банках. одного размера суммы незаконной
ваний кредиторов. Апелляционная ин-
валютной операции, суммы денежных
станция постановлением от 10 марта
В случае если заемщик, получивший
средств или стоимости внутренних
2005 г. оставила данное определение
валютные средства по договору займа
без изменения. и внешних ценных бумаг, списанных
в наличном порядке, решит оспорить
договор по безденежности, утверж-
дая, что деньги не были им получены,
Заем денежных средств в иностранной валюте
а заимодавец в качестве единственно-
может осуществляться исключительно в безна-
го доказательства, подтверждающего
исполнение им обязанности по пере-
личном порядке через банковские счета в упол-
даче суммы займа, представит лишь
номоченных банках.
расписку контрагента, то заявленные
требования заемщика будут удовлет-
ворены судом в полном объеме в силу
Постановлением ФАС Волго-Вятского и (или) зачисленных с невыполнением
следующих обстоятельств4.
округа определение от 19 августа установленного требования о резер-
В ст. 60 ГПК РФ установлено, что 2004 г. и постановление от 10 марта вировании7.
обстоятельства дела, которые в со- 2005 г. отменены, в удовлетворении
В заключение хотелось бы рекомендо-
ответствии с законом должны быть заявления гражданина Н. Цыпкина
вать при составлении договора займа
подтверждены определенными средст- о включении его в реестр требований
денежных средств в иностранной ва-
кредиторов ООО «Родис» отказано5.
вами доказывания, не могут под-
люте указывать в разделе «Предмет
тверждаться никакими другими дока-
По мнению суда кассационной инстан- договора» следующую формулировку:
зательствами.
ции, надлежащим доказательством денежное обязательство подлежит
Согласно нормам валютного за- того, что между спорящими сторонами оплате в рублях в сумме, эквивалент-
конодательства РФ, надлежащим состоялись обязательственные отно- ной определенной сумме в иностран-
доказательством того, что между спо- шения по займу в иностранной валю- ной валюте или в условных денежных
рящими сторонами состоялись обя- те, может служить только документ,
единицах. В иных случаях во избежа-
зательственные отношения по займу свидетельствующий о перечислении
ние негативных последствий сделку
в иностранной валюте, может служить иностранной валюты в безналич-
по займу денежных средств в иност-
только документ, свидетельствующий ном порядке. Такого документа суду
ранной валюте необходимо исполнять
о перечислении иностранной валюты представлено не было. Вследствие
в строгом соответствии с Законом
в безналичном порядке через банков- этого у суда отсутствовали правовые
о валютном регулировании посредст-
ский счет в уполномоченном банке. основания для признания требования
вом зачисления валютных средств на
гражданина Н. Цыпкина обоснован-
В подтверждение сделанных выводов валютный счет заемщика, открытый
ным и для включения его в реестр
можно привести пример из судебной в уполномоченном банке.
требований кредиторов6.
практики.
Также следует помнить и об админист- 4
Арбитражный суд Нижегородской об- Если заимодавец обратится в суд с требованием
ративной ответственности в случае о взыскании с заемщика денежных средств по дого-
ласти возбудил производство по делу
нарушения валютного законодательст- вору займа, заключенному в иностранной валюте,
о несостоятельности ООО «Родис» и в качестве единственного доказательства предста-
ва при заключении договора займа вит расписку заемщика, подтверждающую получение
и определением от 20 мая 2003 г. ввел
в иностранной валюте, установленной валютных средств, в удовлетворении заявленных
процедуру наблюдения. Решением от требований будет отказано, поскольку надлежащим
п. 1 ст. 15.25 КоаП РФ. Осуществление
14 октября 2003 г. предприятие-долж- доказательством того, что между сторонами состоя-
незаконных валютных операций, т.е. лись обязательственные отношения по займу в иност-
ник признано банкротом, в отношении ранной валюте, может служить только документ,
осуществление валютных операций,
его имущества открыто конкурсное свидетельствующий о перечислении соответствующих
запрещенных валютным законода- средств в безналичном порядке через банковский счет
производство. в уполномоченном банке.
тельством РФ, или осуществление 5
П о с т а н о в л е н и е ФАС В ол г о - В я т с ко г о о к р у г а
валютных операций с невыполнением
Гражданин Н. Цыпкин обратился в ар- от 10.06.2005 г. по делу № А43-4203/2003-33-31/14.
установленных требований об исполь-
битражный суд с заявлением о вклю- 6
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от
06.12.2004 г. по делу № А29-1591/2004-А29-5790/
зовании специального счета и тре-
чении в реестр требований кредиторов
2003-3б.
его требования на сумму 6 491 923 бований о резервировании, а равно 7
Пос тановление ФАС Центрального округа от
рублей. В обоснование своего заявле- списание и (или) зачисление денеж- 18.04.2006 г. по делу № А64-6242/05-19.




w w w . c l j .r u
36
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №6 • 2007 | СОПРОВОЖДЕНИЕ СДЕЛОК | ТЕХНИКА СОСТАВЛЕНИЯ ДОГОВОРА




КОГО МОЖНО СЧИТАТЬ УЧАСТНИКОМ
РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА?
Практика показала, что на сегодняшний день нет единого мнения по
вопросу о том, кого следует считать участником размещения заказов на
поставки товаров для государственных нужд. Автор статьи анализирует
существующие мнения и обосновывает свою позицию



Также Закон связывает некоторые Согласно Словарю русского языка
Алексей Шумилов
действия заказчика уполномоченного Ожегова, слово «претендовать» озна-
главный государственный
органа, специализированной органи- чает: «1. Притязать (иметь притязание,
инспектор Нижегородского
зации, конкурсной, аукционной или т.е. стремление получить что-нибудь,
УФАС России
котировочной комиссии и последствия предъявление своих прав на что-ни-
этих действий с наличием у лица будь; необоснованное стремление
статуса участника размещения зака- добиться признания, одобрения), рас-
за (например, ч. 6 ст. 20 запрещает считывать на что-нибудь, добиваться
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. переговоры с участником размещения чего-нибудь. 2. Считая себя облада-
«О размещении заказов на поставки заказа при проведении конкурса, ч. 1 телем каких-нибудь положительных
товаров, выполнение работ, оказание ст. 24 предусматривает обязанность качеств, желать, чтобы их признали».
услуг для государственных и муници- давать разъяснения только для участ-
пальных нужд» (далее – Закон о раз- С учетом этого толкования и анали-
ника размещения заказа и т.д.).
мещении заказов, Закон), на первый за норм, в которых употребляется
Как отмечалось, ст. 8 Закона устанав-
взгляд, прямо отвечает на вопрос, кто рассматриваемое слово в различ-
ливает, что участниками размещения
может быть участником размещения ных нормативных актах (Налоговый
заказов являются лица, претендующие
заказа. кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ,
на заключение государственного или
Семейный кодекс РФ и др.), можно
Так, ст. 8 Закона определяет, что муниципального контракта. Однако,
констатировать, что «претендовать»,
«участниками размещения заказов к сожалению, Закон не определяет,
с точки зрения законодателя, озна-
являются лица, претендующие на с какого момента то или иное лицо
чает «стремиться получить что-ни-
заключение государственного или следует считать претендующим на
будь, предъявлять свои права на что-
муниципального контракта» и что заключение контракта. В результате
«участником размещения заказа мо- нибудь, заявлять о своих намерениях».
возникает необходимость толкова-
жет быть любое юридическое лицо не- При этом стремление, притязание,
ния норм, и здесь можно выдвинуть
зависимо от организационно-правовой заявление должно демонстрироваться
две основные версии. Версия пер-
формы, формы собственности, места претендентом, иметь какой-то выход
вая – участником размещения заказа
нахождения и места происхождения во вне, т.е. содержать элемент публич-
является лицо, публично заявившее
капитала или любое физическое лицо, ности, быть известным заинтересован-
о своих намерениях бороться за пра-
в том числе индивидуальный предпри- ным лицам. В случае с размещением
во заключить контракт на поставку
ниматель» (выдел. авт.). Однако, как заказов заинтересованными лицами
товаров, выполнение работ, оказание
показывает практика, ответ на вопрос являются заказчики, уполномоченные
услуг. Такая интерпретация удобна
не так уж и прост. органы, специализированные органи-
заказчикам, уполномоченным органам
зации, конкурсные, аукционные или
и специализированным организациям
Особенно ярко проблемы с определе-
при защите своих интересов. котировочные комиссии.
нием участника размещения заказа
проявляются на этапе обжалования Версия вторая – любое лицо, озна- Указанным заинтересованным лицам
действий (бездействия) заказчика, комившееся на официальных сайтах становится известно о притязаниях
уполномоченного органа, специали- с электронными документами, касаю- лица на заключение контракта (и этот
зированной организации, конкурс- щимися размещения заказа, или слу- факт может быть подтвержден доку-
ной, аукционной или котировочной чайно услышавшее о происходящем ментально) только с момента, когда
комиссии, поскольку от правильного размещении и имеющее желание это лицо адресует им какое-либо обра-
понимания зависит возможность об- заключить контракт, автоматически щение, позволяющее установить наме-
ратиться с жалобой и защитить свои становится участником размещения рение лица участвовать в размещении
права и интересы. Известно, что в со- заказа независимо от того, известно заказа, т.е. претендовать на заключе-
ответствии с ч. 1 ст. 57 Закона о раз- ли об этом заинтересованным лицам ние контракта. Таким обращением мо-
мещении заказов право обжалования (заказчикам, уполномоченным органам жет быть заявление о предоставлении
действия (бездействия) заказчика, и специализированным организациям). документации, сопровождающей соот-
уполномоченного органа, специали- Данная трактовка активно поддержи- ветствующую процедуру размещения
зированной организации, конкурсной, вается поставщиками товаров, подряд-
заказа (при проведении торгов), заявка
аукционной или котировочной комис- чиками и исполнителями.
(при проведении запроса котировок),
сии предоставлено только участнику
требование о разъяснении положений
Попытаемся установить, какая из вер-
размещения заказов, а не любому
заинтересованному лицу. сий является наиболее правильной. документации.



38
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №6 • 2007 | СОПРОВОЖДЕНИЕ СДЕЛОК | ТЕХНИКА СОСТАВЛЕНИЯ ДОГОВОРА


Эта позиция подтверждается систем- обращения к заказчику, уполномочен- заказов имеет наиболее существенное
ным анализом норм Закона о разме- ному органу за конкурсной или аукци- практическое значение при попытке
щении заказов. Согласно ч. 2 ст. 23 обжаловать действия (бездействия)
онной документацией в соответствии
Закона, лицо, о котором заказчику, заказчика, уполномоченного органа,
с ч. 2 ст. 23 Закона. Вследствие этого
уполномоченному органу неизвестно специализированной организации,
заказчики нередко отказывают не
как о претенденте на участие в кон- конкурсной, аукционной или котиро-
зарегистрированным у них в качестве
курсе, называется «заинтересованным вочной комиссии.
участника размещения заказа лицам,
лицом», а не «участником размещения получившим документацию с сай-
В случае если лицо ознакомилось с до-
заказа»; в ч. 3 и 5 ст. 45 Закона лица, тов, в представлении разъяснений
кументацией в электронном виде и, не
имеющие потенциальную возможность по документации. Однако, как было
известив о своих притязаниях заказчи-
участвовать в размещении заказов, установлено выше, Закон предусмат-
ка, уполномоченный орган, сразу обра-
именуются «лицами, осуществляющи- ривает возможность появления у лица
щается в контролирующие органы или
ми поставки товаров, выполнение ра- статуса участника размещения заказа
суд, подобная жалоба не может быть
бот, оказание услуг»; ч. 1 ст. 24 Закона при любом обращении к заказчику,
рассмотрена по существу, поскольку,
связывает возможность обращения за из которого явно следует вывод о же-
исходя из положений ч. 1 ст. 57 Закона,
разъяснением с наличием письменного лании данного лица поучаствовать
ее заявитель является ненадлежащим
заявления в адрес заказчика, уполно- в размещении заказов.
лицом. Однако если заявителем будут
моченного органа, т.е. с присутствием
представлены доказательства, что

<< Предыдущая

стр. 16
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>